Система оценивания достижений учащихся на уроках физики
статья по физике

Полежаева Наталья Ивановна

Система оценивания достижений учащихся на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания достижений учащихся на уроках физики

Система оценки достижений - один из инструментов реализации требований стандарта. Контроль знаний, проводимый в процессе обучения, призван соотнести достижения обучающегося с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В своей работе, помимо традиционной (пятибалльной) системы, применяю комплексную оценку знаний учащихся. Комплексный подход к оценке результатов образования включает предметную группу достижений обучающегося. При устном опросе учащийся даёт самооценку, в паре – взаимооценка, в группе –групповая оценка.Учащиеся поясняют, почему поставили ту или иную оценку за ответ. Аргументированно исправляются ошибки, поощряются самостоятельность и творческая деятельность учащихся, мотивация на приобретение новых знаний. Критериями оценки деятельности учащихся являются самостоятельность, умение применять знания на практике, инициативность.

В стандартах любого поколения заложена система оценки предметных результатов с учетом уровневого подхода. Планируемые результаты – это необходимый базовый уровень достижений, заложенный в систему оценки. Реальные достижения обучающегося могут соответствовать базовому уровню, а могут и отличаться от него. Различают пять уровней достижений: низкий, пониженный, базовый, повышенный и высокий.

Низкий уровень соответствует отсутствию мотивации к учению, пробелы в знаниях (отметка «1»).

Пониженный уровень соответствует плохой мотивации к учению, систематической подготовки к урокам, большие пробелы в знаниях (отметка «2»).

Базовый уровень достижений – умение применять ранее сформированные умения и усвоенные знания, выполнять такие задания:

  • узнавание физических явлений по описанию их признаков или наблюдению;
  • поиск в тексте определения физической величины или явления, определение по описанию его признаков;
  • сопоставление условного обозначения физической величины и единицы ее измерения;
  • знание основных физических законов и умение применять их на практике при решении простейших физических задач по алгоритму;
  • выбор правильного ответа из данных графика, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка.
  • Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
  • Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня (решение нестандартной задачи, где требовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации). Это могут быть задания, в которых необходимо:
  • осуществлять перевод единиц в систему СИ;
  • самостоятельно составлять таблицу, схему, план по параграфу учебника или по физическому тексту;
  • отвечать как на прямые вопросы по тексту, так и на вопросы, требующие сопоставления различных блоков информации;
  • установить причинно-следственные связи;
  • составлять структурно-логические схемы по тексту;
  • проводить анализ информации, представленный графиком, схемой, таблицей и т.д.;
  • формулировать определение физической величины и уметь сопоставить его с формулой;
  • проводить алгебраические преобразования формул, поверять правильность преобразования по физическому смыслу величины;
  • уметь найти сходство и различие объектов по основному признаку, уметь группировать объекты;
  • уметь выделять существенные свойства объекта или явления;
  • уметь решать задачи по алгоритму с применением нескольких формул;
  • уметь решать задачи на применение знаний в незнакомой ситуации.
  • Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • Высокий уровень достижений соответствует высокой мотивации к изучению физики, устойчивого интереса и хорошей подготовки по предмету.
  • При этом учащиеся осваивают выполнение следующих заданий:
  • составление таблиц, вопросов, структурно-логических схем по всей теме;
  • иллюстрирование материала своими примерами;
  • поиск и сопоставление информации по теме с использованием различных источников;
  • установление логической связи между элементами, физическими величинами и явлениями;
  • применение структурно – логических схем при решении задач;
  • проведение экстраполяции при решении графических задач, поиск по графику неявной величины, установление функциональной зависимости между величинами;
  • объяснение зависимости между величинами на основе соответствующей теории, математическую запись такой зависимости;
  • определение величины и закона по формуле и наоборот;
  • проведение математического преобразования формул и проверка правильности преобразования по физическому смыслу величины;
  • доказательство, установление причин явления или процесса;
  • решение задач, требующих привлечение информации из других тем;
  • составление задачи по схеме;
  • решение задачи разными способами;
  • задания творческого и исследовательского характера.

Этот уровень оценивается на «отлично» (отметка «5»).

