Открытый урок 7 класс ФГОС " Атмосферное давление.Вес воздуха"
методическая разработка по физике (7 класс)
Урок позволяет разъяснить смысл атмосферного давления,Объяснить влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_atmosfernoe_davlenie.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по физике.
Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.
Класс: 7
Учитель: Суанова Ф.К.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели по содержанию:
обучающие: ввести определение атмосферного давления и раскрыть его природу; изучить причины возникновения атмосферного давления, ознакомить с явлениями, вызванными действиями атмосферы;
развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования.
воспитывающие: помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний, продолжить формировать умение работать в группах, включаться в диалог друг с другом.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные : знать и понимать смысл атмосферного давления, объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни, проводить наблюдения, опыты, делать выводы, докладывать о результатах экспериментов, кратко и чётко отвечать на вопросы, представлять результаты смысловой деятельности, экспериментов с помощью таблиц.
Метапредметные :
Регулятивные - ставить цель, оценивают свою работу; исправлять и объяснять свои ошибки..
Коммуникативные - вступать в диалог, уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, работают в группах.
Познавательные - анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; выделять существенное.
Личностные: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о весе воздуха и атмосферном давлении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.
Используемые технологии: технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.
Информационно-технологические ресурсы :
Список использованных источников и литературы:
- Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание - М.: Дрофа, 2011
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007-2013
- Перельман Я. И. Занимательная физика.– М.: Наука, 1979. –с.98.
- ЦОР по физике 7 класс
Оборудование: для фронтального эксперимента: стеклянные стаканы, пипетки, шприцы без иголок, трубочки
для демонстрационных экспериментов: лист бумаги, стакан с водой, бутылка, яйцо, поилка для животных,
бланки отчетов, бланки самооценки , смайлики, компьютер, экран, проектор, авторская презентация.
Содержание урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие. Краткий настрой на продуктивную работу. Ребята, скажите пожалуйста, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? Зачем нам надо знать о давлении в разных средах? Сегодня мы продолжим работу по изучению давления. Но перед этим нам надо вспомнить пройденный материал написав физический диктант. | Приветствие. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Изучали давление твердых тел, жидкостей и газов. Чтобы использовать в повседневной жизни и т.д. Пишут физический диктант. | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявляют внимание Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать Познавательные: анализируют учебную ситуацию. |
Создание проблемной ситуации, выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детей, стимулирование познавательной деятельности | Проводит демонстрационный эксеримент: опыт с яйцом и бутылкой. Почему яйцо вошло в бутылку? Проводит фронтальный эксперимент: опыт со шприцом и стаканом с водой. Наблюдают, как вода поднимается вслед за поршнем. Почему? Рассказывает, как объясняли этот факт во времена Аристотеля. (Аристотель и его последователи объясняли движение воды за поршнем тем, что «природа боится пустоты». Истинная причина этого явления – атмосферное давление). | Отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: развивают операции мышления, ставят задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно. Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания. |
Формулирование темы и целей урока. | Осмысление и принятие детьми целей урока | Объясняя многие явления, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха. Учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока. Предлагает сделать записи в тетради. ( см. презентацию) Цели урока: (запись в тетрадях) | Анализируют проблемную ситуацию. Выделяют проблему. Формулируют цель урока. | Регулятивные: формулируют цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных высказываний учителя, одноклассников, умение строить логическую цепь размышлений. Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог |
Этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Учитель предлагает план работы на уроке и обсуждает его. Вспомнить необходимые сведения из курса географии; Ответить на поставленные вопросы в ходе групповой работы Закрепить полученные знания в ходе демонстрации экспериментов. | Учащиеся обсуждают предложенный план. | Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог |
этапы реализации построенного проекта: | ||||
- актуализация опорных знаний | Вспомнить необходимые сведения об атмосфере из курса географии. | Учитель показывает отрывок из фильма «Хаббл», ведёт фронтальную беседу с классом. Итак, закройте глаза (музыка и часть из фильма «Хаббл») и представьте, что мы с вами подлетаем к незнакомой, но очень красивой планете. Мы о ней ничего не знаем, и нам её надо исследовать. Можно открыть глаза и посмотреть на нее из космоса. Сканеры нашего корабля уже передают информацию о… И вопрос к вам, ребята, что в первую очередь нужно выяснить перед посадкой? Конечно, атмосфера, состав атмосферы. Предлагает вопросы: -Из курса географии вспомните: что такое атмосфера? Из чего она состоит? - Назовите слои атмосферы? Сообщает познавательную информацию об атмосфере в ходе демонстрации презентации. | Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя | |
-Изучение новой темы | В ходе разрешения проблемной ситуации дети доказывают, что воздух имеет вес | Учитель ведёт фронтальную беседу с классом. Учитель создаёт проблемную ситуацию. Как проверить, что воздух имеет вес? Предлагает на примере шара с воздухом предложить теоретически способ определения веса воздуха. Выполнение демонстрационного эксперимента с коромыслом и двумя шарами. Что будем наблюдать, когда положим на одну чашу весов надутый шар , а на другой сдутый? Что доказывает этот опыт? | ||
-Изучение новой темы. Работа уч-ся по группам | Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания, Поиск новых знаний Воспроизведение новых знаний в ходе отчетов групп | Организовывает работу групп по поиску новых знаний: 1 группа (искатели) – рассчитывают массу и вес 1 м3 воздуха. 2 группа (экспериментаторы) – изучают п 42, объясняют, что называется атмосферным давлением, с помощью опытов доказывают существование атмосферного давления 3 группа (теоретики) – изучают п 43, отвечают на вопросы: почему существует воздушная оболочка Земли, почему молекулы газов, входящих в состав воздуха, не улетают в космическое пространство? Почему не падают на Землю под действием земного притяжения 4 группа (любознательные) – вычисляют силу давления атмосферы на парту. Давление атмосферы принять за 100кПа. 5 группа (практики) – выясняют роль атмосферного давления в жизни человека. Изучают дополнительные материалы и отвечают на вопросы. Как мы дышим, как мы пьем, почему выдерживаем такое большое атмосферное давление Учитель консультирует и принимает отчет групп | Учащиеся работают в группах; читают предложенный текст; анализируют его; отвечают на вопросы; делают выводы; обсуждают и анализируют эксперимент; решают задачи делают записи в бланках-отчетах. Краткий отчет – рассказ групп | Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. Познавательные: осмысление цели чтения, анализируют текст; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; развивают операции мышления; анализируют эксперимент, выделение существенного. Регулятивные: ставят цель прочитать текст и выполнить задания к тексту. |
Физ. минутка | Отдых и настрой на последующую работу | Физ.минутка Делаем вдох! Раз, два, три, четыре – атмосферу мы впустили Делаем выдох- Два, три четыре, пять – Выпустим ее опять. Очень физику мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, Руки потрусили смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, Подними ее над классом. мы друг к другу повернёмся, дружно всем мы улыбнёмся! | ||
этап первичного закрепления с элементами соревнования по группам | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Учитель демонстрирует опыты
| Учащиеся в группах по очереди объясняют эксперимент учителя | Коммуникативные: работают в группах, участвуют в коллективном обсуждении экспериментальной групповой работы, вырабатывают умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. Познавательные: выделяют существенное; отрыв от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний развивают операции мышления; анализируют эксперимент. Регулятивные: вспомнили цель урока. |
этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Итак, в начале урока мы сказали, что на наши вытянутые ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы выдерживаем такое давление? Подведем итоги урока. Для этого в предложения вставьте пропущенные слова: 1. Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют (атмосферой). 2. Воздух имеет (вес) и давит на (земную поверхность) и на (все тела), находящиеся на ней. На следующих уроках мы продолжим тему атмосферного давления, мы узнаем, кто и каким способом измерил атмосферное давление, какими приборами можно измерить атмосферное давление, как определить высоту по значениям атмосферного давления.
| Выполняют предложенные им задания. Записывают ответы в тетрадь. Проводят взаимоконтроль. | Познавательные: анализируют, сравнивают, и обобщают изученные понятия; развивают операции мышления. Регулятивные: ставят для себя цель - выполнить самостоятельную работу; реализуют самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель даёт дифференцировано домашнее задание с учётом индивидуальных способностей детей.
2Первый пункт домашнего задания является обязательным для всех. | Слушают, обсуждают. | Коммуникативные: участвуют в обсуждении. Личностные: проявляют уважение, учитывают мнение учителя. |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учитель организует коррекцию работы; - предлагает учащимся вспомнить цель урока. - оценивает работу учащихся; - организует рефлексию;
| Оценивают свою работу; -анализируют свою деятельность. Заполняют смайликами ступени достижений | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. |
Структура урока
- Опыт с яйцом
- Фр. Опыт со шприцами
- Постановка темы и целей урока
- Рассуждения об атмосфере (под музыку)
- Вытянутые ладони – имеет ли воздух вес
- Опыты доказывающие, что имеет
- Работа в группах – показываю
- Анализ работы
Физ.минутка Делаем вдох!
Раз, два, три, четыре –
атмосферу мы впустили
Делаем выдох-
Два, три четыре, пять –
Выпустим ее опять.
Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Руки потрусили смело.
В атмосфере есть азот,
делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
делай влево поворот,
воздух обладает массой,
Подними ее над классом.
мы друг к другу повернёмся,
дружно всем мы улыбнёмся!
- Фокусы с атмосферным давлением – работа с группами
- Тестирование – цор
- Проверка теста
- Подведение итогов - рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....
открытый урок по теме "Атмосферное давление"
Открытый урок в 7 классе....
Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"...
Конспект урока «Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха»
Конспект урока в 7 классе...
урок по физике " Атмосферное давление. Вес воздуха".
Методическая разработка урока по физике....
Конспект урока " Атмосферное давление. Вес воздуха" 7 класс
Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы. Задачи: – образовательные: из курс...
Урок физики в 7 классе. Тема: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление. Вес воздуха"...