Конспект урока по физике в 7 классе "Закон сохранения энергии"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Касаркина Елена Геннадьевна

Конспект урока по физике в 7 классе "Закон сохранения энергии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_sohraneniya.docx44.88 КБ
Файл test.docx54.66 КБ
Файл derevo.docx789.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пухляковская средняя общеобразовательная школа

имени Анатолия Вениаминовича Калинина

Технологическая карта урока физики

Тема: «Закон сохранения механической энергии»

Класс: 7

Учитель: Касаркина Елена Геннадьевна

Предмет / Класс / Автор УМК

Предмет "Физика". 7 класс. Физика: учебник для 7 класса /Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – 7 – е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2018. – 222, [2] с.: ил.

Тема урока

Закон сохранения энергии в механике

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Фронтальная работа с классом. Парная форма учебной работы. Индивидуальная форма учебной работы.

Цель урока

Задачи урока

  • сформировать знания обучающихся о законе сохранения энергии и превращении одного вида энергии в другой;
  • продолжить закрепление ранее изученных видов энергии: кинетической, потенциальной.

Освоение универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

понимать:

- энергию как характеристику способности тела совершать работу

-значение закона сохранения энергии в механике.

объяснять:

-превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;

-применение закона сохранения энергии в механике, в технике.

различать потенциальную и кинетическую энергии; приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической

энергией;

-приводить примеры и объяснять превращения одного вида энергии в другой и тел, обладающих одновременно обоими видами энергии.

-анализировать и объяснять явления природы;

Коммуникативные УУД: 

-уметь работать в  сотрудничестве с учителем и сверстниками;

-находить общие способы работы в парах, слушать товарища;

Личностные УУД: 

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- уметь соблюдать дисциплину на уроке;

- владеть навыками сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов;

- формировать  коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, уважительное отношение к сверстникам.

Регулятивные УУД: 

- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать индивидуально по обобщающему плану;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Предметный результат

Метапредметный результат

решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии), и формулы, связывающие физические величины (кинетическая энергия, потенциальная энергия); на основе анализа условия задачи, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

  • формировать умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждения, умозаключения и делать выводы;
  •  формировать умение создавать и применять различные продукты для решения учебной задачи;
  •  формировать умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  •  развивать коммуникативную компетенцию.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

 уч-ся

УУД

Учебно-методическое обеспечение

  1. Организационный

Проверить готовность к уроку:

  • Здравствуйте ребята! Прошу садиться. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
  • Девизом нашего урока будет следующее высказывание: «Чтобы познать, нужно наблюдать.»
  • Ребята, я давно не получала писем, о очень хочу. Сегодня работая на уроке вы напишите мне письмо и прочитав ваши письма я оценю вашу работу на уроке.

На экран выводится презентация (слайд 1), на которой размещен девиз урока «Чтобы познать, нужно наблюдать»

  • Как вы его понимаете?

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Регулятивные:

- организуют своюучебную

Деятельность

Коммуникативные:

- планируют учебное сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные:

- формируют положительное отношение к процессу познания.

Слайд 1

Слайд 2

  1. Актуализация

На экран выводится физические величины (слайд 2).

  • Итак, приступим к работе и вспомним знания необходимые нам сегодня на уроке.
  • На слайде будут представлены физические величины. Вы с помощью сигнальных карточек, которые лежат на ваших столах, должны будете указать обозначений данной величины.

Работа – A

Масса – m

Энергия – E

Мощность – N

Скорость – U

Ускорение свободного падения – g

Сила – F

На экран поочередно выводятся части кластера (слайд 3)

  • А сейчас составим кластер, для этого вспомним что называется энергией?

  • В каких единицах измеряется энергия?
  • Какие виды механической энергии вы изучили?
  • От чего зависит кинетическая энергия и по какой формуле вычисляется?

  • От чего зависит потенциальная энергия и по какой формуле вычисляется?

С помощью сигнальных карточек демонстрируют обозначения физических величин, отвечая на вопросы учителя.

