Пути и способы эффективного запоминания физических величин и формул
статья по физике (7, 8, 9 класс)
Физика — очень интересный и занимательный предмет, который с удовольствием изучают многие школьники. Каждый учащийся с 7 по 11 класс понимает необходимость хорошо учиться по физике, но не у каждого это получается. В чем причина этого парадокса? Причина тому — индивидуальные особенности памяти. У многих учеников память развита слабо и запоминание формул и законов им дается с трудом. Память нужно постоянно развивать. Если вовремя не помочь этим ребятам, то интерес к предмету быстро пропадает. Возникает противоречие между необходимостью изучения физики и плохо развитой памятью учащихся. Отсюда вытекает проблема — многим учащимся трудно запоминать физические величины и формулы. Для её решения мы предлагаем разработку системы запоминания физических величин и формул, используя мнемотехнику.
Изучив литературу по использованию приемов мнемотехники, мы создали копилку эффективных мнемонических приемов и апробировали разработанный нами материал и приемы мнемотехники на уроках физики в 9 классах. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что использование мнемотехники при изучении физических величин и формул поможет отстающим ученикам эффективней их запомнить. В начале нашего исследования было проведено анкетирование среди 50 учеников.
Согласно исследованию Игитханян Лилит Эдиковны, которое проводилось среди учеников 9-х классов, в котором ребята отвечали на такие вопросы: «Хорошо ли ты знаешь формулы по физике?» знаю все — 22 %, знаю, но не все — 76 %, вообще не знаю — 2 %. «Легко ли ты запоминаешь формулы?» да — 30 %, нет — 30 %, не всегда — 40 %, «Как ты запоминаешь физические величины и формулы?» а) Просто зубрю, проговаривая вслух и прошу проверить — 45 %; б) записываю несколько раз — 18 %; в) просматриваю несколько раз в учебнике — 20 %; г) учу правила и сопоставляю с формулой или с чем-то ассоциирую — 5 %; д) составляю таблицы, схемы, алгоритмы — 10 %; е) никак не запоминаю — 2 %. Как мы видим большинство учащихся просто зубрят, не осмысливая информацию и не придают ей эмоциональную окраску, а значит это запоминание не надолго.
Как же помочь ребятам эффективно запомнить физические величины и формулы. И вот здесь на помощь приходит мнемотехника. Мнемотехника — это и есть возможность понять непонятное, сделать учение интересным. Следующий шаг нашего исследования — эксперимент. 1 этап — проведение физического диктанта по всем изученным формулам 7–9 класса. 2 этап — выявление типичных ошибок, допущенных в формулах. 3 этап — работа по формированию мнемонических навыков, т. е. объяснение ребятам построения ассоциативных связей, приёмы запоминания. Вместе попробовали себя в роли мнемонистов. Таким образом, у каждого появился свой способ запоминания. 4 этап — проверка этих же формул после нашей работы. Оказалось, что теперь ошибки допущены не были.
Некоторые приёмы мнемотехники :
- Треугольник формул
- Мнемофразы — фразы которые позволяют запомнить формулы Учащиеся путают две созвучные формулы и мы предложили запомнить закон Архимеда фразой «У Архимеда РоЖа — Во»
- Мнемостих (рифмовки) — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Плотность тела мы найдем, разделив массу на объем. Силу тока чтоб найти U на R ты раздели.
- Запоминание физических величин с помощью созвучных слов. Некоторые ребята путают обозначение силы тока, напряжения и сопротивления. Поэтому придумали выделять ударением букву данной величины. (сИИИИла тока, отчетливо слышится И — значит пишем I, сопР- Р- Р –Р-отивлен, слышится Р, значит записываем R).
- Метод историй — нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Мама силу приложила, чтоб я быстрей второй закон Ньютона учила. Или для определения проекций векторов силы необходимо помнить определение Sin и Cоs в прямоугольном треугольнике ребята путаю, когда использовать прилежащий, а когда противолежащий катет к гипотенузе мы придумали свою запоминалку: Соs — буквы округлые, мягкие, как подушка, на которую хочется прилечь => прилегли на подушку — прилежащий катет к гипотенузе. Sin — буквы острые, как иголки. Не хочу лежать на иголках, поэтому постою напротив. Значит противоположный катет к гипотенузе. Например, были ошибки в самой простой формуле , хорошо запомнить это формулу можно если вспомнить, что скорость показывают все спидометры автомобилей (), значит в числителе то, что измеряется в км (м) — это путь S, а в знаменателе стоят часы, значит там должно стоять время ч (с). Эта информация легко запоминается и ошибки не будет.
