Обобщающий урок по физике: "Применение закона сохранения энергии в механических процессах". 10 класс.
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Методическая разработка обобщающего урока «Применение закона сохранения энергии в механических процессах», может служить примером использования технологии проблемного обучения. Проблемное обучение следует вести по следующим направлениям:
- Проблемные вопросы;
- Проблемные задачи;
- Проблемный эксперимент.
Применение такой технологии позволяет вовлечь учащихся в продуктивную познавательную деятельность при решении физических задач.
Дидактическая цель урока: осмысление практической значимости, пользы приобретенных знаний и умений по теме «Закон сохранения энергии в механике».
Урок проводится после изучения темы «Законы сохранения энергии в механике».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zakon_sokhraneniya_energii.rar | 419.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Обобщающий урок по физике
«ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ»
Ткаченко Н.Н., учитель физики МБОУ СОШ № 9
города Вилючинска Камчатского края
Пояснительная записка к уроку
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности. Решение данной проблемы требует применения новых технологий. Одной, из которых может являться технология проблемно-поисковых методов обучения.
Проблемное обучение следует вести по следующим направлениям:
- Проблемные вопросы;
- Проблемные задачи;
- Проблемный эксперимент.
Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации. При использовании проблемных ситуаций учителю необходимо все время давать возможность ученикам высказывать свои гипотезы по поводу решаемых задач или поставленных опытов. Применение такой технологии позволяет вовлечь учащихся в продуктивную познавательную деятельность при решении физических задач. Примером использования данной технологии может служить обобщающий урок «Применение закона сохранения энергии в механических процессах».
Дидактическая цель урока: осмысление практической значимости, пользы приобретенных знаний и умений по теме «Закон сохранения энергии в механике».
Задачи урока:
образовательные: сформировать умение применять полученные знания по теме в новых ситуациях;
развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, умений сопоставлять различные точки зрения, выделять главное, делать выводы;
воспитательные: воспитание настойчивости и целеустремленности в овладении знаниями; создать условия для повышения интереса к углублению и расширению знаний.
Тип урока: комплексное применение знаний.
Форма организации: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Место урока в учебной программе: урок проводится после изучения темы «Законы сохранения энергии в механике».
Аудитория: учащиеся 10 класса, изучение физики проводится на базовом уровне.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: презентация по теме, выполненная на основе программы MS PowerPoint, интерактивная программа «Живая физика».
Приборы для эксперимента: штатив, линейка, теннисный мячик.
Демонстрационный эксперимент: «Связанные маятники».
ЭТАПЫ УРОКА
1. Организационный момент.
2. Мотивация и целеполагание.
3. Актуализация знаний.
4. Применение знаний и умений: решение качественных, количественных и экспериментальных задач, мысленный эксперимент, компьютерное моделирование.
5. Выполнение тестового задания.
6. Подведение итогов урока и рефлексия.
7. Информация о домашнем задании.
Мотивация
Учитель. Посмотрите внимательно на этот фрагмент (слайд № 1).
Вопрос: Почему нужно прыгать на согнутые ноги, а не на прямые, и как бы «пружинить» в момент приземления? Какие физические законы нужно применить для объяснения этой ситуации?
Подсказка: На слайде (слайд № 3) приведено высказывание немецкого ученого Германа Гельмгольца: «Энергия не исчезает и не создаётся вновь, но энергия одного вида переходит в эквивалентное количество энергии другого вида». О каком законе идет речь?
Предлагает сформулировать тему и цель урока (слайд № 4).
Тема урока: «Применение закона сохранения энергии в механических процессах».
Цель урока: Научиться применять закон сохранения энергии при решении физических задач.
Актуализация знаний (слайд № 5).
Вопросы | Ответы |
1.Определение закона сохранения и превращения энергии | В замкнутой системе, в которой действуют консервативные силы, полная механическая энергия сохраняется. |
2.Математическая запись закона | Еп + Ек = const или (Е= const). При решении задач: Е2-Е1=0 Е1 и Е2 полная механическая энергия в начальной и конечной точках. Полная механическая энергия: Е = Еп +Ек |
3.Если в системе действуют не консервативные силы (силы трения). | Механическая энергия убывает, ее изменение равно работе сил трении: Е2 – Е1 = Атр В результате действия трения поверхности тел нагреваются. Механическая энергия превращается в теплоту: Q = - А тр |
Демонстрация опыта «связанные маятники»
Это один из способов, как можно отнять энергию и потенциальную и кинетическую от одного маятника и отдать другому, а затем вернуть первому и так много раз. Движение маятников – это пример взаимного превращения потенциальной энергии в кинетическую энергию. Можно почти видеть движение энергии от одной части системы в другую. Здесь очевидно выполнение закона сохранения энергии.
