Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)
Рабочая программа по физике 8 класс обновленные ФГОС, составлена с помощью конструктора рабочих программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике 8 класс по обновленным ФГОС | 116.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Управление образования городского округа город Выкса
МБОУ СШ № 3
УТВЕРЖЕНО
Директор
______________Васина С.П.
Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Физика»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Солнышкина Елена Ивановна
учитель физики
г.Выкса 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы направлено на формирование естественнонаучной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественнонаучных
исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную граж‐данскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научнограмотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
— научно объяснять явления,
— оценивать и понимать особенности научного исследования,
— интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн.
Цели изучения физики:
— приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
— развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
— формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
— формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
— развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
— приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
— приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
— освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;
— развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
— освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;
— знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в 8 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Тепловые явления
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории. Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц.
Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие.
Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение (МС). Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Влажность воздуха. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды (МС). Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС).
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения
2. Наблюдение диффузии
3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений
4. Наблюдение теплового расширения тел
5. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении 6. Правила измерения температуры
7. Виды теплопередачи
8. Охлаждение при совершении работы
9. Нагревание при совершении работы внешними силами
10. Сравнение теплоёмкостей различных веществ
11. Наблюдение кипения
12 .Наблюдение постоянства температуры при плавлении
13. Модели тепловых двигателей
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
2. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара
3. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел
4. Определение давления воздуха в баллоне шприца
5. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения
6. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры
7. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил
8. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
9. Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым
металлическим цилиндром
10. Определение удельной теплоёмкости вещества 11. Исследование процесса испарения
12. Определение относительной влажности воздуха 13. Определение удельной теплоты плавления льда
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля— Ленца. Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации
1. Электризация тел
2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел 3. Устройство и действие электроскопа
4. Электростатическая индукция
5. Закон сохранения электрических зарядов
6. Проводники и диэлектрики
7. Моделирование силовых линий электрического поля
8. Источники постоянного тока
9. Действия электрического тока
10. Электрический ток в жидкости
11. Газовый разряд
12. Измерение силы тока амперметром
13. Измерение электрического напряжения вольтметром
14. Реостат и магазин сопротивлений
15. Взаимодействие постоянных магнитов
16. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита 17. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов
18. Опыт Эрстеда
19. Магнитное поле тока. Электромагнит
20. Действие магнитного поля на проводник с током
21 Электродвигатель постоянного тока
22. Исследование явления электромагнитной индукции
23. Опыты Фарадея
24. Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения 25. Электрогенератор постоянного тока
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении
2. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики
3. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока
4. Измерение и регулирование силы тока
5. Измерение и регулирование напряжения
6. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе
7. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
8. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов 9. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов
10. Определение работы электрического тока, идущего через резистор
11. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе
12. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней
13. Определение КПД нагревателя
14. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов
15. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении
16. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку
17. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке
18. Изучение действия магнитного поля на проводник с током
19. Конструирование и изучение работы электродвигателя
20. Измерение КПД электродвигательной установки
21. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение физики в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки; — ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;— интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;— осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
— повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
— потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы о физических объектах и явлениях;
— осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
— планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
— стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
— оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения; — выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
— анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
— выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
— признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
— использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасы‐щенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
— различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация
(отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по опи‐санию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полю сов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное си‐яние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные
свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные
положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
— объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяс‐нение из 1 - 2 логических шагов с опорой на 1 - 2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей; решать расчётные задачи в 2 - 3 действия, используя
законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости про‐цесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности; электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и па‐раллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности;
— распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
— приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с прибо‐рами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Тепловые явления | ||||||||
1.1. | Строение и | 7 | 1 | 0 | 01.09.2022 25.09.2022 | Наблюдение и интерпретация | Устный | https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass/stroenie-veshchestva-11123 |
1.2. | Тепловые процессы | 21 | 2 | 4 | 26.09.2022 14.12.2022 | Обоснование правил измерения | Устный | https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/izmenenie-sostoianiia-veshchestva-141552/plavlenie-i-otverdevanie-tel-temperatura-plavleniia-163759 https://www.yaklass.ru/p/fizika/8- |
ситуаций, демонстрирующих
различные виды теплопередачи:
теплопроводность, конвекцию,
излучение;
Исследование явления теплообмена
при смешивании холодной и
горячей воды;
Наблюдение установления
теплового равновесия между
горячей и холодной водой;
Определение (измерение)
количества теплоты, полученного
водой при теплообмене с нагретым
металлическим цилиндром;
Определение (измерение) удельной
теплоёмкости вещества;
Решение задач, связанных с
вычислением количества теплоты и
теплоёмкости при теплообмене;
Анализ ситуаций практического
использования тепловых свойств
веществ и материалов, например в
целях энергосбе режения:
теплоизоляция,
энергосберегающие крыши,
термоаккумуляторы и т. д.;
Наблюдение явлений испарения и
конденсации;
Исследование процесса испарения
различных жидкостей;
Объяснение явлений испарения и
конденсации на основе атомно-‐
молекулярного учения;
Наблюдение и объяснение
процесса кипения, в том числе
зависимости температуры кипения
от давления;
Определение (измерение)
относительной влажности воздуха;
Наблюдение процесса плавления
кристаллического вещества,
например льда;
Сравнение процессов плавления
кристаллических тел и размягчения
при нагревании аморфных тел;
Определение (измерение) удельной
теплоты плавления льда.
