Методическое пособие_Способы запоминания физических формул
методическая разработка по физике (9 класс)

Егорова Ольга Евгеньевна

 

« Язык физики- это язык физических величин , на основе использования которых формулируются и законы , и принципы, и теории.». В школьном курсе физики с 7 по 11 класс учащиеся должны запомнить более ста формул связывающие физические величины. При обозначении физических величин используются латинские и греческие буквы. Одна и та же буква в разных разделах физики обозначает различные физические величины, поэтому учащиеся должны знать и единицы измерения величин. Большое значение имеет знание физического смысла величин, что в дальнейшем способствует усвоению смысла законов.

По многолетним наблюдениям многие учащиеся затрудняются в запоминании физических величин и формул. Задача учителя помочь в этом, потому что без знания обозначений, единиц и физического смысла величин учащийся не сможет написать краткую запись задачи , ни найти формулу и решить задачу. Так как величины это как бы «алфавит» физики. Проблема не нова и не единична, встречается во многих школах.

Иногда возникает необходимость быстро повторить материал пройденный в предыдущих классах, при подготовке к экзаменам , контрольным работам. По своему опыту знаю, что только постоянные повторения величин ведут к хорошему результату. В имеющихся УМК, ОЭР РФ нет средств, для быстрого, системного повторения физических величин. Чтобы , как то решить эту проблему , я поставила перед собой задачу , найти способ эффективного запоминания физических величин. Все знают , чтобы запомнить номер телефона можно воспользоваться ассоциациями. Например : телефонный номер для запоминания 33-75-20, можно ассоциировать так: 33-год рождения отца, 75-год поступления в школу,20- возраст дочери и.т.д. Эта методика существует давно и называется мнемотехникой. При изучении имеющийся литературы и информации в Интернете я встретила всего несколько статей, с фрагментным использованием этой техники запоминания и то по другим предметам. По физике даны всего несколько примеров в книге Марата Зиганова, Владимира Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», выпущенной 2006 году издательством Дрофа. Не нашла в статьях системного применения мнемотехники при запоминании физических величин.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО»                                                «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом                                приказ от 01.09.18 № 165

Протокол  от  «30» 08.18  №1                            директор школы-интерната                                                                                                                                                        ____М.Г.Черных
                                                                                                         подпись, печать /Ф.И.О./

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 Способы запоминания физических формул.

Практикум для 7-10 классов

Составитель:

Егорова О. Е.

Санкт - Петербург

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка_________________________________3

2. ОЭР «Запоминаем физические величины» _________________5

3. Табличный метод обработки информации__________________7

4. Заключение___________________________________________42

5. Использованная литература_____________________________43

Пояснительная записка

« Язык физики- это язык физических величин , на основе использования которых формулируются и законы , и принципы, и теории.». В школьном курсе физики с 7 по 11 класс учащиеся должны запомнить более ста формул связывающие физические величины. При обозначении физических величин используются латинские и греческие буквы. Одна и та же буква в разных разделах физики обозначает различные физические величины, поэтому учащиеся должны знать и единицы измерения величин. Большое значение имеет знание физического смысла величин, что в дальнейшем способствует усвоению смысла законов.

По многолетним наблюдениям многие учащиеся затрудняются в запоминании физических величин и формул. Задача учителя помочь в этом, потому что без знания обозначений, единиц и физического смысла величин учащийся не сможет написать краткую запись задачи , ни найти формулу и решить задачу. Так как величины это как бы «алфавит» физики. Проблема не нова и не единична, встречается во многих школах.

Иногда возникает необходимость быстро повторить материал пройденный в предыдущих классах, при подготовке к экзаменам , контрольным работам. По своему опыту знаю, что только постоянные повторения величин ведут к хорошему результату. В имеющихся УМК, ОЭР РФ нет средств, для быстрого, системного повторения физических величин. Чтобы , как то решить эту проблему , я поставила перед собой задачу , найти способ эффективного запоминания физических величин. Все знают , чтобы запомнить номер телефона можно воспользоваться ассоциациями. Например : телефонный номер для запоминания 33-75-20, можно ассоциировать так: 33-год рождения отца, 75-год поступления в школу,20- возраст дочери и.т.д. Эта методика существует давно и называется мнемотехникой. При изучении имеющийся литературы и информации в Интернете я встретила всего несколько статей, с фрагментным использованием этой техники запоминания и то по другим предметам. По физике даны всего несколько примеров в книге Марата Зиганова, Владимира Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», выпущенной 2006 году издательством Дрофа. Не нашла в статьях системного применения мнемотехники при запоминании физических величин.