IV этап урока. Применение знаний и умений: решение качественных, количественных и экспериментальных задач, мысленный эксперимент, компьютерное моделирование.
- Решение проблемной задачи (слайд № 6).
В каком направлении надо бросить мяч с высоты h, с начальной скоростью V0 , чтобы он упал на Землю с максимальной скоростью?
А) вертикально вверх Б) вертикально вниз В) горизонтально
Учитель предлагает учащимся, не решая задачу попробовать предположить вариант правильного ответа.
После высказанных предположений учащиеся приступают к проверке высказанных гипотез, применяя закон сохранения энергии. Групповая форма работы. Каждая группа представляет решение одной ситуации. Результаты решений каждой группы записываются на доске. На слайде демонстрируется правильное решение (слайд № 7). Учащиеся делают вывод: во всех трёх случаях результат должен быть одинаковым. Модуль скорости в момент падения не зависит от направления начальной скорости.
- Экспериментальная задача (слайд № 8).
На сколько процентов уменьшится энергия свободно падающего упругого теннисного мячика, при одном соударении с поверхностью стола. Оборудование: штатив с лапкой, линейка, теннисный мячик.
Учащиеся работают в группах. Решают задачу, применяя закон сохранения энергии, получают физическую формулу, проводят эксперимент, делают необходимые измерения и представляют результат в числовом виде. По результатам опыта потери энергии составили около 25%. Делая вывод, учащиеся отвечают на вопросы: Можно ли сказать, что эта часть энергии исчезла? Значит ли это, что закон сохранения энергии нарушается?
(Ответ: полная механическая энергия уменьшается и её 25% переходит в теплоту, но всеобщий закон сохранения механической энергии выполняется всегда).
Учитель предлагает учащимся отдохнуть и посмотреть презентацию
«А так ли хорошо знаком вам «перпетуум мобиле»?» подготовленную одним из учащихся.
(Слайд № 9). А так ли хорошо знаком вам перпетуум мобиле ?
Что означает перпетуум мобиле и причем здесь закон сохранения энергии?
(Слайд № 10). Перпетуум мобиле – «вечный двигатель». Это машина, которая должна непрерывно совершать работу не получая энергию извне.
Согласно закону сохранения энергии: «Энергия не возникает из ничего, а переходит из одной формы в другую», это значит невозможно создать машину, которая станет работать без дополнительного потребления энергии. И действительно существование «вечных двигателей» противоречит закону сохранения энергии. Создание «вечного двигателя» было бы чудом, но чудес не бывает.
(Слайд № 11). Все проекты «вечных двигателей» содержат ошибки, указывающие на то, что их авторы недостаточно хорошо знают законы физики.
(Слайд № 12). Предлагаю вам представить себя в роли консультантов бюро изобретений, мысленно провести эксперимент и выяснить в чем заключается ошибка предложенного проекта «вечного двигателя». Автор проекта предполагал, что больший вес воды в сосуде слева заставляет воду подниматься по узкой трубке, увеличивая ее потенциальную энергию. При падении вниз потенциальная энергия воды превращается в кинетическую энергию. Падая на колесо, вода заставляет его вращаться, следовательно, совершает полезную работу.
Что неверно в таком рассуждении?
(Слайд № 13). Вывод:
энергия не может появиться у тела, если оно не получило его от другого тела.
- Решение задачи «Длина тормозного пути» с использованием интерактивной модели (слайд № 14).
Автомобиль, двигавшийся со скоростью V0 начал экстренное торможение. Найти тормозной путь автомобиля, если тормозной путь шин о дорогу равен µ.
Учащиеся решают задачу, применяя закон сохранения энергии, и получают результат S=V02/2µg. Решение задачи записывается на доске. Учитель: Эту формулу мы получили, применяя закон сохранения энергии, и если она справедлива, т.е. «работает», следовательно, закон сохранения энергии выполняется. Проверим это на интерактивной модели. (Используется интерактивная программа «Живая физика», раздел «Применение закона сохранение энергии»). Модель автомобиля движется по дороге. В момент, когда автомобиль выезжает на коричневый участок дороги, включаются тормоза, на автомобиль начинает действовать сила трения. Задавая начальные значения величин m0=10 кг, V0=10 м/с, µ=0,4 получают тормозной путь =12,5 м. Вопросы учащимся: Зависит ли длина тормозного пути от того нагружен автомобиль или нет? Как зависит тормозной путь автомобиля от его скорости, коэффициента трения? Предположения учащихся проверяются на интерактивной модели.
Начальные значения величин | Тормозной путь | Заданные значения величин | Тормозной путь |
m0=10 кг | S=12,5 м | m=5 кг | S=12,5 м |
V0=10 м/с, | V=20 м/с, | S=50 м | |
µ=0,4 | µ=0,8 | S=6,25 м |
Полученные результаты опыта убеждают учащихся, что реально формула тормозного пути справедлива, они делают вывод, что закон сохранения энергии выполняется.
