Использование различных видов мониторинга для проверки качества знаний на уроках физики
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Представленный материал показывает как различные методы и формы мониторинга позволяют корректно и содержательно провести проверку и оценку знаний учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kachestva_obrazovaniya.doc | 598 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Бийска
Использование различных видов мониторинга для проверки качества знаний на уроках физики
Автор работы: Федотова Светлана Петровна
учитель физики высшей квалификационной категории
2011 год
г.Бийск
Аннотация: представленный материал показывает как различные методы и формы мониторинга позволяют корректно и содержательно провести проверку и оценку знаний учащихся.
Формы работы: зачет, тестирование, физические диктанты, практические работы, самоконтроль, взаимоконтроль, защита проектов, занимательная игра, опрос, смотр знаний.
Как правильно, корректно, содержательно провести проверку и оценку знаний? Решение этих проблем продолжается уже четыре столетия.
Знания умения навыки (ЗУН) проверяются различными способами. Какой вид проверки выбрать, какой метод будет более рационален в данной ситуации – решать учителю.
А поскольку ведущей целью современного школьного образования признается развитие ученика, его личности, очевидно, проверять и оценивать по ходу учебного процесса нужно не только знания, умения и навыки, но и личностные достижения.
Поэтому помимо ЗУН необходимо оценивать коммуникативные и общеучебные умения.
Коммуникативные умения | Общеучебные умения |
Работа в парах | Выделять главное из текста |
Работа в группах | Составлять конспект и тезисы |
Деловое общение | Делать структурные схемы |
Умение слушать | Писать аннотацию, рецензию |
Умение задавать вопросы по существу | Добывать необходимую информацию из Интернета и работать с ней. |
Умение корректно делать замечания | Составлять план работы |
Получается, что оценивание учащихся в настоящее время – дело многоаспектное и отражает разные стороны учебного процесса. А это значит, что оно должно быть объективным, согласующимся с психическими особенностями ученика, гуманным, наглядным и прозрачным, выполнять мотивирующую, обучающую и развивающую функции.
Проверка и оценка знаний – это процесс получения информации об ученике, процесс создающий представление об эффективности деятельности учителя и его учащихся, процесс, позволяющий в случае необходимости принять корректирующее решение.
Для того чтобы составить у учащихся позитивное мнение об оценивании учитель должен спланировать процесс проверки и показать учащимся, что от них требуется при изучении данной темы. Практика показывает, что если ученик знает, что от него хотят, тогда он работает более четко и оценка оказывается более эффективной.
Вначале изучения темы вывешиваю перечень заданий, обязательных для оценивания
Пример. Перечень оцениваемых заданий по теме «Кинематика»для учащихся 10 класса:
1.Уметь определять вид движения (покой, прямолинейное равномерное, прямолинейное равноускоренное, криволинейное).
2.Знать уравнения, позволяющие решить ОЗМ для каждого вида движения.
3.Физический диктант (расчетные формулы, единицы их измерения)
4.Умение работать с графиками (подобные задачи №13, 22,58)
5.Зачетная игра «Фабрика звезд»
6.Творческая работа (визитка, ребус, слайд-фильм, участие в проекте и т.п.)
7.Контрольная работа( ниже привожу перечень заданий, обязательных для решения при подготовке к контрольной работе)
А
1.)Запишите уравнение для определения координаты тела при прямолинейном равноускоренном движении.
2.)Какие величины измеряются в:
- Н/М
- Дж
- м/с2
- Н
3)Назовите величины, входящие в формулу:
а=v2 / r
4)Найдите ошибку:
Х0 +v0х t /2 –gt2 /2=х;
V=S/t;
F=mg
В
За какое время автомобиль, двигаясь с ускорением 0,2м/с2 , увеличит свою скорость с 12 до 20 м/с.
С
Движение точки задано уравнением х=10t+0,4t2 .Чему равны начальная координата, начальная скорость, ускорение точки. Напишите для этой точки уравнение V(t).
Таким образом, за 20 часов изучения данной темы каждый из учащихся получает минимум семь оценок.
Всякая оценка должна показывать достижения и стимулировать на продолжение обучения, поэтому нужно планировать задания для определения уровня развития личности. И самое главное правило при проверке – результаты должны быть обнародованы как можно быстрее.
Процесс проверки знаний должен быть разнообразным. Результат в этих случаях бывает более эффективным, чем в тех случаях, когда проверка однообразна и традиционна.
