Мастер-класс по физике "Только в физике соль..."
план-конспект занятия по физике (11 класс)
Разработка мастер -класса по физике для учителей образовательных учреждений системы Москомспорта. Форма проведения: урок - игра ( 11 класс). Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов.
1 этап: "Загадки" (необходимо отгадать загадку и объяснить её с точки зрения физики).
2 этап: "Физики и не физики - однофамильцы" (речь идет об открытиях или занятиях известных физиков и не физиков с указанием их имен и по этим совпадениям необходимо назвать фамилию людей, о которых идет речь).
3 этап: "Пентагон" (используя поэтапно, пять подсказок отгадать о ком или о чем идет речь).
4 этап: "О чем могли бы спорить или просто беседовать..." (Называются фамилии ученый и нужно указать, какое открытие им принадлежит).
5 этап: "Эрудит" (необходимо решить нестандартные физические задачи).
Материал мастер- класса выходит за рамки школьного учебника физики. При проведении выявляется общая эрудированность выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер- класс по физике | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта
Конспект мастер- класса по физике
«Только в физике соль...»
11 класс
подготовила
учитель физики Подкорытова Елена Александровна
Г. Москва – 2018
Цель мероприятия:
- Повторить и обобщить знания по предмету;
- показать связь теоретических знаний с практикой;
- показать связь физики с другими предметами;
- показать связь физики с жизнью.
Эпиграф к уроку:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
А.С. Пушкин
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать. Любить,
Совершать открытия.
Б.Л. Пастернак.
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт
Вступительное слово учителя: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня у нас последнем школьном уроке физики и мне хочется его провести так чтобы каждый смог показать свои знания, полученные не только на уроках физики, но в целом. Поэтому наш урок пройдет в форме игры. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий в любом возрасте. Для этого вы разделитесь на 4 группы: физиков, химиков, биологов и технологов.
- этап: конкурс «Загадки»
- Что видно, если ничего не видно (туман)
- Если надуть меня - я улечу,/Смирно лежать я никак не хочу...(воздушный шар)
- Конь бежит, а щука лежит (река подо льдом)
- Его пинают, /А он не плачет! /Его бросают - / Назад скачет (мяч)
- Чего в гору не выкатить, /В решете не унести /И в руках не удержать (вода)
- Сверкнет, мигнет, кого-то позовет (гроза)
- Привела я солнце /за свое оконце. /К потолку повесила, /Стало дома весело (электрическая лампочка)
- этап: конкурс «Физики и не физики - однофамильцы».
№ | Занятие однофамильцев | Ответ |
1 | Святослав Теофилович искусно владел громко-тихим инструментом, а по шкале Чарльза измеряют стихийное бедствие. | Рихтер |
2 | Олег Константинович поднял в воздух советско-греческого богатыря, а Юрий услаждал наш слух своими песнями. | Антонов |
3 | Валерий Борисович был первым на ледяном поле, экс-русский американец создал самый мощный мотоцикл. | Харламов |
4 | Отто Юльевич выдвинул гипотезу возникновения солнечной системы. А Петр Петрович прославил свой корабль восстанием. | Шмидт |
5 | Детища Василия Андреевича печатаются, а Николая Егоровича умеют летать. | Жуковский |
6 | Петр Николаевич сумел измерить давление света на твердые и газообразные тела, Евгений Алексеевич играл на сцене лошадь. | Лебедев |
7 | Василий Владимирович открыл электрическую дугу, а музыка Андрея Павловича звучала с экрана. | Петров |
8 | Николай Иванович искал родину растений, а Анастас Иванович руководил «от Ильича до Ильича». | Вавилов |
9 | Жорес Иванович награжден нобелевской премией за работу с полупроводниками, а Николай Семенович создал городские архитектурные ансамбли. | Алферов |
3 этап: игра «Пентагон».
Правила игры: для того чтобы догадаться, о чем идет речь дается 5 подсказок, после любой из них можно дать ответ.
- Изобретение (технологи).
5. На нем стоит древнеримская богиня.
- Их используют многие виды транспортных средств.
- Они являются основой водяных, но не ветряных мельниц.
- Многие из них связаны со спицами.
- Русское название его происходит от древнего слова «коло», означающего круг.
ОТВЕТ: Колесо.
- Атмосферное явление (для всех).
- Так переводится немецкое слово «блиц».
- Это - причина треска с раскатами в природе.
- Ее дело в швах.
- Она же - дорогое сообщение.
- Это - Торопыжкина одежда.
ОТВЕТ: Молния.
- Вещество (химики, биологи).
- Из-за НЕЕ в 1648 году вспыхнуло восстание.
- Это – суть, изюминка шутки и мысли.
- Она пятая в известном ряду.
- ЕЕ называют ахроматической смертью.
- ЕЕ не рекомендуют сыпать на рану.
ОТВЕТ: Соль (солевой бунт, нота соль, «белая смерть», песня Осиашвили С. и Добрынина В.).
- Бытовое устройство (технологи).
- Чтобы им воспользоваться, его сначала нужно было «развести».
- Его однажды купили солдаты.
- Однажды его купили за найденную денежку.
- Вообще-то, это просто водогрей.
1. Без него раньше не садились пить чай.
ОТВЕТ: Самовар (Аты - баты шли солдаты,/ Аты - баты, на базар...; Чуковский «Муха - Цокотуха»).