- Если ребята путаются в обозначениях физической величины, то можно применить методику учителя физики Винокуровой, которая предлагает любую величину нарисовать, например скорость, время, расстояние.
- Для учащихся, которым очень тяжело запоминать формулы предложили использовать метод Цицерона, мнемокарточки. Метод Цицерона — расклеить по всем комнатам стикеры с формулами. Например, массу на стул, силу тяжести и вес на люстру, силу тока или напряжения на розетку. Мощность на — лампочку, Момент силы — на дверь, энергию на холодильник, скорость на мяч, швабру, веник. Количество теплоты на духовку или утюг и т. п.
- Мнемокарточки — карточки физических величин и формул. На одной стороне карточки записывается физическая величина, а на другой ее формула или придумайте физическое лото и играйте вместе с родителями и друзьями.
- Мнемостикер краткая запись параграфа на стикеры.
- Пассивное восприятие слов. Запишите на диктофон телефона формулировки определений и формул. В любое свободное время прослушивайте запись и повторяйте в слух.
- Свести все формулы в таблицу в специальную тетрадь физических терминов и формул.
Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память. Мы пришли к выводу, что мнемотехника позволяет:
1) накапливать в памяти большое количество точной информации;
2) экономить время при запоминании;
3) тренирует внимание и мышление;
4) быстро освоить несколько новых формул;
5) хорошая зарядка для мозга — мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках физики повысит эффективность запоминания физических величин и формул.
(с) Игитханян, Л. Э. Пути и способы эффективного запоминания физических величин и формул / Л. Э. Игитханян, Т. Н. Сазонова. — непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 4 (18). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/young/archive/18/1260/ (дата обращения: 25.05.2021).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути и способы
эффективного запоминания
физических величин и формул
Физика — очень интересный и занимательный предмет, который с удовольствием изучают многие школьники. Каждый учащийся с 7 по 11 класс понимает необходимость хорошо учиться по физике, но не у каждого это получается. В чем причина этого парадокса? Причина тому — индивидуальные особенности памяти. У многих учеников память развита слабо и запоминание формул и законов им дается с трудом. Память нужно постоянно развивать. Если вовремя не помочь этим ребятам, то интерес к предмету быстро пропадает. Возникает противоречие между необходимостью изучения физики и плохо развитой памятью учащихся. Отсюда вытекает проблема — многим учащимся трудно запоминать физические величины и формулы. Для её решения мы предлагаем разработку системы запоминания физических величин и формул, используя мнемотехнику.
Изучив литературу по использованию приемов мнемотехники, мы создали копилку эффективных мнемонических приемов и апробировали разработанный нами материал и приемы мнемотехники на уроках физики в 9 классах. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что использование мнемотехники при изучении физических величин и формул поможет отстающим ученикам эффективней их запомнить. В начале нашего исследования было проведено анкетирование среди 50 учеников.
Согласно исследованию Игитханян Лилит Эдиковны, которое проводилось среди учеников 9-х классов, в котором ребята отвечали на такие вопросы: «Хорошо ли ты знаешь формулы по физике?» знаю все — 22 %, знаю, но не все — 76 %, вообще не знаю — 2 %. «Легко ли ты запоминаешь формулы?» да — 30 %, нет — 30 %, не всегда — 40 %, «Как ты запоминаешь физические величины и формулы?» а) Просто зубрю, проговаривая вслух и прошу проверить — 45 %; б) записываю несколько раз — 18 %; в) просматриваю несколько раз в учебнике — 20 %; г) учу правила и сопоставляю с формулой или с чем-то ассоциирую — 5 %; д) составляю таблицы, схемы, алгоритмы — 10 %; е) никак не запоминаю — 2 %. Как мы видим большинство учащихся просто зубрят, не осмысливая информацию и не придают ей эмоциональную окраску, а значит это запоминание не надолго.
Как же помочь ребятам эффективно запомнить физические величины и формулы. И вот здесь на помощь приходит мнемотехника. Мнемотехника — это и есть возможность понять непонятное, сделать учение интересным. Следующий шаг нашего исследования — эксперимент. 1 этап — проведение физического диктанта по всем изученным формулам 7–9 класса. 2 этап — выявление типичных ошибок, допущенных в формулах. 3 этап — работа по формированию мнемонических навыков, т. е. объяснение ребятам построения ассоциативных связей, приёмы запоминания. Вместе попробовали себя в роли мнемонистов. Таким образом, у каждого появился свой способ запоминания. 4 этап — проверка этих же формул после нашей работы. Оказалось, что теперь ошибки допущены не были.
Некоторые приёмы мнемотехники :
- Треугольник формул
- Мнемофразы — фразы которые позволяют запомнить формулы Учащиеся путают две созвучные формулы и мы предложили запомнить закон Архимеда фразой «У Архимеда РоЖа — Во»
- Мнемостих (рифмовки) — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Плотность тела мы найдем, разделив массу на объем. Силу тока чтоб найти U на R ты раздели.
- Запоминание физических величин с помощью созвучных слов. Некоторые ребята путают обозначение силы тока, напряжения и сопротивления. Поэтому придумали выделять ударением букву данной величины. (сИИИИла тока, отчетливо слышится И — значит пишем I, сопР- Р- Р –Р-отивлен, слышится Р, значит записываем R).
- Метод историй — нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Мама силу приложила, чтоб я быстрей второй закон Ньютона учила. Или для определения проекций векторов силы необходимо помнить определение Sin и Cоs в прямоугольном треугольнике ребята путаю, когда использовать прилежащий, а когда противолежащий катет к гипотенузе мы придумали свою запоминалку: Соs — буквы округлые, мягкие, как подушка, на которую хочется прилечь => прилегли на подушку — прилежащий катет к гипотенузе. Sin — буквы острые, как иголки. Не хочу лежать на иголках, поэтому постою напротив. Значит противоположный катет к гипотенузе. Например, были ошибки в самой простой формуле , хорошо запомнить это формулу можно если вспомнить, что скорость показывают все спидометры автомобилей (), значит в числителе то, что измеряется в км (м) — это путь S, а в знаменателе стоят часы, значит там должно стоять время ч (с). Эта информация легко запоминается и ошибки не будет.
- Если ребята путаются в обозначениях физической величины, то можно применить методику учителя физики Винокуровой, которая предлагает любую величину нарисовать, например скорость, время, расстояние.
- Для учащихся, которым очень тяжело запоминать формулы предложили использовать метод Цицерона, мнемокарточки. Метод Цицерона — расклеить по всем комнатам стикеры с формулами. Например, массу на стул, силу тяжести и вес на люстру, силу тока или напряжения на розетку. Мощность на — лампочку, Момент силы — на дверь, энергию на холодильник, скорость на мяч, швабру, веник. Количество теплоты на духовку или утюг и т. п.
- Мнемокарточки — карточки физических величин и формул. На одной стороне карточки записывается физическая величина, а на другой ее формула или придумайте физическое лото и играйте вместе с родителями и друзьями.
- Мнемостикер краткая запись параграфа на стикеры.
- Пассивное восприятие слов. Запишите на диктофон телефона формулировки определений и формул. В любое свободное время прослушивайте запись и повторяйте в слух.
- Свести все формулы в таблицу в специальную тетрадь физических терминов и формул.
Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память. Мы пришли к выводу, что мнемотехника позволяет:
1) накапливать в памяти большое количество точной информации;
2) экономить время при запоминании;
3) тренирует внимание и мышление;
4) быстро освоить несколько новых формул;
5) хорошая зарядка для мозга — мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках физики повысит эффективность запоминания физических величин и формул.
(с) Игитханян, Л. Э. Пути и способы эффективного запоминания физических величин и формул / Л. Э. Игитханян, Т. Н. Сазонова. — непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 4 (18). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/young/archive/18/1260/ (дата обращения: 25.05.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формулы. Формула пути.
Урок по теме: "Формулы. Формула пути"...
«Пути активизации познавательной деятельности школьников при изучении темы «Формулы корней квадратных уравнений» курса математики 8 класса»
Данная работа поможет учителю при изучении темы алгебры 8 класса "Решение квадратных уравнений по формуле", в ней приведены возможные способы построения уроков, рассмотрен системно деятельностны...
Конспект урока " Основа логики: логические величины и формулы"
Конспект урока предназначен для учебных учреждений, которые занимаются по учебнику "Информатика ФГОС" автора Семакина И.Г....
А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило Формула Словесная формулировка (а + в) 2 = а2 + 2ав + в2 квадрат суммы двух выражений Квадрат сум
Тема урока: Формулы сокращённого умноженияЦель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.Задачи урока:Образова...
ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ
ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ...
Шпаргалка №1 (Вывод физической величины из простой формулы)
Очень необходимый материал, который не записан ни в одном учебнике физики. В видео представлен один из множества способов вывода физической величины из формулы....
Основные формулы школьного курса/список физических величин
Основные формулы школьного курса/список физических величин...