План-конспект урока физики "Явление самоиндукции"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Разработка урока по физике 9 класса к учебнику Перышкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по физике 9 класса. Учебник А.Г.Перышкин. «Дрофа»

Учитель физики Ковтун А.М. МКОУ «Касторенская СОШ №1» Касторенского р-на Курской обл.

Урок №58 от 06.02.2019г

Тема урока: «Явление самоиндукции»

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока:  смешанный.

Используемые технологии: исследовательская, поисковое чтение

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Цели урока

Образовательная.

Продолжать формировать знания обучающихся об электромагнитной индукции. Изучить явление самоиндукции и примеры практического применения  знаний об явлении самоиндукции в жизни, понятие «индуктивность», формулу энергии магнитного поля.

Деятельностная.

Продолжать формировать способы получения новых знаний: наблюдение и проведение опыта, работа с учебником. Продолжать формировать способы развития монологической и диалогической речи,  в группах, закрепления знаний путем выполнения практических заданий.

Задачи урока

  1. Организовать деятельность обучающихся по наблюдению, проведению опытов, решению задач.
  2. Создать условия для развития письменной и устной речи, внимания, навыков индивидуальной и коллективной работы.
  3. Воспитывать позитивное отношение к друг другу, к успехам в учебе.

Демонстрации

  1. Демонстрационный опыт «Явление самоиндукции в цепи параллельного соединения лампы накаливания и лампы накаливания, катушки индуктивности(с сердечником)».
  2. Видеоопыт «Явление самоиндукции в цепи параллельного соединения лампы, реостата» накаливания и лампы накаливания, катушки индуктивности(с сердечником).
  3. Видеопыт «Превращение энергии магнитного поля  в электрическую  при размыкании цепи с катушкой индуктивности в вспышке неоновой лампы».
  4. Опыт обучающихся ««Превращение энергии магнитного поля  в электрическую  при размыкании в образующуюся искру при размыкании электрической цепи с катушкой индуктивности».

Оборудование

Источник питания, 2 ключа, соединительные провода, катушка индуктивности демонстрационная с дополнительным сердечником, катушка индуктивности от трансформатора с сердечником, 4 лампы накаливания, реостат;  ноутбуки, видеоматериал опытов по явлению самоиндукции в цепях с катушкой индуктивности с лампой накаливания и с неоновой лампой (источники: опыт №1 https://www.youtube.com/watch?v=4RwAYuQBWlE&feature=emb_logo

Опыт с неоновой лампой (с 2мин 12с) https://www.youtube.com/watch?v=2jZqGTu-GdQ&feature=emb_logo

Содержание нового материала

Физическая суть явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Материал учебника: параграф 41, стр

Домашнее задание: параграф 41, упр 38

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при решении расчетных задач на формулу энергии магнитного поля тока: уметь наблюдать и объяснять явление самоиндукции, развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы, описании опытов.

Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению явления самоиндукции, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний о магнитном поле; развивать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

Общие предметные: изучить явление самоиндукции, пользуясь методом научного познания, планировать и выполнять эксперимент по изучению явления самоиндукции; применять полученные знания при решении расчетных задач на энергию магнитного поля тока; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: наблюдать и объяснять явление самоиндукции; понимать физический смысл индуктивности и то, что появление индукционного тока при размыкании цепи свидетельствует об энергии магнитного поля тока; применять полученные знания в повседневной жизни.

План урока

I.Оргэтап (1 минута)

Дидактическая задача: организовать начало урока, контроль посещения, настроить обучающихся на позитивную и продуктивную работу на уроке.

II. Актуализация знаний.

Повторить правило Ленца. Задача: закрепить знание правила Ленца, настроить обучающихся на поиск, как применить это правило в новом материале.

III. Д/З параграф 41, упр 38

IV.Мотивационный этап (5 минут)

Дидактическая задача

Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

Метод: отсроченная отгадка.

Демонстрация №1 на доске с помощью демонстрационного оборудования.

Вопросы обучающимся

-Что Вы наблюдаете? ( одна лампа зажигается медленнее другой)

-Чем отличаются параллельно соединенные ветви цепи?

-То, что мы можем наблюдать можно назвать физическим… (явлением) (явление самоиндукции)

-Знаете ли вы почему лампочки загораются по-разному?

 Ваши предположения

-Нам предстоит собрать материал из разных источников (учебник, видеоопыт, практическое исследование с учителем) и объяснить это явление в конце урока.

(отсроченная отгадка)

-Что является главным источником знаний в школе? (учебник)

-Откроем учебник на стр. и запишем в тетрадях число и тему урока (Явление самоиндукции)

-Какие цели вы поставили бы перед собой сегодня на уроке?

(Возможные ответы: изучить явление самоиндукции, формировать умение искать информацию, наблюдать, анализировать, делать выводы, формировать речь)

Какими способами можно получить новые знания?

Сегодня мы работаем в группах. Чтобы составить план работы на уроке, скажите, как Вы лучше воспринимаете информацию: сначала пронаблюдать, затем изучить материал учебника или наоборот? Сегодня ваши группы получат знания разными способами, а затем поделимся этими знаниями.