Раньше я для обучения пользовалась бумажными карточками с записанными обозначениями физических величин. Этим способом пользуются многие учителя. А сейчас век компьютерных технологий, думаю, упомянутый метод окончательно устарел.

Современные дети –это дети привыкшие к цветности и всему движущемуся, не воспринимают черно-белое, статичное. Поэтому у меня назрела мысль объединить мнемотехнику-визуализацию , анимацию и табличный метод обработки информации воедино, чтобы создать эффективный способ запоминания физических величин. Для этого придумала для каждой величины рисунок , ассоциативно связывающую букву с понятием физической величины. Например: обозначение скорости нарисовала в виде бегущего человека, путь( перемещение) в виде дороги, времени в виде часов и.т.д. При обозначении некоторых величин использовала буквы, добавляя некоторые детали , которые указывают на область использования величины. Каждую величину, и ее единицу измерения разместила на отдельных слайдах . Использовала анимацию , чтобы показать физический смысл величин . Разработала презентации по каждому разделу физики с 7 по 9 классы полностью и за курс 10,11 классов презентации без анимации. Слайды объединены по темам, имеются ссылки для быстрого повторения. Разработанную презентацию использую более 3 лет при изучении новых величин , при повторении, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Презентации удобно использовать при изучении новых величин. При повторении можно сразу ответить устно , можно отвечать и на карточках . Также при повторении, тестировании например я использую такой алгоритм работы: на листочках прошу нарисовать таблицы с пустыми ячейками или использую готовый шаблон. Показываю слайд , учащиеся записывают название ,вид и единицу измерения величины в таблицу и тут же сразу проверяют полученный результат. Или проверяю знание обозначения величины отдельно и знание единицы измерения отдельно. Потом проверяю то что запомнили при чтении формул. Записываю формулу , учащиеся либо читают, либо записывают на листочках названия величин. Способов работы с ОЭР множество.

Разработала для 7-9 классов задания на карточках с критериями оценивания , которые рекомендую использовать в комплексе с презентациями физических величин. В этом и заключается суть технологии(системы?) эффективного запоминания физических величин. Задания идут в порядке усложнения по темам по учебнику А.В. Перышкина и др. «Физика 7,8,9 класс».

Значимость данной разработки  заключается в том,   что ее использование при изучении физических величин помогает отстающим учащимся, побыстрее запомнить величины, успевающим систематизировать и закрепить усвоенное. Ученик хорошо знающий физический смысл величин, их обозначение и единицу, может сказать , что у него есть ключ от всех разделов физики и не только .

ОЭР «Запоминаем физические величины»

Всего презентаций 3, для 7,8,9 классов. Презентации можно применить

при изучении новых физических величин, а также при повторении , при

подготовке к ОГЕ и ЕГЭ.

В первом слайде презентаций есть гиперссылки на темы курса физики.

При нажатии на гиперссылки появляется подменю-гиперссылки на слайды

физических величин. Каждая физическая величина отражена в 2 слайдах.

В первом слайде на основе анимации раскрывается физический смысл величины,

а во втором обозначение и единицу измерения. В конце каждой презентации

есть раздел «Повторение». На экране проецируется обозначение физической

величины, учащиеся должны угадать название и единицу измерения. Чем больше

повторений , тем лучше результат. Презентации можно использовать

кратковременно на каждом уроке .

7 класс

Презентация содержит разделы :

  1. Взаимодействие тел. Давление твердых тел , жидкостей и газов

со слайдами: скорость, путь, время, масса, плотность, объем, сила, вес тела.

давление, высота, площадь

  1. работа и мощность .энергия

со слайдами: механическая работа, ,механическая мощность, плечо рычага, момент силы , коэффициент полезного действия, механическая энергия

8 класс

Презентация содержит разделы:

1. Тепловые явления

со слайдами: температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, относительная влажность

2. Электрические явления

со слайдами: электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, мощность электрического тока

3. Световые явления

со слайдами: угол падения луча, угол отражения, угол преломления, фокусное расстояние линзы, расстояние от предмета до линзы, расстояние от линзы до изображения, оптическая сила линзы, увеличение линзы.

9 класс

Презентация содержит разделы:

1. Законы взаимодействия и движения тел

со слайдами: перемещение, ускорение, циклическая частота, ускорение свободного падения, расстояние между телами, центростремительное ускорение, импульс тела, импульс силы.

2. Механические колебания и волны

со слайдами: длина волны, период , частота, длина математического маятника, жесткость пружины, удлинение.

Электромагнитное поле

со слайдами: магнитная индукция, длина проводника, число витков трансформатора.

3. Строение атома и атомного ядра

со слайдами: массовое число ядра, зарядовое число, число протонов, число нейтронов, энергия связи, дефект масс.

