Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жамбалтарова Евгения Ивановна

Физика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Одно из главных направлений моей  работы -   создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках,

развитие способностей во внеурочной деятельности (индивидуальная работа, олимпиады, конкурсы).

         Для развития творческих способностей  детей важно : поддерживать и развивать интерес к физике; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; учить мыслить перспективно,  видеть роль и место современной физики в общечеловеческой культуре. Ее связь с другими науками.

         Одним из способов активизировать познавательную деятельность учащихся, развить интерес к физике, к самостоятельному ее изучению является использование следующих методов и форм: игра, коллективно-групповая форма работы на уроке. Цель таких уроков – повторить и систематизировать материал темы или ее части. Как показала практика, урок-игра отличается коллективистской атмосферой: каждый участник игры, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех этапах, ибо он болеет за свою команду. Участники игры работают рядом, обсуждение поставленного вопроса происходит коллективно, все осознают, что от каждого члена команды зависит общий успех. Каждый пытается вместе с командой найти решение, его усилия дополняются усилиями других, возникает эффект сопричастности к делу. Игра вызывает положительные эмоции, радость познания. Конечно, и от учителя требуется быстрота реакции, эрудиция, объективность, доброжелательность.   Использование на различных этапах урока всевозможных игровых ситуаций – одно из направлений поднятия интереса учащихся к учению, в частности к занятиям по физике. В основе ряда игровых ситуаций лежат самодельные дидактические игры, имеющие конкретное учебно-информационное содержание. Это могут быть кроссворды, ребусы, загадки, физические сказки, дидактические кубики, таблицы, кластеры, тестовые задания, и т.д. Преимущества таких игр: сочетание умственной деятельности с движением, возможность индивидуализации опроса (сложные и простые вопросы), обеспечение самостоятельной работы учащихся, их творчества. Таким образом, проблемное изложение учебного материала создает почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, для сомнений в достаточности и убедительности приводимых аргументов, тем самым обостряя и активизируя процесс мышления. Такие вопросы учителя как: "Почему дрова зимой колются хорошо?", "Какие дрова лучше- березовые или сосновые?", Одинаковы ли молекулы льда и воды?, "Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?", " От каких факторов зависит испарение вещества?" и другие являются для учащихся проблемными. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями. С точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

     Одной из основных форм работы с одарёнными детьми считаю – научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Учитель считает: ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Ученики «вырастают над собой».   Метод проектов используется для обобщения знаний и умений по изученной теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изобрести устройство, плакат, фото, мультимедийную презентацию , отражающие самое существенное содержание темы.

- Физический эксперимент на уроках физики. Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса физики. Он успешно моделирует явления, которые невозможно наблюдать непосредственно, позволяет дать заключения о степени справедливости тех или иных гипотез. Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации. Это случается, когда данные, полученные опытным путем, вступают в противоречие с известными физическими закономерностями. Ясно, что изучение физики может быть полноценным только при систематическом и хорошо продуманном использовании учебного физического эксперимента, т.е. когда наблюдения и опыты станут в число ведущих методов обучения. Экспериментально-исследовательские задания являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

-Лабораторные работы  на уроках физики .С открытием образовательного центра "Точка Роста" в школе  появились цифровые лаборатории по физике ,химии, биологии, экологии,  нейротехнологии , наборы по робототехнике ,что значительно облегчает задачи в исследовательской деятельности.

       В процессе данной работы полученные результаты позволяют выявить четыре группы детей с разным уровнем развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения проблем.

    1) Учащиеся, обладающие достаточно высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, они уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем.

  2) Учащиеся с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, избегают риска, не любят публично высказывать свои мысли.

    3) Учащиеся, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности. Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения вне школы (кружки, секции и т.д.). Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя.

   4) Учащиеся с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в "середняках" и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

     Основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок. Но для развития способностей одарённых детей этого недостаточно. Одной из форм организации внеурочной деятельности, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются эвристические, интеллектуальные, дистанционные олимпиады, викторины с метапредметным содержанием, решение нестандартных задач, конкурсы творческих работ, работа по поиску дополнительной литературы, составление проектов, участие в НПК с исследовательскими работами. А так же это могут быть разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: физические вечера, викторины, различные игры: «Брейн-ринг», «Своя игра», КВН и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...