5 этап урока. Выполнение тестового задания. (Демонстрация слайдов на интерактивной доске с использованием шторки).
Т1.Запись закона сохранения механической энергии (слайд № 15)
Какое из приведенных ниже выражений может соответствовать закону сохранения механической энергии?
А) F∆t=mv2-mv1
Б) A=mgh2-mgh1
В) mgh=mv2/2
Г) A=mv22/2 - mv12/2
Т2.Запас энергии тележки, движущейся по холмам (слайд № 16)
Какую из вершин тележка сможет преодолеть после спуска с «горки», если потерями энергии можно пренебречь? Начальная скорость тележки равна нулю.
А) Только I Б) I и II В) I и III
Т3. Изменение полной механической энергии груза совершающего колебания на пружине (слайд № 17)
Максимальное значение кинетической энергии свободно колеблющегося на пружине груза равно 5 Дж, максимальное значение его потенциальной энергии 5 Дж. Как изменяется полная механическая энергия груза?
А) Не изменяется и равна 5 Дж.
В) Не изменяется и равна 10 Дж.
Б) Не изменяется и равна 0.
Г) Изменяется от 0 до 10 Дж.
Т4. График зависимости полной механической энергии от времени (слайд № 18). Тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе (1). Какой из графиков (2,3,4) соответствует графику зависимости полной механической энергии, от времени движения тела?
Объяснение вопроса мотивации. Почему нужно прыгать на согнутые ноги, а не на прямые, и как бы «пружинить» в момент приземления? Какие физические законы нужно применить для объяснения этой ситуации?
(Закон сохранения энергии. Увеличивается путь торможения, уменьшается сила удара. Это убережет нас от травматизма. Аналогично: не ходите зимой по гололёду на прямых ногах, ходите на ногах чуть при согнутых, как бы «пружиня»).
6 этап урока. Учитель: Какие выводы по уроку вы бы сделали? Что на ваш взгляд было важным, главным и полезным на уроке?
Выводы учащихся могут быть такими:
- Важно знать, что тормозной путь пропорционален квадрату начальной скорости, чем больше скорость, тем больше тормозной путь. Вот почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
- Знание закона сохранения может пригодиться в повседневной жизни, (может уберечь от травматизма).
- Знания закона сохранения энергии помогают понять, почему нельзя создать «вечный двигатель».
- В опыте «связанные маятники» можно было видеть «движение» энергии от одной части системы к другой.
- Использование закона сохранения энергии намного упрощает решение задач.
- Все задачи, решенные во время урока, убеждают в том, что закон сохранении энергии выполняется в любом случае.
7 этап урока. Информация о домашнем задании (слайд № 19)
Задача-исследование.
Два упругих мячика разной массы при падении на стол отскакивают на высоту, чуть меньшую начальной высоты и вы знаете теперь почему (экспериментальная задача). Это очевидно. А если положить легкий мячик на тяжелый и отпустить их вместе. Как выдумаете, на какую высоту поднимется легкий мячик после удара о стол? Попробуйте угадать результат. Учащиеся высказывают свои предположения. Затем учитель предлагает проверить это на компьютерной модели (слайд № 20).
Учащиеся видят, что после отскока, теннисный мячик поднимается на высоту в несколько раз большую первоначальной. Это кажется «невероятным».
Не нарушается ли здесь закон сохранения энергии?
Во сколько раз высота подъёма легкого мячика больше первоначальной? Исследуйте явление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики по теме "Закон сохранения и превращения механической энергии"
Задачи урока:• Ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы.•Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения энергии, научить школьников записывать уравнение зако...
Урок физики по теме "Закон сохранения энергии" 9 -10 класс
Данная разработка может быть использована в 9 или 10 классе для повторения и обобщения темы. Урок сопровождается презентацией....
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Презентация....
Методическая разработка современного урока на тему " Закон сохранения энергии в механике" 9 класс
С целью формирования практических навыков и умений применять полученные раннее знания к решению базовых физических задач используется метод работы на уроке в группах. Ctrl/Cmd+V...
Урок- практикум по решению задач (10 класс) Тема : Энергия. Закон сохранения энергии.
Урок- практикум по решению задач 10 класс "Энергия.Закон сохранения энергиии"...
Урок по теме "Вывод закона сохранения механической энергии для замкнутых и незамкнутых систем", 9 класс
Методическая разработка урока по теме "Механическая работа и мощность" - урока "открытия" новых знаний. Цель урока - раскрытие учащимися смысла закона сохранения энергии, пол...
План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»
В рамках дистанционного обучения возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....