Урок по теме "Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Технологическая карта, конспект урока, рабочая карта для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udelnaya_teployomkost_veshchestva._raschyot_kolichestva_teploty.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики
«Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты»
Класс | 8 класс |
Тема | «Тепловые явления. Удельная теплоёмкость вещества». |
Тип урока | Открытие новых знаний через исследовательскую деятельность. |
Формы | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Цели занятия | Личностные: Развить интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности. Метапредметные: Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, смысловое чтение. Предметные: Знать определение удельной теплоёмкости вещества, единицы измерения, через исследование получить уравнение теплового баланса. Уметь приводить примеры. |
Задачи занятия | Личностные:
«Тепловые явления. Удельная теплоёмкость вещества».
Метапредметные:
Приобретение учащимися знаний по теме «Тепловые явления. Удельная теплоёмкость вещества». Формировать у учащихся умения наблюдать и выполнять экспериментальные исследования, применять знания в практической жизни. |
Планируемые результаты | Личностные: Самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности Смыслообразование: мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Нравственно-этическое оценивание: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений. Метапредметные: Коммуникативные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы |
Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; развитие мышления учащихся на основе использования формальной логики при изучении тепловых явлений. развитие внимания в ходе демонстрации эксперимента и при устном ответе одноклассника. Регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. Предметные: Факты: Изменение внутренней энергии при теплообмене; количество теплоты зависит от массы, температуры и рода вещества. Количество теплоты измеряется в Дж, удельная теплоёмкость измеряется Дж/(кг*0С). Умения: Экспериментальные умения (умение планировать эксперимент по зависимости количества теплоты от различных величин); Умение решать качественные задачи на основе знаний полученных в эксперименте данных. | |
Технические условия, используемое оборудование | Мультимедиа-проектор; компьютер, презентация; рабочие листы с заданиями; сигнальные карточки; учётный лист. Калориметры с горячей водой, термометры, сосуды с холодной водой. |
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие. Совместно вырабатывают правила работы на уроке. Поясняет, как заполнять рабочий лист, как использовать сигнальные карточки. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
Актуализация | Читает отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое Солнце»: «Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно. А сороки – белобоки, поскакали по полям, закричали журавлям: - Горе, горе, крокодил Солнце в небе проглотил!». Это, конечно, сказка. А как вы думаете: может ли Солнце исчезнуть? Внимание на экран! (Видео солнечного затмения 20 марта 2015г.). Проводит беседу о том, как становится на Земле, когда Солнце исчезает. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят, поясняют. |
Повторение ранее изученного |
| Выполняют работу по заполнению таблицы в рабочем листе. Выполняют взаимопроверку и оценивание в парах. Слушают и поднимают карточку в зависимости от своего ответа (Да – зелёная, нет - красная). |
Постановка проблемной ситуации | Проводит подводящую беседу к теме урока. - Какие ассоциации вызывает у вас слово тепло?
Физика количественная наука. Выходит, что теплоту можно рассчитать!
| Слушают учителя. Придумывают ассоциации (…, энергия). Отвечают на вопросы учителя (количество теплоты). |
Формулирование темы урока | Чему мы должны научиться? - Давайте сформулируем и запишем тему нашего учебного занятия (Расчёт количества теплоты). Предлагает сформулировать тему урока. | Слушают, отвечают на вопросы. Формулируёт тему урока «Расчёт количества теплоты». |
Планирование деятельности | - В рабочих листах, есть пункт план работы. В течение одной минуты обсудите его в паре и запишите (песочные часы): - Узнать формулу; - Научиться её применять; - Рассмотреть примеры. (вывешивается на доске). | Предлагают различные варианты: - Узнать формулу; - Научиться её применять; - Рассмотреть примеры. В результате появляется план. |
Открытие новых знаний |
Предлагает прочитать в учебнике определение количества теплоты и наитии в чём измеряется? (Проводит работу в парах по смысловому чтению текста учебника).
- Поменяйтесь листами в паре, выполните взаимопроверку. Выставите баллы в круг на поля. | Отвечают: от массы, от разности температур, от рода вещества. Читают определение в учебнике и смотрят единицы измерения. Отвечают на вопросы. Записывают в рабочий лист. Выполняют задание 2. Выполняют взаимопроверку и оценивание в парах. |
Мотивация и организация на исследовательскую работу учащихся | Предлагает решить исследовательскую задачу на расчёт количества теплоты отданного и полученного телами. Предлагает разделиться на группы по 3-4 человека. Напоминает технику безопасности. | Отвечают, делают предположения. Делятся на группы. Слушают, отвечают на вопросы. по цифрам на карточке расходятся за столы. |
Самостоятельная исследовательская деятельность | Координирует работу учащихся. | Проводят исследование. Работают по инструкции. Делают выводы. |
Соотношение результата с целью |
|
|
Первичное закрепление знаний | Предлагает каждому в группе, записать по одному примеру теплообмена на лучиках. Проводит взаимопроверку работы. Первая группа зачитайте свои примеры (и т. д.). Закрепите эти лучики вокруг буквы Q. | Выполняют задание. Зачитывают свой пример и закрепляют на доске магнитом. |
Подведение итогов работы | Просит подсчитать полученные баллы за урок и поставить отметку в учётный лист. Д/з в рабочих листах. | Подсчитывают и выставляют отметку. |
Рефлексия | Задаёт рефлексивные вопросы на сайте www.mentimetr.com (знал, узнал, хочу узнать). Выводит на экран облако тегов. - Солнце будет гореть ещё более 5 миллиардов лет. Но человечество в поиске альтернативных источников энергии. И возможно вы молодые, талантливые изобретётё новый источник энергии. А пока, пусть всегда будет Солнце! Я благодарю вас за сотрудничество. До свидания! | Отвечают на вопросы в приложении. Слушают. |
Учётный лист
№ | Ф. И. | Общий балл за урок | Отметка |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Подсказка 1. См. учебник, стр. 169
Подсказка 2. См. учебник, стр. 170 – 20
Подсказка 3.
- Измерьте температуру горячей воды в колориметре. Масса горячей воды 100 г.
- Измерьте температуру холодной воды в колориметре. Масса холодной воды 100 г.
- Осторожно влейте холодную воду колориметр с горячей водой. Измерьте температуру смеси.
- Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной.
Q2= с m2 (t2 – t1), Q1 = c m1 (t2 – t1)
Рабочий лист (Ф. И.)
Критерий оценки: Всё верно – 5 б., есть ошибки – 3 б., всё неверно – 0 б.
Использование подсказки: – 0,5 б.
Задание 1. Заполните таблицу:
Теплопроводность | Конвекция | Излучение |
Тема урока:
План работы:
Обозначение и единицы измерения:
Задание 2. Подумайте и ответьте:
А). Удельная теплоёмкость льда равна 2100 Дж/(кг · 0С). Это означает, что для нагревания льда:
- Массой 2100 кг на 1 0С требуется количество теплоты, равное 1 Дж;
- Массой 1 кг на 2100 0С требуется количество теплоты, равное 1 Дж;
- Массой 1 кг на 1 0С требуется количество теплоты, равное 2100 Дж;
- Массой 2100 г на 1 0С требуется количество теплоты, равное 2100 Дж.
Б). Железный и медный шары одинаковой массы нагрели до одной и той же температуры и погрузили в сосуд с холодной водой. Температура воды:
- Повысится на большее число градусов при погружении в него медного шара;
- Повысится на большее число градусов при погружении в него железного шара;
- Не изменится.
Формула для расчёта количества теплоты:
Задание 3. Решите задачу: Рассчитайте количество теплоты, которое отдаст тёплая вода массой 100г, холодной воде той же массы (с в= 4200 Дж/(кг . 0С)).
Цель:
Оборудование:
Масса тёплой воды, m, кг | Начальная температура тёплой воды, t, 0С | Удельная теплоёмкость воды, с, Дж/(кг*0С) | Количество теплоты, отданное тёплой водой, Q, Дж | Масса холодной воды, m1, кг | Начальная температура холодной воды, t1, 0С | Температура смеси, t2, 0С | Количество теплоты, полученное холодной водой, Q1, Дж |
Общее количество баллов за урок:
Моя отметка за урок:
Критерий выставления отметки:
14-15 баллов – «5»;
12-13 баллов – «4»;
9-11 баллов – «3».
Знал | Узнал | Хочу узнать |
Домашнее задание. Обязательно: пр. 8 – 9, читать, упр. 4 (з.2).
На выбор: 1. Сообщения: «Различные источники тепловой энергии на Земле».
2. Придумать опыт свой опыт для проверки теплообмена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел».
Тема урока: «Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел».Цель урока: Рассмотреть особенности процессов плавления и кристаллизации тел.Задачи урока: 1. Объясни...
урок физики в 10 классе "Теплопередача. Количество теплоты"
урок призван сформировать у учащихся способности к структурированию и систематизации знаний по изменению внутренней энергии способом теплопередачи и их количественной характеристике, овладение адекват...
Тест "Расчёт количества теплоты" 8 класс
Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 8 класса по теме «Расчёт количества теплоты», соответствует содержанию учебника А.В.Перышкина.Тест составлен по учебно-методическо...
Урок решения задач на расчёт количества теплоты.
Применять знания полученные на предыдущих уроках при решении задач.Повторить физический смысл удельных единиц.Уметь по графику характеризовать тепловые процессы.Развивать интерес к предмету....
Урок "Решение задач по теме "Расчёт Количества теплоты"
Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и оценить их....
Решение задач на расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
Презентация к уроку физики "Решение задач на расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. " (8 класс)...
Технологическая карта открытого урока по физике 8 класс .Тема:Количество теплоты
Разработка открытого урока по физике 8 класс. Тема: Количство теплоты...