Программа кружка «Физика в профессии повара»
рабочая программа
Рабочая программа кружка «Физика в профессии повара» предназначена для студентов СПО , получающих квалификацию повара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_fizika_v_professii_povara.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки по Липецкой области
ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»
ПРОГРАММА
кружка «Физика в профессии повара»
Составитель:
Н.М. Базарова
Усмань
2022 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...3
Структура программы…………………………………………………………6
Особенности реализации программы…………………………………………7
Планируемые результаты освоения программы…………………………….8
Содержание программы………………………………………………………..11
Календарно-тематическое планирование…………………………………….16
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………16
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса……………16
Пояснительная записка.
Интенсивное внедрение достижений науки и техники в производство предъявляет высокие требования к подготовке современного специалиста. Система СПО готовит высококвалифицированные кадры, обладающие профессиональными компетенциями и достаточной фундаментальной подготовкой. Системный подход к процессу образования позволил увидеть модель подготовки специалиста, как оптимальный набор соответствующих иерархически взаимосвязанных между собой общеобразовательных и профессионально-ориентированных учебных модулей, единства учебной и внеурочной работы, дополнительного образования, в котором одна из определяющих ролей отводится такой учебной дисциплине, как физика.
Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине Физика: Кружок «Физика в профессии повара» составлена для студентов, получающих квалификацию повара в рамках обучения профессии 35.01.23 Хозяйка(ин)усадьбы
Программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 413 от 17.05.2012)
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г
-Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования ( Приказ Минообрнауки от 05.06.2014 N 632),
-В соответствии с рекомендациями Письма Минобрнауки РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и Приказа Министерства образования и науки № 1008 от 29 августа 2013 года
Направленность программы
Программа кружка «Физика в профессии повара » (далее Программа) является научно- познавательной, имеет естественнонаучную направленность, в связи с этим рассматриваются четыре актуальных аспекта изучения:
-теоретический: содержание программы рассматривается как средство овладения конкретными физическими знаниями и умениями, необходимыми не только для изучения смежных дисциплин , но и для применения в практической профессиональной деятельности.
- прикладной: при подготовке специалистов поварской квалификации изучение физики должно иметь ярко выраженную профессиональную направленность, осуществление которой позволяет сформировать у обучающихся глубокие знания о фундаментальных свойствах объектов, сущности природных явлений, лежащих в основе технологических процессов и принципах действия технических устройств. Одновременно у обучающихся появляется возможность использовать теоретические знания в профессиональной подготовке: теоретической подготовке (всевозможные виды практик: учебная, производственная).
-общеобразовательный: содержание программы рассматривается как средство развития основных познавательных процессов, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, разрабатывать планы действий и делать логические выводы, опираясь на такие дисциплины, как математика, физика, химия, дисциплины специального профиля
- личностный: программа сориентирована на развитие личности студента, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с обучающимися, основана на психологических особенностях развития подростков.
Актуальность программы определена тем, что сама дисциплина «Физика» является важнейшей предпрофильной подготовкой для данной профессии колледжа ( 35.01.23 Хозяйка(ин)усадьбы), физика - профессионально значимый предмет.
Умение применять полученные при изучении данной программы знания позволят качественно улучшить решение ситуативных профессиональных задач разного уровня сложности, что является необходимым условием для профессионального развития, построения профессиональных планов, а также формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена. В процессе обучения профессии повара или кондитера, преподавателям спецдисциплин приходится опираться на знания учащихся по физике для более качественного изложения профессиональных знаний ,более того, без изложения физических принципов работы того или иного оборудования невозможно понять его действие, разумно использовать его преимущества. Студенты могут углублять полученные на основных уроках знания, дополнительно занимаясь на курсе внеурочной деятельности, тем самым глубже постигать сущность физических явлений и закономерностей, совершенствовать знание физических законов
Новизна Программы
Программой предусмотрены новые методики преподавания, в том числе , с использованием компьютерных технологий, при необходимости - технологий дистанционного обучения .
В Программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных не только на вовлечение обучающихся в научно- исследовательскую деятельность и обеспечение понимания ими физических основ окружающего мира, но и на приобретение навыков и умений самостоятельно искать новую информацию и различные пути решения физических задач разного уровня сложности.
Данная Программа использует систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности.
При реализации Программы используется технология крупноблочной подачи информации и погружения в предмет с последующей самостоятельной проработкой основных вопросов физики путём выполнения тестов, ответов на вопросы.
Структура программы.
Цель программы: обеспечение приобретения студентами знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, развитие интеллектуальных , исследовательских и творческих способностей студентов, воспитание личности, готовой к качественному исполнению профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС СПО квалификации повара .
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- Изучить, повторить и обобщить основные разделы курса «Физика» с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся;
- закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении курса, опираясь на связи между изучаемыми вопросами дисциплины с профессией, показать прикладное значение физики ;
- показать работу повара с учѐтом специфики курса.
- способствовать развитию: умения систематизировать и обобщать знания; умения использования компьютерных технологий в своей деятельности; навыки работы с различными источниками информации; навыки работы в группе и самостоятельной деятельности; навыки публичного выступления.
- формирование способности к самоанализу и критическому мышлению;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально- этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
Программа включает следующие виды деятельности:
1. Рассмотрение физических принципов работы оборудования для переработки и хранения продуктов и физических принципов приготовления пищи
2. Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений
3 Решение задач с производственным содержанием.
4. Проведение лабораторных работ и практических , связанных с теплофизическими и электрическими свойствами продуктов
5 Применение качественных задач и вопросов , соориентированных на профессию
6. Создание преподавателем и студентами мультимедийных материалов показывающих и рассказывающих о физических явлениях, протекающих в технологических процессах при обработке продуктов питания
7. Проведение внеурочных мероприятий по физике совместно с
преподавателями профессиональных спецдисциплин.
8. Проектная и научная деятельность студентов
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие теоретические сведения соответствующего раздела физики , практическая часть направлена на применение их в профессиональной деятельности повара .
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха: каждый студент должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивного отношения к жизни и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип свободного выбора студентом видов и сфер деятельности, ориентации на его личностные интересы, потребности, способности
Речь идет о возможности выбора направления деятельности, форм и видов изучения того или иного раздела программы, что способствует оптимальному его усвоению, дают возможность определить собственный образовательный путь
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей студентов, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип практико-деятельностной основы образовательного процесса реализуется в том , что студент не только принимает участие в создании конкретного практико - ориентированного продукта проектно- исследовательской, научной, учебной деятельности, но и решением комплекса профессиональных, социальных, коммуникационных задач.
Принцип наглядности В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеофильмы, аудиодиски и т.д.
Принцип систематичности и последовательности
. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Отличительные особенности данной программы
Реализация Программы предполагает подготовку обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах различных уровней.
Большая часть времени отводится на изучение прикладной составляющей программы.
Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических занятий по смежным разделам физики и спецдисциплин квалификационной подготовки повара .
Возрастная категория обучающихся по программе: от 15 до18 лет.
Срок реализации программы составляет - 90 часов
Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы до 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (с перерывом 15 минут).
Методы обучения
По способу организации занятий - словесные, наглядные, практические. По уровню деятельности обучающихся - объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, лабораторные, экскурсионные ,проектные , контрольные.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основным результатом обучения является достижение высокой компетентности обучающихся в области физики и спецпредметов профессиональной подготовки повара, необходимых для эффективной профессиональной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/ неуспеха
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы выполнения поставленной задачи, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
Образовательные результаты обучения по Программе приведены в разделе «Содержание программы».
В результате обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе " Физика в профессии повара" для успешного продолжения образования по профессии, связанным с прикладным использованием физики выпускник научится:
- объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей, в профессии повара;
- характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; спецдисциплинами;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;
- объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
Выпускник получит возможность научиться:
- проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических, профессиональных закономерностей и законов;
- описывать и анализировать полученную в результате проведенных исследований информацию, определять ее достоверность;
- уметь оценивать и применять полученные физические знания в функционировании технологического оборудования и различных технологических процессах
- решать экспериментальные, качественные и количественные задачи физического и профессионального направления , используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;
- формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно- исследовательской и проектной деятельности;
Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Формой подведения итогов реализации Программы считать: участие студентов в проектной деятельности, научных конференциях, олимпиадах,творческих выставках и конкурсах, предметных неделях.
Содержание программы
Вводное занятие.
На первом вводном занятии проходит знакомство с коллективом. Руководитель кружка знакомит студентов с программой кружка, правилами поведения в кружке, с инструкциями по охране труда.
Раздел 1. Механика и профессия повара
Уровень предъявления материала обеспечивает студентам умение усвоить принципы работы технологического оборудования и экспериментально проверять основные закономерности механики.
Обучающиеся будут знать:
- основные понятия механики: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, масса, инертность, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), вес, невесомость, импульс, инерциальная и неинерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия, амплитуда, период, частота, инерция, момент инерции;
- основные законы механики: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, , закон сохранения импульса, закон сохранения момента импульса, закон сохранения и превращения энергии;
- основные принципы механики: принцип относительности Галилея, принцип независимости движений, принцип соответствия;
-возможности применения механики в техническом оснащении и организации рабочего места повара и кондитера
Физические основы карвинга
Обучающиеся будут уметь:
- правильно описывать и объяснять основные механические явления и процессы, давать точные определения основных понятий механики;
- решать задачи на техническое и профессиональное содержание определяемое требованиями данного раздела.
- предопределять возможные сбои и неисправности в технологическом процессе с физической точки зрения
- делать выводы об изменении физических параметров и хода физического процесса при работе технологического оборудования и технологического процесса приготовления пищи
- измерять и вычислять физические величины: время, температуру , расстояние, скорость, ускорение, массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов
- пользоваться физическими и профессиональными приборами приборами: микрометром, секундомером, измерительным цилиндром, весами, и др.;
-Применять приемы карвинга в профессиональной деятельности
Формы занятий, используемые при изучении данного раздела:
- лекционная;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- индивидуальная консультация;
- групповая консультация;
- экскурсия на ПОП .
- практическая работа
Механика
теория
-Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики механического движения. Модели тел и движений. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение. движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение твердого тела.
- Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.
- Импульс силы. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы.
- Закон изменения и сохранения энергии.
- Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной системе отсчета. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.
- Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.
- Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.
- Физические основы карвинга
практика
МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
-Технологическое оборудование для обработки овощей
-Технологическое оборудование для обработки мяса и рыбы
- Технологическое оборудование кондитерских цехов
КАРВИНГ
Технология карвинга
-Инструменты для карвинга.
-Практические работы по технике карвинга
РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА В ПРОФЕССИИ ПОВАРА
Уровень предъявления материала обеспечивает студентам умение усвоить принципы работы технологического оборудования и экспериментально проверять основные закономерности молекулярной физики и термодинамики
Обучающиеся будут знать:
- основные понятия молекулярной физики: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; молярная теплоемкость; температура (мера средней кинетической энергии молекул); необратимость тепловых процессов; количество, теплота, внутренняя энергия; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации;
- основные законы молекулярной физики: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева-Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, первое и второе начало термодинамики, уравнение Майера, уравнение Пуассона;
- возможности применения молекулярной физики: в профессиональной деятельности повара и кондитера, использование кристаллов и других материалов в технике, тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве, методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды;
- основные измерительные приборы молекулярной физики.