  • Энергия – это величина, показывающая какую работу может совершить тело.
  • Энергия измеряется в джоулях (Дж)
  • Кинетическая (Ек) и потенциальная (Еп)
  • Кинетическая энергия зависит от массы и скорости тела и вычисляется по формуле: Ек=m*U2/2
  • Потенциальная энергия зависит от массы тела и от высоты тела над землей и вычисляется по формуле: Еп=mgh

Познавательные:

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентируются в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные:

- слушают речь других;

- строят понятные для собеседника высказывания;

- высказывают свое мнение;

- анализируют и делают выводы;

- выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме;

- воспринимают информацию на слух;

- слушают, наблюдают, объясняют результат;

- дополняют, уточняют высказанные мнения;

- отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

- планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- применяют установленные правила в планировании способа действия;

- оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- самостоятельно выдвигают предположения на основе имеющихся знаний и обосновывают их.

Предметные результаты:

умеют приводить многочлены к стандартному виду, опираясь на правило приведения подобных слагаемых. Знают определение многочлена, подобных слагаемых.

Слайд 3

Слайд 4

  1. Постановка цели и задач урока.

На экран выводится анаграмма, разгадав которую дети узнают тему урока и формулируют цель урока. (слайд 4,5)

  • Молодцы! Теперь мы готовы с вами приступить к изучению новой темы. А чтобы узнать ее название вы должны расшифровать анаграмму, которая представлена на слайде.

кон – за

не – ра- сох – ния

нер – э – гии

  • Итак, тема сегодняшнего урока, «Закон сохранения энергии».
  • Какова цель урока?
  • Сформулировать закон сохранения энергии и рассмотреть превращение одного вида энергии в другой
  • А также в конце урока мы с вами сделаем карточку – памятку по данной теме.

Решают анаграмму.

Формулируют тему урока и цели.

  • Закон сохранения энергии.

  • Сформулировать закон сохранения энергии.

Познавательные:

- устанавливают закономерности, рассуждают;

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока;

- определяют цель учебной деятельности.

Коммуникативные:

- слушают и понимают речь других;

- формулируют свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформляют свои мысли в устной форме;

- высказывают свое предположение;

- сотрудничают, вступают в дискуссию, анализируют доказывают, отстаивают свое мнение.

Регулятивные:

-ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и того, что еще неизвестно;

 - принимают и сохраняют учебную цель и задачи;

-прогнозируют предстоящую работу

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Изучение нового материала.

Первичное закрепление

Физкультминутка

Первичное закрепление

На экран выводятся физические явления, дети должны определить каким типом энергии обладает тело.

  • Ребята. Что вы виде на слайде?
  • Какой энергией обладает сосулька?
  • Что можете сказать о кинетической энергии сосульки? Почему?
  • Просмотрите следующее видео, что вы наблюдаете?
  • Какой энергией обладает велосипедист?
  • Что можете сказать о потенциальной энергии велосипедиста? Почему?

  • Просмотри следующий фрагмент видео. Что сейчас видите?
  • Какой энергией обладает летящий в небе самолет?

  • Верно, а как найти полную энергию самолета?

  • Таким образом из наблюдений мы пришли к выводу, что полная энергия тела равна сумме его потенциальной и кинетической энергии.

Е = Еп + Ек

На слайде представлена задача, для первичного закрепления понятия полной энергии.

  • Ребята, на сладе представлена задачу, которую вам сейчас нужно решить. Один учащийся выполняет это задание у доски, все остальные у себя в тетради.

Задача. Стрела массой 50 г летит на высоте 60 м со скорость 36 км/ч. Какова энергия стрелы?

 

На столах лежат листы с изображением яблони, дети должны совместно с учителем сделать вывод закона сохранения энергии

  • На слайде и у вас на листах, которые находятся у вас на столах, изображена яблоня. С помощью наших знаний и наблюдений проверим как изменяется энергия яблока при падении.
  • Итак, яблоко массой 0,2 кг висит на дереве на высоте 5 м от Земли. Чему равна кинетическая, потенциальная и полная энергия яблока в данной точке?
  • Затем, под действие силы ветра, яблока срывается с ветви и падает. На высоте 3,75 м от Земли яблоко имела скорость 5 м/с. Найдите в данный момент кинетическую, потенциальную и полную энергию яблока.
  • В момент удара о Землю яблоко достигает максимальной скорости 10 м/с. Найдите все виды энергии.
  • Какой вывод можем сделать из данного примера?
  • А какие превращения энергии вы заметили?
  • Верно. В этом и заключается закон сохранения энергии: «Полная механическая энергия тела, на которое не действуют силы трения, остается постоянной». А также, как вы заметили, энергия тела никогда не исчезает и появляется вновь: она лишь превращается из одного вида в другой.

