План-конспект урока в 7 классе: Сила
план-конспект урока по физике (7 класс)

Тугарина Валентина Алексеевна

План-конспект урока в 7 классе:  Сила

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в по физике:Сила26.04 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: Сила

Предмет: физика

Класс:7

Цели:

Предметные: сформировать представления о понятиях «сила», «явление тяготения», «сила тяжести».

Метапредметные: развивать логическое мышление; развивать интерес к учению и исследовательским процессам; развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.

Личностные: воспитывать внимательность, сосредоточенность, любознательность; помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать и понимать смысл понятий «сила», «сила тяжести», «явление тяготения».

Метапредметные:

Регулятивные: ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свой ошибки.

Коммуникативные: вступать в диалог, уметь слушать и слышать, выражать свой мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиций других.

Познавательные: анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно.

Личностные: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе и силе тяжести, ценностное отношении друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые технологии: технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.

Оборудование:

Демонстрация к уроку

15 наборов, по 1 на парту.

Состав набора:

2 деревянных бруска,

2 деревянных кубика,

1 пружина,

2 таблички «ДА»,

2 таблички «НЕТ»,

2 листочка для рефлексии.


Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте, присаживайтесь.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Актуализация знаний

Оноре де Бальзак писал: «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Чтобы плодотворно поработать на уроке, устроим мыслительную разминку. У вас на партах лежат таблички. Я буду задавать вопрос, а вы на него отвечайте «Да» или «Нет», поднимая соответствующую табличку. Итак, начнем.

  1. Если мальчик прыгает с лодки на берег, то лодка движется в противоположную сторону? (ДА).

Почему? При взаимодействии оба тела изменяют свои скорости.

  1. Два тела могут в результате взаимодействия друг с другом приобрести одинаковые по значению скорости? (ДА).

Когда такое возможно? Когда тела имеют одинаковые массы.

  1. Брусок, изготовленный из стали легче, чем брусок такого же объема, изготовленный из дерева? (НЕТ).

Почему? Плотность стали больше (таблицу смотрим). А плотность показывает, какая масса вещества заключена в единице объема.

  1. Велосипедист использует явление инерции, чтобы отдохнуть? (ДА).

Как он это делает? Набирает скорость и катится по инерции, не крутя педали.

  1. Два мяча разной массы при столкновении разлетаются с одинаковыми скоростями? (НЕТ).

Почему? При взаимодействии двух тел скорость того тела меньше, у которого масса больше.

У вас на партах лежат деревянные бруски. Попробуйте изменить их скорость.

Учащиеся толкают бруски руками.

Что заставило двигаться бруски?

Взаимодействие с рукой изменило скорость бруска.

Одинаково ли у всех вас бруски изменили скорость?

Нет. Кто-то сильнее толкнул.

Замечательно! Т.о. мы можем сделать вывод, что мерой взаимодействия тел является сила. Итак, запишите тему урока: «Сила».

Слайд 1

Часто не говорят, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или что к телу приложена сила.

Сила – мера взаимодействия тел. 

Слайд 2

Сила обозначается буквой F.

Единицы измерения силы в системе СИ: Н (Ньютон)

Названа единица измерения в честь английского физика, математика и астронома Исаака Ньютона.

Сила – векторная величина.

Что это значит?

Сила характеризуется величиной(модулем) и направлением.

С какой еще векторной величиной вы знакомы?

Со скоростью.

Попробуйте применить к бруску одинаковую силу в разных направлениях.

Учащиеся толкают брусок в разных направлениях.

Обратите внимание, что вы меняете не только направление силы, но и точку приложения силы к бруску.

Сила характеризуется модулем (величиной), направлением и точкой приложения.

А теперь возьмите пружину. Попробуйте ее слегка растянуть.

Учащиеся растягивают пружину

Что произошло с пружиной?

Она стала длиннее.

Изменилась ли скорость пружины?

Нет

А скорость некоторых частей пружины?

Да

Дело в том, что иногда под действием силы меняется скорость не всего тела, а лишь отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется. Деформация – это любое изменение формы и размера тела.

Возьмите кусочек пластилина. Примените к нему силу. Нажмите на кусочек. Что произошло?

Пластилин деформировался.

Чем отличаются деформации пружины и пластилина?

Пружина вновь вернулась в прежнее состояние, а пластилин нет, когда мы перестали действовать силой.

Деформации бывают упругими и неупругими.

При упругой деформации тело возвращается в исходное состояние после прекращения действия сил, деформирующих тело.

Скажите, ребята, а где на Земле легче всего живётся?

Слушаем варианты

Исаак Ньютон говорил, что «примеры при обучении полезнее правил». Давайте рассмотрим несколько примеров.

Поднимите маленький кубик над столом. Отпустите. Что происходит с кубиком и почему?

Падает. Земля притягивает.

Аккуратно встаньте из-за парт, подпрыгните. Присаживайтесь. Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?

Притяжение Земли

Слайд 3

Почему Луна вращается вокруг Земли?

Земля притягивает.

Слайд 4

Почему планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца? Показать модель Солнечной системы.

Солнце притягивает.

Итак, запишите следующий заголовок нашего урока:

«Явление тяготения. Сила тяжести»

С понятием силы тяжести и явлением тяготения каждый знаком с детства.

Попробуйте сами привести примеры проявления тяготения.

Падают на землю капли дождя.

Падают предметы и живые существа.

Падает подброшенный мяч и т.д.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Слайд 5

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины и оползни, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады.

Все живые существа на Земле чувствуют её притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растёт вниз, к центру Земли.

Сила тяжести обозначается Fтяж. Сила тяжести направлена вертикально вниз, к центру Земли.

Притяжение существует не только между Землей и телами, находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу.

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Английский ученый Исаак Ньютон первым доказал и установил закон всемирного тяготения.

Согласно этому закону, силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел и меньше расстояние между телами.

Земной шар немного сплюснут у полюсов, поэтому тела, находящиеся около полюсов расположены немного ближе к центру Земли, и сила тяжести на полюсах больше, чем на экваторе.

Итак, где же человеку легче живется?

Легче живется на экваторе, там меньше сила тяжести.

Закрепление

  • А если два одинаковых тела находятся на одной географической широте, может ли на них действовать разная сила тяжести?

Да, если одно тело находится на равнине, а другое - на вершине горы.

  • Мы говорили о том, что Земля притягивает Луну. Как вы считаете, а Луна притягивает Землю?

Слушаем ответы учащихся.

Да, Луна тоже притягивает Землю.

Приливы и отливы на Земле – следствие притяжения Земли Луной.

Слайд 6

Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, поэтому она оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.

Именно Луна является причиной мощных приливных волн, заставляя перемещаться огромные массы воды. Высота приливов может достигать 20 метров; если берега океана достаточно плоские, такая волна может на многие километры затоплять сушу.

Приливные явления, вызываемые Луной, мешают Земле вращаться, уменьшая её скорость вращения.

Приливы и отливы бывают не только в океане, но и на суше. В результате влияния Луны происходят вертикальные смещения земной поверхности до 50 сантиметров.

Слайд 7

  • Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

Сила тяжести.

  • Имеются два одинаковых шара. Один из них лежит на берегу океана, а другой – на вершине горы. На какой из шаров действует большая сила тяжести?

Шар, лежащий на берегу океана, обладает большей силой тяжести.

  • Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами?

Сблизить тела.

Д/з 

Записи в тетради учить.

§24, 25

Рефлексия

Учащимся предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить. Листочки с тегами раздаются вместе с прочим оборудованием к уроку.

Варианты тегов:

  • Сегодня я узнал...
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их на листочке, сдают учителю в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...