Обучающиеся будут уметь:
- правильно описывать и объяснять основные явления и процессы молекулярной физики, давать точные определения основных понятий термодинамики;
- решать задачи на физическое, техническое и профессиональное содержание определяемое требованиями данного раздела
- делать выводы об изменении физических параметров и хода физического процесса при работе технологического оборудования и технологического процесса приготовления пищи
- определять экспериментально параметры состояния газа (температуру, объем и давление), модуль упругости материала, коэффициент поверхностного натяжения жидкостей, её температуру и давление
- пользоваться физическими приборами: психрометром, гигрометром, термометром, мензуркой, манометром;
- решать задачи высокого и повышенного уровня сложности по молекулярной физике и олимпиадные задачи.
Формы занятий, используемые при изучении данного раздела:
- лекционная;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- индивидуальная консультация;
- экскурсия на ПОП .
- практическая работа
- групповая консультация;
Молекулярная физика и термодинамика
Теория.
Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа.Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева– Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона. Газовые законы.Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность
воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики. Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Цикл Карно. Экологические проблемы теплоэнергетики установок.
Молекулярная физика и кулинария будущего
Практика.
ТЕПЛОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ХОЛОДИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Раздел 3 Подготовка проектных работ
Ознакомление студентов с основами проектной деятельности, обсуждение и выбор тем проектной деятельности, работа студентов над проектами
Раздел 4 Участие в конференциях, конкурсах, выставках.
Развитие и поддержка творческих способностей студентов, подготовка конкурентоспособных профессионалов, готовых к творческому труду.
Итоговое занятие (2 ч)
Обсуждение, подведение итогов поисковых, научно- исследовательских работ студентов. Защита проектов , презентация творческой работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Раздел1"Механика и профессия повара .Физические основы карвинга" | 40 | 20 | 20 |
3 | Раздел2 "Молекулярная физика и термодинамика в профессии повара Физика и кулинария будущего" | 21 | 17 | 4 |
4 | Раздел3 Подготовка проектных работ | 10 | - | 10 |
5 | Раздел4 Участие в конференциях, конкурсах, выставках | 15 | 15 | |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 90 | 39 | 51 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Мультимедийный комплект оборудования с доступом к сети Интернет
- CD и DVD диски.
- Комплект оборудования для карвинга
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Для педагога:
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М., 2016.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М, 2016.
3. Пособие для учителей физики,обучающих поваров, кондитеров (infourok.ru)
Для обучающихся:
- Электронный учебник физики Физика 10 класс Мякишев, Буховцев, Сотский – М., 2016.
- Лекции по дисциплине ОП. 03 "Техническое оснащение и организация рабочего места" (infourok.ru)
- Солдатенкова, Инна Александровна - Кулинарное приготовление пищи и контроль качества блюд [Текст] : учебник для использования в учебном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по профессии "Хозяйка(ин) усадьбы" - Search RSL
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Физико-техническое моделирование"
Рабочая программа и КТП кружка "Физико-техническое моделирование"....
Рабочая профилированная программа учебной дисциплины физика для профессии "Повар, кондитер"
Профилированная программа разработана на основе федерального государственного стандарта среднего полного общего образования, примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий начального пр...
Рабочая программа производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"
Рабочая программа производственной практики (далее - рабочая программа) разработана на основе рабочих программ профессиональных модулей по данной профессии, для освоения ...
Рабочая программа по праву для профессии повар-кондитер
Программа предназначена для студентов 1 2 курсов по праву для профессии повар-кондитер...
Рабочая программа по литературе для профессии Повар, кондитер 181 час
Рабочая программа разработана по требованиям ФГОС для профессии СПО Повар, кондитер. Расчитана на 181 час....
Презентация выставки работы кружка "Физика в профессии повара"
Архивные материалы (май 2022), подготовленные ко Дню открытых дверей в филиале УПТК...
Программа учебной дисциплины Физика по профессии "Повар, кондитер"
Программа рассчитана на 186 часов...