Использование игровых технологий на уроках физики в основной школе.
статья по физике

Черных Полина Владимировна

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках физики в основной школе.

Физика – наука, наполненная физическими формулами и терминами, задачами и математическими вычислениями. Учащиеся не математического склада ума, зачастую быстро теряют интерес к данному предмету. Чтобы повысить познавательный интерес, завлечь как можно больше учащихся в процесс изучения физики, на своих уроках я активно использую игровые технологии. Как сказал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Основными целями использования игр и заданий на уроках физики являются:

 1. Познавательная. Игры и задания способствуют формированию интереса к физике.

2. Развлекательная. На уроках физики во время игры учащиеся отвлекаются от учебного процесса, радость от игрового процесса снимает напряжение и может постепенно стать радостью от учения.

3. Коммуникативная. Во время групповых игр происходит социализации учащихся, они учатся слышать и слушать друг друга, общаться, принимать решения, договариваться. Во время индивидуальных игр в учащихся развивается здоровый дух соперничества, они учатся побеждать и достойно проигрывать, стремиться к изучению нового.

4. Образовательная. Во время игр и выполнения заданий учащиеся получают новые знания, повторяют и закрепляют ранее полученные знания на уроках физики. Также можно использовать межпредметные связи, и затрагивать материал, изучаемый на других предметах в школе.

Рассмотрим несколько примеров игр, которые я использую на своих уроках физики в основной школе.

1 . Игра «Цветок». Направлена на повторение и систематизацию изученного материала. Можно проводить как для группы, так и индивидуально. Класс необходимо поделить на группы, и раздать темы, допустим – сила тока, напряжение и сопротивление. Каждая группа получает одну из предложенных физических величин. Учитель раздаёт заранее подготовленные вырезанные из бумаги круги, на которых записаны названия тем, и чистые лепестки цветка. На лепестках учащиеся должны записать некоторые данные о заданной физической величине. По истечению времени, каждая группа выходит к доске и презентует свой «цветок». Побеждает та команда, чей цветок будет иметь как можно больше лепестков.

2. Кроссворд. Кроссворды можно использовать при изучении нового материала, закрепление новых знаний. Учащиеся изучают заданные параграфы и составляют определенное количество вопросов, и по ответам составляют кроссворд. Затем происходит обмен тетрадями, и одноклассники выполняют кроссворды своих товарищей. В конце выполнения задания тетради возвращаются обратно своим хозяевам. Можно провести взаимопроверку выполненных кроссвордов и позволить учащимся выставить оценки.

Также эффективно использовать кроссворды при актуализации знаний, спрятав в нем ключевое слово, которое даст подсказку учащимся о предстоящей теме урока.

3. Игра «Физическое лото». Физическое лото можно использовать для проверки знаний, полученных на протяжении длительного периода времени. Учитель заранее составляет карточки для лото и вопросы к ним. Во время проведения игры, учащиеся получают свои карточки, а учитель в произвольном порядке достает листы с вопросами и зачитывает классу. Учащиеся должны за короткий промежуток времени мысленно ответить на вопрос и найти его в своей карточке. Побеждает тот учащийся, который первым правильно заполнит свою карточку.


Вопросы:

1. Физическая величина, которая показывает какое количество электронов прошло через поперечное сечение проводника за единицу времени.

2. 

3. Данная физическая величина измеряется в единице измерения Ом.

4. Единица измерения данной физической величины – Ньютон.

5. Чтобы найти эту физическую величину, необходимо массу поделить на объем.

6. Эта физическая величина показывает жесткость пружины.

7. Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности.

4. Игра «Змейка».

Учитель заранее готовит карточки по пройденным темам. Учащиеся выстраиваются в змейку и по очереди отвечают на вопросы, которые указаны в карточках. Учащийся, давший правильный ответ, встает в конец змейки, а учащийся, ответивший неправильно, занимает свое место за партой. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый ученик в змейке не ответит правильно на три вопроса, или же, пока в змейке не останется определенное количество игроков. Условия игры учитель может менять в соответствии с уровнем знаний определенного класса.

Такой метод опроса позволит проверить знания, а также повторить достаточно большой объем материала. Учащиеся, слушая ответы своих товарищей, не только повторяют пройденным материал, но и в игре лучше запоминают его.

Пример карточек (8 класс «Тепловые явления»):

Как показывает практика использования игровых технологий на уроках физики, учащиеся, играя, начинают больше интересоваться предметом, начинают лучше усваивать материал, читать дополнительную литературу, и как правило, увеличивается количество ребят, которые пробуют свои силы на научно-практических конференциях, на олимпиадах и прочих конкурсах по предмету.

Использованная литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6.
  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2019
  3. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах

Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...

Использование игровых технологий на уроках физики

  В статье представлены элементы уроков физики в 7 классе с применением игровых технологий из опыта учителя физики Суховой Н.В....

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

В статье рассматривается алгоритм использования электронных ресурсов на уроках ОБЖ...

Использование интерактивных технологий на уроках начальной и основной школы

В данном материале вы можете ознакомиться с методической разработкой по использованию интерактивных технологий на уроках начальной и основной школы. Метериал основан на собственном опыте учителей школ...

«Использование игровых технологий на уроках обществознания в основной школе».

Использование игровых технологий на уроках обществознания....

Использование модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий PROLOG на уроках физики в основной школе.

В статье описан опыт использования модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий PROLOG на уроках физики в основной школе....