Конкурсный материал " Методическая мастерская" Применение кейсовой технологии и апробация многобалльной системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках физики.
материал по физике
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mongush_l.m.-_uchitel_fiziki_mbou_hovu-aksynskaya_sosh.docx | 282.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская учителя физики .
Применение кейсовой технологии и апробация многобалльной системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках физики.
Монгуш Л.М.- учитель физики МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»
Любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. «Кейс» в переводе означает - набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых для самостоятельной работы.
С2017года в своей работе я применяю кейсы как практическое пособие для учителя, в частности преподающего в профильных классах: физико-математического, технологического профиля в общеобразовательных организациях.
В этом учебном году кейс включает сборник, в котором отражены примерные рабочие программы, календарно-тематическое планирование, рекомендации по применению современных технологий на уроках, требования к оснащению кабинета, технологические карты уроков, поурочное планирование.
По физике рабочая программа составлено на основе программы:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ( профильный уровень) и авторской программы Мякишева Г.Я. «Физика 10-11 классы». Разработчиком является Кунаева Ольга Андреевна. Разработано к учебникам:
7- 9 классы: Перышкин А.В., Гутник Е.М. Издательство «Дрофа»;
10-11 классы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Издательство «Просвещение».
Пособие способствует сокращению времени на подготовку учителя к занятиям, а также позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Для самоконтроля и организации учебного процесса по изучаемым учебным предметам, распределить выполнение практических заданий в период обучения, в том числе по предметам углубленного изучения учащимся выдаются дневники в которых подробно расписано, что должен усвоить ученик в процессе изучения физики на каждом уроке, по месяцам, в конце учебного года. Дневник выдается в начале ученого года, в котором представлен перечень заданий для оценки усвоения знаний и владения умениями, а также суммарный балл по каждой теме, разделу учебного предмета и по всем изучаемым предметам. Содержание заданий представляется учителем-предметником. Минимальный период, через который проводится аттестация учащихся по учебной деятельности – один месяц.
Например: сентябрь
дата | Тема Содерание | Выполни задания | Баллы мах | баллы |
1-5 сентября | Вводный инструктаж по технике безопасности. Физика и познание мира | 1. Вспомни основные понятия, термины и определения из курса физики 7-9 классов. 2. Запомни правила техники безопасности в кабинете физики. 3. Тест №1 «Физика и познание мира» |
10 | |
Физические величины | 1. Оформи опорный конспект (далее - ОК), стр.342 2. Изучи погрешности измерений | 4 4 | ||
Моделирование явлений и объектов природы. Научное мировоззрение. | 1. Оформи ОК в тетради, 2. Выучи таблицу погрешностей, 3. Заполни таблицу физические приставки | 4 6 | ||
Раздел 1. Механика (57 ч) Кинематика (14 ч) | ||||
Что такое механика. Границы её применимости. | 1. Оформи ОК, § 1-22. 2.Создай презентацию «Великие физики» | 4 8 | ||
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. | §3-4, 1. Проанализируй решение задач № 6,7,9,11 2. Ответь на вопросы стр. 13 - Что называется телом отсчёта? - Что составляет систему отсчёта? - Какие способы отсчёта времени вам известны? - Какие бывают системы координат? | 6 4 | ||
7-12 сентября | Координаты. Пространство и время. Радиус – вектор. Вектор перемещения. | §5-6, 1. Ответь на вопросы стр.17, 2. Реши №14,15, 17 по алгоритму. | 4 6 | |
Уравнение равномерного прямолинейного движения | § 7-8, 1. Ответь на вопросы №1,2 стр.21, 2. Выполни упр.1(1,2) стр.22; 3. Выведи и запомни уравнение равномерного движения. | 4 6 1 | ||
Решение задач на равномерное прямолинейное движение. | 1. Повтори формулы и определения. §1-8, 2. Реши задачи №18,20,21, используя уравнение равномерного прямолинейного движения. 3. Тест №1 «Равномерное движение» | 6 8 | ||
Относительность механического движения | §9-10, 1. Ответь на вопросы стр.24, 2. Выполни упр.2(1,2) стр.27 | 4 6 | ||
Решение задач на относительность механического движения | 1. Повтори §9-10. 2. Проанализируй решение задач №23,24,32 по алгоритму 3. Проанализируй методику решения задачи: Определите модуль и направление скорости точки, если при равномерном движении вдоль оси ОХ её координата за время tx = 4 с изменилась от хх = 5 м до х2 = -3 м. | 4 4 | ||
