Рабочая программа "Геоинформационные технологии"
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа "Геоинформационные технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_geoinformatsionnye_tehnologii_obshcheintl_.docx | 216.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Курс «Геоинформационные технологии» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.
Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.
Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.
Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира, обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUМ с помощью современных технологий и оборудования.
Возраст обучающихся: обучающиеся 7 классов.
Сроки реализации программы 1 год: 34 часа.
Цель: вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов.
Задачи:
обучающие:
• приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;
• ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации;
• обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;
• обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;
• знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными),
позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.
развивающие:
• формирование интереса к основам изобретательской деятельности;
• развитие творческих способностей и креативного мышления;
• приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;
• формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;
• развитие геопространственного мышления;
• развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.
воспитательные:
• формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;
• формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;
• воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;
• воспитание культуры работы в команде.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных); находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• моделировать географические объекты и явления;
• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
• читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы;
• извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
• оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля;
• решать практические задачи с применением простейших свойств фигур;
• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
• понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
• приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;
• классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
• познакомиться с примерами математических моделей и использованием компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
• познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
• получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях;
• следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
• оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
• прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
• в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
• проводить оценку и испытание полученного продукта;
• проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
• описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
• анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
• определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе), встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,
• изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
- оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике),
- разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:
- планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),
- планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
• модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией /заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
• технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.
- Введение в основы геоинформационных систем и пространственных данных.
Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять её в своей повседневной жизни.
- Урок работы с ГЛОНАСС.
Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГНСС. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать.
- Выбор проектного направления и распределение ролей.
Выбор проектного направления. Постановка задачи. Исследование проблематики. Планирование проекта. Распределение ролей.
- Устройство и применение беспилотников.
Обучающиеся познакомятся с историей применения БАС. Узнают о современных БАС, какие задачи можно решать с их помощью. Узнают также основное устройство современных БАС.
- Основы съёмки с беспилотников.
Обучающиеся узнают, как создаётся полётное задание для БАС. Как производится запуск и дальнейшая съёмка с помощью БАС. А также какие результаты можно получить и как это сделать (получение ортофотоплана и трёхмерной модели).
- Углублённое изучение технологий обработки геоданных.
Автоматизированное моделирование объектов местности с помощью Аgisoft PhotoScan.
- Сбор геоданных.
Аэрофотосъёмка, выполнение съёмки местности по полётному заданию.
- Обработка и анализ геоданных.
Создание 3D-моделей.
- Изучение устройства для прототипирования.
Ознакомление с устройствами прототипирования, предоставленными обучающимся. Обучающиеся узнают общие принципы работы устройств, а также когда они применяются и что с их помощью можно получить.
- Подготовка данных для устройства прототипирования.
Подготовка 3D-моделей, экспорт данных, подготовка заданий по печати.
- Прототипирование.
Применение устройств прототипирования (3D-принтер).
- Построение пространственных сцен.
Дополнение моделей по данным аэрофотосъёмки с помощью ручного моделирования и подготовка к печати на устройствах прототипирования.
- Подготовка презентаций.
Изучение основ в подготовке презентации. Создание презентации. Подготовка к представлению реализованного прототипа.
- Защита проектов.