Кратко об ассоциативном ряде

Остановлюсь всего на нескольких величинах.

путь- изображен в виде извилистой дороги в виде буквы S, время- часы с буквой t, скорость –бегущий человек, плотность- емкость в котором налиты вода и масло, масса- буква m-поднимающий гирю , высота- буква h на крыше многоэтажного дома, сила- мускулистая рука с буквой F, давление- буква р обутая в валенки , на одной ноге лыжа, энергия –конфета с буквой Е и.т.д.

Табличный метод обработки информации

Чтобы создать систему эффективного запоминания, разработала для 7-9 классов задания на карточках с критериями оценивания , которые рекомендую использовать в комплексе с презентациями физических величин. В этом и заключается суть технологии запоминания физических величин. Использован табличный метод моделирования . Задания идут в порядке усложнения по темам по учебнику А.В. Перышкина и др. «Физика 7,8,9 класс».

Виды заданий:

1. Заполнить таблицу.

Дается заполненная частично таблица , надо заполнить пустые столбики. При выполнении этого задания учащиеся учатся систематизировать данные в таблицах, учатся сравнивать , пользоваться международной системой единиц СИ.

2. Проверка понимания физического смысла величины

Задание также задается в виде таблицы с не заполненным столбиком. Выполнение этого задания требует знания смысла физической величины, учить анализировать . сравнивать.

3. Объединить величины в формулы

Задание также задается в виде таблицы с не заполненными столбиками. Задание усложняется тем что надо объединить имеющиеся величины в правильные формулы .Учащиеся учатся обнаруживать зависимости между физическими величинами, систематизировать материал.

4. Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

Задаются краткие записи задач с без единиц и правильный ответ с единицей. Надо проанализировать имеющийся ответ , найти формулу связывающую эти величины, решить задачу , определить единицы величин в краткой записи. Учащиеся учатся анализировать, выдвигать гипотезы, моделировать задачу ,применить полученные знания при решении задач.

7 класс

Тема Взаимодействие тел

Задания:

Заполнить таблицу.

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Скорость

путь

время

плотность

объем

масса

Сила

Вес тела

жесткость

Удлинение

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

v

S

t

r

V

m

F

P

жесткость

Удлинение

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

м/с

м

с

кг/м3

м3

кг

Н

P

Н

жесткость

Удлинение

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Скорость

S

с

плотность

V

кг

Сила

P

жесткость

Удлинение

Правильный ответ :

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Скорость

v

м/с

путь

S

м

время

t

с

плотность

r

кг/м3

объем

V

м3

масса

m

кг

Сила

F

Н

Вес тела

P

Н

жесткость

R

Н

Удлинение

х

м

Критерии оценивания:

За правильное заполнение таблицы учащийся должен набрать 20 баллов. За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценка

20

отлично

19-16

Хорошо

15-11

удовлетворительно

ниже 11

неудовлетворительно

Проверка понимания физического смысла величины

Название величины

Физический смысл

Скорость

путь

время

плотность

объем

масса

Сила

Вес тела

жесткость

Удлинение

Название величины

Физический смысл

путь пройденный телом за 1 сек

длина траектории

продолжительность движения

масса 1 куб метра любого вещества

произведение длины . ширины и высоты тела

величина характеризующая инертность

мера взаимодействия тел

сила, с которой тело действует на горизонтальную опору (или подвес), препятствующую его свободному падению.

способность сопротивляться деформации

изменение длины тела при деформации

Критерий оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценка

10

отлично

9-8

Хорошо

7-6

удовлетворительно

ниже 6

неудовлетворительно

Объединить величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

Скорость

v

путь

S

время

t

плотность

r

объем

V

масса

m

Сила тяжести

F

масса

m

постоянное число

g

Вес тела

P

масса

m

постоянное число

g

сила упругости

F

жесткость

k

Удлинение

х

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

Скорость

м/с

путь

м

время

с

плотность

кг/м3

объем

м3

масса

кг

Сила

Н

масса

кг

постоянное число

Н/кг

Вес тела

Н

масса

кг

постоянное число

Н/кг

сила упругости

Н

жесткость

Н/м

Удлинение

м

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

м/с

v=S/t

м

с

кг/м3

r=m/V

м3

кг

Н

F=mg

кг

Н/кг

Н

Р=mg

кг

Н/кг

Н

F=-kx

Н/м

м

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

Скорость

v=S/t

путь

время

плотность

r=m/V

объем

масса

Сила

F=mg

масса

постоянное число

Вес тела

Р=mg

масса

постоянное число

сила упругости

F=-kx

жесткость

Удлинение

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл. В двух первых таблицах максимальный балл 20, дальше 30 баллов.