с16 по 19 сентября | Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. | § 11-13. 1. Ответь на вопросы стр.29,31. 2. Выполни упр. 3( 2, 3) стр.36 3. Для самостоятельного решения: При равномерном движении точки по прямой, совпадающей с осью ОХ, координата точки изменилась от 8 до -8 м. Определите время, в тече-ние которого произошло изменение координаты, если модуль скорости равен 4 м/с. Какой путь прошла точка за это время? | 4 6 6 | |
Уравнение равномерного прямолинейного движения | § 7-8, 1. Ответь на вопросы №1,2 стр.21, 2. Выполни упр.1(1,2) стр.22; 3. Выведи и запомни уравнение равномерного движения. | 4 6 | ||
Решение задач на равномерное прямолинейное движение. | 1. Повтори формулы и определения. §1-8, 2. Реши задачи №18,20,21, используя уравнение равномерного прямолинейного движения. 3. Тест №2 «Равномерное движение» | 6 8 | ||
Относительность механического движения | §9-10, 1. Ответь на вопросы стр.24, 2. Выполни упр.2(1,2) стр.27 | 4 6 | ||
Решение задач на относительность механического движения | 1. Повтори §9-10. 2. Проанализируй решение задач №23,24,32 по алгоритму 3. Проанализируй методику решения задачи: Определите модуль и направление скорости точки, если при равномерном движении вдоль оси ОХ её координата за время tx = 4 с изменилась от хх = 5 м до х2 = -3 м. | 4 4 | ||
с16 по 19 сентября | Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. | § 11-13. 1. Ответь на вопросы стр.29,31. 2. Выполни упр. 3( 2, 3) стр.36 3. Для самостоятельного решения: При равномерном движении точки по прямой, совпадающей с осью ОХ, координата точки изменилась от 8 до -8 м. Определите время, в тече-ние которого произошло изменение координаты, если модуль скорости равен 4 м/с. Какой путь прошла точка за это время? | 4 6 6 | |
Решение задач на движение с постоянным ускорением. | §14. 1. Реши №67,55,56 по алгоритму. 2. Тест №3 «Равноускоренное движение» | 6 8 | ||
Свободное падение тел. | §15-16. 1. Выполни упр. 4(2, 3), 2. Создай презентацию о жизни и открытиях Г.Галилея | 6 8 | ||
Решение задач на свободное падение тел. | 1. Повтори §15-16. 2. Реши № 69,71,73 3. Тест №4 «Свободное падение тел» | 4 8 | ||
Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. | §17. 1. Прочти краткие итоги главы 1 стр.45. 2. Самостоятельно разбери методику решения задач № 104, 123. 3. Просмотри видеоролики по данной теме из "Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/ | 6 4 | ||
с23 по 26 сентября | Поступательное и вращательное движения. Угловая и линейная скорости вращения. | §18-19. 1. Прочти краткие итоги главы 2, 2. Выполни упр. 5(1,2) стр.52 | 6 | |
Практикум по решению задач по теме «Кинематика» | 3.Выполни индивидуальное задание | 6 | ||
РазделII Динамика | ||||
Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. | §20- 22 1. Ответь на вопросы стр. 57,58,60. 2. Проанализируй решение задач № 114,118, 3. Изучи фильмы, этюды об ученых по ссылке на источник «Классная физика»: http://class-fizika.ru/vidu.html | 4 6 4 | ||
Сила. Связь между силой и ускорением. Масса. Второй закон Ньютона. | §23- 25. 1. Ответь на вопросы стр.68, 2. Выполни упр. 6 (1,2,3) стр.78 | 4 6 | ||
Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. | §26- 27, 1. Ответь на вопросы стр.70, 2. Выполни упр. 6 (4, 5, 6) стр.79 3. Реши задачу, используя третий закон Ньютона: Лошадь тянет телегу, а телега действует на лошадь с такой же по модулю силой, направленной в противоположную сторону. Почему же лошадь везёт телегу, а не наоборот? | 4 6 6 | ||
Итого за сентябрь | 216-271 – мах 136-215 – опт 0-135 - мин |
При традиционной оценочной шкале ученик отвечает и работает не систематически. Накопительная многобальная система оценивания знаний учащихся является той инновацией, которая помогает ученику заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перейти учащимся из пассивных зрителей в активных участников педагогического процесса.
Многобалльная накопительная система применяется для оценки количества и качества текущей проделываемой учебной работы обучающимися в течение учебного года между промежуточными аттестациями.
№ | ФИ ученика | сентябрь | |||||||
Введение, Кинематика | |||||||||
Тест №1 | ОК стр | Погрешности измерений | ОК | Физические приставки | Балл за устный ответ (дополнительно) | … | Итого за сентябрь | ||
Суть ее заключается в следующем:
во-первых, не присваивается балл за невыполненный (частично выполненное, неправильно выполненное, выполненное с ошибками) элемент задания;
во-вторых, в суммировании баллов по каждому элементу задания, по всем видам работ, темам, отражающих прирост знаний, умений и навыков у учащихся, т.е. степени обученности;
в-третьих, в дифференцированном подходе к определению максимального балла по различным видам работ в рамках одного предмета.
