рабочая программа технологии
календарно-тематическое планирование по технологии по теме
календарно тематическое планирование 5,6,8классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_5_klass.docx | 74.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ ООШ п. Лиманный /Батаргалиева А.Б./ «__ » ___________2012____ | «Утверждаю» Директор МБОУ ООШ п. Лиманный /Скачкова Л.Н/ Приказ № от « » 2012г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя
ИскиндироваХадичаКувайдуловна
ПО ТЕХНОЛОГИИ
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ___ от «___»_______2012г.
2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для девочек 5-го класса сельской школы разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г., обязательным минимумом содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98. № 1276), авторской экспериментальной программой по направлению «Технология» для девочек 5-7 классов (автор Ю.В.Крупская,
В.Д. Симоненко), «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа по направлению «Технология» для девочек 5-го класса сельской школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и образовательной программы МБОУ-ООШ п. Лиманный.
- На основании Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Саратовской области длительность учебного года составляет 34 учебных недель. Поэтому рабочая программа по технологии разработана для обучающихся сельских школ из расчета 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Национально-региональные особенности содержания представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Каждый раздел программы включает в себя основные
теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс вводится с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того, что они выдвигают в качестве творческой идеи.
Рабочая программа по технологии для девочек 5-го класса является комплексной.
Базовыми в программе для 5-го класса (авторы Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова, Т.А. Подмаркова) являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», «Творческие проектные работы», «Дизайн пришкольного участка».
В программу для девочек 5-го класса включены разделы по сельскохозяйственному труду «Растениеводство» для 5-7 классов из примерной программы «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)» вместо раздела «Дизайн пришкольного участка», так как имеется пришкольный участок, обработка которого уже традиционно сложилась (выращиваются овощные и цветочно-декоративные культуры.
Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.
Данная программа по желанию социума (детей и родителей) уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда».
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентно способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;
Цели:
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, формирование представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладениеобщетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения
Тематическое планирование
по технологии для 5 класса 2012-2013 учебный год
Разделы | Количество часов |
Вводное занятие. | 1ч |
Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | 10ч |
Кулинария | 11ч. |
Материаловедение | 3 ч |
Ручные работы | 3ч. |
Машиные работы | 5ч. |
Машиноведение | 3ч |
Технология изготовления швейного изделия | 8ч. |
Творческий проект | 3ч. |
Технология изготовления изделий из лоскутков | 3ч. |
Технологиявышивания | 4 ч |
Уход заодеждой | 2ч. |
Интерьер кухни, столовой.Гигиена девушки. Косметика. | 2ч. |
Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | 10 ч |
68ч. |
Учебно-тематический планпо технологии 5 класс
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Цель урока | Примерный план урока | Педагогические средства | Дом/ задание | ||
Р.1 Т.1 Ур.1 | 1 Вводное занятие | . Содержание и задачи курса «Технология» | Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, правил оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травмирования | Беседа с учащимися по общим вопросам техники безопасности. й | Рассказ, демонстрация, практикум Беседа Устный опрос | Знать основные разделы курса «Технология» | ||
Р. 2 Т.1 Ур.1 | 2. Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений (10 ч) | Вводный инструктаж по технике безопасности на пришкольном участке. Сезонный характер работ на пришкольном участке в осенний период. | Ознакомить учащихся с планом работы на пришкольном участке, инструментами, принадлежностями, материалами; формировать навыки организации труда, рационального размещения инструментов и материалов на рабочем месте. | Подготовиться к проверочному тесту по технике безопасности | ||||
Р. 2 Т.2 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Условия, необходимые для выращивания культурных растений | Дать понять какие условия необходимы для выращивания растений; | Беседа Работа по карточкам | Поставить опыты с растением по отношению к свету и воде | |||