  • Ребята, на сладе представлена задачу, которую вам сейчас нужно решить. Один учащийся выполняет это задание у доски, все остальные у себя в тетради.

Задача. На какую высоту поднимется тело, подброшенное вертикально вверх, с начальной скоростью 72 км/ч? При решении задачи не учитывается сопротивление воздуха.

  • А сейчас поработайте в паре со своим соседом по парте и заполните карточку недостающими данными. Задание к карточке представлено на слайде.

Работа по карточке.

Мяч выпустили из рук. Он, несколько раз подпрыгнув, остался лежать на полу. Опишите превращения энергии.

Решение. В положении 1 по отношению к полу мяч обладает некоторым запасом _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергии, обусловленной действием на мяч силы тяжести. По мере падения мяча его скорость _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , и по мере движения к точке 2 потенциальная энергия превращается в _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергию. Далее мяч сплющивается, и его кинетическая энергия превращается в энергию _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , вызванную появлением силы упругости. Вскоре мяч вновь оторвется от пола и полетит вверх. Но до этого момента оболочка мяча постепенно распрямляется, и сила ее упругости _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . При этом мяч постепенно "набирает" скорость, и потенциальная энергия мяча превращается в _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергию. За счет нее мяч полетит вверх и достигнет положения 3. Далее на этапах 3-4-5 произойдут аналогичные _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергии.

http://interin.botik.ru/edu/Exercise/Phisic%287-8%29/Zadachi/z06-06a.gif

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

  • Сосулька

  • Сосулька обладает потенциальной энергией.
  • Кинетическая энергия сосульки равна 0, так как она не движется.
  • Движущийся велосипедист
  • Велосипедист обладает кинетической энергией
  • Потенциальная энергия велосипедиста равна 0, так высота между Землей и велосипедом рана 0.
  • Летящий по небу самолет.

  • Летящий самолет обладает кинетической и потенциальной энергией.
  • Чтобы найти полную энергию, нужно сложить потенциальную и кинетическую.

Отвечают на вопросы и заносят в опорный чертеж недостающие данные.

  • Ек = 0

Eп = mgh=10 Дж

E = 10 Дж

  • Ек =  = 2,5 Дж

Eп = mgh=7,5Дж

E = 10 Дж

  • Ек =  = 10 Дж

Eп = mgh=0Дж

E = 10 Дж

  • Полная энергия тела остается не изменой.
  • Потенциальная энергия превратилась в кинетическую.

Работают в паре и заполняют карточку

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные: умеют осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами.

Предметные результаты:

Понимают понятия «полная механическая энергия тела», «изменение и превращение энергии»; совершенствуют умения анализировать экспериментальные задачи и делать выводы из них;

- умеют работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);

- умеют точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением терминологии и символики;
- умеют проводить логические обоснования

Регулятивные УУД:

- умеют следовать организации выполнений учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя;

- умеют логически построить высказывание;

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19,20

Закрепление.

Учитель выдает карточки с тестом по данной теме.

Учащиеся самостоятельно выполняют индивидуальные задания.

Познавательные: формируют интерес к данной теме.

Умеют осознанно применять полученные знания на практике, умеют строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: Развивают умения контроля и самооценки; Умеют аргументировать свою точку зрения.

Итог урока

Учитель предлагает закончить фразы, представленные на слайде:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Слушают учителя и дополняют своими ответами.

Регулятивные: оценивают собственную деятельности на уроке.

Коммуникативные: умеют самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения своих действий.

Личностные:- дают  верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Слайд 21

Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание, делает инструктаж по выполнению задания.

Д.З. §37 зад. 27 (1)

А сейчас я предлагаю завершить наши карточки – памятки, здесь вы должны вставить недостающие слова в формулировке полной энергии и законе сохранения энергии, а также записать эти формулировки формулой.  

Проверьте правильность выполненного вами задания с информацией, представленной на слайде.

Записывают домашнее задание.

Слайд 22

Слайд 23



Предварительный просмотр:

       Ф.И.                                                                                                      .

  1. В состав механической энергии входит кинетическая и....энергия?

 Химическая

 Электромагнитная

 Ядерная

 Потенциальная

2. Чем большей энергией обладает тело, тем больше оно способно совершить...?

 Столкновений

 Работы

 Деформаций

 Напряжений

3. Единица измерения энергии — это...?

 Ньютон

 Кельвин

 Джоуль

 Кулон

4. Кинетической энергией обладает тело, которое...?

