Открытый урок 7 класс ФГОС " Атмосферное давление.Вес воздуха"
методическая разработка по физике (7 класс)

Урок позволяет разъяснить смысл атмосферного давления,Объяснить влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_atmosfernoe_davlenie.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по физике.

Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.

Класс: 7

Учитель: Суанова Ф.К.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 Цели по содержанию:

обучающие:  ввести определение атмосферного давления и раскрыть его природу; изучить причины возникновения атмосферного давления, ознакомить  с явлениями, вызванными действиями атмосферы;

развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования.

воспитывающие: помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний, продолжить формировать умение работать  в группах, включаться в диалог друг с другом.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные : знать и понимать смысл  атмосферного давления, объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни, проводить наблюдения, опыты, делать выводы, докладывать о результатах экспериментов,  кратко и чётко отвечать на вопросы,  представлять результаты смысловой деятельности,  экспериментов с помощью таблиц.

Метапредметные :

Регулятивные - ставить  цель, оценивают свою работу; исправлять и объяснять свои ошибки..

Коммуникативные - вступать в диалог, уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей,  работают в группах.

Познавательные - анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; выделять существенное.

Личностные: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о весе воздуха и атмосферном давлении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые технологии: технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.

Информационно-технологические ресурсы :

Список использованных источников и литературы:

  1. Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание - М.: Дрофа, 2011
  2. Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007-2013
  3. Перельман Я. И. Занимательная физика.– М.: Наука, 1979. –с.98.
  4. ЦОР по физике 7 класс

Оборудование: для фронтального эксперимента: стеклянные стаканы,  пипетки, шприцы без иголок, трубочки

для демонстрационных экспериментов: лист бумаги, стакан с водой, бутылка, яйцо, поилка для животных,

бланки отчетов, бланки самооценки , смайлики,   компьютер, экран, проектор, авторская презентация.

Содержание урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие. Краткий настрой на продуктивную работу.

Ребята, скажите пожалуйста, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? Зачем нам надо знать о давлении в разных средах?

Сегодня мы продолжим работу по изучению давления. Но перед этим нам надо вспомнить пройденный материал написав физический диктант.

Приветствие. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Изучали давление твердых тел, жидкостей и газов.

Чтобы использовать в повседневной жизни и т.д.

Пишут  физический диктант.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявляют внимание

Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать

Познавательные: анализируют учебную ситуацию.

Создание проблемной ситуации,  выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детей, стимулирование познавательной деятельности

 Проводит демонстрационный эксеримент: опыт с яйцом и бутылкой. Почему яйцо вошло в бутылку?

Проводит фронтальный эксперимент: опыт со шприцом и стаканом с водой. Наблюдают, как вода поднимается вслед за поршнем. Почему?

Рассказывает, как объясняли этот факт во времена Аристотеля. (Аристотель и его последователи объясняли движение воды за поршнем тем, что «природа боится пустоты». Истинная причина этого явления – атмосферное давление).

Отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: развивают операции мышления, ставят задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно.

Коммуникативные:  выражают свои мысли, строят высказывания.

Формулирование темы и целей урока.

Осмысление и принятие детьми  целей урока

Объясняя многие явления, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.

 Учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока. Предлагает сделать записи в тетради.  ( см. презентацию)

Цели урока:
доказать, что воздух имеет вес,
изучить атмосферное давление и доказать его существование .

(запись в тетрадях)

Анализируют проблемную ситуацию. Выделяют проблему. Формулируют цель урока.
Делают записи в тетради.

Регулятивные: формулируют цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных высказываний учителя, одноклассников, умение строить логическую цепь размышлений.

Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог

Этап  построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Учитель предлагает план работы на уроке и обсуждает его.

Вспомнить необходимые сведения из курса географии;

Ответить на поставленные вопросы в ходе групповой работы

Закрепить полученные знания в ходе демонстрации экспериментов.

Учащиеся обсуждают предложенный план.

Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог

этапы реализации построенного проекта:

- актуализация опорных знаний

Вспомнить необходимые сведения об атмосфере из курса географии.

Учитель показывает отрывок из фильма «Хаббл», ведёт фронтальную беседу с классом.
- Ребята, кто из вас  любит  смотреть фантастические фильмы про инопланетян? Я тоже обожаю фантастику.  Сейчас мы с вами немного пофантазируем.  Представим, что мы пришельцы из космоса.

Итак,  закройте глаза (музыка и  часть из фильма  «Хаббл») и представьте, что мы с вами  подлетаем к незнакомой, но очень красивой планете. Мы о ней ничего не знаем, и нам её надо исследовать.  Можно открыть глаза и посмотреть на нее из космоса.  Сканеры нашего корабля уже передают информацию о…  И вопрос к вам, ребята, что в первую очередь нужно выяснить перед посадкой?   Конечно, атмосфера, состав атмосферы.

Предлагает вопросы:

-Из курса географии вспомните: что такое  атмосфера?  Из чего она состоит?

-  Назовите слои атмосферы?

Сообщает познавательную информацию об атмосфере в ходе демонстрации презентации.

Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя

-Изучение новой темы

В ходе разрешения проблемной ситуации дети доказывают, что воздух имеет вес

Учитель ведёт фронтальную беседу с классом. Учитель создаёт проблемную ситуацию.
- Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. То есть около 10 тонн!

Как проверить, что воздух имеет вес?

Предлагает на примере шара с воздухом предложить теоретически способ определения веса воздуха.