Р. 2 Т.3 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Особенности осенней обработки почвы | Дать понятие особенностях обработки почвы осенью; | Рассказать об особенностях обработки почвы осенью Назвать виды органических удобрений. Вносить удобрения, соблюдая правила т/б | Беседа Практическая работа | Узнать: какие культуры высевают под зиму | ||
Р. 2 Т.4 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Подзимние посевы | Ознакомить учащихся с подзимними посевами и посадками. | Рассказать об особенностях подзимних посевах и посадках. Схемах посадок | Беседа Практическая работа | Преимущества подзимних посевов | ||
Р. 2 Т.5 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Уборка и учет урожая овощных растений | Ознакомить учащихся как правильно собирать корнеплоды без потерь; какое значение они имеют в жизни человека | Рассказать о значении корнеплодов . Уборка урожая | Беседа Практическая работа | Рассчитать урожайность моркови или свеклы на УОУ | ||
Р. 2 Т.6 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений
| Ознакомить учащихся с хранением семян, определение время сбора семян. | Рассказать о времени сбора семян и их хранения. Сбор семян | Беседа Практическая работа | Подготовить пакетики и этикетки для сбора семян | ||
Р. 2 Т.7 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Удаление растительных остатков с делянок. | самостоятельное овладение способами деятельности, приобщение к нормам и ценностям общества; воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности | Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил техники безопасности | Беседа Практическая работа | Правила удаления растительных остатков с делянок | ||
Р. 2 Т.8 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Осенняя обработка почвы под луковичные цветочные культуры | воспитание трудолюбия, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности | Рассказать об условиях подготовки почвы под луковичные культуры Работа с разным сельскохозяйственным инвентарём Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил т/б. | Беседа Практическая работа | Сроки и правила посадки луковичных растений | ||
Р. 2 Т.9 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Высадка луковиц цветочно-декоративных растений | Научить правильной посадки луковичных культур | Выполнить самостоятельно работу по посадке. | Рассказ, демонстрация, практикум | Выполнить тест | ||
Р. 2 Т.10 Ур.1 | Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Контрольная работа «Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений» | Выполнение работы самостоятельно | Самостоятельная работа по курсу | ||||
Р.3 Т.1 Ур.1 | 3. Кулинария (11ч) | Санитарные требования к помещению кухни. Безопасные приемы работы. Инструктаж по ТБ. | Дать понятие о питании (правильном, рациональном), режиме питания; Рассказать о значении питания для нормального физического и нервно-психического развития ребенка и подростков | Конспектирование основных понятий: питание, культура питания, витамины; самостоятельное изучение санитарно-гигиенических требований, необходимых в процессе приготовления и хранения пищи. | Беседа Запись в рабочей тетради | Знать правила ТБ | ||
Р.3 Т.2 Ур.1 | . Кулинария | Физиология питания. Пищевые продукты как источник питания. | Ознакомить учащихся с историей кулинарии, физиологией питания, сформировать навыки по соблюдению санитарно-гигиенических требований, правил ТБ; воспитывать аккуратность и опрятность в работе | Конспектирование основных понятий.. | Беседа Запись в рабочей тетради | Стр. 121-123 | ||
Р.3 Т.3 Ур.1 | . Кулинария | Кухонная посуда и уход за ней | Ознакомить учащихся с кухней и её оборудованием; сформировать навыки по соблюдению санитарно-гигиенических требований, правил ТБ; | Самостоятельное ознакомление с правилами по уходу за кухонной и столовой посудой, её мытьём и сушкой | Беседа. Работа по карточкам | Стр. 123-126 | ||
Р.3 Т.3 Ур.1 | . Кулинария | Овощи в питании | Познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; рассказать о появлении овощей; сформировать навыки по определению качества овощей, первичной обработке и приготовлению блюд из свежих овощей; воспитывать аккуратность и опрятность при работе | Виды овощей и содержание в них полезных веществ. Определение качества овощей и влияние на него экологии. Правила первичной обработки овощей и сохранения в них полезных веществ при обработке | Беседа. Самостоятельная работа | Стр. 126-130 | ||
Р.3 Т.3 Ур.2 | . Кулинария | Блюда из сырых овощей | Стр. 134-137 | |||||
Р.3 Т.4 Ур.1 | . Кулинария | Приготовление блюд из вареных овощей | Ознакомить учащихся с видами тепловой обработки овощей; сформировать навыки по приготовлению блюд из варёных овощей; воспитывать аккуратность и опрятность в работе. | Современные инструменты и приспособления для работ на кухне, способы и формы нарезки овощей Виды салатов и винегретов. | Рассказ Работа по карточкам | Стр. 137-144 | ||
