Рабочая программа по физике. 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

                                                   Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «физика» для 7 класса составлена на основе следующей нормативно-правовой базы:

  1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
  2.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897» в редакции от 29.12.2014г. №1644).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578.
  4. Учебный план МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа».
  5. Примерная программа по учебным предметам. Физика. 7 класс: проект (М.: Просвещение, 2019.) и в соответствии с «Рабочей программой. Физика. Предметная линия учебника  А.В.Перышкин 7 класс. М: -Дрофа 2018г»
  6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Ульдургинская СОШ».

       Рабочая программа по физике для основной школы предназначена для учащихся 7-9 классов. Программа  оптимальна для формирования у учащихся интереса к физике и соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на базовом уровне.

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.        Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

      Она построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Содержание программы вносит существенный вклад в образование по физике на ступени основного общего образования, в формирование основных физических понятий, в приобретении умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме.

      Согласно государственному образовательному стандарту, изучение физики в основной школе направлено на достижение цели:

• усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.rab_.progr_.7kl.docx72.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц. Номтоева»

Согласовано:                                                             Утверждено:

Председатель ПК                                                      И.о. директора школы

______ Ц.Ц. Будацыренова                                    _______Ж.Б. Цырендоржиева

«30» августа 2022 г                                                 «30» августа 2022 г.

Рабочая программа

Физика

7  класс

Учитель: Лыктыпова Норжон Шойдоновна

2022-2023 учебный год

                                                   Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «физика» для 7 класса составлена на основе следующей нормативно-правовой базы:

  1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
  2.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897» в редакции от 29.12.2014г. №1644).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578.
  4. Учебный план МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа».
  5. Примерная программа по учебным предметам. Физика. 7 класс: проект (М.: Просвещение, 2019.) и в соответствии с «Рабочей программой. Физика. Предметная линия учебника  А.В.Перышкин 7 класс. М: -Дрофа 2018г»
  6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Ульдургинская СОШ».

       Рабочая программа по физике для основной школы предназначена для учащихся 7-9 классов. Программа  оптимальна для формирования у учащихся интереса к физике и соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на базовом уровне.

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.        Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

      Она построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Содержание программы вносит существенный вклад в образование по физике на ступени основного общего образования, в формирование основных физических понятий, в приобретении умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме.

      Согласно государственному образовательному стандарту, изучение физики в основной школе направлено на достижение цели:

• усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

• формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

• организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

       Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и  экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

      Обоснованность: физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в 7 классе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики

основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

       Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёбу, познания, коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

 Рабочая учебная программа  предназначена для изучения курса физики на базовом уровне, рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

В рабочую учебную  программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной  школы.

Предмет физика входит в образовательную область естественных наук.

Данный учебно-методический комплект даёт возможность реализовать основную идею программы, которая заключается в следующем:

Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики, уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.

Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.

Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1.Определение цены деления измерительного прибора        

 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)

Строение вещества. Молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

 Фронтальная лабораторная работа

2. Работа с измерительными приборами. Работа с линейкой

3. Измерение размеров малых тел.

4. Работа с измерительными приборами. Работа со штангенциркулем»;

 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (23 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

 Фронтальные лабораторные работы

5. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

6. Измерение массы тела на рычажных весах.

7. Измерение объема твердого тела.

8. Измерение плотности твердого тола.

9. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

10. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

11. Определение центра тяжести плоской пластины.

 4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

12. Измерение давления твердого тела на опору.

13. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

14. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Учебные проекты

Передача давления в гидравлических машинах

Откуда появляется архимедова сила

 5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (16 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.«Золотое правило» механики. КПД механизма.Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

 Фронтальные лабораторные работы

15. Выяснение условия равновесия рычага.

16. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

 знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
  • смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила; давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и  электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.        