Представление реализованного прототипа.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы учебного курса | Всего часов |
1 | Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»). | 1 |
2 | Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?» | 3 |
2.1. | Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. | 1 |
2.2. | Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами. | 1 |
2.3. | Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? | 1 |
3 | Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”». | 2 |
3.1. | Системы глобального позиционирования. | 1 |
3.2. | Применение спутников для позиционирования. | 1 |
4 | Фотографии и панорамы. | 2 |
4.1. | Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.). | 1 |
4.2. | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | 1 |
5 | Основы аэрофотосъёмки. Применение БАС (беспилотных авиационных систем) в аэрофотосъёмке (Кейс 3.1: «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»). | 20 |
5.1. | Фотограмметрия и её влияние на современный мир. | 1 |
5.2. | Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде. | 2 |
5.3. | Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО-Agisoft РhоtoScan или аналогичном. Обработка отснятого материала. | 2 |
5.4. | Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. | 1 |
5.5. | Технические особенности БПЛА. | 1 |
5.6. | Пилотирование БПЛА. | 6 |
5.7. | Использование беспилотника для съёмки местности. | 6 |
5.8. | Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3D- принтером. | 1 |
6 | Подготовка защиты проекта. | 3 |
7 | Защита проектов. | 2 |
8 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке. | 1 |
Итого | 34 |
Кейсы, входящие в программу | Краткое содержание |
Кейс 1. Современные карты, или Как описать Землю? | Кейс знакомит обучающихся с разновидностями данных. Решая задачу кейса, обучающиеся проходят следующие тематики: карты и основы их формирования; изучение условных знаков и принципов их отображения на карте; системы координат и проекций карт, их основные характеристики и возможности применения; масштаб и др. вспомогательные инструменты формирования карты. |
Кейс2. Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре». | Несмотря на то, что навигаторы и спортивные трекеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, мало кто знает принцип их работы. Пройдя кейс, обучающиеся узнают про ГЛОНАСС/6Р5 — принципы работы, историю, современные системы, применение. Применение логгеров. Визуализация текстовых данных на карте. Создание карты интенсивности. |
Кейс 3.1. Аэрофотосъёмка. «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?». | Объёмный кейс, который позволит обучающимся освоить полную технологическую цепочку, используемую коммерческими компаниями. Устройство и принципы функционирования БПЛА, Основы фото- и видеосъёмки и принципов передачи информации с БПЛА, обработка данных с БПЛА. |
4.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы (по сути, объединение всех ресурсов, прописанных в кейсах)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Разделы программы учебного курса | Кол-во Часов | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||
1 | 1 | Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»). | 1 | 05.09 | ||
2 | Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?» | 3 | ||||
2 | 2.1. | Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. | 1 | 12.09 | ||
3 | 2.2. | Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами. | 1 | 19.09 | ||
4 | 2.3. | Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? | 1 | 26.09 | ||
3 | Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”». | 2 | ||||
5 | 3.1. | Системы глобального позиционирования. | 1 | 03.10 | ||
6 | 3.2. | Применение спутников для позиционирования. | 1 | 10.10 | ||
4 | Фотографии и панорамы. | 2 | ||||
7 | 4.1. | Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.). | 1 | 17.10 | ||
8 | 4.2. | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | 1 | 24.10 | ||
5 | Основы аэрофотосъёмки. Применение БАС (беспилотных авиационных систем) в аэрофотосъёмке (Кейс 3.1: «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»). | 20 | ||||
9 | 5.1. | Фотограмметрия и её влияние на современный мир. | 1 | 07.11 | ||
10-11 | 5.2. | Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде. | 2 | 14.11-21.11 | ||
12-13 | 5.3. | Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО — Agisoft PhotoScan или аналогичном. Обработка отснятого материала. | 2 | 28.11-05.12 | ||
14 | 5.4. | Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. | 1 | 12.12 | ||
15 | 5.5. | Технические особенности БПЛА. | 1 | 19.12 | ||
16-21 | 5.6. | Пилотирование БПЛА. | 6 | 26.12 09.01-06.02 | ||
22-27 | 5.7. | Использование беспилотника для съёмки местности. | 6 | 13.02-20.03 | ||
28 | 5.8. | Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3D- принтером. | 1 | 03.04 | ||
29-31 | 6 | Подготовка защиты проекта. | 3 | 10.04-24.04 | ||
32-33 | 7 | Защита проектов. | 2 | 01.05-08.05 | ||
34 | 8 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке. | 1 | 15.05 | ||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа: "Технология" 5-9 класс (мальчики)
Рабочая программа по технологии в 5-9 классах для мальчиков под редакцией В.Д. Симоненко. Технология: "Технический труд"....
Рабочая программа "Технология. Твоя профессиональная карьера" 8 класс
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе ...
рабочая программа технологии
календарно тематическое планирование 5,6,8классы...
рабочая программа технологии
календарно тематическое планирование 5,6,8классы...
Рабочая программа. "Технология. Технологии ведения дома"
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарнр-тематическое планирование....
Рабочая программа «Технология. Технологии ведения дома» (для девочек) для 5-6 классов на 2013-2014 уч. год Синица Н.В.
Programma_po_tehnologii_5-6_Vorobyeva_po_sinice_kl_2013-2014...
Рабочая программа «Технология. Технологии ведения дома» (для девочек) для 7 классов на 2013-2014 уч. год по Синице Н.В., Табурчак О.В.
Programma_po_tehnologii_7_Vorobyeva_po_sinice2012_kl...