РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Занимательная физика"
рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год, учебного плана на 2021-2022 учебный год, авторской программы под редакцией А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак «Введение в естествознание» – М.: Дрофа. 2016., с учётом цели и задач основной образовательной программы основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_9_kl_zanimatelnaya_fizika.docx | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Занимательная физика» на 2020/2021 учебный год
Направление:
Класс 9
Количество часов в неделю 1 ч Количество часов за учебный год - 34
Программу разработал учитель физики
2021 год
Содержание:
- Пояснительная записка стр.3
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
- Описание места курса в учебном плане
- Планируемые результаты освоения учебного предмета стр.4
- Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
стр.6
- Тематическое планирование стр.8
- Учебно-методическое обеспечение реализации программы стр.9
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год, учебного плана на 2019-2020 учебный год, авторской программы под редакцией А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак «Введение в естествознание» – М.: Дрофа. 2016., с учётом цели и задач основной образовательной программы основного общего образования.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 9 классов рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данный курс выполняет роль ранней пропедевтики и позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет реализовать развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
У многих учащихся к началу изучения физики (7 класс) отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой. Именно поэтому большое значение имеет вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. При работе с учащимися по этой программе предполагается использование современных педагогических технологий, адекватных возрасту учащихся и направленных на развитие общеучебных и информационно-коммуникативных умений, творческого потенциала школьников и способности адаптироваться в современном им социуме.
Изложение курса внеурочной деятельности ведётся нетрадиционно – видеосюжеты, презентации, эксперимент являются основными средствами подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту. Экспериментальная часть программы базируется на использовании исследовательского метода, что позволяет развивать мыслительную деятельность обучающихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)
- Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения курса служит достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов.
Курс знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики через наблюдения, эксперименты, игровые ситуации. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.
Изучение курса позволяет подготовиться к сознательному усвоению систематического курса физики в 7-9 классах. Если в 6 классах будет заложена база, то в 7-9 классах больше
времени может быть отведено на изучение языка физики, математической интерпретации фундаментальных законов и решение задач.
Режим занятий - одно занятие в две недели, всего 17 занятий.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по
физике
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- у учащихся будут сформированы:
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
у учащихся могут быть сформированы:
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
- пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- учащиеся получат возможность научиться:
- монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности ,выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- действиям в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
- работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
познавательные
учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные:
учащиеся научатся:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость еёраспространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
«Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени»
Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования.
Практическая работа: Измерение длины, ширины и высоты бруска, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними
Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер.
СИ-система интернациональная.
Практическая работа: Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.
Урок- защита проектов
«Движение и силы»
Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь! Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. Решение задач на равноускоренное движение.
Трение в природе и технике.
Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.
Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский
Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач
Невесомость. Выход в открытый космос. С какой силой давят ножки стола?
Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
«Работа и мощность. Энергия»
Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена. Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач
Как устраивались чудеса? Механика цветка.
Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно
Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач
Практическая работа: Действие водяной турбины. Условия равновесия тел. Решение задач
Урок- защита проектов
« Звуковые явления»
Кто-то там крадется в полной тишине?
Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера Решение расчетных и качественных задач
Урок- защита проектов
«Световые явления»
Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?
Решение расчетных и качественных задач Проектная работа: «Радуга» Проектная работа: « Гало»
Проектная работа: «Живой свет»
Заключительные занятия
Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
Основные формы организации занятий:
решение расчетных, качественных и экспериментальных задач
занимательные опыты; познавательные игры; выполнение творческих заданий;
работа с дополнительной литературой; выполнение проектов
- Тематическое планирование
№ занятия | Дата 9а | Дата 9б | Тема занятия |
1 | 3.09 | 11.09 | Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования |
2 | 18.09 | 25.09 | Практическая работа: Измерение длины спички, указательного пальца, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними |
3 | 2.10 | 9.10 | Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь! |
4 | 16.10 | 23.10 | Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение. |
5 | 6.11 | 13.10 | Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения. |
6 | 20.11 | 27.11 | Невесомость. Выход в открытый космос. С какой силой давят ножки стола? Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач |
7 | 4.12 | 11.12 | Невесомость. Выход в открытый космос |
8 | 18.12 | 25.12 | Игра «Мир движений» по теме «Движение и силы». |
9 | 15.91 | 22.01 | Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена. |
10 | 29.01 | 5.02 | Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач |
11 | 12.02 | 19.02 | Как устраивались чудеса? Механика цветка. |
12 | 26.02 | 4.03 | Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно |
13 | 11.03 | 18.03 | Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. |
14 | 1.04 | 8.04 | Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач |
15 | 15.04 | 22.04 | Кто-то там крадется в полной тишине? |
16 | 29.04 | 6.05 | Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет? Решение расчетных и качественных задач |
17 | 13.05 | 20.05 | Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?» Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, |
проявивших активность и усердие на занятиях |
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Программа под редакцией А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак «Введение в естествознание» – М.: Дрофа. 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика и здоровье 7-8 класс"
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная эк...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика в экспериментах"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика в экспериментах» для учащихся 7 классов составлена на основе программы по физике А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Г...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика. Человек. Здоровье» 9 класс
Курс «Физика. Человек. Здоровье» является межпредметным курсом внеурочной деятельности. Он не дублирует содержание базового курса физики 9-го класса и имеет свое особое значение. Во-п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Физика» 9 класс (базовый уровень) на 2021-2022 учебный годРабо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса
Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения. ...