Рабочая программа по физике. 10 класс.
рабочая программа по физике (10 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (пп.18.2.2 ФГОС ООО от «17» декабря 2010 г. № 1897 )
2. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Иволгинская СОШ
3. Положение о рабочей программе МАОУ Иволгинская СОШ
Рабочая программа состоит из следующих разделов
- Планируемые результаты
- Содержание тем учебного курса
- Тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике. 7 класс | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Иволгинский район»
МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО: ________/Буянтуева Ю.Б./
Протокол № от «___»_______ 2022г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____/ Цырендоржиева М.Д../
«____» _________ 2022г. | «Утверждаю» Директор школы: __________/С.В.Дементьев/
Приказ № «____» ____________ 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Одуева Ольга Андреевна, первая категория
Ф.И.О., категория
по физике в 10 классе
предмет, класс
2022 – 2023 учебный год
сроки реализации
Иволгинск, 2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (пп.18.2.2 ФГОС ООО от «17» декабря 2010 г. № 1897 )
2. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Иволгинская СОШ
3. Положение о рабочей программе МАОУ Иволгинская СОШ
Рабочая программа состоит из следующих разделов
- Планируемые результаты
- Содержание тем учебного курса
- Тематическое планирование
Планируемые результаты изучения курса физики 10 класса
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса физики 10 класса являются:
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
- знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;
- понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;
- умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
- умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);
- умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
• знание смысла понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
• понимание смысла физических величин: механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• знание физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• знание вклада российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
• умение описывать и объяснять физические явления и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;
• умение отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
• умение приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• умение воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Содержание учебного предмета
Механика (32 ч)
Кинематика (12 ч)
Естественнонаучный метод познания окружающего мира. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Механическое движение, виды движения, его характеристики. Способы описания движения. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности.
Динамика. (11 ч)
Инерциальная система отсчёта. I закон Ньютона. Сила. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Деформации и сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Энергия.
Законы сохранения в механике. Элементы статики (9 ч)
Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии в механике. Равновесие тел. Условия равновесия тел.
Молекулярная физика. Термодинамика (18 ч)
Основы молекулярно-кинетической теории (12 ч)
Основные положения МКТ. Броуновское движение. Молекулы. Строение вещества. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар. Кипение. Критическая температура кипения. Влажность воздуха. Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.
Основы термодинамики (6 ч)
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. I закон термодинамики. Адиабатный процесс. II закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.
Электродинамика (16 ч)
Электростатика (6 ч)
Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор.
Постоянный электрический ток (4 ч)
Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах (6 ч)
Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Плазма.
Резерв 2 часа
Тематическое планирование в 10 классе
68 часа (2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | кол-во часов |
Механика (32 часа) | ||
Кинематика (12 часов) | ||
1 | Что такое механика? Границы применимости механики. | 1 |
2 | Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Векторные величины. | 1 |
3 | Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение. | 1 |
4 | Скорость при равномерном движении. Уравнение прямолинейного равномерного движения. | 1 |
5 | Решение задач по теме: прямолинейное равномерное движение. | 1 |
6 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | 1 |
7 | Ускорение и скорость при равноускоренном движении. | 1 |
8 | Уравнение движения с пост ускорением. | 1 |
9 | Свободное падение тел. | 1 |
10 | Равномерное движение точки по окружности. | 1 |
11 | Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорость. | 1 |
12 | Контрольная работа №1 «Основы кинематики» | 1 |
Динамика (11 часов) | ||
13.1 | Основное утверждение механики. | 1 |
14.2 | Первый закон Ньютона. Сила | 1 |
15.3 | Второй закон Ньютона. | 1 |
16.4 | Третий закон Ньютона. | 1 |
17.5 | ИСО. Принцип относительности. | 1 |
18.6 | Решение задач | 1 |
19.7 | Силы в природе. Закон всемирного тяготения. | 1 |
20.8 | Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. | 1 |
21.9 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 |
22.10 | Сила трения. | 1 |
23.11 | Решение задач: «Основы динамики» | 1 |
Законы сохранения. Статика (9 часов) | ||
24.1 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | 1 |
25.2 | Реактивное движение. | 1 |
26.3 | Работа силы. | 1 |
27.4 | Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. | 1 |
28.5 | Работа силы тяжести и силы упругости. | 1 |
29.6 | Закон сохранения энергии в механике. | |
30.7 | Решение задач по механике | |
31.8 | Элементы статики | 1 |
32.9 | Контрольная работа №2 «Динамика. Законы сохранения» | 1 |
Молекулярная физика. Тепловые явления (12 часов) | ||
33.1 | Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества. | 1 |
34.2 | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газов, жидкостей и твердых тел. | 1 |
35.3 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. | 1 |
36.4 | Решение задач | 1 |
37.5 | Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. | 1 |
38.6 | Абсолютная температура. | 1 |
39.7 | Измерение скоростей молекул газа. | 1 |
40.8 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | 1 |
41.9 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. | 1 |
42.10 | Влажность воздуха. | 1 |
43.11 | Твердые тела | 1 |
44.12 | Контрольная работа №3 «Молекулярная физика» | 1 |
Основы термодинамики (6 часов) | ||
45.1 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | 1 |
46.2 | Количество теплоты. | 1 |
47.3 | Первый закон термодинамики. | 1 |
48.4 | Необратимость тепловых процессов. | 1 |
49.5 | Принципы действия тепловых двигателей. | 1 |
50.6 | Решение задач | 1 |
Основы электродинамики (16 часов) | ||
Электростатика (6 часов) | ||
51.1 | Электрический заряд, электризация тел. Закон сохранения эл заряда. | 1 |
52.2 | Закон Кулона. | 1 |
53.3 | Эл поле. Напряженность эл поля. | 1 |
54.4 | Проводники и диэлектрики в эл поле | 1 |
55.5 | Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал. Разность потенциалов. | 1 |
56.6 | Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. | 1 |
Постоянный электрический ток (4 часов) | ||
57.1 | Эл ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. | 1 |
58.2 | Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. | 1 |
59.3 | Эл/движущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 |
60.4 | Решение задач | 1 |
Электрический ток в различных средах (6 часов) | ||
61.1 | Электронная проводимость металлов. | 1 |
62.2 | Эл ток в полупроводниках. | 1 |
63.3 | Эл ток в вакууме. Эл лучевая трубка. | 1 |
64.4 | Эл ток в жидкостях. Закон электролиза. Эл ток в газах. | 1 |
65.5 | Решение задач | 1 |
66.6 | Контрольная работа №4 «Основы электродинамики» | 1 |
Резерв (2 часа) | ||
67.1 68.2 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...