Система оценивания достижений учащихся
статья по русскому языку на тему
методы и формы оценивания результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheni1.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений:
Структура системы оценки:
В соответствии с ФГОС результаты образования включают:
– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)
В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования
Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Особенности системы оценивания образовательных достижений:
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Методы и формы оценивания предметных результатов Оценочные процедуры Инструментарий 1. Стартовая диагностика Стартовые («входные») проверочные работы по учебным предметам 2. Текущее оценивание предметной обученности Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи Диагностические работы 3. Итоговая оценка предметной обученности Итоговые контрольные работы по предметам Методы и формы оценивания метапредметных результатов В соответствии с ФГОС образовательном процессе оценивается уровень сформированности личностных результатов, которые проявляются в: 1. соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2. участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; Оценочные процедуры Инструментарий 1. Стартовая диагностика Стартовая комплексная работа 2. Текущее оценивание метапредметной обученности Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом 3. Наблюдение за выполнением учебно- практических заданий Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД 4. Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных проектов Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта 5. Итоговая оценка метапредметной обученности Итоговая комплексная работа на межпредметной основе 6. Защита итогового индивидуального проекта Критерии оценки итогового индивидуального проекта 3. инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 4. готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; 5. ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
Я, как учитель русского языка и литературы, хочу поделиться своими мыслями и опытом по вопросу, какими формами, методами, инструментарием мы пользуемся для оценивания достижений учащихся в данный переходный момент, когда действует «старая» пятибалльная система оценок и активно вводится «новая», можно назвать ее «тестово-балльная».
ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.
В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)» (1)
На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения». (5)
Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.
Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:
- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: чтение, составление вопросов, перевод, знание лексики, правила, высказывание и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла;
- на каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;
- почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);
- за выполнение письменных заданий в тетрадях я выставляю среднюю оценку (за 3-4 урока);
- все дети (особенно «сильные», имеющие «4» и «5» по языку), могут прислать индивидуальную работу по электронной почте (обычно, это творческое задание, например, письмо или реклама, сочинение, мнение по какому-то вопросу, а иногда задание по грамматике и др.)
- мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные).
Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.
Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.
Необходимо отметить, что УМК по русскому языку Ладыженской Т.А. содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построены таким образом, что все выше перечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в рабочей тетради.
Учебник предусматривает текущий, промежуточный, предварительный и итоговый контроль, содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом.
Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, письма, объявления, рекламы, интервью и другие.
Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного (так как учащиеся чаще всего оценивают свои достижения сами) определения уровня владения учебным материалом.
Для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля даны стандартизированные тесты в учебнике и в рабочей тетради.
Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и проектов, в рабочей тетради подробно расписана схема работы над проектом.
Выполнив тест учащийся сам может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в пятибалльную систему.
Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания освоения русского языка.
Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:
- объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);
- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;
- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;
- экономит время учителя;
- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;
- развивает интерес, стимулирует к изучению русского языка.
Есть, конечно, и недостатки:
- некоторые учащиеся более удачливые и есть возможность случайного попадания в правильный ответ;
- некоторым удается списать.
Несколько слов хочу сказать о форме внешнего контроля, которым является Основной Государственный экзамен, позволяющий на основе единой критериальной базы провести экспертизу сформированности коммуникативной компетентности выпускников.
Хочется отметить очень большой объем материала и заданий, только часть из которых встречается в учебниках. Я считаю, что все задания, которые есть в ОГЭ, должны постоянно присутствовать на страницах учебников с самых первых лет обучения.
Имеет место нарушение принципа, что «все экзаменуемые должны быть в одинаковых условиях». На самом деле некоторые учащиеся спокойно приходят в соседнюю школу, в которой они бывали не один раз, и сдают экзамен, а другие (из моей практики) встают очень рано и едут 2 часа в другой район, в незнакомую школу. Уставшие после дороги, в нервном напряжении, в окружении совершенно незнакомых людей они должны проходить сложное испытание.
Перевод баллов в оценки достаточно относительный: иногда не хватает одного балла до «4» или «5». Это отрицательно влияет на психологическое состояние учащихся, которые привыкли к «пятибалльной» системе оценок и не отражает в точной мере знания и умения испытуемых.
В заключение хочется отметить, что у учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но по моему мнению их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на выпускном экзамене.
Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.
В оценке личностных результатов образования использую такие методы педагогической диагностики, как анкетирование, наблюдение.
Литература и электронные ресурсы
1. ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
3. Рейтинговая система оценки знаний учащихся ( https://ru.wikipedi а).
6. Словарь педагогических терминов ( https://ru.wikipedi а).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.
В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...
Рейтинговая система оценивания достижений учащихся
Материалы выступления на семинаре (теоретические основы рейтинговой технологии с примерами рейтинговых шкал и таблиц) ...
Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...
Система оценивания достижений учащихся по русскому языку и литературе (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)
Система оценивания по русскому языку и литературе (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Система оценивания достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке....
система оценивания достижений учащихся по физике
Кратко изложены критерии оценивания учащихся по видам деятельности....
Система оценивания достижений учащихся на уроках физики
Система оценивания достижений учащихся на уроках физики...