Баллы

Оценки

Баллы

Оценки

20

отлично

30

Отлично

19-16

Хорошо

29-23

хорошо

15-11

удовлетворительно

22-16

удовлетворительно

ниже 11

неудовлетворительно

ниже 16

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

1. Дано:

S=500___ t=25____ Ответ:20м/с

2. Дано:

S=1____ t=2.5___ Ответ:400м/с

3. Дано:

V=3600___ t=5____ Ответ: 18000км

4. Дано:

S=40000__ v=800___ Ответ:50часов

5. Дано:

V=400___ρ=2500____ Ответ: 1кг

6. Дано:

m=900__ r=900___Ответ: 1м3

7. Дано:

m=12____ Ответ: 120Н

8. Дано:

Р=500___ Ответ: 50кг

9. Дано:

k=20___ F=2___ Ответ: 30 см

Критерии оценивания:

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Заполнить таблицу

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

давление

Площадь

высота

сила Архимеда

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

р

S

h

Ff

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Па

м2

м

H

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

8

Отлично

7-6

хорошо

5-4

удовлетворительно

Ниже4

неудовлетворительно

Проверка понимания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

давление

Площадь

высота

сила Архимеда

Название величины

Физический смысл

равна отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности

равна произведению длины к ширине

длина тела по вертикали

сила выталкивающее тело из жидкости или газа

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

8

Отлично

7

хорошо

6

удовлетворительно

ниже 6

неудовлетворительно

Объединить физические величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

давление

Площадь

Сила

высота

давление

плотность

постоянное число

сила Архимеда

постоянное число

объем тела

плотность жидкости

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

p=F/S

p=rgh

Fd=rgV

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

давление

S

H

высота

r

Па

постоянное число

Fd

постоянное число

V

плотность жидкости

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

25( 2 таблица 33)

Отлично

24-19 (32-26)

хорошо

18-13(25-17)

удовлетворительно

Ниже 13( ниже 17)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

1. Дано:

m=80__ S=400___ Ответ:20кПа

2. Дано:

m=72__ a=2___ b=10__ Ответ:1764 Па

3. Дано:

h=76___r=13600 __ ответ: 101,3кПа

4. Дано:

р=105___ r=799____ Ответ:12,76 м

5. Дано:

V=10__ r= 784__ Ответ:78,4мН

6. Дано:

Fа=180__ r=1000___ Ответ: V=0.018м3

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

Работа и мощность .Энергия

Заполнить таблицу:

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

работа механическая

мощность механическая

Плечо рычага

Момент силы

КПД

Энергия кинетическая

Энергия потенциальная

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

работа механическая

N

м

Момент силы

h

Дж

Энергия потенциальная

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

A

N

M

h

Ek

Ep

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Дж

Вт

м

Н*м

%

Дж

Дж

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

14

Отлично

13-11

хорошо

10-8

удовлетворительно

ниже 8

неудовлетворительно

Проверка понимания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

работа механическая

мощность механическая

Плечо рычага

Момент силы

КПД

Энергия кинетическая

Энергия потенциальная

Название величины

Физический смысл

равна произведению силы на путь

быстрота выполнения работы

кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой вдоль которой действует на рычаг сила

произведение модуля силы, вращающей тело, на ее плечо

отношение полезной работы к полной работе

энергия, которой обладает тело вследствие своего движения

энергия , которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел.

Критерии оценивания:

Баллы

Оценки

7

Отлично

6-5

хорошо

5-4

удовлетворительно

Ниже 4

неудовлетворительно

Объединить физические величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

работа механическая

путь

сила

мощность механическая

работа механическая

время

Плечо рычага

Сила

Момент силы

КПД

Работа полная

работа полезная

Энергия кинетическая

скорость

масса

Энергия потенциальная

высота

масса

Постоянная величина

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

A

S

F

N

A

t

F

M

h

Aполная

Aполезная

Ek

v

m

Ep

h

m

g

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

A=F*S

N=A/t

M=F* ℓ

h= (Aполезная/ Aполная)*100%

Ek=mv2/2

Ep=mgh

Критерии оценивания:

Баллы(баллы за 3 таблицу)

Оценки

44-43(57-55)

Отлично

42-32(54-44)

хорошо

31-22(43-28)

удовлетворительно

Ниже 22( ниже 28)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

1. Дано:

m=30__ h=0.5___Ответ: A=147Дж

2. Дано:

N=100000___ t=1__ Ответ: А=360MДж

3. Дано:

М=1200____ℓ=12____ Ответ: F=0.1H

4. Дано:

h=30___ Аполная=150____ Ответ: Аполезная=45Дж

5. Дано:

m=80__ h=20000___ Ответ: Еp=1600Дж

6. Дано:

m=1___ v=108____ Ответ: 450кДж

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

8 класс

Тема Тепловые явления

Заполните таблицу

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

температура

Количество теплоты

удельная теплоемкость

удельная теплота сгорания топлива

удельная теплота плавления

удельная теплота парообразования

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

t

Q

c

q

l

L

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

0C

Дж

Дж/кг*0С

Дж/кг

Дж/кг

Дж/кг

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

12

Отлично

11-9

хорошо

8-6

удовлетворительно

ниже 6

неудовлетворительно

Проверка знания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

температура

Количество теплоты

удельная теплоемкость

удельная теплота сгорания топлива

удельная теплота плавления

удельная теплота парообразования

Название величины

Физический смысл

степень нагретости тела

энергия которую получает или теряет тело при теплопередаче

равна количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того , чтобы температура изменилась на 1 градус

показывает какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 кг топлива

количество теплоты необходимое для плавления 1 кг кристаллического тела при температуре плавления

количество теплоты необходимое для обращения 1 кг жидкости в пар при температуре кипения

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

6

Отлично

5

хорошо

4

удовлетворительно

Ниже 4

неудовлетворительно

Объединить физические величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

температура

Количество теплоты

удельная теплоемкость

масса

удельная теплота сгорания топлива

масса

количество теплоты

удельная теплота плавления

масса

количество теплоты

удельная теплота парообразования

масса

количество теплоты

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

t

Q

c

m

q

m

Q

l

m

Q

L

m

Q

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

0C

Q=cm(t2-t1)

Дж

Дж/кг*0С

кг

Дж/кг

Q=mq

кг

Дж

Дж/кг

Q=lm

кг

Дж

Дж/кг

Q=Lm

кг

Дж

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы(баллы за 3 таблицу)

Оценки

30-29(26-25)

Отлично

28-22(24-19)

хорошо

21-16(18-14)

удовлетворительно

Ниже 16( ниже 14)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

  1. Дано:

m=2.5__ ∆t=20___с=4200___ Ответ:210кДж

  1. Дано:

∆t=10__Q=4.2*103___ с=4200____Ответ:100г

  1. Дано:

m=3.5___ q=46*106 Ответ: 161 *109дж

  1. Дано:

m=0.125___ l=330000__ Ответ: 42.5МДж

  1. Дано:

m=0.2___ L=2500___ Ответ: 4,6*105Дж

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

Тема Электрические явления

Заполните таблицу

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

заряд

сила тока

напряжение

сопротивление

удельное сопротивление

работа тока

мощность электрическая

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

q

I

U

R

ρ

A

P

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Кл

А

В

Ом

Ом*мм2

Дж

Вт

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

14

Отлично

13-11

хорошо

10-8

удовлетворительно

ниже 8

неудовлетворительно

Проверка знания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

заряд

сила тока

напряжение

сопротивление

удельное сопротивление

работа тока

мощность электрическая

Название величины

Физический смысл

количество эектричества

показывает какой заряд прошел через поперечное сечение проводника за 1 сек

показывает какую работу совершает эектрическое поле при перемещении единичного заряда

показывает зависимость силы тока от свойств проводника

сопротивление проводника длиной 1 . площадью поперечного сечения 1м2

показывает какую работу совершает электрическое поле по перемещению зарядов

равна работе совершенной за единицу времени

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

7

Отлично

6

хорошо

5-4

удовлетворительно

Ниже 4

неудовлетворительно

Объединить физические величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

заряд

сила тока

время

напряжение

Работа

заряд

сопротивление

сила тока

напряжение

удельное сопротивление

сопротивление

длина проводника

Площадь поперечного сечения

работа тока

сила тока

время

напряжение

мощность электрическая

сила тока

напряжение

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

q

I

t

U

A

q

R

I

U

r

R

S

A

I

t

U

P

I

U

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

Кл

I=q/t

А

с

В

U=A/q

Дж

Кл

Ом

I=U/R

А

В

Ом*мм2

R=r ℓ/S

Ом

м

м2

Дж

A=IUt

А

с

В

Вт

P=IU

А

В

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы(баллы за 3 таблицу)

Оценки

47-45(40-38)

Отлично

44-35(37-29)

хорошо

34-24(28-19)

удовлетворительно

Ниже 24( ниже 19)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

  1. Дано:

t=5__ I=1.2___ Ответ: 360Кл

  1. Дано:

А=500___ q=0.4__ Ответ: 1250 Дж

  1. Дано:

