План-конспект урока "Тепловые явления"
методическая разработка по физике (8 класс)

Кунчу Март-оол Салчакович

Тип урокаурок систематизации и обобщения материала

Место в учебном плане: заключительный урок в 8 классе по темеТепловые явления.

Цели урока

*    систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях;

*     стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора;

*     воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;

*     развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по физике37.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ТЕМЕ: « ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Тип урокаурок систематизации и обобщения материала

Место в учебном плане: заключительный урок в 8 классе по темеТепловые явления.

Цели урока

  • систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях;
  •  стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора;
  •  воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  •  развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.

Задачи урока:

воспитательная — развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;

учебная — обобщение, систематизация, углубление знаний;

развивающая - развитие памяти, логического мышления, приёмов умственной деятельности.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует ребят и гостей, объявляет цель и план урока. - Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока-семинара. Вы предварительно разделились на 3 команды, чтобы у вас была возможность подготовить дополнительную информацию и опыты; подготовить проекционные материалы; физические приборы для демонстрации опытов;

-Учитель обращает внимание учащихся на высказывания:

- Ребята, эпиграфом нашего урока будут следующие высказывания, прочитайте их.

На экране высвечиваются высказывания:

«Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать — необходимо».

 «Хорошая команда — залог успеха».

Учитель зачитывает  стихотворение:

О теплоте начнём рассказ,

Всё вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведём мы до плавленья,

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

Но как же жизнь бывает непроста.

С той дамой, что зовётся: «ТЕПЛОТА»!

-Так вот, главная цель нашего урока сегодня не только просто вспомнить  пройденный материал, но и заглянуть в него поглубже, побыть в роли ученых, экспериментаторов, теоретиков,  обобщить и закрепить ранее изученные   наши знания по теме: «Тепловые явления».

А теперь — внимание! Представляю команды:

1 группа – теоретики. Они расскажут о тепловых процессах в живой природе, ознакомят нас с законом сохранения  энергии   и многими интересными сообщениями.

2 группа – экспериментаторы. Они  подготовили  нам опыты  о теплопередаче и законе сохранения энергии.

3 группа- практики. Они предоставят нам решение интересных задач.

- Ребята,  открыли тетради, записали дату и тему урока.

- Интересную информацию, решение задач прошу записывать в тетрадь.

II. Повторение ранее изученных знаний.

 А теперь, повторим основные понятия темы «Тепловые явления». У каждой группы  на столе лежат карточки с вопросами. Каждый из вас выбирают вопросы,  громко  читают и дадут полный ответ. За правильный ответ вы получаете жетон. По количеству жетона вы получаете оценку.

  Итак, начинаем с первой группы, пожалуйста. Вторая группа, ваши ответы. Третья группа – блесните знаниями. Ответы ребят на вопросы:

  1. Внутренняя энергия – это  …    

    2. Обозначение внутренней энергии-

  1. единица измерения внутренней энергии-
  2. Способы изменения внутренней энергии тела.
  3. Как осуществляется  теплопередача?
  4. Теплопроводность –это
  5. Конвекция – это
  6. Излучение –это…
  7. .Количество теплоты -  это…  
  8.  Обозначение, единица измерения количества теплоты-
  9. Формула количества теплоты –
  10. Количество теплоты при сгорании топлива –
  11. Формула количества теплоты  при сгорании топлива-
  12. Количество теплоты при  плавлении –
  13. Формула количества теплоты при плавлении-
  14. парообразование –  это…    
  15. Формула количества теплоты при парообразовании-
  16.  тепловые двигатели-  это…
  17. КПД теплового двигателя-  это…  
  18. Формула КПД

III. Повторение теоретических знаний.

Итак, ребята переходим к нашим теоретикам. Они подготовили интересующие  нас  сообщения. Послушаем их. Ребята, не забудьте  записывать интересную информацию в тетрадь.

  1. Группа – теоретики.