Достоинством этой системы является:
отсутствие отрицательных оценочных суждений,
наличие только положительных баллов,
накопление баллов, соответствующее повышению степени обученности,
дает право на повторное выполнение задания, на переделку, доработку заданий, дает право на ошибку, которая не будет оценена отрицательными суждениями, на получение дополнительных баллов при повторном выполнении задания,
дает право на выполнение дополнительных заданий и получение за них дополнительных баллов,
ставит всех учащихся в одинаковые условия при оценке обученности, так как оценочные задания для всех одинаковы,
дает возможность по-разному оценивать задания разного уровня
позволяет объективно оценивать учащегося, исключает «человеческий фактор» при оценке труда учащегося;
позволяет оценивать все многообразие учебного труда учащегося,
позволяет оценивать метапредметные достижения,
позволяет оценивать личностные достижения учащегося.
Предусмотрены промежуточные аттестации. Аттестационная оценка учащегося определяется суммой баллов, которые он получил за все выполненные задания за один месяц. Запланированные в этом месяце задания учащийся может доработать, переделать и сдать на повторную проверку и получить дополнительные баллы за доработанное задание, которые будут учтены в суммарном балле за месяц.
Максимально возможный аттестационный балл, который может получить учащийся это сумма максимальных баллов за все задания. Минимально возможный суммарный балл за все задания составляет 50% от максимального балла. Оптимальный балл может составлять 65% от максимального балла. Результаты контрольных работ в суммарное количество баллов не входят. Итоговый аттестационный балл за «Полугодие» для учащихся старшей ступени школы определяется суммой четырех аттестационных баллов за месяц. Итоговый «Годовой» аттестационный балл определяется суммой аттестационных баллов за четыре «Четверти» для учащихся второй ступени школы и суммой аттестационных баллов за два «Полугодия» для учащихся старшей ступени школы.
Я использую многобальную накопительную систему оценивания с 2017 года в профильном физико-математическом классе, 2019г -естественно-научном, 2020-технологическом классах Эта система расширяет границы школьного балла, повышает его значимость, включает самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга как основу роста самого себя относительно себя прежнего.
Достоинства многобальной накопительной системы оценивания результатов учащихся:
∙ учитель-тьютор помогает ребенку не бояться сделать что-то не так, с помощью рассуждений направляет его на путь решения, убеждает его, что он может сделать все сам;
∙ дает возможность организовать и поддерживать систематическую работу учащихся;
∙ повышает мотивацию, ориентирует ученика на успех;
∙ содействует становлению и развитию самооценки учащихся;
∙ позволяет использовать систему оценивания как форму поощрения, а не наказания;
∙ позволяет отмечать даже незначительные продвижения учащихся, повышает их самостоятельность;
∙ позволяет всегда набрать какие-либо баллы, показывает перспективу;
∙ предоставляет возможность каждому выбрать свой образовательный маршрут (объем заданий, время);
∙ есть технологическая карта, которая позволяет работать планомерно;
∙ способствует повышению посещаемости занятий.
Недостатки:
∙ нет единого подхода к определению веса заданий: одни и те же виды работ на разных предметах могут оцениваться разным количеством баллов;
∙ необходимо постоянно считать и фиксировать результаты, а затем переводить их в пятибалльную систему;
∙ слишком широкий спектр заданий по выбору требует больших временных затрат при проверке;
∙ психологические проблемы: нахождение ребенка в состоянии тревожности из-за возможной гонки за баллами;
∙ ведение четырех журналов: бумажного, электронного, рейтингового накопительного по предмету и как классного руководителя.
Именно эти недостатки и не дают многобальной накопительной системе оценивания учащихся перейти из эксперимента в систему – в инновацию. Так, введение этой системы оценки знаний выявляет ряд проблем, которые требуют своего решения:
∙ координация действий участников педагогического процесса;
∙ серьезное осмысление и приятие сути рейтинговой методики;
∙ затраты времени на ее освоение и внедрение в практику;
∙ отработка навыков подсчета текущего и итогового рейтинга, что, в свою очередь, требует упрощение ведения школьной документации.
В связи с вышеизложенным можно отметить, что введение многобальной накопительной системы оценки знаний учащихся в школе, несомненно, является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее существует ряд проблем, которые в дальнейшем требуют гибкого подхода и разрешения с учётом специфики школьного образования.
Использованная литература:
- file:///C:/Users/user/Downloads/reytingovaya-nakopitelnaya-sistema-otsenivaniya-dostizheniy-rezultatov-uchaschihsya-po-fizike.pdf
- https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
- Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
- Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4,С.13-18
- Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-28
- Кейсы по физике 2020-2021 уч год.
- Локальны акт МБОУ « Хову-Аксынская СОШ» « Многобальная накопительная система оценивания в профильных классах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка
Система оценивания на уроках английского языка...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках истории
В своей работе я использую различные формы и методы оценивания:стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка.В уче...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии
Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой ч...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках технологии.
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках технологии....
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках технологии
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках технологии...