I=0.02___ U=127___ Ответ: 6350 Ом

  1. Дано:

r= ___ ℓ=10____S=0.1____ Ответ; 0,017*106Ом*м

  1. Дано:

I=6___ U=220___ t=5___Ответ: 396кДж

  1. Дано:

I=1___ U=127____Ответ: 127Вт

  1. Дано:

Q=4___ R=1___t=1___ Ответ: 4А

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

Тема Световые явления

Заполните таблицу

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

угол падения

угол отражения

угол преломления

фокусное расстояние

оптическая сила

расстояние от предмета до линзы

расстояние от линзы до изображения

увеличение линзы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

α

β

g

F

D

d

f

Г

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

0

0

0

м

дптр

м

м

-

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

12

Отлично

11-9

хорошо

8-6

удовлетворительно

ниже 6

неудовлетворительно

Проверка знания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

угол падения

угол отражения

угол преломления

фокусное расстояние

оптическая сила

расстояние от предмета до линзы

расстояние от линзы до изображения

увеличение линзы

Название величины

Физический смысл

угол между падающим лучом и перпендикуляром в точке падения луча

угол между отраженным лучом и перпендикуляром в точке падения луча

угол между преломленным лучом и перпендикуляром в точке падения луча

расстояние от центра линзы до фокуса

обратная фокусному расстоянию

расстояние от предмета до центра линзы

расстояние от изображения до центра линзы

показывает во сколько раз высота изображения больше высоты предмета

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

8

Отлично

7

хорошо

6-5

удовлетворительно

Ниже 5

неудовлетворительно

Объединить физические величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

угол падения

угол отражения

угол преломления

угол падения

фокусное расстояние

оптическая сила

расстояние от предмета до линзы

расстояние от линзы до изображения

фокусное расстояние

увеличение линзы

расстояние от предмета до линзы

расстояние от линзы до изображения

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

α

β

g

α

F

D

d

f

F

Г

d

f

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

0

α=β

0

0

n=Sin α/Sin g

0

м

D=1/F

дптр

м

1/F=1/d+1/f

м

м

-

Г= f / d

м

м

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы(баллы за 3 таблицу)

Оценки

17-16(12-11)

Отлично

15-13(10-9)

хорошо

12-9(8-7)

удовлетворительно

Ниже 9( ниже 7)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

  1. Дано:

β=50___ Ответ: 500

  1. Дано:

α=45___n=1,54 Ответ: 690

  1. Дано:

F=14___Ответ: 0,07дптр

  1. Дано:

d=30____f=60___Ответ:0,2м

  1. Дано:

F=0,10___d=0,50___Ответ:12,5см

  1. Дано:

f=500__ d=0.2___ Ответ:2,5

Критерии за решение одной задачи

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

9 класс

Тема Законы взаимодействия и движения тел

Заполните таблицу

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

перемещение

ускорение

расстояние между телами

ускорение свободного падения

импульс

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

S

а

r

g

р

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

v

м/с2

м

м/с2

кг*м/с

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

12

Отлично

11-9

хорошо

8-6

удовлетворительно

ниже 6

неудовлетворительно

Проверка знания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

перемещение

ускорение

расстояние между телами

ускорение свободного падения

импульс

Название величины

Физический смысл

вектор соединяющий начало и конец пути

показывает быстроту изменения скорости

расстояние между центрами тел

все тела на земле независимо от масс совершают свободное падение с одинаковым ускорением

количество движения

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

6

Отлично

5

хорошо

4

удовлетворительно

ниже 4

неудовлетворительно

Объединить физические величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

перемещение

ускорение

время

начальная скорость

ускорение

время

начальная скорость

скорость

расстояние между телами

сила тяготения

масса

масса

центростремительное ускорение

скорость

радиус

ускорение свободного падения

сила тяжести

масса

импульс

масса

скорость

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

S

a

t

v0

a

t

v0

v

r

F

m1

m2

a

v

R

g

F

m

p

m

v

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

м

S= v0t+at2/2

м/с2

с

м/с

м/с2

a=v-v0/t

с

м/с

м/с

м

F=Gm1m2/r2

Н

кг

кг

м/с2

a=v2/R

м/с

м

м/с2

F=mg

Н

кг

кг*м/с

p=mv

кг

м/с

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы(баллы за 3 таблицу)

Оценки

53-51(46-44)

Отлично

50-37(43-34)

хорошо

36-27(33-24)

удовлетворительно

Ниже 27( ниже 24)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

  1. Дано:

v0=72___t=10___v=0 Ответ: 2м/с2

  1. Дано:

v0=0 t=6___v=172.8_____Ответ: 8 м/с2, 144м

  1. Дано:

m1=10___ m2=30___ r=200____G=6.67*10-11H*м2/кг2 Ответ: 5*10-7Н

4. Дано:

R=20___ a=5_____ ответ: 10м/с

  1. Дано:

m=20___ F=5____Ответ: 0,25м/с2

  1. Дано:

m=9___v=800____ Ответ: 7,2кг*м/с

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

Тема Механические колебания и волны. Звук.

Заполните таблицу

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

длина волны

амплитуда колебаний

фаза колебаний

число колебаний

частота

Период

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

l

А

φ

n

ν

Т

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

м

м

рад

-

Гц

с

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

12

Отлично

11-9

хорошо

8-6

удовлетворительно

ниже 6

неудовлетворительно

Проверка знания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

длина волны

амплитуда колебаний

фаза колебаний

число колебаний

частота

Период

Название величины

Физический смысл

расстояние между двумя ближайшими точками с одинаковыми фазами

наибольшее отклонение тела от точки равновесия

показывает состояние колебательной системы

число полных колебаний

число колебаний за единицу времени

время одного полного колебания

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

6

Отлично

5

хорошо

4

удовлетворительно

ниже 4

неудовлетворительно

Объединить физические величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

длина волны

скорость волны

Период

амплитуда колебаний

фаза колебаний

координата

период

время

число колебаний

время

частота

частота

Период

Критерии оценивания:

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

l

v

Т

А

φ

х

T

t

n

t

ν

ν

Т

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

м

λ=vT

м/с

с

м

x=ASin(2pt/T+φ0)

c

м

рад

c

-

ν=n/t

c

Гц

Гц

T=1/ν

с

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы(баллы за 3 таблицу)

Оценки

30-29(26-25)

Отлично

28-23(24-20)

хорошо

22-16(19-15)

удовлетворительно

Ниже 16( ниже 14)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

  1. Дано:

n=6 t=15____Ответ: 2,5 с, 0,4Гц

  1. Дано:

T=0.5____Ответ: 2Гц

  1. Дано:

v=300____ ν=260_____Ответ: 1,15м

  1. Дано:

x=0.5Sin(2pt/4+φ0) Ответ: 0,5м, 4 с.

5. Дано:

v=5100____ T=10-7____ Ответ: 0,51*10-3м

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

Тема Электромагнитное поле.

Заполните таблицу

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

магнитная индукция

число витков

сила Ампера

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

В

n

Fa

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Тл

-

H

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

6

Отлично

5

хорошо

4

удовлетворительно

ниже 4

неудовлетворительно

Проверка знания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

магнитная индукция

число витков

сила Ампера

Название величины

Физический смысл

силовая характеристика магнитного поля

число витков трансформатора

сила с которой действует магнитное поле на проводник с током

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

3

отлично

2

хорошо

1

удовлетворительно

0

неудовлетворительно

Объединить физические величины в формулы

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

магнитная индукция

длина проводника

сила тока

сила Ампера

число витков 1

число витков 2

напряжение 1

напряжение 2

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

В

I

Fa

n1

n2

U1

U2

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

Тл

Fa=IBℓ

м

А

Н

-

n1/ n2= U2/U1

-

В

В

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы(баллы за 3 таблицу)

Оценки

18-17(16-15)

Отлично

16-13(14-12)

хорошо

12-9(11-8)

удовлетворительно

Ниже 9( ниже 8)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

  1. Дано:

ℓ=50___B=0.4___I=0.5___Ответ:0,1Н

  1. Дано:

U1=110____U2=440___ n=550 Ответ: 2200 витков

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

Тема Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Заполните таблицу

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

массовое число

зарядовое число

число нейтронов

дефект масс

энергия связи

Поглощенная доза излучения

эквивалентная доза

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

А

Z

N

∆m

∆Е

D

Н

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

-

-

-

кг

Дж

Гр

Зв

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

14

Отлично

13-11

хорошо

10-8

удовлетворительно

ниже 8

неудовлетворительно

Проверка знания физического смысла физической величины

Название величины

Физический смысл

массовое число

зарядовое число

число нейтронов

дефект масс

энергия связи

Поглощенная доза излучения

эквивалентная доза

Название величины

Физический смысл

число нуклонов в ядре

число протонов

число нейтронов

разность масс между суммарной массой отдельных нуклонов и массой ядра

минимальная энергия необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны

энергия ионизирующего излучения , приходящееся на единицу массы тела

равна произведению поглощенной дозы на коэффициент качества

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы

Оценки

7

Отлично

6

хорошо

5-4

удовлетворительно

ниже 4

неудовлетворительно

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

массовое число

зарядовое число

число нейтронов

дефект масс

скорость света

энергия связи

Поглощенная доза излучения

энергия

масса

эквивалентная доза

коэффициент качества

Поглощенная доза излучения

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

А

Z

N

∆m

с

∆Е

D

Е

m

Н

К

D

Название величины

Обозначение величины

Единица измерения

Формула

-

А=Z+N

-

-

кг

∆Е=∆m c2

м/с

Дж

Гр

D=E/m

Дж

кг

Зв

H=D*K

Гр

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ в ячейке ставится 1 балл.

