Рабочая программа по физике. 7 класс.
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по физике для основной школы, Программы по физике для 7-9 классов к предметной линии учебников А.В. Перышкина Физика, Учебного плана МАОУ Иволгинская СОШ, с использованием оборудования программы "Точка роста" на 2022-2023 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике 7 класс | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (пп.18.2.2 ФГОС ООО от «17» декабря 2010 г. № 1897 )
2. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Иволгинская СОШ
3. Положение о рабочей программе МАОУ Иволгинская СОШ
Рабочая программа состоит из следующих разделов
- Планируемые результаты
- Содержание тем учебного курса
- Тематическое планирование
Планируемые результаты изучения курса физики 7 класса
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса физики 7 класса являются:
- понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
- умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени;
- владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;
- понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс;
- понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
- владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
- понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
- умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
- понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
- умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны;
- владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
- понимание смысла основных физических законов: закон Гука;
- владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
- понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды;
понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления;
- умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
- понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
- понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой;
- умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
- владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
- понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Содержание тем учебного курса физики 7 класса
Введение (4 часа)
Что изучает физика. Физические явления. Физические величины. Наблюдения, опыты, измерения. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа №1 «Измерение цены деления измерительного прибора».
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)
Молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Взаимодействие тел (21 час)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Сила тяжести на других планетах.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Лабораторная работа №2 «Определение плотности вещества твердого тела»
Лабораторная работа №3 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 часа)
Давление. Давление твердых тел.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.
Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос.
Архимедова сила. Условия плавления тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторная работа № 4 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Работа и мощность. Энергия (14 часов)
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. «Золотое правило» механики. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. КПД механизма.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение механической энергии.
Лабораторная работа № «Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
Резерв (3 часа)
Курс физики 7 класса.
Тематическое планирование
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | кол-во часов | Примечание |
Введение (4 часа) | |||
1.1 | Техника безопасности. Вводный урок. Поведение в кабинете физики | 1 | |
2.2 | Что изучает физика. Физические величины. Измерение физических величин. | 1 | |
3.3 | Лабораторная работа №1 «Измерение цены деления измерительного прибора» | 1 | |
4.4 | Физика, техника, природа | 1 | |
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов) | |||
5.1 | Строение вещества. Молекулы | 1 | |
6.2 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | 1 | |
7.3 | Скорость движения молекул и температура тела. Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | |
8.4 | Агрегатные состояния вещества | 1 | |
9.5 | Обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | |
Взаимодействие тел (21 часа) | |||
10.1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 | |
11.2 | Скорость. Единицы скорости. | 1 | |
12.3 | Расчет пути и времени движения. | 1 | |
13.4 | Решение задач на механическое движение | 1 | |
14.5 | Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы | 1 | |
15.6 | Измерение массы тела на весах | 1 | |
16.7 | Плотность вещества. | 1 | |
17.8 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач. | 1 | |
18.9 | Лабораторная работа №2 «Определение плотности вещества твердого тела» | 1 | |
19.10 | Повторение. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
20.11 | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Плотность вещества» | 1 | |
21.12 | Сила | 1 | |
22.13 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | |
23.14 | Сила упругости. Закон Гука | 1 | |
24.15 | Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Единицы силы. Динамометр | 1 | |
25.16 | Лабораторная работа №3 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | |
26.17 | Сила – векторная величина. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 1 | |
27.18 | Решение задач на силы | 1 | |
28.19 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 | |
29.20 | Повторение. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
30.21 | Контрольная работа №2 «Силы» | 1 | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 часа) | |||
31.1 | Давление. Единицы давления. | 1 | |
32.2 | Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | |
33.3 | Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | 1 | |
34.4 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | |
35.5 | Решение задач на давление жидкости | 1 | |
36.6 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | |
37.7 | Вес воздуха и атмосферное давление. | 1 | |
38.8 | Почему существует воздушная оболочка Земли | 1 | |
39.9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | |
40.10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | |
41.11 | Решение задач на атмосферное давление | 1 | |
42.12 | Манометры | 1 | |
43.13 | Поршневой жидкостный насос | 1 | |
44.14 | Гидравлический пресс | 1 | |
45.15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | |
46.16 | Архимедова сила | 1 | |
47.17 | Лабораторная работа № 4 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | |
48.18 | Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание | 1 | |
49.19 | Решение задач на плавание тел | 1 | |
50.20 | Повторение. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
51.21 | Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | |
Работа и мощность. Энергия (14 часов) | |||
52.1 | Механическая работа. Единица работы | 1 | |
53.2 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | |
54.3 | Решение задач на работу и мощность | 1 | |
55.4 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | |
56.5 | Момент силы | 1 | |
57.6 | Блоки. «Золотое правило механики» | 1 | |
58.7 | Лабораторная работа № 5 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | |
59.8 | Коэффициент полезного действия КПД | 1 | |
60.9 | Решение задач на КПД | 1 | |
61.10 | Лабораторная работа №6 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» | ||
62.11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | |
63.12 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | |
64.13 | Повторение. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
65.14 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Момент силы» | 1 | |
Резерв (3 часа) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование учебного материала в 8 классе
с использованием оборудования центра «Точка роста»
Тема | Основное содержание | Использование оборудования |
Лабораторная работа «Измерение цены деления шкалы измерительного прибора». | Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Прямые и косвенные измерения. Запись результатов измерений. Международная система единиц. | Цифровая лаборатория: Линейка, измерительная лента, мензурка, термометр, весы, датчики цифровой лаборатории |
Измерение физических величин. | Научить измерять вместимость сосуда и объем твердого тела при помощи мензурки, записывать результаты с учётом погрешности измерения Научить измерять температуру при помощи термометра, записывать результаты с учётом погрешности измерения | Цифровая лаборатория: Измерительный цилиндр, мерный стакан, стакан с отливом Термометр, датчик температуры из цифровой лаборатории |
Строение вещества. Молекулы. | Доказать существование молекул и справедливость молекулярной теории вещества. | Компьютер, микроскоп биологический, капля молока, разбавленного водой, капли краски и туши, растворенной в воде. |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Определить скорость диффузии в холодной и теплой воде, в газе, твердом теле. | Крупинки чая, два тонкостенных стакана, термометр, вода, часы или секундомер, духи. |
Скорость движения молекул и температура тела. | Наблюдение теплового расширения газа и выяснение условий использования в тепловых машинах | Набор для изучения газовых законов или цифровая лаборатория: датчик давления, датчик температуры, штатив, сосуд для демонстрации газовых законов, линейка, сосуд с водой, спиртовка |
Лабораторная работа «Определение плотности вещества твёрдого тела» | Экспериментально определять плотность вещества твёрдого тела, представлять результаты измерений в виде таблиц | Цифровая лаборатория. Набор «Механические явления» или комплект №1 ГИА: набор тел разной массы, мензурка, электронные весы |
Сила – векторная величина. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Сформировать знания о равнодействующей сил. Научить: складывать векторы сил, действующих вдоль одной прямой; определять равнодействующую сил, используя правило сложения сил | Цифровая лаборатория. Набор «Механика»: штатив, рычаг, линейка, два одинаковых груза, два блока, нить нерастяжимая, линейка измерительная, динамометр |
Измерение зависимости силы упругости от деформации пружины | Сформировать знания о силе упругости. Исследовать связь между силой упругости, возникающей при упругой деформации, и удлинением тела | Набор «Механические явления» или комплект №2 ГИА: штатив с крепежом, набор пружин, набор грузов, линейка, динамометр |
Градуирование пружины и измерение сил динамометром. | Сформировать знания об устройстве и принципе действия динамометра. Изготовить прибор для измерения силы, научить: измерять модуль силы динамометром; | Цифровая лаборатория. Набор «Механические явления» или комплект №2 ГИА: динамометр с пределом измерения 5 Н, пружины на планшете, грузы массой по 100 г |
Измерение силы трения скольжения | Определить зависимость силы трения скольжения от силы давления и характера соприкасающихся поверхностей. Измерить коэффициент трения скольжения и показать его независимость от площади поверхности соприкасающихся тел. | Цифровая лаборатория. Набор «Механические явления» или комплект №2 ГИА: деревянный брусок, набор грузов, механическая скамья с разными поверхностями, динамометр |
Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | Сформировать знания о давлении жидкостей и газов, законе Паскаля. Научить: наблюдать явление передачи давления жидкостями; объяснять зависимость давления газа от температуры и концентрации его молекул; анализировать и объяснять явления с использованием закона Паскаля | Цифровая лаборатория: Датчик давления, штатив, рабочая ёмкость, трубка, линейка |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | Продемонстрировать и рассчитать абсолютное и барометрическое давление. Рассмотреть вакууметрическое давление. | Цифровая лаборатория: Датчик давления, прибор для демонстрации атмосферного давления, груз 5 кг, 10 кг, вакуумный насос. |
Лабораторная работа № «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Научить измерять выталкивающую силу | Набор «Механические явления» или комплект №1 ГИА: динамометр, штатив универсальный, мерный цилиндр (мензурка), груз цилиндрический, нить |
Плавание тел | Научить исследовать условия плавания тела; объяснять причины плавания тел. Экспериментально проверить гипотезу о независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела. | Набор «Механические явления» или комплект №1 ГИА: динамометр, штатив универсальный, мерный цилиндр (мензурка), груз цилиндрический, нить, поваренная соль, палочка для перемешивания |
Лабораторная работа: «Выяснение условия равновесия рычага» | Собирать установку по описанию, проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага; записывать результаты в виде таблицы; формулировать вывод о выполненной работе и результатах с учётом погрешности измерений | Цифровая лаборатория. Набор «Механические явления» или комплект №6 ГИА: рычаг с креплениями для грузов, набор грузов по 100 г, динамометр |
Блоки | Исследовать причины невозможности выигрыша в силе в неподвижном блоке и выигрыша в силе при использовании подвижного блока; | Набор «Механические явления» или комплект №6 ГИА: подвижный и неподвижный блоки, набор грузов, нить, динамометр, штатив, линейка |
Лабораторная работа «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» | Научить собирать установку по описанию; проводить эксперимент по определению КПД при подъёме тела по наклонной плоскости; записывать результаты измерений в виде таблицы; формулировать вывод о выполненной работе и результатах с учётом погрешности измерения | Набор «Механические явления» или комплект №6 ГИА: Штатив, механическая скамья, брусок с крючком, линейка, набор грузов, динамометр |
Изучение «Золотого» правила механики | Научить вычислять значения физических величин, используя «золотое правило» механики | Набор «Механические явления» или комплект №6 ГИА: подвижный и неподвижный блоки, набор грузов, нить, динамометр, штатив, линейка |
Получение теплоты при трении и ударе | Проанализировать процесс перехода механической энергии во внутреннюю. | Цифровая лаборатория. Датчик температуры. 2 доски, 2 свинцовые пластинки, молоток. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...