Р.3 Т.5 Ур.1 | . Кулинария | Блюда из яиц | Ознакомить учащихся с питательными свойствами яиц; сформировать у учащихся навыки по определению доброкачественности яиц; воспитывать аккуратность, опрятность в работе. | Строение яйца. Способы определения его свежести. Технология приготовления блюд из яиц. | Беседа. Работа по карточкам | Стр. 145-148 | ||
Р.3 Т.5 Ур.2 | . Кулинария | Приготовление блюд из яиц | ||||||
Р.3 Т.6 Ур.1 | . Кулинария | Бутерброды и горячие напитки | Ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками, историей этих блюд; сформировать навыки по приготовлению бутербродов и горячих напитков; воспитывать аккуратность и опрятность в работе. | Приготовление бутербродов: «Бутерброд со сливочным маслом», «Гренки с сосисками»; приготовление чая с сахаром. | Стр. 149-151, 153-155 | |||
Р.3 Т.6 Ур.2 | . Кулинария | Технология приготовления бутербродов и горячих напитков | ||||||
Р.3 Т.7 Ур.1 | . Кулинария | Сервировка стола к завтраку | Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом; сформировать навыки по сервировке стола к завтраку, правилам этикета за столом; воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический вкус. | Сервировка стола к завтраку: расстановка приборов, необходимых к завтраку, красивое сложение салфеток | Беседа Практическая работа тестирование | Стр.156-157 | ||
Р.4 Т 1 Ур.1 | Основы материало-ведения (3) | Классификация текстильных волокон. | Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессией прядильщика и ткача; воспитывать внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышление; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство). | Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения | Беседа Работа в тетради презентация | Стр. 5-11 | ||
Р.4 Т 2 Ур.1 | Основы материало-ведения (3) | Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. | Ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мышление; прививать эстетический вкус; воспитывать внимательность | . Знакомство с образцами хлопчатобумажной и льняной тканей. Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения, определение нити основы и лицевой стороны в хлопчатобумажных тканях. | Беседа презентация Практическая работа Тестирование | Самостоятельно составить коллекцию из имеющихся дома образцов хлопчатобумажных и льняных тканей | ||
Р.4 Т 3 Ур.1 | Основы материало-ведения (3) | Получение ткани | Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве; научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение; лицевую и изнаночную сторону тканей; воспитывать внимательность, уважительное отношение к швейному труду; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышление. | Учебник -получение ткани, *2, с.8-11; в рабочей тетради зарисовать полотняное переплетение и прикрепить переплетение из цветной бумаги; ответить на вопросы 1-6 на с.13; знать основные понятия по теме. | ||||
Р.5 Т.1 Ур.1 | Ручные работы (3 часа) | Организация рабочего места при выполнении ручных работ. Инструменты и приспособления | Сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных и утюжильных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения ; сформировать навыки по соблюдению ТБ; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы | Изучение и знакомство с инструментами и приспособлениями для выполнения ручных и ВТО работ | Беседа Запись в рабочей тетради презентация | Стр. 14-20, заполнить таблицу | ||
Р.5 Т.2 Ур.1 | Ручные работы | Технология выполнения ручных стежков и строчек. | Ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных и ВТО работ; сформировать навыки правильного применения терминологии; воспитывать аккуратность в работе, внимательность. | Работа по таблице «Терминология ручных работ». «Терминология ВТО работ». | Беседа. Запись в тетради | Стр. 21-25 | ||
Р.5 Т.3 Ур.1 | Ручные работы | Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек, технология выполнения ВТО работ. | Ознакомить учащихся с приёмами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями; сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков, пришиванию пуговиц, крючков, кнопок; воспитывать аккуратность в работе, внимательность; прививать эстетический вкус | Выполнение ручных стежков и строчек, пришивание пуговиц. обработка ткани утюгом | Беседа. Самостоятельная работа по тексту *9 в учебнике на с.42-44 | Учебник, *4 на с.22-24; ответить на вопросы 1-5 после параграфа на с.25; знать значение основных понятий по теме урока; подготовить сообщение «Советы по глажке»; выполненные образцы закрепить в тетради. | ||
Р.6 Т.1 Ур.1 | Швейная машина (5часов) | История создания швейной машины. Виды швейных машин. Устройство и принцип действия. | Ознакомить учащихся с историей создания швейной машины; сформировать знания о бытовых машинах и различных приводах и составных частях швейной машины. | Знакомство с бытовой швейной машиной и её составными частями. | Беседа | Стр. 26-31 | ||
