Рабочая программа по физике. 7 класс.
рабочая программа по физике (7 класс)

Ольга Андреевна Одуева

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по физике для основной школы, Программы по физике для 7-9 классов к предметной линии учебников А.В. Перышкина Физика, Учебного плана МАОУ Иволгинская СОШ, с использованием оборудования программы "Точка роста" на 2022-2023 учебный год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (пп.18.2.2 ФГОС ООО от «17» декабря 2010 г. № 1897 )

2. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Иволгинская СОШ

3. Положение о рабочей программе МАОУ Иволгинская СОШ

Рабочая программа состоит из следующих разделов

  1. Планируемые результаты
  2. Содержание тем учебного курса
  1. Тематическое планирование

Планируемые результаты изучения курса физики 7 класса

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами

решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса физики 7 класса являются:

  • понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени;
  • владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;
  • понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс;
  • понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
  • владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
  • понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
  • понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны;
  • владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
  • понимание смысла основных физических законов: закон Гука;
  • владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  • умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды;

понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления;

  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики;
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
  • понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой;
  • умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
  • владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
  • понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Содержание тем учебного курса физики 7 класса

Введение (4 часа)

Что изучает физика. Физические явления. Физические величины. Наблюдения, опыты, измерения. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и  техника.

Лабораторная работа №1 «Измерение цены деления измерительного прибора».

Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

Молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Взаимодействие тел (21 час)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела.   Плотность вещества. Сила.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Сила тяжести на других планетах.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Лабораторная работа №2 «Определение плотности вещества твердого тела»

Лабораторная работа №3 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 часа)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.

Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос.          

Архимедова сила. Условия плавления тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторная работа № 4 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Работа и мощность. Энергия  (14 часов)

Механическая работа. Мощность.

Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. «Золотое правило» механики. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. КПД механизма.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение механической энергии.

Лабораторная работа № «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Резерв (3 часа)

        Курс физики 7 класса.

Тематическое планирование

68 часов (2 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов и тем

кол-во часов

Примечание

Введение (4 часа)

1.1

Техника безопасности. Вводный урок. Поведение в кабинете физики

1

2.2

Что изучает физика. Физические величины. Измерение физических величин.

1

3.3

Лабораторная работа №1 «Измерение цены деления измерительного прибора»

1

4.4

Физика, техника, природа

1

Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

5.1

Строение вещества. Молекулы

1

6.2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

7.3

Скорость движения молекул и температура тела. Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

8.4

Агрегатные состояния вещества

1

9.5

Обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Взаимодействие тел (21 часа)

10.1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1

11.2

Скорость. Единицы скорости.

1

12.3

Расчет пути и времени движения.

1

13.4

Решение задач на механическое движение

1

14.5

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы

1

15.6

Измерение массы тела на весах

1

16.7

Плотность вещества.

1

17.8

Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач.

1

18.9

Лабораторная работа №2 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

19.10

Повторение. Подготовка к контрольной работе

1

20.11

Контрольная работа №1 «Механическое движение. Плотность вещества»

1

21.12

Сила

1

22.13

Явление тяготения. Сила тяжести

1

23.14

Сила упругости. Закон Гука

1

24.15

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Единицы силы. Динамометр

1

25.16

Лабораторная работа №3 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

26.17

Сила – векторная величина. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

27.18

Решение задач на силы

1

28.19

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.  

1

29.20

Повторение. Подготовка к контрольной работе

1

30.21

Контрольная работа №2 «Силы»

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 часа)

31.1

Давление. Единицы давления.

1

32.2

Способы уменьшения и увеличения давления

1

33.3

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

34.4

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

35.5

Решение задач на давление жидкости

1

36.6

Сообщающиеся сосуды.

1

37.7

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

38.8

Почему существует воздушная оболочка Земли

1

39.9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

40.10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

41.11

Решение задач на атмосферное давление

1

42.12

Манометры

1

43.13

Поршневой жидкостный насос

1

44.14

Гидравлический пресс

1

45.15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

46.16

Архимедова сила

1

47.17

Лабораторная работа № 4 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

48.18

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание

1

49.19

Решение задач на плавание тел

1

50.20

Повторение. Подготовка к контрольной работе

1

51.21

Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Работа и мощность. Энергия (14 часов)

52.1

Механическая работа. Единица работы

1

53.2

Мощность. Единицы мощности.

1

54.3

Решение задач на работу и мощность

1

55.4

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

56.5

Момент силы

1

57.6

Блоки.  «Золотое правило механики»

1

58.7

Лабораторная работа № 5 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

59.8

Коэффициент полезного действия КПД

1

60.9

Решение задач на КПД

1

61.10

Лабораторная работа №6 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

62.11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

63.12

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

64.13

Повторение. Подготовка к контрольной работе

1

65.14

Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Момент силы»

1

Резерв (3 часа)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование учебного материала в 8 классе

с использованием оборудования центра «Точка роста»

Тема

Основное содержание

Использование оборудования

Лабораторная работа «Измерение цены деления шкалы измерительного прибора».

Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Прямые и косвенные измерения. Запись результатов измерений. Международная система единиц.

Цифровая лаборатория: Линейка, измерительная лента, мензурка, термометр, весы, датчики цифровой лаборатории

Измерение физических величин.

