Открытый урок в 9-м классе "Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея"
Целиь урока: - Раскрытие физической сущности явления электромагнитной индукции
- Создать условия для дальнейшего развития умений сравнивать, анализировать и делать выводы,
- Способствовать воспитанию коммуникативных навыков через организацию работы в группе
Задачи урока Обучающие: - изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
- показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
- способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения. Воспитательные: - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
- способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Структура урока Этапы урока | Средства и методы обучения | Необходимое время | Введение | Орг. момент. Проверка отсутствующих. Объявление целей и задач урока | 5 минут | Проверка ранее изученного материала | Тестирование. Впросы | 10минут | Социологическое исследование | Просмотр слайдов. Ставлю цели урока. | 2минуты
| Работа в группах. Самостоятельное исследование | Выполнение опыта. | 7 минут | Объяснение нового материала | Дополнение к опытам учеников. Демонстрации и объяснения учителя | 10 минуты | Физкультминутка | Гимнастика | 1минута | Закрепление | Тестирование | 1минута | Итоги урока | Оценивание учеников. Домашнее задание. Пожелание. | 5 минуты |
Ход урока - Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. На территории школы под землей проложен электропровод, по которому течет электрический ток. Провод требует замены. Как с помощью приборов определить местоположение провода? Назовите прибор или приборы. Объясните его применение, вспомните физические явления, на основе которых можно объяснить их использование. ( Компас или магнитная стрелка. Стрелка будет отклоняться, т.к. вокруг проводника с током есть магнитное поле. Оно и действует с магнитной силой на магнитную стрелку.) Итак, главным героем наших предыдущих уроков было магнитное поле. Давайте вспомним, что мы уже знаем о магнитном поле.
- Проверка усвоения ранее изученного материала Презентация
- Повторение начнем с игры «Пойми меня» слайды 2-6 презентации
Компьютерный тест 5-7 мин Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею на решение этой задачи. - Изучение нового материала
Целеполагание и мотивация Деятельность учителя | Деятельность учителя | (Слайд № 3 с зарядным устройством). ? Как вы думаете: что изображено на рисунке?
На данном слайде показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает? На каком явлении основано действие? Есть желание узнать? И поможет нам один из ученых… Слайд № 8 портреты ученых На слайде портреты ученых, которые внесли большой вклад в становление теории электромагнитного взаимодействия. С открытием какого ученного мы еще не знакомы? Майкл Фарадей Однажды, когда он не явился на заседание королевского общества, его спросили, по какой причине он не пришел. Он ответил: «Я занимался более важным делом - я ---------------- (Слайд 9) Учащиеся разгадывают зашифрованное предложение (превращал магнетизм в электричество»). Это превращение было названо «Явлением электромагнитной индукции»
|
Пытаются разрешить проблемную ситуацию, ставят свои цели урока. Знать, как называется явление, при каких условиях оно происходит, объяснить данное явление с научной точки зрения, познакомиться с применением на практике. Записывают тему «Явление электромагнитной индукции» | Актуализация знаний | 1. Опыт Эрстеда, который доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле (слайд 11 ). Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле. - А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать? | Предлагают провести опыт. Демонстрация. |
Сегодня на уроке мы будем решать эту задачу, используя современные приборы. Изучение нового материала |
| Исследовать явление предлагаю самостоятельно в ходе эксперимента. - Время на работу ограничено (7 минут).
| Получают групповое задание. Читают, распределяют задание в группе, приступают к выполнению. | Закрепление | Ученикам, выполнявшим экспериментальное задание, предлагается отчитаться по результатам их работы. В чем заключался опыт? Каковы его результаты? Слайд 12 Выводы - Явление наблюдается только во время процесса (когда что-то меняется),
- Направление тока зависит от направления движения магнита (вставляем или вынимаем) и рода полюса.
- Величина тока зависит от скорости процесса
- В описанных опытах явление электромагнитной индукции возникает, когда меняется или магнитная индукция или угол между вектором магнитной индукции и нормалью к площадке. Это наводит на мысль о том, что на самом деле решающее значение имеет изменение потока магнитной индукции.
| Группы отчитываются по 1 заданию. | Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: «1. Явление заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменений магнитного потока, пронизывающего данный контур». Обратили внимание на то, как называется ток? Первооткрывателем явления ЭМИ мог бы явиться Швейцарский физик Колладон , т.к практически одновременно занимались решением этой проблемы. Колладон даже немного опередил Фарадея, но зафиксировать свой результат ему не удалось, потому что он работал один. Фарадей был профессором университета, у него были помощники, которые помогли ему увидеть неизвестное до того времени явление. |
Индукционный
Учащиеся предлагают версии несостоявшегося открытия | Физкультпауза (деформация растяжения, кручения, мягкая, бесшумная посадка |
|
Закрепление стр. 164 упр. 39 №2
|
| Рефлексия. Тест достижений |
| Предлагает выполнить тест. Ответы на слайде | Выполняю тест, сравнивают свои ответы с эталоном. Самооценка. |
Однажды после лекции Фарадея в Королевском обществе, где он демонстрировал свои опыты, к нему подошел богатый коммерсант, оказывавший обществу материальную поддержку, и надменным голосом спросил: - Всё, что вы нам здесь показывали, господин Фарадей, действительно красиво. Но теперь скажите мне, для чего годится эта магнитная индукция!? - А для чего годится только что родившийся ребёнок? - ответил рассердившийся Фарадей. На вопрос коммерсанта в последующие годы ответили многие учёные и изобретатели, и прежде всего, Вернер фон Сименс (1816-1892),который изобрел в 1866г. динамо-машину, положившую основу для промышленного производства электроэнергии. И не только… Ребята, вернемся к устройству подзарядки мобильных телефонов. Предположите, какие части могут входить в состав данного устройства, как оно работает. |
Компания Motorola в 2001 году выпустила устройство с ручным приводом, предназначенное для Вращая специальную ручку, владелец телефона сам вырабатывает энергию. За 45 секунд можно «накрутить» на 4-6 минут разговора или на несколько часов работы телефона в пассивном режиме. Известно, что в основе работы лежит явление электромагнитной индукции. | Домашнее задание А какие еще важные и не очень важные устройства основаны на явлении ЭМИ. Это домашнее задание
| Сообщается информация о домашнем задании. (Слайд с домашним заданием) |
- Подведение итогов урока
Сегодня я на уроке узнал (все учащиеся) (Оценки за урок)
Рефлексия урока. Ладошки (закрасить) |