Мониторинг образовательного процесса осуществляю по системе Беспалько В.П.(текущая диагностика)  и по системе Симонова В.П., которая позволяет выявить фактическую степень обученности учащихся (СОУ). http://www.newreferat.com/ref-47597-8.html   Уровни степени обученности (СОУ – степень обученности учащегося) по В.В. Симонову.

1-й уровень – «различение, запоминание» - самая низкая степень овладения знаниями.

2-й уровень – «понимание, простейшие умения и навыки» - репродуктивный уровень.

3-й уровень – при этой степени обученности обучающийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях.

4-й уровень – «перенос», творческое применение полученных теоретических знаний на практике в новой, нестандартной ситуации.

В журнал проставляется оценка соотнесённая  с этими уровнями.

Для оценки предметных и метапредметных результатов использую следующие виды работ. Осуществляю это в форме письменного контроля:

  • тесты. Учащимся предлагаются готовые тесты с выбором ответа и задание составить тест по пройденной теме. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми и т.д.;
  • физический диктант. Проверяются названия физических величин, размерность, формулы, умение составлять цепочки уравнений из формул, работать в системе СИ;
  • проверочная работа (кратковременная), позволяет выявить знания и умения по текущему материалу, умение работать с формулами, осуществлять перевод величин из одной системы в другую;
  • тематическая контрольная работа. Составляется по итогам изучения темы. Для качественной проверки использую принцип оценивания, заложенным КИМ ОГЭ и ЕГЭ. Каждой задаче присваивается определенное количество баллов (т. е. задача имеет свой «вес», определяемый степенью ее сложности) и при проверке оценивается ход правильного решения. Затем все баллы за верные решения складываются, и выставляется итоговая оценка.
  • зачёт. После изучения определённой темы осуществляется индивидуальный итоговый контроль. Во все виды работ включаются задания, определяемые основными вопросами в теме (базовый уровень), дополняются заданиями повышенного и высокого уровня. Задания могут быть расчетными и качественными. Возможна пересдача зачёта с целью повышения оценки и уровня усвоения знаний.

Степень усвоения изучаемой темы отражается в  листе знаний каждого ученика, Лист знаний показывает степень усвоения изученного материала.

Использую в обучении системно-деятельностный подход, который позволяет выявить уровень практических знаний. В начале каждого урока учащиеся по очереди определяют по приборам (термометр, барометр, психрометр) температуру, давление,  влажность в кабинете физика и записывают в тетрадь. По показанию приборов строим графики, анализируем и делаем выводы.

В своей работе использую разные инновационные технологии. Одна из них – это технология РКМЧП. При использовании этой технологии ученик сам оценивает свой результат по алгоритму самооценки (выдаётся лист самооценки). Самооценка - это оценка личностью самого себя, своих знаний, возможностей. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется  оценкой только решение полноценной задачи. Учитель имеет право скорректировать оценку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Оценивание личностных, метапредметных и предметных достижений практически происходит на каждом этапе урока. На последнем этапе урока подводится итог урока, рефлексия, составляется кластер, синквейн и записывается: я узнал…

Технология  РКМЧП позволяет оценивать личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся.

Система оценивания по физике.

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

  • Грубые ошибки.
  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  • Неумение выделять в ответе главное.
  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенными в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  • Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  • Неумение определить показания измерительного прибора.
  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
  • Негрубые ошибки.
  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  • Нерациональный выбор хода решения.
  • III. Недочеты.
  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  • Орфографические и пунктуационные ошибки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.

В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...

Рейтинговая система оценивания достижений учащихся

Материалы выступления на семинаре (теоретические основы рейтинговой технологии с примерами рейтинговых шкал и таблиц) ...

Система оценивания достижений учащихся

методы и формы оценивания результатов...

Конкурсный материал " Методическая мастерская" Применение кейсовой технологии и апробация многобалльной системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках физики.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по опред...

Система оценивания достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке....

система оценивания достижений учащихся по физике

Кратко изложены критерии оценивания учащихся по видам деятельности....

"Современные подходы к системе оценивания достижений обучающихся на уроках физики"

Методическая разработка о современных подходах к системе оценивания достижений обучающихся  с точки зрения ФГОС и ФОП...