рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)
рабочая программа по физике 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7_klass_68_chasov_fgos.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих
нормативно-методических документов:
- Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ 17.12.2010г) (с изменениями).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики сфере общего образования от 28.10.2015, №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа».
Выполнение программы обеспечено УМК: учебником «Физика. 7
класс» Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, В. М. Чагурина, Москва, «Дрофа», 2018г (номер в ФПУ 1.2.5.1.8.1).
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся, разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Цели изучения физики в 7 классе:
- формирование у учащихся понимания смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира;
- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей
учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Для успешного достижения целей курса физики необходимо решить следующие задачи:
- познакомить учащихся с методом научного познания и метода исследования объектов и явлений природы;
- передать учащимся знаний о механических, световых явлениях; физических величинах, характеризующие эти явления;
- сформировать у учащихся умения наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования;
- сформировать у учащихся такие общенаучными понятиями, как природные явления, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Физическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование у обучающихся представлений о научной картине мира –
важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности».
- содержание программы включен материал, на основе изучения которого учащиеся овладевают методами изучения природы – теоретическим
- экспериментальным. В курсе физики 7 класса изучаются следующие темы: механические, звуковые и световые явления. Для овладения теоретическим методом организуется работа с обобщенными планами изучения физических понятий – физических явлений, физических величин, физических приборов, законов и теорий. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению экспериментальных заданий, на основе которых формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.
По каждой теме предусмотрены экспериментальные задания, лабораторные работы, на основе которых формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса физики в основной школе как составной части предметной области «Естественнонаучные предметы».
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение физики в 7 классе (базовый уровень) 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
- ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; основы экологической культуры;
- формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче-ской и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные (7 класс):
учащиеся научатся:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движение, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света;
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, закон Гука, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов;
- осуществлять поиск и формулировку доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
СОДЕРЖАНИЕ
(7 класс, 68 часов)
ВВЕДЕНИЕ (6 ч).
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Физические явления,
величины, наблюдения и опыты, эксперимент, точность измерений. Физические теории. Абсолютная погрешность. Относительная погрешность. Уменьшение погрешности измерений. Точность измерений. Измерение малых величин. Международная система единиц.
Физические законы и границы их применимости. Физика и техника Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности. Л.Р. № 1 «Измерение длины, объёма и температуры тела».
Л.Р.№ 2 «Измерение размеров малых тел».
Л.Р. № 3 « Измерение времени».
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 часов).
Механическое движение и его виды. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Траектория. Пройденный путь. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Явление инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества. Сила. Графическое сложение сил. Сила тяжести. Явления тяготения. Сила упругости и сила трения. Сила трения покоя. Закон Гука. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Равнодействующая сила. Вес тела. Невесомость. Давление. Закон Всемирного тяготения.
Механическая работа и мощность. Взаимосвязь между этими величинами. Простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость), «Золотое правило механики»; КПД механизма; условия равновесия рычага. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.
Л.Р. № 4 «Изучение равномерного движения».
Л.Р. № 5 «Измерение массы тела на рычажных весах»;
Л.Р. № 6 «Измерение плотности вещества твердого тела».
Л.Р. № 7 «Градуировка динамометра и измерение сил».
Л.Р. № 8 Измерение коэффициента трения скольжения.
Л.Р.№ 9 « Выяснение условий равновесия рычага».
Л.Р. № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение».
Контрольная работа №2 по теме «Масса. Плотность вещества».
Контрольная работа №3 по теме «Силы в природе».
Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность».
ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов).
Механические колебания и их характеристики: амплитуда колебаний, период, частота колебаний. Звуковые колебания. Источники звука. Механические волны. Звуковые волны. Длина волны. Скорость звука. Громкость. Высота тона. Отражение звука. Эхо.
Лабораторные опыты «Наблюдение колебаний звучащих тел», «Исследование зависимости периода колебаний груза, подве шенного на нить, от длины нити», «Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний».
Контрольная работа № 5 по теме «Звуковые явления».
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (18 часов).
Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение
света. Закон отражения. Образование тени и полутени. Закон преломления.
Плоское зеркало. Полное внутреннее отражение. Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки. Лупа.
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвет тел.
Лабораторные опыты «Наблюдение тени и полутени», «Получение и
исследование изображения в плоском зеркале»
Л.Р. № 11 «Наблюдение прямолинейного распространения света».
Л.Р. № 12 «Изучения явления отражения света».
Л.Р. №13 «Изучение явления преломления света»
Л.Р. №14 «Изучение изображения, даваемое линзой».
Контрольная работа № 6 по теме «Световые явления».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.С.Пурышева., Н.Е.Важеевская – М.:Дрофа, 2018 (номер в ФПУ
1.2.5.1.8.1).
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009-2016
- Мультимейдийное приложение к учебнику(7, 8, 9 кл.) Н.С.Пурышева., Н.Е.Важеевская – М.: Дрофа, 2018.
- Проверочные и контрольные работы. Учебное пособие. Н.С.Пурышева., О.В.Лебедева – М.: Дрофа, 2018.
Информационно-методическое обеспечение
1.Физика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: http://fiz.lseptember.ru.
2. Путеводитель «В мире науки» для школьников:
http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/.
- Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/.
- Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru.
- Материалы образовательной платформы www.mob-edu.ru.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс, 68 часов)
№п/ | Тема | Общее | Из них | ||
п | кол-во | ||||
Лабораторные | Контр работы | ||||
часов | |||||
работы | |||||
1 | Введение | 6 | 3 | - | |
2 | Механические | 38 | 7 | 4 | |
явления | |||||
3 | Звуковые явления | 6 | - | 1 | |
4 | Световые явления | 18 | 4 | 1 | |
Итого | 68 | 14 | 6 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...