Р.6 Т.2 Ур.1 | Швейная машина | Подготовка машины к работе. Виды машинных швов. | Ознакомить учащихся с видами машинных швов, дать характеристику каждому машинному шву, сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и ТБ, развивать координацию движения рук, исполнительские умения, воспитывать внимательность и аккуратность в работе. | Подготовка машины к работе, заправка нитей, выполнение машинных швов | Беседа Устный опрос Практическая работа | прикрепить швы в альбом и описать их; ответить на вопросы 1-3 на с.41 учебника; уметь объяснить основные понятия по теме стр. 33-41 | ||
Р.6 Т. 3 Ур.1 | Швейная машина | Правила работы на машине. Выполнение машинных швов. | Ознакомить учащихся с организацией рабочего места для машинных работ, с правилами ТБ; сформировать навыки по подготовке швейной машины к работе, заправке верхней и нижней нитей, по терминологии машинных работ; | Выполнение машинных строчек: прямых, волнообразных, зигзагообразных. | Устный опрос Практическая работа | Учебник, *7; ответить на вопросы в конце параграфа на с.39; знать и уметь объяснить основные понятия по теме урока. | ||
Р.6 Т.3 Ур.2 | Швейная машина | Классификация машинных швов. | ||||||
Р.6 Т. 4 Ур.1 | Швейная машина | Технология соединения деталей в швейном изделии. | сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и ТБ, развивать координацию движения рук, исполнительские умения, воспитывать внимательность и аккуратность в работе. | Подготовка машины к работе, заправка нитей, выполнение машинных швов. | Устный опрос Практическая работа | *8 учебника; прикрепить швы в альбом и описать их; ответить на вопросы 1-3 на с.41 учебника; уметь объяснить основные понятия по теме. | ||
Р.7 Т.1 Ур.1 | Технология изготовления швейного изделия (фартука) 8ч. | Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука | Ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятия о процессе изготовления одежды; познакомить с профессиями; сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность и внимательность в работе | Правила снятия мерок, их условные обозначения Правила пользования чертежными инструментами. | Снятие мерок. презентация | *10, учебник на с.45; ответить на вопросы в конце параграфа; уметь объяснить значение основных понятий по теме урока; практиковаться в снятии мерок с членов семьи. | ||
Р.7 Т.1 Ур.2 | Технология изготовления швейного изделия | Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука | ||||||
Р.7 Т.2 Ур.1 | Технология изготовления швейного изделия | Расчёт и порядок построения чертежа фартука. Конструирование фартука. | Ознакомить учащихся с приёмами художественного конструирования, сформировать навыки по расчёту для построения, по нанесению конструктивных линий, выполнять выкройку по пространственному воображению; приучать к точности, аккуратности при выполнении расчётов и построении чертежа. | Понятие о масштабе, чертеже и эскизе Последовательность построения чертежа выкройки фартука | Беседа Презентация | Учебник, *12, с49-51; в рабочей тетради нарисовать несколько моделей фартука на поясе. | ||
Р.7 Т.3 Ур.1 | Технология изготовления швейного изделия | Моделирование фартука. | Ознакомить учащихся с понятием о моделировании, с приёмами моделирования; сформировать навыки по моделированию фартука, развивать творческие способности; воспитывать аккуратность, внимательность; прививать эстетический вкус. | Виды отделки швейных изделий (комбинирование тканей, оборки, тесьма, аппликация, вышивка). Особенности и способы моделирования | Беседа Моделирование фартука (выбор кармана для передника). | Учебник, *11, подготовиться к выполнению чертежа выкройки фартука с нагрудником; ответить на вопросы 1-3 на с.51 учебника; знать основные понятия по теме. | ||
Р.7 Т.4 Ур.1 | Технология изготовления швейного изделия | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука с нагрудником. Подготовка деталей кроя к смётыванию. Обработка карманов. | Рассмотреть последовательные операции по изготовлению фартука; научить подготовке ткани к раскрою, раскладке выкроек на ткани и её раскрою, подготовке деталей к смётыванию; воспитывать усидчивость, терпеливость, организованность, аккуратность, художественный вкус. | Подготовка ткани к раскрою; раскладка выкроек на ткани и обвод их; раскрой деталей фартука; подготовка деталей кроя к смётыванию; обработка накладных карманов. | Беседа. Практическая работа | По инструкционным картам в учебнике повторить выполненную работу. | ||
Р.7 Т.5 Ур.1 | Технология изготовления швейного изделия | Обработка нижней части фартука. Соединение накладных карманов с нижней частью фартука. | Ознакомить учащихся с правилами обработки нижней части фартука и способами соединения накладных карманов с нижней частью фартука; сформировать навыки по обработке нижней части фартука и правилами соединения карманов, выполнению технических условий, настрачиванию карманов; воспитывать аккуратность и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | ||||