 Ученик 1. Получение и освоение огня заметная страница в истории цивилизации. Первому костру около 400 000 лет и 30 000 лет назад его научились добывать трением, а позднее изобрели огниво ; спички появились в 1855 году. Для нагревания тел часто используют энергию, выделяющуюся при сгорании топлива. С древних времен известны такие виды топлива, как уголь , нефть и некоторые сланцы. При сжигании они дают большее количество теплоты. В наше время словом «топливо » часто называют вещества, используемые в ядерных реакторах на атомных электростанциях - ядерное топливо, в ракетных двигателях- ракетное топливо. Важной характеристикой топлива является жаропроизводительность, оцениваемая максимальной температурой, которую можно получить при полном сгорании топлива в воздухе. Так при сгорании дров максимальная температура 16000С, каменный уголь дает 25000С, бензин – 21000С.  Выяснилось, что тувинцы с давних времен использовали высушенный навоз (кизяк) как топливо. И оказалось, что сушеный навоз ( кизяк) КРС составляет 2092 килокалорий на килограмм. Навоз,  производимый большим животным за год составил 5,4 тонн, что соответствует 5,4 *0,3 =1,62 тонн сухого навоза. Сгорание этого навоза эквивалентно сгоранию 712.8кг. древесины. Поэтому одно большое животное, если оно живет и пасется, спасает от вырубания 6 деревьев каждый год.  Сухой навоз как возобновляемый и экологически безопасный источник энергии заслуживает пристального внимания специалистов.

Ученик 2. Главный закон, которому подчиняются все тепловые процессы, — закон сохранения энергии. Все живые организмы затрачивают в процессе жизнедеятельности много энергии (движение, питание, охота и т.д.). Дыхание живых существ иногда называют медленным горением, т.к. кислород поступает в организм при дыхании.

  Если рассмотреть таблицу, то можно сделать вывод, что Теплота сгорания суточного рациона пищи у разных категорий трудящихся различна и питание должно быть разным.

Теплота сгорания суточного рациона пищи у разных категорий трудящихся.

Таблица 1

Работники, чья деятельность не связана с затратой больших физических усилий

Педагоги, врачи, учёные, студенты, инженеры, канцелярские работники

2400 ккал (10 000 кДж)

Квалифицированные рабочие и работники сферы обслуживания, чья деятельность требует небольших физических усилий

Токари, сборщики, фрезеровщики, столяры, продавцы, официанты и т.д.

2700 ккал (11300 кДж)

Работники, чья деятельность связана с затратой больших физических усилий

Кузнецы, слесари, штукатуры, крестьяне

2900 ккал (12 000 кДж)

Таким образом, чем больше человек затрачивает энергию, тем калорийнее должна быть пища, тем питательнее рацион.

Ученик 3. Я подготовил небольшое сообщение о том, что   почему люди предпочитают готовить пищу в чугунной посуде, чем в медной. Выяснилось, что теплопроводность меди в 8 раз больше, чем чугуна; это значит, что в единицу времени через слой меди протекает в 8 раз больше теплоты, чем через слой чугуна такой же толщины при одинаковой разности температур по обе стороны слоя.

Вывод: Отсюда  делаем вывод, что в медной посуде, поставленной на огонь, пища должна подгорать  быстрее, чем в чугунной.

-Молодцы, ребята. Получите свои жетоны.

IY.Демонстрация опытов.

Переходим ко второй  группе.     Вторая группа – экспериментаторы подготовили для нас  опыты. Пожалуйста, экспериментаторы вам слово.

Перед выполнением работы вспомним правила по технике безопасности.

Осторожно обращаться со стеклянными колбами и пробирками, спичками и легко воспламеняющимися веществами.

Наша команда – экспериментаторов  приготовила опыты по теплопередаче и закону сохранения энергии, используя для этого школьное оборудование.

Опыт 1: «Несгораемая бумага». Гвоздь плотно оборачивают бумагой и нагревают в пламени спиртовки. Бумага не горит. Почему?

Ответ. Железо обладает большой теплопроводностью, поэтому практически всё тепло передаётся гвоздю, и бумага не сгорает.

 Опыт 2.Кипячение воды в бумажной коробке.

Возьмём небольшую коробочку из плотной бумаги, нальём в неё воды и поставим над спиртовкой. Вода нагревается и, наконец, закипает, а коробка остаётся целой. Предлагаю убедиться в этом (приглашает гостей и ребят) Может кто-нибудь объяснит этот опыт? 

(Это объясняется тем, что теплота от спиртовки передаётся воде, а температура бумажной коробки не достигает температуры воспламенения.)

Опыт 3Несгораемый платок. Возьмем носовой платок, намочим его спиртом и подожжем. Через некоторое время пламя тухнет. Почему это происходит? 

( Платок остаётся целым, потому что он ранее был смочен водой, а вода имеет плохую теплопроводность.)

- Молодцы, ребята. Вы отлично справились с опытами. Получите жетоны.

 

Y.повторение практических задач

3 группа – это практики.  Они предложат решение  подобных задач, которые мы решали на уроках. Остальные записывают в тетрадях.

1.Задачи.

Дано:                                                          Решение:

  t=50ºC                                     Q =cm   t=880   350кг 50°C =

m=0,35T=350кг                                                            

с=880                                       = 15400000Дж= 15400кДж

         

__________________                 Ответ:Q =15400 кДж.

Найти Q

-  Давайте, проверим решение первой задачи.      

2.Задача                                        

Дано:                                    Решение:

V =5 м³                                    Q = qm=qpV=1310   Дж/кг  700кг/м³ 5м=

q=3,810    Дж/ кг                    4,5510       Дж

p =700 кг/м³

_________________

    Найти Q                                Ответ: Q =4,55 10       Дж

-А теперь решение второй задачи.

Молодцы,  ребята, отлично справились с решением задач. Вы получаете жетоны. Давайте посчитаем у кого сколько жетонов. Оценки.

VI.Рефлексия учебной деятельности  на уроке. Закончите предложения:

• На занятии для меня самым важным было...

• В нашем общении для меня самым главным было...

• На месте преподавателя я бы...

 YII.Домашнее задание.

Учитель: 

- Запишите домашнее задание.

1уровень – Повторить тепловые явления и подготовиться к контрольной работе.

2.уровень – Написать советы  людям различных профессий, используя знания по теме.

3.уровень –  Объяснить, в каком помещении зимой теплее: деревянном, кирпичном  доме или в юрте?

- Большое спасибо всем за совместную работу. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний.

Ученик 2..Оказывается, что жареная пища вкуснее варёной, потому что главное заключается  в физических особенностях процессов жарения и варки. Ни вода, ни жир не нагреваются выше температуры их кипения,- но вода кипит при 1000 С, жир — при 2000 С, значит, жаренье происходит при более высокой температуре, чем варка. Более высокое нагревание вызывает в органических веществах пищи изменения, улучшающие вкус (жаркое вкуснее варёного мяса, яичница вкуснее варёных яиц и т.д.).

Ученик 3. Люди предпочитают готовить пищу в чугунной посуде, чем  в медной, потому что теплопроводность меди в 8 раз больше, чем чугуна; это значит, что в единицу времени через слой меди протекает в 8 раз больше теплоты, чем через слой чугуна такой же толщины при одинаковой разности температур по обе стороны слоя. Отсюда ясно, что в медной посуде, поставленной на огонь, пища должна подгорать легче, чем в чугунной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Электрические явления в природе и технике"

Данный урок предложен в форме конференции, рассчитанный на учащихся восьмого класса, с целью расширения знаний по вопросам истории развития учения об электричестве и применении взаимодействия наэлектр...

План - конспект урока физики "Электрические явления" в 8 классе

Разработка урока - игры по  физике в 8 классе по теме "Электрические явления".. Урок позволит повторить изученный  материал в форме "Своей игры". ...

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

План-конспект урока по физике на тему "Световые явления" 8 класс

Тема: Световые явления.Урок: Плоское зеркало.Учитель: Кравченко А.С.Цель урока: формирование умения строить изображение в плоском зеркале, знание о применении плоских зеркал в быту, технике.Задачи:- ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....

План-конспект урока физики "Явление самоиндукции"

Разработка урока по физике 9 класса к учебнику Перышкина....