Технологическая карта к уроку - игре в 8 классе по теме "Электрические явления"
методическая разработка по физике (8 класс)

Белеенко Галина Александровна

Урок проводится в виде интересной  игры двух команд по теме "Электрические явления". Хоть в голове порою муть,Но вы должны понять, в чем суть: В задачах, в поисках пути Во всем старайтесь вы дойти До сущности явлений, До их причины, До основанья, до корней, до сердцевины. Учитесь думать, чтоб вопрос понять. И верные ответы дать.    В конкурсе  " Найти соответствия" каждая команда получает карточку, где в три столбика выписаны обозначения физических величин, их единиц и их названия. Второй конкурс - "Решение задачи и проверка результата экспериментально", где надо было собрать электрическую цепь и провести эксперимент. Третий конкурс - "Определить лишний термин" и четвертый конкурс -  "Определить правильные формулы" Затем обе команды решали тест в двух вариантах. Все задания есть в Приложениях. Далее, учитель  предлагает  еще раз назвать тему и цели урока, соотнести с планом и оценить меру своего личного продвижения к цели в виде рефлексии:1.Мне удалось … 2.Меня удивило … 3.Мне понравилось … 4.Я порадовался за … 5.Я могу похвалить себя за … 6.Мне было бы интересно ещё узнать…Выставляет и комментирует оценки.                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 8 классе

Предмет, класс    физика, 8 класс

Учитель               Белеенко Г.А.

Автор УМК       Перышкин А.В.

Тема урока      Электрические  явления

Тип урока         Урок - игра

Ресурсы:2 набора по лабораторным работам на тему " Электрические явления.", проектор, экран, компьютер, тесты, карточки.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научиться

получат возможность научиться

Понимать изученные законы, анализировать полученные результаты и делать выводы, кратко и четко отвечать на вопросы; объяснять электрические явления, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Различать границы применимости и понимать всеобщий характер законов электрических явлений.

Поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе установленных фактов.

Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о электрических явлениях, постановки цели, планирования, самоконт-роля и оценки результатов своей деятельности, научиться предвидеть возможные результаты своей деятельности, развивать монологическую и  диалогическую речь, уметь воспринимать и перерабатывать информацию, предъявлять ее в словесной и образной формах.

Осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о электрических явлениях, стимулировать использование экспериментального метода исследования для объяснения электрических явлений, сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познаваемости законов природы, уважительное отношение друг к другу и к учителю.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

(методы, приёмы, задания и упражнения…)

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный

момент

Прверяет готовность класса к уроку, мобилизирует внимание учащихся.  

Приветствует учащихся.

Психологически настраивает учащихся

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя и настраиваются на урок.

Мотивация

Учитель читает строки (слайд № 2)              Хоть в голове порою муть,Но вы должны понять, в чем суть: В задачах, в поисках пути Во всем старайтесь вы дойти До сущности явлений, До их причины, До основанья, до корней, до сердцевины. Учитесь думать, чтоб вопрос понять. И верные ответы дать.                                

Давайте определим цели нашего урока:1) Какую главу мы изучили?2) Тогда цель нашего урока - это обобщение и повторение изученного материала по темам "Электрические явления".(слайд № 3)

Воспринимают информацию, осмысливают текст.

Пытаются определить цели урока, вступая в диалог с учителем и одноклассниками. Выдвигают предположения, ставят цели, формулируют(уточняют ) тему урока. Слушают мнения одноклассников.

Предполагают, что речь пойдет об электрических явлениях и их объяснении.

Актуализация

Учащиеся заранее делятся на две команды, выбирают капитанов команд.

Разминка. Конкурс " Найти соответствия."

Каждая команда получает карточку, где в три столбика выписаны обозначения физических величин, их единиц и их названия. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием:

U           Ом                   Напряжение

I             А                     Сила тока

t              В                    Работа

A             Вm                 Время

Q             Кл                 Заряд

R              Дж               Мощность

P              с                   Сопротивление    (слайд № 4)

За каждое правильное соответствие команда получает 1 балл. Баллы записываются в таблицу на доске.(слайд № 5)

2. Решение задачи и проверка результата экспериментально.