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по физике

познавательные:

  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей

 Учебно-тематический план

п/п

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

лабораторные,

практические

контрольные

зачет

1

Введение

4

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

1

3

Взаимодействия тел

23

5

1

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

1

1

4

Работа и мощность. Энергия

16

2

1

1

5

Повторение

3

ИТОГО:

70

11

4

4

Учебно-методический комплект

  1. А.В.Перышкин  Физика. 7 класс.  М.: Дрофа, 2018.
  2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс.  М.: Просвещение, 2014.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Интернет-поддержка курса физики

Название сайта

Электронный адрес

1

Интернет уроки.

http://www.interneturok.ru/distancionno

2

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

3

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

http://www.gomulina.orc.ru

5

Задачи по физике с решениями

http://fizzzika.narod.ru

6

Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина

http://elkin52.narod.ru

7

Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

http://www.edu.delfa.net

8

Кафедра и лаборатория физики МИОО

http://fizkaf.narod.ru

9

Квант: научно-популярный физико-математический журнал

http://kvant.mccme.ru

10

Информационные технологии в преподавании физики: сайт И. Я. Филипповой

http://ifilip.narod.ru

11

Классная физика: сайт учителя физики Е. А. Балдиной

http://class-fizika.narod.ru

12

Краткий справочник по физике

http://www. physics.vir.ru

13

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

14

Онлайн-преобразователь единиц измерения

http://www.decoder.ru

15

Физика в анимациях

http://physics.nad.ru

16

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

17

Физика для учителей: сайт В. Н. Егоровой

http://fisika.home.nov.ru

18

Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики

http://www.fizika.ru

19

Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина

http://www.physica.ru

20

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

 

Календарно-тематическое планирование

7 класс (70 часов – 2 часа в неделю)

недели/урока

Дата

По плану/ по факту

Тема

 

Количество часов

Уроки

Планируемые результаты

Домашнее задание

1/1

1.Введение

4.

Техника безопасности в кабинете физики (ТБ).

Что изучает физика?

Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление».

Уметь наблюдать и описывать физические явления.

§1-3, вопросы после §§ устно.

Л. № 5, 7.

1/2

Физические величины. Измерение физических величин.

Знать смысл понятия «физическая величина».

Уметь приводить примеры физических величин; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

§4, 5,

упр. 1(1,2), подготовка к лаборатор- ной работе №  1.

2/3

Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин».

Уметь использовать измерительный цилиндр для  определения объема жидкости.

Выражать результаты в СИ.

§ 6.

2/4

Физика и техника.

Знать о вкладе в изучение физики ученых: М.В.Ломоносова, К.Э.Циолковского, С.П.Королева и др.

Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д.

3/1

2.Первоначальные сведения о строении вещества  

6

Строение вещества. Молекулы.

Знать смысл понятий «гипотеза», «молекула», «вещество».

Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел.

§7-8, вопросы после §§ устно.

Л. № 49-50.

3/2

Движение молекул.

Знать смысл понятия «диффузия».

Уметь наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах.

§9,

вопросы после §9 устно.

Л. № 58-59.

4/3

Скорость движения молекул и температура тела. Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Уметь анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

§7-9,

упр.2 (1,2), подготовка к лаборатор- ной работе №  2.

4/4

Взаимодействие молекул.

Иметь представление о молекулярном стро-ении вещества, явле-нии диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, о силах взаимодействия между молекулами.  

Уметь наблюдать и описывать физические явления.

§10, вопросы после §§ устно.

Л. № 78-81.

5/5

Три состояния вещества.

Уметь приводить при-меры, наблюдать и описывать физические явления.

Знать основные свой-ства вещества (жидкое, твердое, газообразное).

§11-12,  задание 3, вопросы после §§ устно.

 Л. № 84-88.

5/6

Повторение темы. Первоначальные сведения о строении вещества. Контрольная работа №1 (20минут).

Знать смысл понятий «гипотеза», «модель».

Уметь объяснять  примеры проявления диффузии.

§7-12, вопросы после §§ устно.

Л. № 13, 29, 48, 68.

3.Взаимодействие тел  

21

6/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении.

§13-14,

 упр. 3, задание 4, вопросы после §§ устно.

 Л. № 108, 109, 114.

6/2

Скорость. Единицы скорости.

Знать смысл физических величин «скорость», «средняя скорость».

Уметь описывать фундаментальные опыты, определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

§15,

упр. 4, вопросы после §§ устно.

 Л. № 117, 118, 121.

7/3

Расчет пути и времени движения.

Знать смысл поня-тий: «время», «прост-ранство», физических величин: «путь», «скорость», «время».

Уметь измерять  расстояние,

промежутки времени.