Баллы(баллы за 3 таблицу)

Оценки

28-27(24-23)

Отлично

26-21(22-18)

хорошо

20-15(17-13)

удовлетворительно

Ниже 15( ниже 13)

неудовлетворительно

Проанализировать данные и искомые величины , записать единицы величин в соответствии с заданным ответом решить задачу получить заданный ответ.

  1. Дано:

147N Ответ: 7 _____,7_____________

  1. Дано:

158О, 168 О, 178 О Ответ: 8-----------, 8,------------ 7,8,9---------------- соответственно.

  1. Дано:

∆m=0.0032*10-27___ c=2,9979*108____ Ответ: 0,0288*10-11Дж

  1. Дано:

Е=240___ m=80___ Ответ:3 Гр

Критерии

Оценки

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Получен правильный ответ.

Отлично

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена правильно .Но правильный ответ не получен , есть недочеты..

хорошо

Правильно проставлены единицы величин. Формула записана правильно. Задача решена частично правильно .Ответ неправильный .

удовлетворительно

Неправильное дано, задача не решена.

неудовлетворительно

Заключение

Хоть и физика наука фундаментальная, в век визуализации всего, данная разработка очень актуальна. Да и раньше была правдива поговорка « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Некоторые слайды в зависимости от темы , можно использовать как проблемную ситуацию. Так как проблемное обучение является основной технологией ФГОС. Пусть сами учащиеся додумаются , почему разработана такая анимация или почему выбрана именно такая ассоциация.

Повторение величин хорошо провести в начале каждого уроке , не всех величин в презентации , достаточно на каждый урок по 10 в разных вариациях. На это уйдет максимум 5 минут, но эти пять минут скоро дадут хороший результат запоминания даже у тех учащихся , которые учатся средне.

Думаю и надеюсь , что моя разработка намного облегчить труд учителя физики и поможет учащимся легко овладеть знаниями. Пусть пособие станет настольным значком на рабочем столе вашего компьютера.

Использованная литература

1. Гусев В.А. и др. Изучение величин на уроках математики и физики в школе.-М.: Просвещение, 1981.-79с.,ил.

2. Степанова Т.И, Скрябин В.И.Методология педагогического исследования. -Якутск.: Издательство ЯГУ,2005.-64с.

3. Марат Зиганов, Владимир Козаренко.Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.-М.: Дрофа,2006.-88с.,ил.

4. РазумовскийВ.Г. Физика в школе.Научный метод познания и обучение/-М.:Гуманитарноеизд.центрВЛАДОС, 2007.-463с.

5. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 классы.-М.:Издательство «Экзамен», 2007.-269 с.

6.А.В. Перышкин. Физика.7 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений-М.:Дрофа, 2007.-192с.

7. А.В. Перышкин. Физика.8 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений-М.:Дрофа, 2004.-192с.

8.А.В. Перышкин. Физика.9 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений-М.:Дрофа, 2005.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная система запоминания физических величин и их единиц измерения.

Работа описывает комплексную систему работы учителя физики по запоминанию физических величин учащимися. Это соответствующие таблицы кабинета физики, карточки с физическими величинами, таблицы для пров...

Презентация "Некоторые приемы запоминания тригонометрических формул"

         Тригонометрия – один из интереснейших разделов математики, но почему-то большинство учащихся считают его самым трудным. Объяснить это, скорее всего можно тем, ...

Методическое пособие "Способы быстрых вычислений"

  Одной из основных задач обучения школьников математике является задача повышения вычислительной культуры учащихся, начиная с начальной школы. Повышению вычислительной культуры способству...

Учебно-методическое пособие:" Способы написания вводной части сочинения-описания по картине»

В данной работе представлены различные способы написания вводной части сочинения-описания по картине. Теоретические сведения подкрепляются описанием практических приемов.Приведены фрагменты уроков по ...

ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ

ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Пути и способы эффективного запоминания физических величин и формул

Физика — очень интересный и занимательный предмет, который с удовольствием изучают многие школьники. Каждый учащийся с 7 по 11 класс понимает необходимость хорошо учиться по физике, но не ...