Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика. Человек. Здоровье» 9 класс
календарно-тематическое планирование (9 класс)

Гребенкина Виктория Алексеевна

Курс «Физика. Человек. Здоровье» является межпредметным курсом внеурочной деятельности. Он не дублирует содержание базового курса физики 9-го класса и имеет свое особое значение. 

Во-первых, курс построен на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий, которые активно развиваются в нашей стране в последнее время.

Во-вторых, курс формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла «человек – природа».

В-третьих, направлен на углубление знаний учащихся по физике и биологии, развитие их разносторонних интересов и способностей, подготовку школьников к практической жизни. 
Программа курса тесно связана с физикой, биологией, физической культурой, включает разделы: «Основы здорового образа жизни», «Вопросы биофизики и организм человека», «Физика и медицина». 
Курс рекомендован учащимся 9-х классов, ориентированным на изучение физики и биологии в 10–11-х классах. 
Цель курса – изучение биофизических процессов в организме человека. 
Задачи курса:

  1. дать представление о здоровом образе жизни и его составляющих на материалах физики и биологии, диагностических методах исследования организма человека;
  2. научить проводить простейшую самодиагностику состояния здоровья;
  3. овладеть некоторыми умениями проведения эксперимента, работы с различными информационными источниками (энциклопедиями по физике, медицине, биологии; данными медицинских исследований; интернет-сайтами). 

Программа курса включает в себя следующие разделы:

  1. Основы здорового образа жизни.
  2. Вопросы биофизики и организма человека.
  3. Физика и медицина.

Курс предусматривает проведение лекций, фронтальных экспериментов, деловых игр, практических работ, выполнение физических упражнений, тестов, проведение экскурсий в медицинский кабинет школы, физиотерапевтический и другие кабинеты поликлиники.

Каждое занятие включает лекционные и практические виды деятельности, сочетает коллективные и индивидуальные формы обучения. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika._chelovek._zdorove_.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАССМОТРЕНА        

педагогическим советом        Директор

(протокол № _ от               )

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УВР                                                                                            _________ Гребенкина В.А.

«___»___________2019 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор_______Телятникова С.С.

Приказ №____от «___»______2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Физика. Человек. Здоровье»

9 класс

основное общее образование, базовый уровень

на 2019 – 2020 учебный год

Составитель: Гребенкина Виктория Алексеевна, учитель физики

Шатуново 2019

1.  Пояснительная записка

Курс «Физика. Человек. Здоровье» является межпредметным курсом внеурочной деятельности. Он не дублирует содержание базового курса физики 9-го класса и имеет свое особое значение. 

Во-первых, курс построен на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий, которые активно развиваются в нашей стране в последнее время.

Во-вторых, курс формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла «человек – природа».

В-третьих, направлен на углубление знаний учащихся по физике и биологии, развитие их разносторонних интересов и способностей, подготовку школьников к практической жизни. 
Программа курса тесно связана с физикой, биологией, физической культурой, включает разделы: «Основы здорового образа жизни», «Вопросы биофизики и организм человека», «Физика и медицина». 
Курс рекомендован учащимся 9-х классов, ориентированным на изучение физики и биологии в 10–11-х классах. 
Цель курса – изучение биофизических процессов в организме человека. 
Задачи курса: 

  1. дать представление о здоровом образе жизни и его составляющих на материалах физики и биологии, диагностических методах исследования организма человека;
  2. научить проводить простейшую самодиагностику состояния здоровья;
  3. овладеть некоторыми умениями проведения эксперимента, работы с различными информационными источниками (энциклопедиями по физике, медицине, биологии; данными медицинских исследований; интернет-сайтами). 

Программа курса включает в себя следующие разделы:

  1. Основы здорового образа жизни.
  2. Вопросы биофизики и организма человека.
  3. Физика и медицина.

Курс предусматривает проведение лекций, фронтальных экспериментов, деловых игр, практических работ, выполнение физических упражнений, тестов, проведение экскурсий в медицинский кабинет школы, физиотерапевтический и другие кабинеты поликлиники.

Каждое занятие включает лекционные и практические виды деятельности, сочетает коллективные и индивидуальные формы обучения. 
 


2. Содержание программы курса

внеурочной деятельности «Физика. Человек. Здоровье.»

1.Основы здорового образа жизни

Здоровье и его компоненты. Основы здорового образа жизни.

2.Вопросы биофизики и организм человека

Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия. Движение крови по сосудам. Закон Бернулли. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Физиология зрения и оптика. Теплорегуляция. Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в работе мышечной системы человека.

3.Физика и медицина

Биополя и биоизлучения. Физика в медицинской технике. Кабинет ЭКГ, ультразвуковой терапии. Физиотерапевтический кабинет. Стоматологический кабинет. Итоговое занятие « Физика и медицина»

 3. Планируемые результаты освоения учащимися программы

В результате прохождения программного материала учащиеся должны:

Иметь представление о здоровом образе жизни и его составляющих; о диагностических методах исследования организма человека.

Уметь проводить простейшую самодиагностику состояния здоровья;

Овладеть умениями проведения эксперимента, работы с различными информационными источниками.

Оценка знаний и умений обучающихся может быть проведена в форме творческих работ (проектов , рефератов, плакатов и т. д.), итогового теста, который включает вопросы основных разделов курса. А также через диагностику, мониторинг обучения учащихся.


  1. Учебно – тематический план курса внеурочной деятельности

«Физика. Человек. Здоровье.»

№ п/п

Название раздела

Название темы

Количество часов

1.

Основы ЗОЖ

1. Здоровье и его компоненты.

2. Основы ЗОЖ.

2

4

2.

Вопросы биофизики и организм человека.

1. Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия.

2. Движение крови по сосудам. Закон Бернулли.

3. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях.

4. Физиология зрения и оптика.

5. Теплорегуляция.

6. Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в работе мышечной системы человека.

2

 

2

2

2

4

2

3.

Физика и медицина.

1. Биополя и биоизлучения

2. Физика в медицинской технике.

3. Экскурсии (компьютерные):

- в кабинет ЭКГ, ультразвуковой терапии

- в физиотерапевтический кабинет, в стоматологический кабинет

4. Физико – биологическая конференция.

2

2

 

2

4

 

4

 

Итого:

 

34 ч


Литература.

  1. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, ФМЛ, 1986
  2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983
  3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики , химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986
  4. Физиология человека./ / Пер. с англ. Под ред. Костюка П. Г. – М.: Мир, 1986. Т. 1.
  5. Максимова В. Н. , Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987
  6. Маркосян П. Г. Физиология. – М.: - Мир, 1985
  7. Маркушевич А. И. Детская энциклопедия «Человек». – М.: Педагогика, 1975
  8. Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1986
  9. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1988
  10. Экология: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных школ./ Зверев А. Т., Зверева Е. Г. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»
  11. Манойлов В. Е. Электричество и человек. – Л. Энергоиздат, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика и здоровье 7-8 класс"

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная эк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и  физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса

Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения.           ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, физика 7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, физика 7 класс, с использованием оборудования "Точка роста"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»

Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" 6 класс

Целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...