Программа по физике 8 кл (2 часа)
рабочая программа по физике (8 класс)
Программа по физике 8 кл (2 часа) к учебнику Перышкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_fizika.docx | 46.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю
Директор МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4
с углубленным изучением отдельных предметов
_________________ Е.А. Беликова
Приказ от 02.09.2021 г. № 294
Рабочая программа
по физике
(базовый уровень)
8 – а класс
Составитель:
Булгакова Нина Ивановна,
учитель математики и физики
2021 г
I Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- Представление о физической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении физических задач;
- Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- Понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
- Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
- теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной , символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умению выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,
- пониманию его точки зрения, признанию права другого человека на иное мнение;
- умению работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
- Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Предметные результаты обучения в 8 классе:
Тепловые явления
Обучающийся научится:
- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Обучающийся научится:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, действие электрического поля на заряженную частицу,
- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца и др.).
Световые явления
Обучающийся научится:
- распознавать световые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
- описывать изученные свойства тел и световые явления, используя физические величины: фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, световые явления и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях.
- решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей сред.
Воспитательная цель – развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала физики. В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
II Содержание учебного предмета (68 часов, 2 часа в неделю)
Учебник Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: учебник/ А. В. Перышкин.-8-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2019.- 240 с.
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Лабораторные работы
- Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
- Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
- Измерение влажности воздуха.
Электрические явления (29 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.
Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное
соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
Лабораторные работы
- Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
- Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
- Регулирование силы тока реостатом.
- Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
- Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Электромагнитные явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Лабораторные работы
- Сборка электромагнита и испытание его действия.
- Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (11 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Лабораторные работы
- Получение изображения при помощи линзы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Тепловые явления | 23 |
2 | Электрические явления | 29 |
3 | Электромагнитные явления | 5 |
4 | Световые явления | 11 |
Итого | 68 |
III Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Плановые сроки прохождения 8 А | Скорректированные сроки прохождения 8 А |
Тепловые явления (23 ч) | |||
1 | ТБ. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Повторение темы «Механическая энергия». | ||
2 | Способы изменения внутренней энергии. Повторение темы «Работа и мощность». | ||
3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | ||
4 | Конвекция. Излучение. | ||
5 | Количество теплоты. Единицы количества тепло- ты. Удельная теплоемкость. | ||
6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | ||
7 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | ||
8 | Решение задач на расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении тел. | ||
9 | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | ||
10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. | ||
11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | ||
12 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | ||
13 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. | ||
14 | График плавления и отвердевания кристал- лических тел. Удельная теплота плавления. | ||
15 | Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация». | ||
16 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при кон- денсации пара. | ||
17 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. |
18 | Решение задач на расчет количества теплоты, от- данного (полученного) телом при парообразовании. | ||
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха». | ||
20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | ||
21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | ||
22 | Контрольная работа №2 по теме «Агрегатные состояния вещества» | ||
23 | Обобщение темы «Тепловые явления» | ||
Электрические явления (29 ч) | |||
24 | Электризация тел при соприкосновении. Взаи- модействие заряженных тел. | ||
25 | Электроскоп. Электрическое поле. | ||
26 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. | ||
27 | Объяснение электрических явлений. | ||
28 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | ||
29 | Электрический ток. Источники электрического тока. | ||
30 | Электрическая цепь и ее составные части. | ||
31 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока | ||
32 | Сила тока. Единицы силы тока. | ||
33 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | ||
34 | Электрическое напряжение. Единицы напря- жения. | ||
35 | Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа № 5 «Измерение на- пряжения на различных участках электрической цепи». | ||
36 | Электрическое сопротивление проводников. Зависимость силы тока от напряжения. | ||
37 | Закон Ома для участка цепи. | ||
38 | Расчет сопротивления проводника. Удельное |
сопротивление | |||
39 | Решение задач на расчет сопротивления провод- ника, силы тока и напряжения. | ||
40 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом». | ||
41 | Лабораторная работа № 7 «Измерение со- противления проводника при помощи ам- перметра и вольтметра» | ||
42 | Последовательное соединение проводников. | ||
43 | Параллельное соединение проводников. | ||
44 | Решение задач по темам «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи». | ||
45 | Контрольная работа №3 по темам «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи». | ||
46 | Работа и мощность электрического тока | ||
47 | Единицы работы электрического тока, приме- няемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | ||
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | ||
49 | Конденсатор. | ||
50 | Лампа накаливания. Электрические нагрева- тельные приборы. Короткое замыкание, предохранители. | ||
51 | Контрольная работа №4 работа по темам «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля -Ленца» | ||
52 | Обобщение и повторение темы «Электрические явления». | ||
Электромагнитные явления (5 ч) | |||
53 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | ||
54 | Магнитное поле катушки с током. Электромаг- ниты и их применение. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | ||
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоян- ных магнитов. Магнитное поле Земли. | ||
56 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | ||
57 | Зачет по теме «Электромагнитные явления» |
Световые явления (11 ч) | |||
58 | Источники света. Распространение света. | ||
59 | Видимое движение светил. | ||
60 | Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. | ||
61 | Преломление света. Закон преломления света. | ||
62 | Линзы. Оптическая сила линзы. | ||
63 | Изображения, даваемые линзой. | ||
64 | Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы». | ||
65 | Решение задач на построение изображений, по- лученных с помощью линз. | ||
66 | Глаз и зрение. | ||
67 | Оптические приборы. | ||
68 | Обобщение и повторение темы «Световые явления». |
Согласовано
на заседании ШМО учителей математики, информатики и физики
Протокол от «27» августа 2021 г.
Руководитель _____________И.Е. Красичкова
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________Е.В. Русакова
«31» августа 2021 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по физике федерального базис...
Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике 1. (Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ8 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год) ...