рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с учебником А.В.Перышкини "Физика -7"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригорьевская средняя школа имени Героя Советского Союза Е.Ф.Петрунина»
Рассмотрена Руководитель ММО __________ Макарова Е.Н. Протокол от 29.08.2022 г. №1 | Согласована Зам. директора по УВР _________Полякова О.В. 30.08.2022 г. | Утверждена приказом МБОУ «Пригорьевская средняя школа» от 01.09.2022 г. № 116-о |
Рабочая программа по физике
7 класс
Составитель программы
учитель математики и физики
Аксенова Л.В.
Принята
на заседании педагогического совета
протокол от 31.08.2022 г. № 1
2022- 2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по физике в 7 классе разработана на основе:
1)Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897),
В соответствии с
2) Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
3) Примерной образовательной программой ООО;
4) ООП ООО МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
5) Авторской программой Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, М., Дрофа 2011.
6) Учебным планом МБОУ «Пригорьевская средняя школа» на 2022-2023 учебный год;
7) «Положением о рабочей программе педагога» МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
Учебник: «Физика» для 7 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2016 г.
Уровень рабочей программы базовый
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Изменений в программе нет
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение физики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностными результатами изучения физики в 7 классе являются:
∙Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
∙ Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
∙ Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
∙ Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
∙ Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода
∙ Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами изучения физики в 7 классе являются:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать физические модели;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
- вычитывать все уровни текстовой информации.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
- понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
- Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты изучения физики отражают:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механикис целью сбережения здоровья;
В результате изучения курса физики 7 класса:
по теме «Введение»
обучающийся научится
— представлять о методах физической науки, ее целях и задачах;
- понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины..
обучающийсяполучит возможность научиться:
—объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
обучающийся научится
— иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами.
- понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:
—применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.
по теме «Взаимодействие тел»
обучающийся научится
— различать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
— понимать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
—решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки;
обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:
- определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
обучающийся научится
- понимать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).
обучающийсяполучит возможность научиться:
- применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
по теме «Работа и мощность»
обучающийся научится
— понимать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);
—формулировать законы и записывать формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);
обучающийся получит возможность научиться:
— объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.
3. Содержание учебного предмета.
I. Введение
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
1. Измерение размеров малых тел.
III. Взаимодействие тел
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы.
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объёма тела.
- Измерение плотности твёрдого тела.
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод.Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность.Энергия. (
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
1. Выяснение условия равновесия рычага.
2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
уроки | лаб. работы | контр.работы | |||
1 | Введение | 4 | 3 | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 5 | 1 | |
3 | Взаимодействие тел | 22 | 17 | 4 | 1 |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 20 | 16 | 2 | 2 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 15 | 11 | 2 | 2 |
Итоговое повторение | 1 | 1 | |||
Итого: | 68 | 53 | 10 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | План | Факт | Аргументация изменений |
Введение( 4 ч) | ||||
1(1) | Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | 02.09 | ||
2(2) | Физические величины. Измерение физических величин. | 05.09 | ||
3(3) | Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | 09.09 | ||
4(4) | Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 12.09 | ||
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч) | ||||
5(1) | Строение вещества. Молекулы. | 16.09 | ||
6(2) | Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел». | 19.09 | ||
7(3) | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 23.09 | ||
8(4) | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 26.09 | ||
9(5) | Агрегатные состояния вещества. | 30.09 | ||
10(6) | Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. | 03.10 | ||
Взаимодействие тел (22ч) | ||||
11(1) | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 07.10 | ||
12(2) | Скорость. Единицы скорости. | 10.10 | ||
13(3) | Скорость. Единицы скорости. | 14.10 | ||
14(4) | Расчёт пути и времени движения. | 17.10 | ||
15(5) | Расчёт пути и времени движения. | 21.10 | ||
16(6) | Инерция. Взаимодействие тел. | 24.10 | ||
17(7) | Масса тела. Единицы массы. | 28.10 | ||
18(8) | Измерение массы тела на весах. Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 31.10 | ||
19(9) | Плотность вещества. | 14.11 | ||
20(10) | Л/р № 4 «Измерение объёма тела».Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела». | 18.11 | ||
21(11) | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | 21.11 | ||
22(12) | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | 25.11. | ||
23(13) | К/р № 1 «Взаимодействие тел». | 28.11 | ||
24(14) | Сила. | 29.11 | ||
25(15) | Явление тяготения. Сила тяжести. | 02.12 | ||
26(16) | Сила упругости. Закон Гука. | 05.12 | ||
27(17) | Вес тела. | 09.12 | ||
28(18) | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 12.12 | ||
29(19) | Динамометр. | 16.12 | ||
30(20) | Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | 19.12 | ||
31(21) | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 23.12 | ||
32(22) | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 26.12 | ||
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20ч) | ||||
33(1) | Давление. Единицы давления. | 30.12 | ||
34(2) | Способы уменьшения и увеличения давления. | 13.01 | ||
35(3) | Давление газа. | 16.01 | ||
36(4) | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | 20.01 | ||
37(5) | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 23.01 | ||
38(6) | Сообщающиеся сосуды. | 27.01 | ||
39(7) | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 30.01 | ||
40(8) | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 03.02 | ||
41(9) | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 06.02 | ||
42(10) | Манометры. | 10.02 | ||
43(11) | Поршневой жидкостный насос. | 13.02 | ||
44(12) | Гидравлический пресс. | 17.02 | ||
45(13) | К/р № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | 20.02 | ||
46(14) | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 24.02 | ||
47(15) | Архимедова сила. | 27.02 | ||
48(16) | Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкостьтело». | 03.03 | ||
49(17) | Плавание тел. | 06.03 | ||
50(18) | Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | 10.03 | ||
51(19) | Плавание судов. Воздухоплавание. | 13.03 | ||
52(20) | К/р № 3 «Архимедова сила». | 17.03 | ||
Работа и мощность. Энергия. (15ч) | ||||
53(1) | Механическая работа. Единицы работы. | 20.03 | ||
54(2) | Мощность. Единицы мощности. | 24.03 | ||
55(3) | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 03.04 | ||
56(4) | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 07.04 | ||
57(5) | Момент силы.Л/р № 9 «Выяснения условия равновесия рычага». | 10.04 | ||
58(6) | Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | 14.04 | ||
59(7) | Коэффициент полезного действия механизма. | 17.04 | ||
60(8) | Л/р № 10 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | 21.04 | ||
61(9) | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 24.04 | ||
62(10) | Превращение одного вида механической энергии в другой | 28.04 | ||
63(11) | К/р № 4 «Работа и мощность. Энергия». | 16.05 | ||
64(12) | Итоговая промежуточная аттестация. Тестовая работа. | 18.05 | ||
65(13) | Работа над ошибками | 05.05 | ||
66(14) | Повторениетемы « Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 08.05 | ||
67(15) | Повторениетемы «Энергия» | 12.05 | ||
68(1) | Повторение | 15.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...