Выполнение демонстрационного эксперимента с коромыслом и двумя шарами. Что будем наблюдать, когда положим на одну чашу весов надутый шар , а на другой сдутый?  Что доказывает этот опыт?

-Изучение новой темы. Работа уч-ся по группам

Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания,

Поиск новых знаний

Воспроизведение новых знаний в ходе отчетов групп

Организовывает работу групп по поиску новых знаний:

1 группа (искатели) – рассчитывают массу и вес   1 м3 воздуха.

2 группа (экспериментаторы) – изучают п 42, объясняют, что называется атмосферным давлением, с помощью опытов доказывают существование атмосферного давления

3 группа (теоретики) – изучают п 43, отвечают на вопросы: почему существует воздушная оболочка Земли, почему молекулы газов, входящих в состав воздуха, не улетают в космическое пространство? Почему не падают на Землю под действием земного притяжения

4 группа (любознательные) – вычисляют силу  давления атмосферы на парту. Давление атмосферы принять за 100кПа.

5 группа (практики) – выясняют роль атмосферного давления в жизни человека. Изучают дополнительные материалы и отвечают на вопросы. Как мы дышим, как мы пьем, почему выдерживаем такое большое атмосферное давление

Учитель консультирует  и принимает отчет групп

Учащиеся работают в группах; читают предложенный текст;

анализируют его;

отвечают на вопросы;

делают выводы;

обсуждают и анализируют  эксперимент; решают задачи

делают записи в бланках-отчетах.

Краткий отчет – рассказ групп

Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания.

Познавательные: осмысление цели чтения, анализируют  текст; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; развивают операции мышления; анализируют эксперимент, выделение существенного.

Регулятивные: ставят цель прочитать текст и выполнить задания к тексту.

Физ. минутка

Отдых и настрой на последующую работу

Физ.минутка  Делаем вдох!

Раз, два, три, четыре –

атмосферу мы впустили

Делаем выдох-

Два, три четыре, пять –

Выпустим ее опять.

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Руки потрусили смело.

 В атмосфере есть азот,

 делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

делай влево поворот,

воздух обладает массой,

Подними ее над классом.

 мы друг к другу повернёмся,

 дружно всем мы  улыбнёмся!

этап первичного закрепления с элементами соревнования по группам

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Учитель демонстрирует опыты

  1. Со стаканом с водой и бумагой
  2. Опыт с блюдцем, свечей, стаканом и монеткой – достать монетку не намочив рук
  3. Поилка для животных.

Учащиеся в группах по очереди объясняют эксперимент учителя

Коммуникативные: работают в группах, участвуют  в коллективном обсуждении экспериментальной групповой работы, вырабатывают умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания.

Познавательные: выделяют существенное; отрыв от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний развивают операции мышления; анализируют эксперимент.

Регулятивные: вспомнили  цель урока.

этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Итак,  в начале урока мы сказали, что на наши вытянутые  ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы выдерживаем такое давление?

 Подведем итоги урока. Для этого в предложения вставьте пропущенные слова:

1.  Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют (атмосферой).

2. Воздух имеет (вес)  и давит на (земную поверхность) и на (все тела),  находящиеся на ней.

На следующих уроках мы продолжим тему атмосферного давления, мы узнаем, кто и каким способом измерил атмосферное давление, какими приборами можно измерить атмосферное давление, как определить высоту по значениям атмосферного давления.

 

Выполняют предложенные им задания. Записывают ответы в тетрадь. Проводят взаимоконтроль.

Познавательные: анализируют, сравнивают, и обобщают изученные понятия; развивают операции мышления.

Регулятивные: ставят для   себя цель - выполнить самостоятельную работу; реализуют самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель даёт дифференцировано домашнее задание с учётом индивидуальных способностей детей.

  1. П 42,43, задание 1-4 на стр 125

 2Первый пункт домашнего задания является обязательным для всех.

Слушают, обсуждают.

Коммуникативные:  участвуют  в  обсуждении.

Личностные: проявляют уважение, учитывают мнение учителя.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Учитель организует коррекцию работы;

- предлагает учащимся вспомнить цель урока.

- оценивает работу учащихся;

- организует рефлексию;

 

Оценивают свою работу;

-анализируют свою деятельность.

Заполняют смайликами ступени достижений

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Структура урока

  1. Опыт с яйцом
  2. Фр. Опыт со шприцами
  3. Постановка темы и целей урока
  4. Рассуждения об атмосфере (под музыку)
  5. Вытянутые ладони – имеет ли воздух вес
  6. Опыты доказывающие, что имеет
  7. Работа в группах – показываю
  8. Анализ работы

Физ.минутка  Делаем вдох!

Раз, два, три, четыре –

атмосферу мы впустили

Делаем выдох-

Два, три четыре, пять –

Выпустим ее опять.

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Руки потрусили смело.

 В атмосфере есть азот,

 делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

делай влево поворот,

воздух обладает массой,

Подними ее над классом.

 мы друг к другу повернёмся,

 дружно всем мы  улыбнёмся!

  1. Фокусы с атмосферным давлением – работа с группами
  2. Тестирование – цор
  3. Проверка теста
  4. Подведение итогов - рефлексия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....

Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"...

урок по физике " Атмосферное давление. Вес воздуха".

Методическая разработка урока по физике....

Конспект урока " Атмосферное давление. Вес воздуха" 7 класс

Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы. Задачи: – образовательные: из курс...

Урок физики в 7 классе. Тема: "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление. Вес воздуха"...