Научить измерять вместимость сосуда и объем твердого тела при помощи мензурки,  записывать результаты с учётом погрешности измерения Научить измерять температуру при помощи термометра, записывать результаты с учётом погрешности измерения

Цифровая лаборатория: Измерительный цилиндр, мерный стакан, стакан с отливом Термометр, датчик температуры из цифровой лаборатории

Строение вещества. Молекулы.

Доказать существование молекул и справедливость молекулярной теории вещества.

Компьютер, микроскоп биологический, капля молока, разбавленного водой, капли краски и туши, растворенной в воде.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Определить скорость диффузии в холодной и теплой воде, в газе, твердом теле.

Крупинки чая, два тонкостенных стакана, термометр, вода, часы или секундомер, духи.

Скорость движения молекул и температура тела.

Наблюдение теплового расширения газа и выяснение условий использования в тепловых машинах

Набор для изучения газовых законов или цифровая лаборатория: датчик давления, датчик температуры, штатив, сосуд для демонстрации газовых законов, линейка, сосуд с водой, спиртовка

Лабораторная работа «Определение плотности вещества твёрдого тела»

Экспериментально определять плотность вещества твёрдого тела, представлять результаты измерений в виде таблиц

Цифровая лаборатория. Набор «Механические явления» или комплект №1 ГИА: набор тел разной массы, мензурка, электронные весы

Сила – векторная величина. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Сформировать знания о равнодействующей сил. Научить: складывать векторы сил, действующих вдоль одной прямой; определять равнодействующую сил, используя правило сложения сил

Цифровая лаборатория. Набор «Механика»: штатив, рычаг, линейка, два одинаковых груза, два блока, нить нерастяжимая, линейка измерительная, динамометр

Измерение зависимости силы упругости от деформации пружины

Сформировать знания о силе упругости. Исследовать связь между силой упругости, возникающей при упругой деформации, и удлинением тела

Набор «Механические явления» или комплект №2 ГИА: штатив с крепежом, набор пружин, набор грузов, линейка, динамометр

Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Сформировать знания об устройстве и принципе действия динамометра. Изготовить прибор для измерения силы, научить: измерять модуль силы динамометром;

Цифровая лаборатория. Набор «Механические явления» или комплект №2 ГИА: динамометр с пределом измерения 5 Н, пружины на планшете, грузы массой по 100 г

Измерение силы трения скольжения

Определить зависимость силы трения скольжения от силы давления и характера соприкасающихся поверхностей. Измерить коэффициент трения скольжения и показать его независимость от площади поверхности соприкасающихся тел.

Цифровая лаборатория. Набор «Механические явления» или комплект №2 ГИА: деревянный брусок, набор грузов, механическая скамья с разными поверхностями, динамометр

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Сформировать знания о давлении жидкостей и газов, законе Паскаля. Научить: наблюдать явление передачи давления жидкостями; объяснять зависимость давления газа от температуры и концентрации его молекул; анализировать и объяснять явления с использованием закона Паскаля

Цифровая лаборатория: Датчик давления, штатив, рабочая ёмкость, трубка, линейка

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Продемонстрировать и рассчитать абсолютное и барометрическое давление. Рассмотреть вакууметрическое давление.

Цифровая лаборатория:

 Датчик давления, прибор для демонстрации атмосферного давления, груз 5 кг, 10 кг, вакуумный насос.

Лабораторная работа № «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Научить измерять выталкивающую силу

Набор «Механические явления» или комплект №1 ГИА: динамометр, штатив универсальный, мерный цилиндр (мензурка), груз цилиндрический, нить

Плавание тел

Научить исследовать условия плавания тела; объяснять причины плавания тел.

Экспериментально проверить гипотезу о независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.

Набор «Механические явления» или комплект №1 ГИА: динамометр, штатив универсальный, мерный цилиндр (мензурка), груз цилиндрический, нить, поваренная соль, палочка для перемешивания

Лабораторная работа: «Выяснение условия равновесия рычага»

Собирать установку по описанию, проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага; записывать результаты в виде таблицы; формулировать вывод о выполненной работе и результатах с учётом погрешности измерений

Цифровая лаборатория. Набор «Механические явления» или комплект №6 ГИА: рычаг с креплениями для грузов, набор грузов по 100 г, динамометр

Блоки

Исследовать причины невозможности выигрыша в силе в неподвижном блоке и выигрыша в силе при использовании подвижного блока;

Набор «Механические явления» или комплект №6 ГИА: подвижный и неподвижный блоки, набор грузов, нить, динамометр, штатив, линейка

Лабораторная работа «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Научить собирать установку по описанию; проводить эксперимент по определению КПД при подъёме тела по наклонной плоскости; записывать результаты измерений в виде таблицы; формулировать вывод о выполненной работе и результатах с учётом погрешности измерения

Набор «Механические явления» или комплект №6 ГИА: Штатив, механическая скамья, брусок с крючком, линейка, набор грузов, динамометр

Изучение «Золотого» правила механики

Научить вычислять значения физических величин, используя «золотое правило» механики

Набор «Механические явления» или комплект №6 ГИА: подвижный и неподвижный блоки, набор грузов, нить, динамометр, штатив, линейка

Получение теплоты при трении и ударе

Проанализировать процесс перехода механической энергии во внутреннюю.

Цифровая лаборатория. Датчик температуры. 2 доски, 2 свинцовые пластинки, молоток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...