Приложение 1

Задача1:

(Ответ: Лампочки по 50 Вт включаются параллельно, к ни последовательно лампочка на 100 Вт) (слайд № 7)

За правильную сборку цепи и ответ команда получает по 5 баллов.

Задача 2 : слайд № 8)

(Ответ: При замыкании ключа сопротивление участка ab электрической цепи уменьшается, а сила тока цепи увеличивается. Следовательно, накал лампы 1 усиливается. С другой стороны, уменьшение сопротивления участка ab уменьшит напряжение на его концах, поэтому накал лампы 2 ослабится. Накал лампы 3 будет такой же, как у лампы 2.) (слайд № 9)

За правильную сборку цепи и ответ команда получает по 5 баллов.

3. Определить лишний термин. (слайд № 10)

1.(Лишние термины: лампочка, электродвигатель.)

2. ( Лишние термины: сила тока, напряжение)

3.( Лишние термины: ампер, вольтметр.)

За каждый правильный ответ 1 балл. (слайд № 11)

4. Определить правильные формулы. (слайд № 12)

                                   

За каждую найденную правильную формулу 1 балл. (слайд № 13)

4. Итог. Подводится итог игры, определяется команда-победитель. Учитель оценивает работу наиболее активных учеников.(слайд № 14)

Записывают в тетрадь дату и тему  урока.

Слушают фразы  учителя, вспоминают изученный ранее материал, который связан с формулировкой проьлемы,  анализируют его  и выполняют задания конкурса.

Самостоятельно проверяют правильность выполнения задания.

Команды  к каждой задаче собирают электрическую цепь.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки.

(Видеоролик с мультипликационным героем- ведущим)

Выполняют простые физические упражнения для снятия общего утомления, гимнастику для глаз.

Самостоятельная работа.

Тест в двух вариантов.   (На карточках)      Приложение 2

 

Выполняют задания. Строят умозаключения на основе наблюдений. Осуществляют взаимо-проверку, самооценку и коррекцию своей деятельности с точки зрения нормативности.

Рефлексия

Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом и оценить меру своего личного продвижения к цели

1.Мне удалось … 
2.Меня удивило … 
3.Мне понравилось … 
4.Я порадовался за … 
5.Я могу похвалить себя за … 
6.Мне было бы интересно ещё узнать…

Выставляет и комментирует оценки.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее интересные эпизоды, высказывают оценочные суждения; определяют степень своего продвижения к цели (самооценка); формулируют выводы на основе наблюдений, воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

1.Электрические явления
Захватывающие, непонятные
Пугают, завораживают, убивают…

Итог урока

Выставление оценок. Домашнее задание (Комментирует учитель)

Ребята записывают домашнее задание.

Литература: 1.Учебник:А.В. Перышкин. Физика. 8 кл - М.: Дрофа, 2018                                                                                                              

                        2В.А Волков. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина Физика. 8 кл. – М.:Дрофа,2017

                        4.Т.А.Ханнанова. Рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина Физика. 8 кл. – М.:Дрофа,2017

Приложение 1

Решение задачи и проверка результата экспериментально.

Задача1: Три лампы мощностью 50, 50, 100 Вт рассчитанные на напряжение 110 В, нужно включить в сеть , что бы они горели с номинальным накалом. По какой схеме это можно сделать? (слайд № 6)

Задача 2 : Три одинаковые электролампы включены в электрическую цепь. Одинаково ли будут их накал, если замкнуть 

цепь?

(слайд № 8)

3. Определить лишний термин. (слайд № 10)

1. Физические величины: лампочка, электродвигатель,  сила тока, удельное сопротивление, заряд, количество теплоты, сопротивление, напряжение, время, работа, мощность.(Лишние термины: лампочка, электродвигатель.)

2. Физические приборы и механизмы: вольтметр, амперметр , термометр , сила тока, напряжение, реостат, конденсатор ( Лишние термины: сила тока, напряжение)

3.Физические явления: молния, короткое замыкание, электризация, нагревание, ампер, вольтметр.( Лишние термины: ампер, вольтметр.)

За каждый правильный ответ 1 балл. (слайд № 11)

4. Определить правильные формулы. (слайд № 12)                                

        

За каждую найденную правильную формулу 1 балл. (слайд № 13)

Приложение 2

Вариант 1

А1. В каких единицах измеряют силу тока?