Р.7 Т.6 Ур.1 | Технология изготовления швейного изделия | Обработка бретелей. Обработка нагрудника. Соединение нагрудника с бретелями. | Ознакомить учащихся с правилами обработки бретелей и нагрудника; сформировать навыки по обработке бретелей различными способами, научить обрабатывать бретели обтачным швом; сформировать навыки по обработке нагрудника различными способами; воспитывать аккуратность, внимательность. | Обработка бретелей обтачным швом; соединение бретелей с верхним срезом нагрудника. | Беседа Практическая работа Беседа Практическая работа | В рабочей тетради зарисовать последовательность выполнения работы, повторить последовательность обработки бретелей и нагрудника. Технические условия. | ||
Р.7 Т.7 Ур.1 | Технология изготовления швейного изделия | Соединение нагрудника с поясом. Соединение нагрудника с нижней частью фартука. Обработка верхнего среза фартука. Обработка пояса. Окончательная обработка фартука. | Ознакомить учащихся с правилами соединения нагрудника с поясом и нижней частью фартука; сформировать навыки по выполнению соединения нагрудника с поясом и нижней частью фартука; научить проверять качество готового изделия; воспитывать аккуратность. | Соединение нагрудника с поясом. Соединение нагрудника с нижней частью фартука. Обработка верхнего среза фартука. Обработка пояса. Окончательная обработка фартука. | Беседа Практическая работа | Подготовить 5-6 рисунков фасонов фартука, которые можно было бы ещё сшить из той ткани, которую использовали учащиеся для своей работы. | ||
Р.8 Т.1 Ур.1 | Творческий проект | Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта. Реализация творческих проектов учащимися. | Ознакомить учащихся с творческим проектом; сформировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта, определиться с выбором моделей и подбором ткани; воспитывать аккуратность, внимательность, прививать эстетический вкус. | Беседа Презентация | ||||
Р.8 Т.1 Ур.1 | Творческий проект | Рекламный проспект изделия | Научить учащихся правильному оформлению рекламного проспекта развивать; исполнительские умения, творческие способности. | Оформление рекламного проспекта | Практическая работа | Проверить качество выполнения проекта, сделать необходимые поправки, подготовиться к защите проекта | ||
Р.8 Т.1 Ур.1 | Творческий проект | Защита проектов. | Ознакомить учащихся с приёмами защиты творческих проектов и с профессией демонстратора одежды; сформировать навыки по защите проектов; прививать навыки культуры труда и аккуратности, эстетический вкус, внимательность. | Защита проекта | ||||
Р. 9 Т.1 Ур.1 | Технология изготовления изделий из лоскутков | Инструменты, материалы, оборудование, организация рабочего места, подготовка материалов к работе. | Ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья, организацией рабочего места, инструментами, материалами и оборудованием; сформировать навыки по организации рабочего места и подготовке материалов к работе; воспитывать аккуратность, внимательность при работе; развивать эстетический вкус. | Подбор из имеющихся лоскутов подходящие по цвету | Презентация | Учебник, *18 на с.86-89; подготовить накрахмаленную ткань. | ||
Р.9 Т.2 Ур.1 | Технология изготовления изделий из лоскутков | Шаблоны для для раскроя элементов орнамента. | Ознакомить учащихся с правилами изготовления шаблонов и с технологией соединения деталей из лоскутов между собой; сформировать навыки по изготовлению шаблонов и научить учащихся технике соединения лоскутов между собой; воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе; прививать эстетический вкус. | Изготовление из картона шаблонов прихватки, раскрой прихватки | Практическая работа | |||
Р.9 Т.3 Ур.1 | Технология изготовления изделий из лоскутков | Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой | Ознакомить учащихся с растром, сформировать навыки по технологии мозаики из полос и научить выполнять мозаику из полос; воспитывать аккуратность, культуру труда в работе, прививать эстетический вкус. | Соединение между собой лоскутов | Практическая работа | Учебник, *19, подготовить материал для вышивания. | ||
Р.10 Т.1 Ур.1 | Технология вышивания (5 часа) | Инструменты, материалы и приспособления. Организация рабочего места. | Ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места. Научить правильным приёмам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус; развивать сенсорные и моторные навыки. | Подготовка к вышиванию: подготовка мотка мулине к работе. | Беседа Презентация | Вступительная статья «Технология вышивания» на с.96-97, *20 на с.96-100; знать основные понятия по теме; подготовить ткань для вышиванию; рисунки для вышивания. | ||