§16, упр. 5(1-3), вопросы после §§ устно.

Л. № 124, 128, 130.

7/4

Решение задач на расчет пути и времени движения.

Знать смысл понятий «система отсчета», «физическая величина».

Уметь определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Применять полученные знания для решения физических задач.

§15-16,

упр.5 (4-5), вопросы после §§ устно.

Л. № 132-138.

8/5

Явление инерции.

Знать смысл понятий  «система отсчета», «взаимодействие», «инерция».

Уметь приводить примеры практического применения физических знаний законов механики.

Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д.

8/6

Взаимодействие тел.

Смысл понятий  «взаимодействие», «инерция».

Уметь приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий.

§17-18,  вопросы после §§ устно.

Л. № 171, 178, 185.

9/7

Масса. Единицы массы.

Знать смысл физичес-кой величины «масса».

Уметь измерять массу на рычажных весах. Выражать результаты в СИ с учетом их погрешностей.

§19,

 упр. 6,  вопросы после §§ устно.

 Л. № 208-210.

9/8

Лабораторная работа №3.

 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Уметь использовать рычажные весы для определения массы тел.

§19-20,  подготовка к лаборатор- ной работе №  3.

10/9

Плотность вещества.

Знать определение плотности тела, единицы измерения.

Уметь осуществлять перевод единиц изме-рения, пользоваться формулой для реше-ния задач, таблицей плотностей тел и веществ.

§21,

упр. 7,  вопросы после §§ устно.

 Л. № 255, 257, 259.

10/10

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Понимать  смысл физических величин «масса», «плотность».

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.

§22,

 упр. 8, задание 5, вопросы после §§ устно.

 Л. № 267, 268, 271.

11/11

Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела».

Уметь использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости.

Выражать результаты в СИ.

§21-22,  подготовка к лаборатор-ной работе №  4.

11/12

Лабораторная работа №5. «Определение плотности твердого тела».

Уметь работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деле-ния приборов, рассчи-тывать погрешности измерения.

§21-22,  подготовка к лаборатор-ной работе №  5.

12/13

Решение задач.

Понимать смысл физических величин «масса», «плотность».

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.

Повторить формулы, §19-22.

Л. № 272, 275, 282.

12/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Знать смысл понятий «сила, сила тяжести».

Уметь объяснять результаты экспериментов, независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела.

Творческое задание, §23-24.

Л. № 293, 311.

13/15

Сила упругости. Вес тела.

 Единицы силы.

Знать смысл понятия «сила упругости», «Закон Гука».

Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных.

§25-26,

упр. 9 (1-2),  вопросы после §§ устно.

Л. № 328, 329, 338, 340, 342.

13/16

Динамометр. Лабораторная работа №6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Уметь работать с приборами, наблю-дать, делать выводы, определять цену деле-ния приборов, рассчи-тывать погрешности измерения.

§27-28,  подготовка к лаборатор-ной работе №  6.

14/17

Графическое изображение силы.

 Сложение сил.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

§29,

упр. 9 (3-5),  вопросы после §§ устно.

Л. № 355, 358, 371, 379.

14/18

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике.

Уметь измерять коэффициент трения скольжения.

§30,

упр. 10, вопросы после §§ устно.

Л. № 377, 381, 428, 432.

15/19

Обобщающее занятие по теме: «Взаимодействие тел».

Знать основные понятия, определения, формулы по теме

«Движение и взаимодействие тел».

Уметь работать с физическими вели-чинами, входящими в формулы нахожде-ния силы трения, объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни.

Творческое  задание, §30-31.

Л. № 351, 368.

15/20

Контрольная работа № 2.

«Взаимодействие тел».

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 23-30.

Задачи по тетради. Дидактичес-кий материал.

16/21

Анализ контрольной работы №2.

Работа над ошибками.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 23-30.

Задачи по тетради. Дидактичес-кий материал.

16/1

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов  

21

Давление. Единицы давления.

Знать определение и формулу давления, единицы  измерения давления.

Уметь применять полученные знания для решения задач.

§33,

упр. 12(3-4),  вопросы после § устно.

Л. № 450, 452, 459.

17/2

Способы увеличения и уменьшения давления.