Уроки проверки знаний провожу в разных формах: тест, занимательная игра, опрос, смотр знаний и т.д. Учащиеся с удовольствием включаются в работу, если проверку знаний провести с использованием фрагментов популярных телепроектов или распространенных среди подрастающего поколения сериалов. Кроме того, при проведении уроков данного типа использую различные приемы, которые позволяют в ненавязчивой форме познакомить учащихся с классикой.
Пример урока: Зачетная игра «Фабрика звезд» (Приложение №2)
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме: «Кинематика точки».
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с новым музыкальным жанром «оперетта».
- Развивающая: развивать различные виды памяти, развивать умение логично и образно выражать свои мысли.
- Воспитательная: учить видеть прекрасное, уметь дать реальную оценку собственных знаний и знаний своего товарища.
Оборудование: конверты с различными видами звезд: пятиконечными -2 штуки, четырехконечными – 2 штуки, трехконечными – 2 штуки; проектор с компьютером
( можно использовать интерактивную доску).
Учитель: Просмотрите запись на доске и скажите что общего между людьми, имена которых вы видите.
Запись на доске: Прохор Шаляпин
Ирина Дубцова
Елена Кукарская
Арсений Бородин
(учащиеся непременно скажут, что все они участники телепроекта «Фабрика звезд»)
Учитель: Сегодня мы с вами проведем свою «Фабрику звезд», которая позволит нам оценить наши способности в области кинематики. Девиз нашего урока: «Зажги свою звезду». В течение урока вы за каждый верно данный ответ будете получать звезды. В заключение нашего проекта мы подведем итоги. Желаю всем успеха!
(слайд №1)
Учитель: На фабрику звезд каждый может попасть, если вам удастся пройти отборочный тур. Домашняя работа является залогом прохождения отборочного тура. Обменяйтесь своими тетрадями. Предлагаю проверить письменную часть домашнего задания, своего товарища по парте. За каждую правильно выполненную задачу вы получаете по звезде.
Полученные звезды вы изображаете на полях рядом с задачей.
(правильные ответы на слайде №2)
Учитель: Звездная жизнь разнообразна и сложна. Каждый из фабрикантов прошел определенные этапы звездной жизни. Посмотрите, какие этапы предстоит пройти сегодня нам. (Слайд №3)
Учитель: итак первое занятие «Вокалом». Вам предстоит работа в парах. Вспомните теорию. Ответьте на предложенные вопросы своему товарищу по парте. За каждый правильный ответ вы получаете звезду. Не забудьте отобразить каждую полученную звезду, нарисовав её на полях в тетради. (Слайд №4)
Учитель: Переходим в следующий этап. Предлагаю побывать в гостях у оперетты. (Слайд №5)
Учитель: Если вы успешно выполните следующее задание, то узнаете имя композитора, которого называют «отцом оперетты». Задания на следующем слайде.
(Слайд №6. На рисунке представлен слайд в конечном варианте)
Учитель: Итак, Жак Оффенбах – композитор, который в 1855 году открыл в Париже музыкальный театр. Долгие годы в репертуаре театра были его оперетты «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Перикола». (слайд №7)
Учитель: Наш проект продолжается и каждого из вас ждет мастер-класс. Вам необходимо составить уравнение движения материальной точки по графику, если начальная координата равна нулю.
(Слайд №8. На рисунке представлен слайд в его окончательном варианте для проверки выполнения варианта)
Учитель: Выполняя отчетное мероприятие, вы узнаете, кем из композиторов были написаны наиболее известные оперетты. Для этого необходимо определить место и время встречи двух тел. Работаем по вариантам. Напоминаю, кто какой вариант выполняет. Всего четыре варианта. (Слайд №9)
Учитель: Задания для каждого варианта на следующем слайде. (Слайд №10. Первоначально на слайде нет ответов. Они записаны в синих скобках. Нет и стрелок, показывающих соответствие между названием оперетты и ее создателем. Данный слайд представлен в конечном варианте.)
Учитель: Подведем итог. Каждый, кто правильно определил место, и время встречи получает по две звезды. (Слайд №11)
Учитель: И наконец настал ваш звездный час. (включается минусовка из телепроекта «Фабрика звезд»). Подсчитайте количество звезд, полученных за урок. Если вы набрали 13-15 звезд - получаете оценку «пять», 12 – 10 это «четыре», 9-7 это «удовлетворительно».
Учитель: Прошу взять из конверта, лежащего на вашем столе соответствующую звезду, подпишите её, и когда вы будете выходить из класса, закрепите свою звездочку на классной доске. Дома необходимо выполнить следующие задания:
На «5» и «4»: №85-86;
На «3»: 53, 9.