- Узнайте это изобретение (технологи).
5. Это изобретение - воплощение самой древней мечты в жизни.
- О приоритете этого изобретения спорят американцы, немцы и французы. Россия тоже пытается оспаривать приоритет.
- Пионерами по созданию и использованию этого изобретения все — таки чаще всего считают братьев - американцев Уилбора и Орвилла.
- Во время работы этого изобретение буквально опирается ... на воздух.
- В сказках его роль выполняет ковер.
ОТВЕТ: Самолет.
- Природный материал (химики, биологи).
- Когда - то он был частью письменных принадлежностей.
- Он является часть устройства для измерения определенного отрезка времени.
- Его формула идентична формуле кварца.
- Его много в Калахари, Каракумах.
- Желательно чтобы на пляже он был чистым.
ОТВЕТ: Песок.
- Материал (химики, биологи).
- На фабрике Уотмана ЭТО было гладким и плотным.
- Говорят, что ОНА стерпит все.
- В основном ОНА состоит из целлюлозы.
- Раньше вместо НЕЕ использовали глину, воск, кожу.
- На ней учатся писать.
ОТВЕТ: Бумага.
- Оптика (физики).
- С ЕГО помощью в древности пытались уничтожить силы противника.
- Людям он является днем и только в ясную погоду.
- Иногда его используют для передачи сообщений.
- Поймать его невозможно, он всегда выскальзывает поверх рук.
1. В отличие от многих своих собратьев никогда не линяет, не штрафуется.
ОТВЕТ: Солнечный зайчик.
4 этап: конкурс «О чем могли бы спорить или просто беседовать …»
№ | Кто с кем спорит | Ответ |
1 | Маркони и Попов: Кто все-таки изобрел... что? | Радио (Все-таки Маркони, считает весь мир, но не мы). |
2 | Фаренгей и Реомюр: Чей ... лучше? | Термометр (Эти физики предложили разные термометры и шкалы измерения температур). |
3 | Брюнель и Роквел: Как лучше измерять ...? | Твердость (Они по-разному измеряли твердость материалов). |
4 | Рихтер и Бофорт: Чья ... лучше? Чья ... разрушительнее? | Шкала. Стихия (Предложили шкалы измерения землетрясения и ветра). |
5 | Ньютон и Максвелл: ... - это частица или волна? | Свет (Ньютон изучал корпускулярные свойства света, Максвелл вывел уравнение волновой природы света). |
6 | Морзе и Брайль: Чья ... лучше? | Азбука (Телеграфная - Морзе, пятиточечная для слепых - Брайля). |
7 | Миль и Камов: Чей ... надежнее? | Вертолет (Оба - авиаконструкторы самолетов). |
- этап: конкурс «Эрудит»
- Как с помощью часов определить высоту скалы, стоя на ее вершине? (Ответ: Нужно уронить камень и засечь время падения).
- Барон Мюнхаузен утверждал, что вытащил себя из болота за волосы. Возможно ли это и почему? (Ответ: Нет, т.к. третий закон Ньютона применим для взаимодействующих тел)
- Что тяжелее: 1 кг гвоздей или 1 кг ваты? (Ответ: Вес гвоздей больше. Р = FT- FA. На гвозди и выту действуют сила тяжести и архимедова сила. Силы тяжести равны. А архимедова сила действующая на пух больше, т.к. он занимает больший объем. Следовательно Рг>Рв).
Заключительное слово учителя: вот и закончился ваш последний школьный урок физики и неважно сейчас кто дал больше верных ответов, ведь все приняли активное участие, а значит вы все ПОБЕДИТЕЛИ! Надеюсь, что знания, полученные Вами за время обучения в школе, пригодятся в жизни.
Список использованной литературы
- Перышкин А.В. Физика – 7. – М.: Дрофа, 2006.
- Перышкин А.В. Физика – 8. – М.: Дрофа, 2012.
- Перышкин А.В. Гутник Е.М. Физика – 9. – М.: Дрофа, 2009.
- Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика – 10. – М.: Просвещение, 2008.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика – 11. – М.: Просвещение, 2010.
- Садовников Д., Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. - С.- Петербург: Типография Н. А. Лебедева ,1876.
- Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988. (Стихотворение Б. Пастернака)
- Корней Чуковский. Чудо дерево и другие сказки. Санкт-Петербург. : Герион, 1992.
Список использованных Интернет-ресурсов
- http://100grp.ru/srednie-veka/rene-dekart-ya-myslyu-sledovatelno-ya-sushhestvuyu/ (Рене Декарт)
- http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/158.htm (стихотворение А.С. Пушкина)
- http://zagadki.kakras.ru/ (загадки)
- https://ru.wikipedia.org/ (сведения о великих людях и исторических событиях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Алгоритмы решения задач по физике"
Полезный материал для работающих с учениками учителей. Разобраны задания из ЕГЭ, которые легко решить с помощью алгоритмов....
Мастер-класс "Обучение решению задач по физике"
Научиться решать задачи по физике можно,…только решая задачи по физике....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Мастер-класс " Волшебная снежинка" (рисование клеем и солью)
Нетрадиционная техника рисования клеем и солью....
Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год
Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...
презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год
Презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...
Мастер-класс. Формирование УУД на уроке физики при изучении темы " Плавание тел. Условия плавания тел."
В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный ...