Урок по теме "Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Технологическая карта, конспект урока, рабочая карта для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

«Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты»

Класс

8 класс

Тема

«Тепловые явления. Удельная теплоёмкость вещества».

Тип урока

Открытие новых знаний через исследовательскую деятельность.

Формы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели занятия

Личностные: Развить интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности.

Метапредметные: Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, смысловое чтение.

Предметные: Знать определение удельной теплоёмкости вещества, единицы измерения, через исследование получить уравнение теплового баланса. Уметь приводить примеры.

Задачи занятия

Личностные:

  1. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении темы

«Тепловые явления. Удельная теплоёмкость вещества».

  1. Провести рефлексию деятельности после экспериментального исследования и решения качественных задач.

Метапредметные:

  1. Организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач.
  2. Выслушать устные ответы учащихся о том от чего зависит величина. Предметные:

Приобретение учащимися знаний по теме «Тепловые явления. Удельная теплоёмкость вещества». Формировать у учащихся умения наблюдать и выполнять экспериментальные исследования, применять знания в практической жизни.

Планируемые результаты

Личностные:

Самоопределение:

рефлексивная самооценка учебной деятельности

Смыслообразование:

мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Нравственно-этическое оценивание:

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений.

Метапредметные:

Коммуникативные:

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы

Познавательные:

 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

развитие мышления учащихся на основе использования формальной логики при изучении тепловых явлений.

развитие внимания в ходе демонстрации эксперимента и при устном ответе одноклассника.

Регулятивные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Предметные:

Факты:

Изменение внутренней энергии при теплообмене; количество теплоты зависит от массы, температуры и рода вещества. Количество теплоты измеряется в Дж, удельная теплоёмкость измеряется Дж/(кг*0С).

Умения:

Экспериментальные умения (умение планировать эксперимент по зависимости количества теплоты от различных величин);

Умение решать качественные задачи на основе знаний полученных в эксперименте данных.

Технические условия,

используемое оборудование

Мультимедиа-проектор; компьютер, презентация; рабочие листы с заданиями; сигнальные карточки; учётный лист.

Калориметры с горячей водой, термометры, сосуды с холодной водой.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие.  Совместно вырабатывают правила работы на уроке.

Поясняет, как заполнять рабочий лист, как использовать сигнальные карточки.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация

Читает отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое Солнце»:

«Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно. А сороки – белобоки, поскакали по полям, закричали журавлям: - Горе, горе, крокодил Солнце в небе проглотил!». Это, конечно, сказка. А как вы думаете: может ли Солнце исчезнуть? Внимание на экран! (Видео солнечного затмения 20 марта 2015г.).

Проводит беседу о том, как становится на Земле, когда Солнце исчезает.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Смотрят, поясняют.

Повторение ранее изученного

  1. Фронтальная беседа по видам теплопередач.
  2. Предлагает, выполнить первое задание: глядя на фото заполнить таблицу соответствия теплового явления и изображения на фото. Проводит взаимопроверку и анализ выполнения задания.

Выполняют работу по заполнению таблицы в рабочем листе.

Выполняют взаимопроверку и оценивание в парах.

Слушают        и        поднимают        карточку        в

зависимости от своего ответа (Да – зелёная, нет - красная).

Постановка проблемной ситуации

Проводит подводящую беседу к теме урока.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово тепло?

  • Но мы с вами изучаем физику, где есть величина, которая характеризует, какую энергию получает или отдаёт тело при теплопередаче. Что это за величина?

Физика количественная наука. Выходит, что теплоту можно рассчитать!

  • А мы это умеем?

Слушают учителя.

Придумывают ассоциации (…, энергия). Отвечают на вопросы учителя (количество теплоты).

Формулирование темы урока

Чему мы должны научиться?

- Давайте сформулируем и запишем тему нашего учебного занятия (Расчёт количества теплоты).

Предлагает сформулировать тему урока.

Слушают, отвечают на вопросы. Формулируёт тему урока «Расчёт количества теплоты».

Планирование деятельности

- В рабочих листах, есть пункт план работы. В течение одной минуты обсудите его в паре и запишите (песочные часы):

- Узнать формулу;

- Научиться её применять;

- Рассмотреть примеры. (вывешивается на доске).

Предлагают различные варианты: - Узнать формулу; - Научиться её применять; - Рассмотреть примеры.

В результате появляется план.

Открытие новых знаний

  1. Проводит беседу, от чего зависит количество теплоты? (от массы, от разности температур, от рода вещества – выписывается на доске)

Предлагает прочитать в учебнике определение количества теплоты и наитии в чём измеряется? (Проводит работу в парах по смысловому чтению текста учебника).

  1. Обращает внимание на таблицу удельной теплоёмкости веществ.
  2. Предлагает выразить полученные знания о количестве теплоты и удельной теплоёмкости в виде формулы: Q=mc(t2 – t1), где Q – количество теплоты (Дж), m – масса тела (кг), c – удельная теплоёмкость (Дж/(кг*0С)), t1 – начальная температура тела (0С), t2 – конечная температура тела (0 С). Предлагает выполнить задание 2. (Время выполнения 1мин.)

- Поменяйтесь листами в паре, выполните взаимопроверку. Выставите баллы в круг на поля.

Отвечают: от массы, от разности температур, от рода вещества.

Читают определение в учебнике и смотрят единицы измерения. Отвечают на вопросы. Записывают в рабочий лист.

Выполняют        задание        2.        

Выполняют взаимопроверку и оценивание в парах.

Мотивация и организация на исследовательскую работу учащихся

Предлагает решить исследовательскую задачу на расчёт количества теплоты отданного и полученного телами.

Предлагает разделиться на группы по 3-4 человека.

Напоминает технику безопасности.

Отвечают, делают предположения. Делятся на группы.

Слушают, отвечают на вопросы.

по цифрам на карточке расходятся за столы.

Самостоятельная исследовательская

деятельность

Координирует работу учащихся.

Проводят исследование. Работают по инструкции. Делают выводы.

Соотношение результата с целью

  1. Приглашает подвести итог исследования одного из группы.
  2. Обращает внимание на план работы на доске, на все ли вопросы нашли ответ?
  1. Рассказывают о полученном результате. поднимают зелёные карточки, если согласны, не согласны – красные.
  2. Анализируют выполнение плана работы на урок.
  3. Участвуют, отвечают, изображают.

Первичное закрепление знаний

Предлагает каждому в группе, записать по одному примеру теплообмена на лучиках. Проводит взаимопроверку работы.

Первая группа зачитайте свои примеры (и т. д.). Закрепите эти лучики вокруг буквы Q.

Выполняют задание. Зачитывают свой пример и закрепляют на доске магнитом.

Подведение итогов работы

Просит подсчитать полученные баллы за урок и поставить отметку в

учётный лист. Д/з в рабочих листах.

Подсчитывают и выставляют отметку.

Рефлексия

Задаёт рефлексивные вопросы на сайте www.mentimetr.com  (знал, узнал, хочу узнать). Выводит на экран облако тегов.

- Солнце будет гореть ещё более 5 миллиардов лет. Но человечество в поиске альтернативных источников энергии. И возможно вы молодые, талантливые изобретётё новый источник энергии. А пока, пусть всегда будет

Солнце! Я благодарю вас за сотрудничество. До свидания!

Отвечают на вопросы в приложении.  

Слушают.

Учётный лист

Ф. И.

Общий балл за урок

Отметка

1

2

3

4

Подсказка 1.        См. учебник, стр. 169

Подсказка 2.        См. учебник, стр. 170 – 20

Подсказка 3.

  1. Измерьте температуру горячей воды в колориметре. Масса горячей воды 100 г.
  2. Измерьте температуру холодной воды в колориметре. Масса холодной воды 100 г.
  3. Осторожно влейте холодную воду колориметр с горячей водой. Измерьте температуру смеси.
  4. Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной.

Q2= с m2 (t2 – t1),        Q1 = c m1 (t2 – t1)

Рабочий лист        (Ф. И.)

Критерий оценки: Всё верно – 5 б., есть ошибки – 3 б., всё неверно – 0 б.

Использование подсказки: – 0,5 б.

Задание 1. Заполните таблицу:

Теплопроводность

Конвекция

Излучение

Тема урока:          

План работы:         

Обозначение и единицы измерения:          

Задание 2. Подумайте и ответьте:

А). Удельная теплоёмкость льда равна 2100 Дж/(кг · 0С). Это означает, что для нагревания льда:

  1. Массой 2100 кг на 1 0С требуется количество теплоты, равное 1 Дж;
  2. Массой 1 кг на 2100 0С требуется количество теплоты, равное 1 Дж;
  3. Массой 1 кг на 1 0С требуется количество теплоты, равное 2100 Дж;
  4. Массой 2100 г на 1 0С требуется количество теплоты, равное 2100 Дж.

Б). Железный и медный шары одинаковой массы нагрели до одной и той же температуры и погрузили в сосуд с холодной водой. Температура воды:

  1. Повысится на большее число градусов при погружении в него медного шара;
  2. Повысится на большее число градусов при погружении в него железного шара;
  3. Не изменится.

Формула для расчёта количества теплоты:          

Задание 3. Решите задачу: Рассчитайте количество теплоты, которое отдаст тёплая вода массой 100г, холодной воде той же массы (с в= 4200 Дж/(кг . 0С)).

Цель:         

Оборудование:

Масса тёплой воды, m, кг

Начальная температура тёплой воды,

t, 0С

Удельная теплоёмкость воды,

с, Дж/(кг*0С)

Количество теплоты, отданное тёплой водой,

Q, Дж

Масса холодной воды,

m1, кг

Начальная температура холодной воды,

t1, 0С

Температура смеси,

t2, 0С

Количество теплоты, полученное холодной водой,

Q1, Дж

Общее количество баллов за урок:          

Моя отметка за урок:          


Критерий выставления отметки:

14-15 баллов – «5»;

12-13 баллов – «4»;

9-11 баллов – «3».

Знал

Узнал

Хочу узнать

Домашнее задание. Обязательно: пр. 8 – 9, читать, упр. 4 (з.2).

На выбор: 1. Сообщения: «Различные источники тепловой энергии на Земле».

2. Придумать опыт свой опыт для проверки теплообмена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел».

Тема урока: «Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел».Цель урока: Рассмотреть особенности процессов плавления и кристаллизации тел.Задачи урока: 1.     Объясни...

урок физики в 10 классе "Теплопередача. Количество теплоты"

урок призван сформировать у учащихся способности к структурированию и систематизации знаний по изменению внутренней энергии способом теплопередачи и их количественной характеристике, овладение адекват...

Тест "Расчёт количества теплоты" 8 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 8 класса по теме «Расчёт количества теплоты», соответствует содержанию учебника А.В.Перышкина.Тест составлен по учебно-методическо...

Урок решения задач на расчёт количества теплоты.

Применять знания полученные на предыдущих уроках при решении задач.Повторить физический смысл удельных единиц.Уметь по графику характеризовать тепловые процессы.Развивать интерес к предмету....

Урок "Решение задач по теме "Расчёт Количества теплоты"

Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и оценить их....

Решение задач на расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Презентация к уроку физики "Решение задач на расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. " (8 класс)...

Технологическая карта открытого урока по физике 8 класс .Тема:Количество теплоты

Разработка открытого урока по физике 8 класс. Тема: Количство теплоты...