Р.10 Т.2 Ур.1 | Технология вышивания | Технология выполнения простейших ручных швов, применяемых при вышивании. | Изучить технологическую последовательность вышивания; совершенствовать навыки ручного вышивания; выполнить практическую работу по вышиванию изделия (по выбору учащихся) в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами. | Перевод рисунка на ткань. | Беседа Презентация Практическая работа | Выбор рисунка | ||
Р.10 Т.3 Ур.1 | Технология вышивания | Технологическая последовательность вышивания. | Ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивания; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к культуре и искусству, эстетический вкус, логическое мышление; развивать моторику рук | Выполнение петельного шва, тамбурного шва. | Инструктаж по т.б. Практическая работа | Учебник *22, с.112-113; закончить вышивку салфетки; подготовить изделие, которому требуется ремонт, материал для штопки; ответить на вопросы 1-3 на с.113; уметь объяснить основные понятия по теме. | ||
Р.10 Т.3 Ур.2 | Технология вышивания | Технологическая последовательность вышивания. | ||||||
Р.11 Т.1 Ур.1 | Уход заодеждой (2часа) | Ремонт одежды, штопка, заплаты. Ремонт распоровшихся швов. | Ознакомить учащихся с видами ремонта одежды; сформировать навыки по ремонту одежды, штопке, наложению различных видов заплат, ремонту распоровшихся швов; воспитывать аккуратность и опрятность в работе | Ремонт термоаппликацией, ремонт подкладной заплатой. | Беседа. Практическая работа | Подготовить сообщения «Как вывести пятно наодежде учебник, *23-24 на с.114-119; выполнить ремонт распоровшегося шва при помощи потайных подшивочных строчек; подготовить ярлыки с символами по уходу за изделиями; ответить на вопросы на с.117, 119; уметь объяснить основные понятия по теме на с.117, | ||
Р.11 Т.2 Ур.1 | Уход за одеждой | Уход за одеждой из хлопчатобумажных тканей. Уход за верхней одеждой, головными уборами, выведение пятен, защита от моли. | Ознакомить учащихся с символами по уходу за текстильными изделиями; сформировать навыки по уходу за одеждой из х/б и льняных тканей, верхней одежды, головными уборами, выведению пятен, защите от моли; приучать к аккуратности и опрятности. | Изучение символов по уходу за одеждой. | Беседа Работа по карточкам | Учебник, *25, с119-121; уметь объяснять основные понятия по теме; ответить на вопросы 1-4 на с.121. | ||
Р.12 Т. 1 Ур.1 | Интерьер кухни, столовой. Гигиена Девушки. косметика (2часа) | Создание интерьера кухни. Размещение мебели и. оборудования кухни | Ознакомить учащихся с интерьером кухни, оборудованием, правилами размещения оборудования на кухне; сформировать навыки правильного обращения с кухонным оборудованием; воспитывать эстетический вкус в обустройстве помещения. | Описание интерьера кухни. | Беседа. Просмотр презентации. | Учебник, *37-38; статья «Интерьер кухни, столовой» на с.162-168; знать основные понятия по теме и ответить на вопросы (с.166, 168); | ||
Р.12 Т. 2 Ур.1 | Интерьер кухни, столовой. Гигиена Девушки. косметика | Уход за кожей, волосами, ногтями. | Ознакомить учащихся с правилами ухода за кожей, волосами, ногтями, за кожей лица; ознакомить, как влияют солнечные лучи на кожу лица, познакомить с профессией врача-косметолога. | Беседа. | ||||
Р.13 Т.1 Ур.1 | 11. Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений (10 часов) | Техника безопасности при с/х работах. | Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, правил оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травмирования | . | Беседа с учащимися по общим вопросам техники безопасности | Правила по Т.Б. при работе с С/Х инвентарем | ||
Р.13 Т.2 Ур1 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Условия, необходимые для прорастания семян.Посев семян на рассаду | Ознакомить учащихся со способами выращивания рассады.самостоятельное овладение способами деятельности; получение опыта применения трудовых знаний и умений в самостоятельной практической деятельности | Рассадный способ выращивания культур. Подготовка участка к посадке рассады. Посадка рассады. | Практическая работа | Правила ухода за рассадой | ||
Р.13 Т.3 Ур1 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Технология выращивания овощных и цветочно-декоративных культур. | ознакомить с разнообразием цветочно-декоративных культур, правилами ухода за выращиваемыми растениями. | разнообразии цветочно-декоративных культур, -правила ухода за выращиваемыми растениями | Беседа. Практическая работа | Правила выращивания овощных и цветочно-декоративных растений | ||
Р.13 Т.4 Ур1 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Весенняя обработка почвы . | ознакомить уч-ся с правилами обработки почвы | Рассказать об особенностях обработки почвы весной. Назвать виды органических удобрений. Вносить удобрения, соблюдая правила т/б | Беседа. Практическая работа Практическая работа | Правила весенней обработки почвы | ||