Каждая группа получает задания.

Руководитель группы распределяет эти задания внутри группы.

Карточка №1 (общее выполнение 10-15 минут)

Задания время выполнения 5минут

1. «Разведчик»-Пронаблюдать видеоопыт №1

2. «Разведчик»-пронаблюдать видеопыт №2

3.Изучить параграф 41 стр 169170

4.Изучить параграф 41 стр 171-172

5.Изучить параграф 41стр172

Общее задание (5-10 минут): разведчики выключают звук компьютера, объясняют группе, что они увидели. Другие участники группы слушают, анализируют, какую часть параграфа  иллюстрирует опыт (или часть опыта), исправляют, если это возможно.

 V. Первичное закрепление

Задание 2 (10 минут)

Заполнить лист первичного закрепления индивидуально-групповая работа(см. приложение). Участники группы подсказывают где найти ответы на данные вопросы.

Закрепление

Практический опыт по явлению самоиндукции. Наблюдение запаздывания загорания лампы, искры при размыкании цепи. Беседа с учителем. Восполнение пробелов в листе.

VII. Контроль результата (взаимопроверка по эталонному образцу). Отметки.

VIII. Рефлексия (телеграмма учителю, см. приложение), подведение итогов, эмоциональная отметка

Приложение

Лист первичного закрепления

Сегодня на уроке я узнал (узнала)

Работа в группах. Участники, отвечающие за задания подсказывают другим, где найти информацию.

Колонка взаимопроверки

Изученное/сформированное

 «+»

 «-»

  1. Я изучил новое явление, которое называется______________________________

  1. Это явление заключается в _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Явление заметно, если в электрическую цепь включена

____________________

  1. Это подтверждает опыт- подчеркнуть

(в начале уроке, по рис 128 учебника, видеоопыт, опыт с неоновой лампой)

  1. Катушки характеризуются величиной, которая называется ______________________

  1. эта величина, характеризующая катушку введена для

  1. Эта величина обозначается

  1. Единица измерения

  1. Зависимость самоиндукции от этой величины, характеризующей катушку, подтверждает опыт- подчеркнуть
  2. (в начале уроке, по рис 128 учебника, видеоопыт, опыт с неоновой лампой)

  1. Индуктивность катушки зависит от

А)

Б)

В)

Г)

  1. Это подтверждает опыт- подчеркнуть

(в начале уроке, по рис 128 учебника, видеоопыт, опыт с неоновой лампой)

  1.  Какая энергия превращается в электрическую при свечения неоновой лампы? Когда она накапливается?

________________________________

  1.  Формула энергии магнитного поля

Применить на практике знания

  1.  Объяснить задачу №1 устно из карточки самост. работы

  1.  Решить задачу №3 из карточки самост. Работы

  1.  Почему мощные электродвигатели не выключают резко, а плавно выключают с помощью реостата?

Рекомендуемая отметка

Этап рефлексии.

Зашифрованная телеграмма учителю.

Сегодня на уроке я   изучил  явление(___)я узнал (а), что это явление наблюдается, если в электрической цепь включена(__).

Я узнал (а), что это явление наблюдается благодаря тому, что катушка характеризуется физической величиной, которая называется(__).

Я убедился, что для объяснения нового явления необходимо использовать уже изученный материал, т.к. это явление объясняется на основе ранее изученного правила (__).

Я узнал (а), что работа по созданию индукционного тока совершается за счет  энергии (__).

На практике надо учитывать явление самоиндукции при выключении мощных (_).

Я научился получать информацию из (_,__,__,__).

Я получил возможность развивать свою_(__).

Подбери слова и вставь цифру в телеграмму

1.        Магнитного поля

2.        Видеоурок

3.        Индуктивность

4.        Речь

5.        Катушка

6.        Учебник

7.        Электродвигателей

8.        Самоиндукция

9.        Правила Ленца

  Поделись своими эмоциями

(подчеркни ответ)

-На уроке мне было (интересно, не интересно)

-Новый материал я (понял, не понял, не совсем понял)

-Урок мне (понравился, не понравился)

-Я смогу объяснить эту тему другим (да, нет)

Структура урока

1.        Оргэтап 1 мин

2.        Целеполагание. Этап Мотивации. ( Отсроченная отгадка) 3 минуты

3.        Актуализация знаний (выполнение заданий по домашнему параграфу 3 минуты)

4.        Задание на дом 2 мин

5.        Открытие новых знаний (работа в группах)

А) выполнение индивидуальных заданий-5 мин

Б) обсуждение в группах-10-15 минут

В) заполнение листа первичного закрепления (работа в группах)-10 мин

 Г) решение задач -5 минут

6.        Контроль

А)взаимопроверка (поменяться листами первичного контроля по рядам)Pin uživatele Ajka na nástěnce Kodeks pierwszoklasisty

Б) Защитить задания у доски по жребию от каждой группы один ответ

7.        Рефлексия (Телеграмма учителю)

8.        Итог урока

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...