(Слайд №12)
Учитель: Всех благодарю за урок. Желаю вам уверенно шагать по своей звездной дорожке!
(Слайд №13)
Для подготовки старшеклассников к ЕГЭ и оценки качества знаний использую различные виды тестов, включающие задания не только по текущей теме, но и проверки знаний по ранее пройденным темам. Это позволяет повторять пройденный материал, вовремя вносить корректировку в учебный план и осуществлять текущий контроль. Для проверки тестовых заданий и сокращения времени на эту работу, для удовлетворения желания видеть сразу истинный итог изучения материала учащимися, повышения мотивации к учению проверку выполняем вместе сразу после написания теста. На интерактивную доску вывожу электронный вариант теста, который разбираем вместе, тут же даем консультацию для тех, кто испытывал затруднения при выполнении какого-либо задания.
Приоритетом для преподавания в современных условиях является организация в современных условиях познавательной деятельности учащихся.
На сегодняшний день важным для школьника выступает овладение умениями контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий. Перед каждым уроком проверяю наличие письменной части домашней работы. В специальном дневнике напротив каждой фамилии делаю пометки, используя символику: о – работы нет, + работа выполнена полностью, (-)+ работа выполнена с замечаниями, ? пользовался ГДЗ.
Если класс с домашней работой справился предлагаю самопроверку, разместив решение на интерактивную доску. В случае, когда при выполнении домашнего задания появляются трудности (задача решена не до конца или неправильно), самопроверка осуществляется с помощью товарища, работающего у доски. Допускаю вариант взаимопроверки.
Такая самопроверка развивает умение реально оценивать свои возможности и знания, формируется честность, самосознание, уверенность в своих силах.
(В приложении №3 привожу примеры использования разных форм проверки качества знаний).
В связи с переходом на профильное образование для мониторинга качества знаний в непрофильных гуманитарных классах провожу физические диктанты, где требуется вставить слова (словосочетания) в текст, который позволяет передать сущность физических законов или явлений.
Например в 10 классе после изучения темы «Внутренняя энергия» использую следующий текст:
«Внутренняя энергия системы тел изменяется при _1_ и передаче _2_ . Первый закон термодинамики – это закон _3_ , распространенный на тепловые явления. С помощью этого закона можно делать важные заключения о характере протекающих процессов. При _4_ процессе объем газа не меняется, поэтому _5_ равна нулю. Изменение внутренней энергии происходит за счет _6_ . Внутренняя энергия не изменяется только при _7_ процессе. В термодинамике рассматриваются теплоизолированные системы. Процессы, протекающие в таких системах, называют _8_ .
Внутренняя энергия обозначается _9_ , измеряется в _10_.»
Проверку практических умений и навыков произвожу разными способами. Чаще всего – в процессе наблюдения за работой учащихся во время выполнения ими заданий. Оценку ставлю за каждый этап: подготовка рабочего места, знание хода работы, умение самостоятельно оценить рациональность предложенного варианта работы, выполнение техники безопасности, вычисление погрешности, умение оценить свой результат и правильно сделать вывод. В журнал выставляется средняя оценка.
Все эти правила ребятам известны с первых занятий седьмого класса. Критерии оценок за все этапы они знают. Это позволяет ученику легко ориентироваться в своих успехах, определять свои промежуточные и итоговые результаты, изыскивать резервы для улучшения результатов.
В конечном итоге для учащихся важно осознавать, что его способности и образование представляют ценность, прежде всего для него самого. Моя задача не только породить, но и закрепить эту мысль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы проверки качества знаний учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе
Тема самообразования...
"Использование различных видов первой медицинской помощи при несчастных случаях* Урок сбо в 7-ом классе специальной (коррекционной) школы 8-го вида.
Учить детей оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях....
Использование ИКТ технологий как средство повышения качества знаний на уроках математики
В статье отражены преимущества ИКТ технологии, показаны приемы и методы, способствующие повышению качества знаний на уроках математики....
Мастер-класс "Использование различных видов кластеров для развития критического мышления на уроках биологии"
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...
Использование различных видов кластеров для развития критического мышления на уроках биологии
Использование различных видов кластеров для развития критического мышления на уроках биологии...
Использование системы контроля и мониторинга качества знаний на уроках географии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет диагностировать уровень обученности и вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по географии....
«Технология использования новых средств ИКТ, при создании и проведении компьютерного тестирования, для оперативной проверки качества знаний практических умений обучающихся.»
Методическая разработка отражает принципиально новые подходы к разработке контрольно-измерительных материалов для оперативной проверки качества знаний обучающихся с возможностью машинного ввода ответо...