Р.13 Т.4 Ур2 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | |||||||
Р.13 Т.6 Ур1 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений | овладение различными способами деятельности | Рассказать об особенностях подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений . Подготовить почву к высадке рассады, соблюдая правила т/б труда | Беседа. Практическая работа | Подготовить эскизы оформления цветочных клумб | ||
Р.13 Т.6 Ур7 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Высадка рассады цветов | овладение общетрудовымииспециальными умениями | Перечислить правила высадки рассады. Высаживать рассаду иухаживать за ней Оформлять пришколь-ный участок сиспользованием декоративных растений | Беседа. Практическая работа | Правила ухода за пересаженными растениями | ||
Р.13 Т.8 Ур1 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Рыхление почвы в цветниках. | овладение общетрудовыми умениями; воспитание трудолюбия, ответственности за результаты своей деятельности | Рассказать о назначении рыхления почвы. Рыхлить почву в цветниках. Выполнять практическую работу с соблюдением т/б труда | Беседа. Практическая работа | Сроки высадки овощей | ||
Р.13 Т.9 Ур1 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Уход за растениями: рыхление, полив | самостоятельное овладение способами деятельности; получение опыта применения трудовых знаний и умений в самостоятельной практической деятельности | Выполнять практическую работу с соблюдением правил т/б. Владеть различными способами деятельности по уходу за растениями | Беседа. Практическая работа | Подготовка к контрольной работе | ||
Р.13 Т.10 Ур1 | Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений | Уход за растениями: рыхление почвы. Прореживание, прополка, полив | овладение различными способами деятельности, выработка навыков работы с мотыгой | Перечислить правила ухода за растениями. Рыхлить почву, прореживать, пропалывать, поливать. | Беседа. Практическая работа |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
I.Вводное занятие. Основные разделы курса «Технология» (1ч.)
2.Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений (10 ч)
Основные теоретические сведения.
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.
Практические работы.
Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.
Варианты объектов труда.
Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы, тюльпаны, чеснок.
- Кулинария (11 ч)
Вводное занятие (1 час)
Основные теоретические сведения
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов, рецепты на Руси
Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Варианты объектов труда
Рабочее место бригады на кухне.
Физиология питания (1 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Варианты объектов труда
Таблицы, справочные материалы.
Блюда из овощей (3 ч)
Основные теоретические сведения
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.
Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.
Практические работы
Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.
Варианты объектов труда
Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.
Блюда из яиц (2 ч)
Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.
Варианты объектов труда
Омлет, яичница, вареные яйца.
Бутерброды, горячие напитки (2 ч)
Основные теоретические сведения
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Варианты объектов труда
Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Сервировка стола (1 ч)
Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда
Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
- Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Элементы материаловедения (3 час)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.
Варианты объектов труда
Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.
- Ручные работы (3 часа)
Основные теоретические сведения.
Организация рабочего места при выполнении ручных работ. Инструменты и приспособления. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ. Виды ручных стежков и строчек. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ.
Практические работы
Выполнение ручных операций «сметывание», «заметывание», «наметывание», «перенос линии выкройки копировальными стежками», «пришивание».
Варианты объектов труда
Детали из хлопчатобумажной ткани, пуговицы.
- Элементы машиноведения. Работа на швейной машине (8 часов)
Основные теоретические сведения
История создания швейной машины. Основные требования к оборудованию рабочего места, виды машин, виды приводов и их устройство, принцип действия отдельных узлов (регулятор длины стежка, устройство для намотки ниток). Правила и приемы работы на швейной машине. Последовательность заправки верхней и нижней нитей. Терминология машинных работ. ТБ. Терминология ВТО и правила ТБ. Значение ВТО. Организация рабочего места. Требования к выполнению ВТО.
Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
Варианты объектов труда
Швейная машина. Образцы машинных строчек.
Конструирование и моделирование рабочей одежды
Основные теоретические сведения
Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.
Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.
Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда.
Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.
Технология изготовления рабочей одежды
Основные теоретические сведения
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.
Практические работы
Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.
- Лоскутная техника (3 часов)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной техники, её связь с направлениями современной моды. Технология изготовления изделий из лоскутков.
Практические работы
Подготовка материала к работе. Соединение материалов между собой и с подкладкой.
Варианты объектов труда
Салфетка, прихватка.
- Вышивка (3 часов)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Варианты объектов труда
Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.
- Технология ведения дома (4 часа)
Основные теоретические сведения
Интерьер жилых помещений и их комфортность. Рациональное размещение оборудование кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Уход за одеждой из хлопка и льна. Основные правила выполнения влажно-тепловой обработки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологии длительного хранения одежды и обуви. Условные обозначения на ярлыках.
Практические работы
Удаление пятен с одежды. Определение правил ухода за одеждой по условным обозначениям на ярлыках
Варианты объектов труда
Ткань с пятнами от кофе, чая, ягод. Ярлыки с условными обозначениями.
- Творческие проектные работы (3 ч)
Основные теоретические сведения
Знакомство с понятием «творческий проект по технологии». Этапы проекта. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Реклама. Цель рекламы.
Практические работы
Поиск возможных вариантов в выборе техники выполнения. Разработка технологического маршрута и его поэтапное выполнение. Анализ моделей из банка объектов для творческих просмотров. Разработка рекламного проспекта изделия. Публичное выступление обучающихся с обоснованием представляемого проекта.
Примерные темы.
Изготовление сувенира.
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
- Весенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений (10 ч)
Основные теоретические сведения
Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.
Практические работы.
Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.
Варианты объектов труда.
Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, петрушка, календула, настурция, цинния.
Критерии оценивания учащихся 5-8 классов
№ п.п | оценки | Знание учебного материала | Точность обработки изделия | Норма времени выполнения | Правильность выполнения трудовых приемов | Организация рабочего времени | Соблюдение правил дисциплины и т/б |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | «5» | Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска | Норма времени меньше или равна установленной | Абсолютная правильность выполнения трудовых операций | Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места | Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было |
2 | «4» | В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска | Норма времени превышает установленного на 10-15 % | Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются |
3 | «3» | В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска | Норма времени превышает установленную на 20% и более | Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова | Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова | Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова |
4 | «2» | Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших | Точность изделия выходит за пределы поля допуска | Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока | Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания | Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места | Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины |
5 | «1» | Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа | Учащийся допустил неисправимый брак | Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить | Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами | Полное незнание правил организации рабочего места | Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/понимать
- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
- рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф.
- Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб.пособие для учащихся 8 – 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение
- Трайтак Д.И., Пичугина Г.В. Сельскохозяйственный труд /Введ. в сел.хозяйство: Учеб.пособие для учащихся 5 – 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение
- Технология.5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2007-281с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа: "Технология" 5-9 класс (мальчики)
Рабочая программа по технологии в 5-9 классах для мальчиков под редакцией В.Д. Симоненко. Технология: "Технический труд"....
Рабочая программа "Технология. Твоя профессиональная карьера" 8 класс
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе ...
рабочая программа технологии
календарно тематическое планирование 5,6,8классы...
Рабочая программа. "Технология. Технологии ведения дома"
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарнр-тематическое планирование....
Рабочая программа «Технология. Технологии ведения дома» (для девочек) для 5-6 классов на 2013-2014 уч. год Синица Н.В.
Programma_po_tehnologii_5-6_Vorobyeva_po_sinice_kl_2013-2014...
Рабочая программа «Технология. Технологии ведения дома» (для девочек) для 7 классов на 2013-2014 уч. год по Синице Н.В., Табурчак О.В.
Programma_po_tehnologii_7_Vorobyeva_po_sinice2012_kl...
Рабочая программа «Технология. Технологии ведения дома» (для девочек)» на 2014-2015 учебный год
Рrogramma_po_tehnologii_5-7_Vorobyeva_po_sinice_kl_2014-2015...