ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veshchestva_i_yavleniya_v_okruzhayushchem_mire_5_klass.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Вещества и явления в окружающем мире».
● Карташова Н.Н., учитель биологии
Разделы: Преподавание биологии
Предмет: Введение в биологию
Класс: 5
Тема и номер урока: тема «Вещества и явления в окружающем мире», урок № 7
Базовый учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Введение в биологию 5 класс. М., Дрофа, 2013
Цель урока:
создать представление о многообразии окружающего мира через формирование понятий о строении и свойствах веществ
Задачи:
- предметные (обучающие)
- сформировать у учащихся понятий: тело, вещество, простое и сложное вещество, смесь, - сформировать представлений о строении вещества.
-метапредметные (развивающие)
- содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;
- содействовать овладению методами научного исследования: сравнения, описания, обобщения, анализа и синтеза.
-личностные (воспитательные)
- продолжить формирование мотивации к учению, коммуникативных умений;
- способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- обнаруживать и формулировать учебную проблему.
2. Сформировать умение:
- выдвигать версии решения проблемы,
- осознавать конечный результат,
- выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, магнит, порошок железа, порошок серы, стеклянная палочка, фарфоровая чашка; учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Введение в биологию 5 класс.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке биологии. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, ручка.
- Сегодня мы продолжим путешествие по окружающему нас миру. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.
II. Актуализация знаний:
- - На прошлом уроке мы изучали с вами новую тему. Какую? (Химический состав клетки) (слайд 1)
- На дом вам была задана лабораторная работа. Давайте посмотрим, что вы делали и с какими веществами вы познакомились.
А) Брали муку, смешали ее с водой и замесили тесто. Затем промыли тесто в воде. Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста? (Белок). Расскажите о белке.(слайд 2)
Б) Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал? Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу? В каких продуктах мы обнаружили крахмал? (Раствор йода, Синий, Клубень картофеля, мутная взвесь после теста). Крахмал – это какое вещество? (Углевод). Расскажите об углеводах. (слайд 3)
В) О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника? (Жир). А разве жир нужен нашему организму? Зачем? (слайд 4)
3. Что такое нуклеиновые кислоты? (слайд 5)
4. Как называются все вещества, про которые мы только что говорили? (Органические)
5. А какие еще вещества есть в клетке? (Неорганические)
6. Расскажите о воде и минеральных солях.
III. Новая тема:
- Посмотрите пожалуйста на доску. На ней написана новая тема «Вещества и явления в окружающем нас мире». (слайд 7)
Эту тему мы будем изучать два урока. Тема сегодняшнего урока «Тело и вещество». (слайд 8)
- Давайте вспомним из курса начальной школы, что же такое тело и вещество?
- А теперь посмотрим на доску. Что изображено на слайде? (Небесные тела). (Слайд 9)
- А на следующем слайде? (Тела природы) (Слайд 10)
- Объясните мне, что же такое тело?
- Посмотрите на доску, у вас даны 2 определения понятия «тело». Какое из них нам подходит? Запишите его в тетрадь. (Слайд 11,12)
-Тела можно разделить на 3 вида. Тела живой и неживой природы и изделия. (слайд 13). Чем отличаются друг от друга тела живой и неживой природы? А что такое изделия?
- Давайте выполним задание, которое находится у нас на слайде.(Слайд 14)
- Все тела состоят из каких-нибудь веществ. Что такое вещество? Приведите примеры из жизни. Посмотрите на тела, находящиеся вокруг вас. Назовите их и вещества, из которых они состоят.(слайд 15,16).
-Запишите определение вещества в тетрадь. (слайд 17).
-Давайте посмотрим, какими свойствами обладают вещества.
1.Вещества бывают чистыми (без примесей). Но получают их только в химической промышленности. (слайд 18).
2. Вещества встречаются в виде смесей. Например, гранит. (рассказ учителя о составе гранита). (слайд 19,20).
3. Рассказ учителя о примесях и их значении:
- сахар и вода
- соль и вода
- чернила добавляем в воду, изменяется цвет
- добавляем хром в сталь и она становится нержавеющей
4. Вещества находятся на земле в 3-х агрегатных состояниях. (слайд 21)
5. Вещества бывают простыми и сложными. (слайд 22). Определите по внешнему виду, чем отличается простое вещество от сложного? Чтобы точно знать ответ на этот вопрос, надо знать строение вещества.
- В настоящее время известно, что все вещества состоят из крошечных частиц: молекул. Молекулы состоят из мельчайших частиц - атомов. Они так малы, что увидеть их можно только в электронный микроскоп. (слайд 23) .
ВЕЩЕСТВО
↓ ↓
молекулы атомы (ионы)
-Давайте запишем определение в тетрадь. (слайд 23).
Рассказ учителя об атомах, элементах и ионах. (слайд 23-27).Показ опыта, в котором идет отделение с помощью магнита железа от серы. Рисунок учебника, стр. 40.
-Теперь мы выяснили, чем отличаются простое и сложное вещества. Запишите определения в тетрадь. (слайд 28,29).
-А теперь поработаем самостоятельно. Выполните задания, на доске, а потом мы их обсудим. (слайд 30,31).
- Работа в группах с тетрадью на печатной основе.
IV.Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: стр. 39-42 учебника. Практическая работа.
Описание и сравнение признаков 2 веществ.
Вещество | Свойства | ||||
Агрегатное состояние | цвет | Блеск | Запах | Растворимость в воде | |
Сахар | |||||
Мука |
VI. Рефлексия.
Учитель зачитывает утверждения: «Сегодня урок: легкий – трудный, интересный – скучный, полезный – ненужный. Я ученик: старательный – ленивый, внимательный – невнимательный, урок усвоил – не усвоил». Учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вещества и явления в окружающем мире
Презентация для урока природоведения по теме "Вещества и явления"...
План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners"
План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners" составлен для урока с учащимися татарской группы в русск...
Презентация на тему: "Вещества и явления в окружающем мире"
К учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина "Введение в биологию" 5 класс....
Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе
Цель урока: создание условий для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...
Методическая разработка по биологии "Вещества и явления в окружающем мире", 5 класс
Методическая разработка по биологии, 5 класс, "Вещества и явления в окружающем мире" предназначена для учащихся класса по учебнику "Биология. Введение в биологию" авторов А. А. Плешакова, Н. И. Сонина...
Вещества и явления в окружающем мире-5 класс
Тема в разделе"Живой организм: строение , изучение" -5 класс по программе Н. И. Сонина...
Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»
Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»...