Знать определение и формулу давления, зависимость давле-ния от силы, действу-ющей на опору и площади опоры.

Уметь применять полученные знания для решения физи-ческих задач и объяс-нения жизненных примеров.

§34,

упр. 13(1-2),  задание 6, вопросы после § устно.

 Л. № 458, 460.

17/3

Давление газа.

Знать формулировку закона Паскаля.

Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная по-ложения молекуляр-но-кинетической теории, пользоваться формулой для вычис-ления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

§35,   вопросы после § устно.

Л. № 470, 476, 479.

18/4

Передача давления жидкостями и газами.

Закон Паскаля.

Знать формулировку закона Паскаля.

Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения молеку-лярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычис-ления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

§36,

упр.14(1,2),

 задание 7, вопросы после § устно.

 Л. № 523, 524, 531.

18/5

Давление в жидкости и в газе.

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Знать формулу для вычисления давле-ния; формулировку закона Паскаля.

Уметь объяснить давление жидкос-тями и газами, зная положение молеку-лярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычис-ления давления при решении задач; объяснить с помощью закона Паскаля природные явления; примеры из жизни.

§37, упр.14,

задание 7, вопросы после § устно.

Л. № 516, 529, 545.

19/6

Решение задач.

Знать формулу для вычисления давления жидкости в зависи-мости от глубины; формулировку закона Паскаля.

Уметь  объяснить давление жидкос-тями и газами, зная положение молеку-лярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычис-ления давления жид-кости в зависимости от глубины при ре-шении задач; объяс-нить природные явления, примеры из жизни.

§38,

упр.15,

вопросы после § устно.

Л. № 491, 515, 519.

19/7

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

Знать определение сообщающихся сосу-дов, теорию располо-жения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей.

Уметь применять сообщающиеся  сосу-ды в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла).

§39, упр. 16 (1-2), вопросы после § устно.

Л. № 528-530.

20/8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Знать, что воздух –  это смесь газов, имеет вес, почему у Земли есть атмосфера. Способы измерения атмосферного давления.

Уметь вычислять вес воздуха.

§40

упр. 17(1-2), задание 10, вопросы после § устно.

 Л. № 546, 548, 551.

20/9

Измерение атмосферного давления.

Знать способы измерения атмосфер-ного давления.

Уметь объяснять  опыт Торричелли, переводить единицы давления.

§42,

упр. 19(1-2), задание 11, вопросы после § устно.

Л. № 555-561.

21/10

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

Знать основные определения, спосо-бы измерения атмос-ферного давления.

Уметь использовать приобретенные зна-ния и умения в прак-тической деятельности и повседневной жизни.

§43-44,

упр. 21(1-4),  вопросы после §§ устно.

 Л. № 578-581.

21/11

Манометры. Поршневой жидкостной насос.

Гидравлический пресс.

Знать устройство и принцип действия манометра, поршне-вого жидкостного насоса, гидравлического пресса.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

§45-47, вопросы после §§ устно.

Л. № 603-604.

22/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Знать понятие выталкивающей силы.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

§48,  вопросы после § устно.

Л. № 597-600.

22/13

Архимедова сила.

Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила.

Уметь вычислять по формуле.

§49,

упр. 24(1-2),  вопросы после § устно.

Л. № 613, 621, 623.

23/14

Лабораторная работа №7. «Определение выталкивающей силы, действующей  на погруженное в жидкость тело».

Знать,  что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует вытал-кивающая сила.

Уметь измерять  объем тела с помощью мензурки, вычи-слять значение вы-талкивающей силы.

§49,

упр. 24(3-4),

задание 14, вопросы после § устно.

Л. № 626, 627, 632.

23/15

Плавание тел.

Знать условия плавания однородных тел.

Уметь объяснять жизненные вопросы по теме.

§50,

упр. 25(1-2),  вопросы после § устно.

Л. № 635-638.

24/16

Решение задач.

Знать условия пла-вания однородных тел.

Уметь объяснять жизненные вопросы по теме.

§50,    вопросы после § устно,

 Л. № 645-651.

24/17

Лабораторная работа №8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на по-верхности жидкости.

Уметь проводить эксперимент по про-верке условий плава-ния, записывать результаты в виде таблицы, делать вы-вод о проделанной работе и ее результатах.