Объяснение явлений плавления и
кристаллизации на основе атомно-
молекулярного учения;
Решение задач, связанных с
вычислением количества теплоты в
процессах теплопередачи при
плавлении и кристаллизации,
испарении и конденсации;
Анализ ситуаций практического
применения явлений плавления и кристаллизации, например, | ||||||||
Итого по разделу | 28 | |||||||
Раздел 2. Электрические и магнитные явления | ||||||||
2.1. | Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие | 7 | 1 | 0 | 15.12.2022 15.01.2023 | Наблюдение и проведение опытов по электризации тел при | Устный | https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/izuchaem-elektricheskie-iavleniia-12351 https://videouroki.net/ |
2.2. | Постоянный | 20 | 1 | 5 | 16.01.2023 05.04.2023 | Наблюдение различных видов | Устный | https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/izuchaem-elektricheskie-iavleniia-12351/elektricheskii-tok-elektricheskaia-tcep-galvanicheskie-elementy-12359 |
напряжения вольтметром; |
2.3. | Магнитные явления | 6 | 1 | 2 | 06.04.2023 27.04.2023 | Исследование магнитного | Устный | https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/izuchaem-elektromagnitnye-iavleniia-18851 https://videouroki.net |
2.4. | Электромагнитная индукция | 4 | 1 | 0 | 28.04.2023 14.05.2023 | Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: | Устный | https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass/elektromagnitnoe-pole-535026/chto-takoe-elektromagnitnaia-induktciia-532779 https://videouroki.net |
Итого по разделу | 37 | |||||||
Резервное время | 3 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 11 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Повторение материала 7 класса | 1 | 0 | 0 | Устный | |
2. | Повторение материала 7 класса | 1 | 0 | 0 | Устный | |
3. | Основные положения | 1 | 0 | 0 | Устный | |
4. | Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний | 1 | 0 | 0 | Устный | |
5. | Кристаллические и аморфные твёрдые тела | 1 | 0 | 0 | Устный | |
6. | Тепловое расширение и сжатие. Капиллярные явления. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
7. | Обобщающий урок по теме "Строение и свойства | 1 | 1 | 0 | Устный | |
8. | Температура. Внутренняя энергия | 1 | 0 | 0 | Устный | |
9. | Способы изменения внутренней энергии | 1 | 0 | 0 | Устный | |
10. | Виды теплопередачи | 1 | 0 | 0 | Устный | |
11. | Теплопередача в природе и технике | 1 | 0 | 0 | Устный | |
12. | Контрольная работа по теме "Тепловые явления" | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
13. | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества | 1 | 0 | 0 | Устный |
14. | Лабораторная работа | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
15. | Теплообмен. Лабораторная работа "Сравнение количеств теплоты при смешивании | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
16. | Уравнение теплового баланса. Лабораторная работа | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
17. | Решение задач по теме "Теплообмен" | 1 | 0 | 0 | Устный | |
18. | Плавление и отвердевание кристаллических веществ | 1 | 0 | 0 | Устный | |
19. | Удельная теплота плавления. Решение задач по теме | 1 | 0 | 0 | Устный | |
20. | Парообразование и | 1 | 0 | 0 | Устный | |
21. | Влажность воздуха | 1 | 0 | 0 | Устный | |
22. | Измерение влажности | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
23. | Кипение. Удельная теплота парообразования | 1 | 0 | 0 | Устный | |
24. | Решение задач по теме "Изменение агрегатных состояний вещества" | 1 | 0 | 0 | Устный | |
25. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | 1 | 0 | 0 | Устный |
26. | Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя | 1 | 0 | 0 | Устный | |
27. | Решение задач по теме | 1 | 0 | 0 | Устный | |
28. | Решение задач по теме | 1 | 0 | 0 | Устный | |
29. | Контрольная работа по теме "Тепловые явления" | 1 | 0 | 0 | Контрольная работа; | |
30. | Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | 1 | 0 | Устный | |
31. | Электроскоп | 1 | 0 | 0 | Устный | |
32. | Электрическое поле. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
33. | Носители электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда | 1 | 0 | 0 | Устный | |
34. | Строение атома | 1 | 0 | 0 | Устный | |
35. | Проводники и диэлектрики. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
36. | Электрический ток. Источники электрического тока. Тестирование по теме "Электрические явления | 1 | 1 | 0 | Тестирование; |
37. | Электрическая цепь и её составные части. Правила техники безопасности при работе с электрическими цепями | 1 | 0 | 0 | Устный | |
38. | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
39. | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
40. | Амперметр. Измерение силы тока. .Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
41. | Электрическое напряжение Единицы напряжения. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
42. | Лабораторная работа | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
43. | Электрическое | 1 | 0 | 0 | Устный | |
44. | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
45. | Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
46. | Реостаты. .Лабораторная | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
47. | Лабораторная работа | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; |
48. | Последовательное | 1 | 0 | 0 | Устный | |
49. | Параллельное соединение проводников | 1 | 0 | 0 | Устный | |
50. | Решение задач. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
51. | Работа и мощность электрического тока. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
52. | Лабораторная работа « | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
53. | Нагревание проводника | 1 | 0 | 0 | Устный | |
54. | Электронагревательные | 1 | 0 | 0 | Устный | |
55. | Решение задач.Подготовка к контрольной работе. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
56. | Контрольная работа по теме:«Электрические явления» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
57. | Конденсатор. Работа над ошибками. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
58. | Обобщающий урок по теме "Электрические явления" | 1 | 0 | 0 | Устный | |
59. | Магнитное поле. Опыт Эрстеда.Магнитное поле электрического тока. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; | |
60. | Электромагнит. Лабораторная работа «Сборка | 1 | 0 | 0 | Устный | |
61. | Постоянные | 1 | 0 | 0 | Устный |
62. | Электродвигатель | 1 | 0 | 1 | Лабораторная работа; | |
63. | Магнитное поле Земли и его роль для жизни на Земле | 1 | 0 | 0 | Устный | |
64. | Обобщение темы | 1 | 0 | 0 | Устный | |
65. | Контрольная работа по теме "Магнитные явления" | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
66. | Повторение и обобщение | 1 | 0 | 0 | Устный | |
67. | Повторение и обобщение | 1 | 0 | 0 | Устный | |
68. | Итоговая контрольная работа по курсу физики 8 класса. | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 11 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физика 8 класс/Перышкин А.В., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»; Сборник задач по физике. 7-9 классы - Перышкин А.В.
В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение,2007.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/
https://urok.1sept.ru/
https://skysmart.ru/
https://onlinetestpad.com/ru/tests/physics
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, ноутбук, проектор, электронная панель.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1 Исследование изменения со временем температуры остывающей воды
Термометр
Калориметр с горячей водой
Секундомер (часы)
2 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры Калориметр
Измерительный цилиндр (мензурка)
Термометр
Стакан с водой
3 Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела
Стакан с водой
Калориметр
Термометр
Весы с разновесами
Металлический цилиндр на нити
Сосуд с горячей водой
4 Измерение относительной влажности воздуха
Психрометр
Психрометрическая таблица
5 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках
Источник тока
Низковольтная лампа на подставке
Ключ
Амперметр
Соединительные провода
6 Измерение напряжения на различных участках эл.цепи, изучение последовательного соединения проводников
Источник тока
Спирали-резисторы – 2
Низковольтная лампа на подставке
Вольтметр
Ключ
Соединительные провода
7 Регулирование силы тока реостатом
Источник тока
Ползунковый реостат
Амперметр
Ключ
Соединит провода
8 Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном
сопротивлении. Измерение сопротивления проводника
Источник тока
Исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль)
Амперметр
Вольтметр
Реостат
Ключ
Соединительные провода
9 Измерение работы и мощности тока
Источник тока
Низковольтная лампа на подставке
Вольтметр
Амперметр
Ключ
Соединительные провода
Секундомер
10 Сборка электромагнита и испытание его в действии
Источник тока
Реостат
Ключ
Соединительные провода
Компас
Детали для сборки электромагнита
11 Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели Модель электродвигателя
Источник тока
Ключ
Соединительные провода
планшет
пластиковый коврик
прозрачный полуцилиндр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...