1) в кулонах (Кл)                                                

2) в амперах (А)  

3) в омах (Ом)

4) в вольтах (В)

А2. Электрическим током называют:

  1. движением электронов по проводнику;
  2. упорядоченное движение электронов по проводнику;
  3. движение электрических зарядов по проводнику;
  4. упорядоченное движение заряженных частиц по проводнику.

А3.Сила тока на участке цепи с неизменным сопротивлением  при увеличении напряжения в 4 раза

  1. увеличится в 2 раза     2) увеличится в 4 раза
  1. уменьшится в 4 раза    4) не изменится

А4. На рисунке представлен график зависимости силы тока от приложенного к нему напряжения. Сопротивление проводника равно 50 Ом.

Определите, каким числом должна быть отмечена на оси I против сплошной линии сетки графика ( в месте, отмеченном кружком).

1)0,5

2)2

3)20

4)500

         IMG.jpg

 А5. Электрическая лампа  рассчитана на напряжение 220 В и силу тока 0,4А. Вычислите сопротивление спирали в лампе.

1) 88 Ом

2) 880 Ом

3)  55 Ом

4) 550 Ом

А6. Напряжение на реостате сопротивлением 20 Ом равно 75 В. Какова сила тока в нем

1) 1,5 А

2) 7,5 А

3) 37,5 А

4) 3,75 А

А7. Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 20 м и площадью поперечного сечения 0,4 мм2? ρ=0,4 Ом•мм2

1) 16 Ом

2) 40 Ом

3) 10 Ом

4)20 Ом

А8. Силу тока измеряют …

  1. гальванометром
  2. амперметром
  3. вольтметром
  4. реостатом

А9. Сколько омов в 0,25 кОм?

  1. 0,0025 Ом    2) 2,5 Ом       3) 250 Ом     4) 2500 Ом

Вариант 2

А1. В каких единицах измеряют напряжение?

1) в джоулях (Дж)                                                

2) в амперах (А)  

3) в омах (Ом)

4) в вольтах (В)

А2.  За направление тока в электрической цепи принято направление:

  1. От положительного полюса источника тока к отрицательному;
  2. От отрицательного полюса источника к положительному;
  3. По которому перемещаются электроны в проводнике.

А3.Сила тока на участке цепи с неизменным напряжением  при увеличении сопротивления  в 4 раза

  1. увеличится в 2 раза
  2. увеличится в 4 раза
  3. уменьшится в 4 раза
  4. не изменится

А4. Ученик исследовал зависимость между напряжением и силой тока в резисторе (проводнике) и представил результаты измерений в виде графика. Найдите по этому графику сопротивление резистора

1)0,5 Ом

2)1 Ом

3)2Ом

4)50 Ом

         IMG_0004.jpg

 А5. Какова сила тока в резисторе, сопротивление которого 10 Ом, при напряжении 220 В?

1) 2,2 А

2) 22 А

3) 2,2 кА

4) 22 кА

А6. При напряжении 70 В сила тока в проводнике 1,4 А. Определите его сопротивление  

1)5 Ом

2) 50 Ом

3) 98 Ом

4)9,8 Ом

А7. Спираль изготовлена из нихромового провода длиной 50 м и поперечным сечением 0,2 мм2. Каково его сопротивление?  ρ=1,1Ом•мм2

1)11 Ом

2) 27,5 Ом

3) 110 Ом

4)275 Ом

А8. Напряжение измеряют …

  1. гальванометром
  2. амперметром
  3. вольтметром
  4. реостатом

А9. Выразите 350 мВ в вольтах?

0,035 В    2) 3,5 В      3) 35 В     4) 0,35 В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Электрические явления"

Урок содержит материалы для обобщения и повторения темы "Электрические являения" в 8 классе....

Технологическая карта метапредметного урока в 5 классе по теме " Кем ты хочешь быть?"

Технологическая карта урока представляет из себя таблицу с этапами урока, отведенного времени каждому этапу, подробное описание деятельности учителя и учеников и расшифровка формирование УУД на всех э...

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"...

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "Немецкие доспримечательности" по учебнику "Мозаика"

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "Немецкие доспримечательности" по учебнику "Мозаика"...

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....