План - конспект урока физики "Электрические явления" в 8 классе
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Саражакова Елена Леонидовна

Разработка урока - игры по  физике в 8 классе по теме "Электрические явления".. Урок позволит повторить изученный  материал в форме "Своей игры". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок – игра  по теме «Электрические явления» в 8 классе.

Цель: - обобщение и систематизация материала по изученной теме, закрепление навыков решения задач, умений применять знания в новой ситуации, умений грамотно объяснять физические явления;

- привитие интереса к предмету, дополнение знаний учащихся по физике;

- развитие логического мышления, внимания, сообразительности, памяти, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-  воспитание  ответственности в принятии решения; умения работать в группе.

Место проведения: кабинет физики.

Оформление и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, CD диск «Открытая физика», портреты ученых, физическое оборудование: амперметр, вольтметр, провода, лампочка на подставке, ключ, источник питания.

Время проведения: 45 минут.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя (2 мин)

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме «живут».

А если они вдруг бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи тоже помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Проявим нынче мы умение,

Законы объясним, явления:

Электризацию, сопротивление

И мощность за мгновение.

Эксперименты проведем

И победителей найдем!

Класс разделен на группы по 4 – 5 человек. В первом туре участники выбирают тему и вопрос соответствующей стоимости: 500, 400, 300, 200, 100, с увеличением стоимости вопроса увеличивается степень сложности вопроса. Вопросы из категории 100 оцениваются в 1 балл, 200 – 2 балла, 300 – 3 балла, 400 – 4 балла и 500 – в 5 баллов. Группы по очереди выбирают вопросы, если участники неверно отвечают на данный вопрос, то ответить может другая  группа. При просмотре опытов (Категория «о законах и не только» звук в колонках отсутствует). Во втором туре задачи решают все группы, сдают на проверку, получают по 2 балла за каждую правильно решенную задачу. Практическую работу выполняют так же все группы. За правильно выполненную работу можно получить  5 баллов. Для определения победителей подсчитывают общее количество баллов в каждой группе.

II. Первый тур. Теоретический (15 мин).

1. Основные понятия.

100 – Что такое электризация?

Ответ: Процесс сообщения телу электрического заряда.

200 – Что такое электрический ток?

Ответ: Направленное движение заряженных частиц.

300 – Назовите единицы измерения заряда, напряжения, силы тока, сопротивления, мощности и формулы для  их вычисления.

Ответ: Кулон, Вольт, Ампер, Ом, Ватт.

400 – Перечислите основные свойства электрического поля.

Ответ:  Электрическое поле заряженного тела действует с некоторой силой на всякое другое тело, оказавшееся в этом поле.

- Вблизи заряженных  тел создаваемое ими поле сильнее, вдали – слабее.

500 – Что такое удельное сопротивление?

Ответ: Физическая величина, показывающая  сопротивление  проводника из данного вещества единичной длины и единичной площади.

2. Электричество.

100 – К дальним селам, городам.  Кто идет по проводам? Светлое величество. Это …..

Ответ: Электричество.

200 – Каких рыб называют живыми электростанциями?

Ответ: Электрический угорь, электрический скат.

300 – Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

Ответ: Электризация.

400 – Какие изменения вызывает ток в теле человека?

Ответ: Ток, проходя через тело человека, воздействует на центральную и периферическую нервную системы, вызывая нарушения работы сердца и дыхания.

500 – Племена, живущие по притокам рек Амазонки и Ориноко, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. При переправе сначала гонят лошадь, а затем идет человек. Обратно так же. Чем объясняется этот своеобразный способ переправы?

Ответ: В реках обитает самая мощная из всех электрических рыб – электрический угорь. По этой причине племена устраивают переправу с помощью лошадей. Угри разряжают свои батареи о ноги лошадей и у нее успевают перезарядить, так что люди переходят невредимыми.

3.  О законах и не только.

 100 – Чей это закон? .Сформулируйте его.

Ответ: Закон Ома. Сила тока на участке цепи равна отношению напряжения на этом участке к его сопротивлению.

200 – Сформулируйте закон Джоуля – Ленца.

Ответ: Q=I2Rt. Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему тока.

300 –O   каком действии электрического тока идет речь? Объясните опыт.

Ответ: Химическое..

400 – O   каком действии электрического тока идет речь? Объясните опыт.

Ответ: Магнитное.

500 – Почему из всех деревьев молнией чаще всего поражается дуб?

Ответ: из-за глубоко уходящих в почву корней дуб хорошо заземлен, поэтому он чаще поражается молнией.

4. Ученые (Назовите фамилию ученого)

100 – Ответ: Андре-Мари Ампер.

200 –  Ответ: Алессандро Вольта.

300 –  Ответ: Георг Ом.

400 –  Ответ: Джеймс Прескотт Джоуль.

500 – Ответ: Ханс- Христиан Эрстед.

5. Слова... слова...

100 – Как переводится слово  «физика»?

Ответ: Природа.

200 – Что такое электроскоп?

Ответ: Прибор, определяющий заряжено ли тело.

300 – Как в  переводе с греческого звучит слово «электрон»?

Ответ: Янтарь.

400 – Ломоносов писал: «Восприняв теплоту тела, или превращаются в нечувствительные частицы и рассеиваются по воздуху или превращаются в пепел или плавятся». Что он написал под словами нечувствительные частицы?

Ответ: Молекулы и атомы.

500 – Никола Карно писал: «Природа дала нам возможность всегда и везде получать теплоту и сопровождающую её движущую силу развивать эту силу и приспособлять её для наших нужд – цель тепловых машин». Что понимается под словами движущая сила?

Ответ: Работа.

III  Второй тур. Практический (20 мин)

1. Вычислите.

Учащимся предлагается решить количественные задачи. Каждая группа решает задачи  и записывает их  в тетради. Баллы начисляются за каждую правильно решенную задачу.

100 –Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3 А, напряжение – 6 В. каково электрическое сопротивление нити лампы?

Ответ: 20 Ом

200 – Сила тока в цепи лампы равна 0,3 А. Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали в лампе за 5 мин?

Ответ: 90 Кл

300 – Определите сопротивление медного провода, подвешенного для питания трамвайного двигателя, если длина провода равна 5 км, а площадь поперечного сечения 0,65 см2.

Ответ: 1,3 Ом

400 – Напряжение на спирали лампочки равно 3,5 В, сопротивление спирали 14 Ом. Какую работу совершает ток в лампе за 5 мин?

Ответ:  525 Дж

500 –Определите количество теплоты , выделяемое в проводнике   за 3 мин, сила тока в цепи 5 А, а напряжение на концах проводника 200 В.

Ответ: 180 кДж

2. Выполните.

Каждая группа учащихся получает оборудование. Проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполняют  лабораторную работу и собирают  головоломку.  Каждая группа работает со своим оборудованием.

300 – Измерьте силу тока и напряжение в лампочке при последовательном  и параллельном соединении.

200 - Из предложенных кусочков бумаги соберите картинку.

                                             

IV. Подведение итогов. Награждение (3 мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока "Магнитные явления" класс 8

Введение новых понятий, характеризующих магнитные явления...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

План-конспект урока в 5 классе "Планы на выходные"

Материал представляет собой план конспект урока в 5 классе "Планы на выходные " УМК  М.З Бибилетова " Английский с удовольствием"...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...

План-конспект урока физики "Явление самоиндукции"

Разработка урока по физике 9 класса к учебнику Перышкина....