 Движется

 Светится

 Греется

 Охлаждается

5. Какая из энергий не входит в состав механической энергии?

 Кинетическая

 Гравитационная

 Потенциальная энергия упругой деформации

 Электромагнитная

6. Чему равна потенциальная энергия тела массой 1 кг на высоте 1 м?

 0,01 Дж

 0,1 Дж

 10 Дж

 100 Дж

7. Чему равна кинетическая энергия тела массой 2 кг, движущегося со скоростью 5 м/с?

 1 Дж

 5 Дж

 25 Дж

 100 Дж

8. Если масса тела уменьшится в 2 раза, а высота увеличится в 4 раза, то его потенциальная энергия станет...?

 Не изменится

 Увеличится в 1,5 раза

 Уменьшится в 2 раза

 Увеличится в 2 раза

9. Чему равна механическая энергия тела, если его потенциальная энергия равна 100 Дж, а кинетическая равна 200 Дж?

 100 Дж

 200 Дж

 300 Дж

 500 Дж

10. Механическая энергия не сохраняется, если между телами действует сила...?

 Притяжения

 Отталкивания

 Упругости

 Трения






Предварительный просмотр:

   

         Вывод:

http://interin.botik.ru/edu/Exercise/Phisic%287-8%29/Zadachi/z06-06a.gif

Мяч выпустили из рук. Он, несколько раз подпрыгнув, остался лежать на полу. Опишите превращения энергии.

Решение. В положении 1 по отношению к полу мяч обладает некоторым запасом _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергии, обусловленной действием на мяч силы тяжести. По мере падения мяча его скорость _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , и по мере движения к точке 2 потенциальная энергия превращается в _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергию. Далее мяч сплющивается, и его кинетическая энергия превращается в энергию _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , вызванную появлением силы упругости. Вскоре мяч вновь оторвется от пола и полетит вверх. Но до этого момента оболочка мяча постепенно распрямляется, и сила ее упругости _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . При этом мяч постепенно "набирает" скорость, и потенциальная энергия мяча превращается в _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергию. За счет нее мяч полетит вверх и достигнет положения 3. Далее на этапах 3-4-5 произойдут аналогичные _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергии.

http://interin.botik.ru/edu/Exercise/Phisic%287-8%29/Zadachi/z06-06a.gif

Мяч выпустили из рук. Он, несколько раз подпрыгнув, остался лежать на полу. Опишите превращения энергии.

Решение. В положении 1 по отношению к полу мяч обладает некоторым запасом _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергии, обусловленной действием на мяч силы тяжести. По мере падения мяча его скорость _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , и по мере движения к точке 2 потенциальная энергия превращается в _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергию. Далее мяч сплющивается, и его кинетическая энергия превращается в энергию _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , вызванную появлением силы упругости. Вскоре мяч вновь оторвется от пола и полетит вверх. Но до этого момента оболочка мяча постепенно распрямляется, и сила ее упругости _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . При этом мяч постепенно "набирает" скорость, и потенциальная энергия мяча превращается в _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергию. За счет нее мяч полетит вверх и достигнет положения 3. Далее на этапах 3-4-5 произойдут аналогичные _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"

Конспект урока по физике в 10 классе , изучающем предмет на базовом уровне, по теме "Импульс. Закон сохранения импульса". Содержит теоретический материал и проверочную работу по теме....

Конспект урока по физике в 10 классе по теме «Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.»

В своей педагогической деятельности, при преподавании физики, я использую ТРКМЧП как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения зна...

Конспект урока по физике с применением ЭОР по теме "Закон сохранения энергии."

Урок по  физике с применением ЭОР в 9 классе по теме "Закон сохранения энергии"...

Разработка плана-конспекта урока по физике в 9 классе «Энергия связи атомных ядер»

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием энергии связи атомных ядер, сформировать умение определять энергию связи и энергетический выход при синтезе ядер и делении ядер.Задачи:образовательные:...

Обобщающий урок по физике: "Применение закона сохранения энергии в механических процессах". 10 класс.

Методическая разработка обобщающего урока «Применение закона сохранения энергии в механических процессах», может служить примером использования технологии проблемного обучения. Проблемное обучение сле...

Конспект урока по теме «Закон о сохранении механической энергии и переход из одного вида в другой»

Конспект урока по теме «Закон о сохранении механической энергии и переход из одного вида в другой» c конспектным анализом...