стр.168, вопросы после §50 устно.

 Л. № 614, 657.

25/18

Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач.

Уметь применять теорию плавания тел, теорию Архимедовой силы к плаванию судов и воздухопла-вание через знание основных понятий: водоизмещение судна, ватерлиния, грузоподъемность.

§51-52,

упр. 27(1-2),  вопросы после §§ устно.

Л. № 639, 646, 648.

25/19

Повторение тем: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

Знать основные понятия, опреде-ления, формулы и законы по теме «Архимедова сила. Плавание тел».

Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме.

§49--52, вопросы после §§ устно.

Л. № 640, 641.

26/20

Решение задач.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.

§34--48, вопросы после §§ устно.

Л. № 647, 649.

26/21

Контрольная работа №3. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Требования к уровню подготовки  учащихся к урокам 34-48.

упр. 9 (1-2),  вопросы после §§ устно.

Л. № 644.

27/1

5.Работа и мощность

11

Механическая работа. Единица работы.

Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы.

Уметь применять формулы для решения задач.

§53

упр. 28(1-4),  вопросы после § устно.

Л. № 675.

27/2

Мощность. Решение задач.

Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения мощности.

Уметь применять формулу к решению задач.

§54,

упр. 29,  вопросы после §§ устно.

 Л. № 704, 705, 711.

28/3

Простые механизмы. Рычаг.

Знать простые ме-ханизмы, их виды, назначение. Опре-деление рычага, пле-чо силы, условие равновесия рычага.

Уметь применять эти знания на прак-тике для объясне-ния примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага.

§55-56, вопросы после §§ устно.

Л. № 737, 740, 742.

28/4

Момент силы.

Знать определение момент силы.

Уметь применять эти знания на прак-тике для объясне-ния примеров.

§57,  вопросы после § устно.

Л. № 750, 762, 768.

29/5

Лабораторная работа №9. «Выяснение условий равновесия рычага».

Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма - рычаг, экспериментально определять условия равновесия рычага.

стр.169, вопросы после §57 устно.

Л. № 781-783.

29/6

Блоки.

«Золотое правило механики».

Знать «Золотое правило механики».

Уметь объяснять устройство и чер-тить схемы прос-тых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плос-кость),  решать задачи с примене-нием изученных законов и формул, условия равновесия рычага.

§58-60,

упр. 31(1-5),  вопросы после §§ устно.

Л. № 772-773.

30/7

Решение задач.

Знать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага, момент силы.

Уметь применять эти знания на прак-тике для объяснения примеров в природе, быту и технике.

§57-60, вопросы после §§ устно.

Л. № 770-771.

30/8

Коэффициент полезного действия механизма.  Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Знать определение, формулы, единицы измерения КПД.

Уметь применять теорию к решению задач, эксперимен-тально определять  КПД наклонной плоскости.

§61,  вопросы после § устно.

Л. № 778, 793, 798.

31/9

Потенциальная и кинетическая энергия.

Знать понятие «энергия» (кинети-ческая и потенци-альная), обозначе-ние, формулы и единица измерения.

Уметь решать зада-чи с применением изученных формул, объяснять преобра-зования энергии на примерах.

§62-63,

упр. 32, вопросы после §§ устно.

Л. № 809, 810, 816.

31/10

Решение задач.

Знать понятие «энергия» (кинети-ческая и потенции-альная), обозна-чение, формулы и единицу измерения, формулировку зако-на сохранения и пре-вращения энергии.

Уметь решать задачи с примене-нием изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах.

§64,

упр. 33,  вопросы после § устно.

Л. № 830, 831, 836.

32/11

Контрольная работа №4. «Работа и мощность, энергия».

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 50-64.

§53-63, вопросы после §§ устно. Л. № 803, 804, 807, 811.

32/1

От великого заблуждения к великому открытию.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-65.

Л. № 124, 125, 219, 256.

33/2

Подведение итогов учебного года.

Требования к уров-ню подготовки уча-щихся к урокам 1-65.

Л. № 337, 339, 348, 382.

33/3

Резерв учебного времени.

34/4

Резерв учебного времени.

34/5

Резерв учебного времени.

35/6

Резервное время

35/7

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...