Проблемы ранней профилизации как фактор реализации индивидуальных образовательных траекторий
статья по физике
Проблемы предпрофильного образования в общеобразовательной школе, возможно решить при создании материально-технической базы, при наличии подготовленных педагогических кадров, при создании определённой системы отбора контингента обучающихся и заинтересованных родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.853
И.Б. Кальсина, учитель
МБОУ Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа имени К.М. Шелковникова.
671624, Россия, Бурятия, Баргузинский район, пгт Усть-Баргузин,Оцимика,24,+7(30131)91333
e-mail:kalsinairina@yandex.ru
Проблемы ранней профилизации как фактор реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Проблемы предпрофильного образования в общеобразовательной школе, возможно решить при создании материально-технической базы, при наличии подготовленных педагогических кадров, при создании определённой системы отбора контингента обучающихся и заинтересованных родителей.
Ключевые слова: предпрофильное обучение, индивидуальная образовательная траектория.
I.B. Kalsina, Teacher,
MBOW UST-Barguzin secondary school named K.M. Shelkovnikov.
671624, Russia, Buryatiya, Barguzinskiy district, UST-Barguzin, Ocimik, 24, +7 (30131) 91333
e-mail:kalsinairina@yandex.ru
Problems of early specialization as a factor in realization
of the individual educational strategies.
The problems of preprofilling education in school can be decided by creating a material and technical base with a help of qualified teachers staff, when you create selection system for a certain group of students and their parents who are interested in these strategies.
Key words: preprofilling training, private educational strategies.
Кальсина И.Б.
Ранней профилизация, как фактор реализации индивидуальных образовательных траекторий.
В любом педагогическом процессе всегда участвует три стороны: учитель-ученик- родитель. От взаимодействия этих сторон зависит успешность реализации индивидуальных образовательных траекторий. Для каждой стороны должны быть созданы необходимые условия работы.
Учитель -Возможность подтверждения соответствия на преподавание в предпрофильных и профильных классах, повышение квалификации. Материально-техническое сопровождение профиля .Обеспечение нормативно-правового сопровождения .
Ученик – предоставление информационно-технического сопровождения ,наличие диагностического блока, предоставляющего возможность не только выяснить их отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и осознать профессионально важные качества, степень и потенциал их развития
Родитель – получение полной информации о результатах обучения, добровольности освоения «поля возможностей и ответственности», вовлечения в формирование индивидуального профиля ученика.
. Так же , чтобы добиться хороших результатов в достижении поставленных целей, желательно как можно раньше приступить к выбору профиля получения образования. Введения предпрофиляв средней школе – как фактора реализации индивидуальной образовательной траектории позволяет решить некоторые проблемы профильного образования:
- Психолого-педагогическая проблема: риск подмены профильного обучения углубленным;
- Организационно-педагогическая проблема: смена профиля учащимся
- Социально-педагогическая проблема: риск трансформации профильного обучения в подготовку к поступлению в вуз.
- Проблема того , что делать с детьми, имеющими невысокий интеллектуальный потенциал, слабоуспевающими и низкомотивированными учащимися в системе профильного обучения?
Предпрофильную подготовку необходимо начать после 7 класса не раньше:
Потому что 7 класс-это
- замена математики-на курсы алгебры и геометрии -проявляется способность и степень развития способности к логическому мышлению к его применению в оговоренных условиях (задачах),
- достаточное развитие навыков работы с ПК - создание роликов, презентаций, уровень работы с Интернетом ,
- освоение основ развития речи, умений работы с текстом.
- начало ознакомления с основами физики, географии , биологии, обществоведения,- что способствует выявлению склонностей и возможностей учащихся в выборе профиля или продолжения общего образования.
Именно на предпрофильном уровне можно давать углублённое обучение предмету - это необходимо для качественного профильного обучения. Кроме того это дает возможность ученику поменять предпрофиль без потери в уровне подготовки не менее четырех раз - один раз в полугодие. Тогда в профиле 10-11 класса этой смены не будет все «пробы» уже закончены.
Ученик и его родители имеют представление о «поле возможностей и ответственности». Получив углубленное изучение предмета на предпрофиле , ученик и его родители имеют возможность дополнительного, «подстрахованного» поступления в вуз при недоборе баллов в вуз по выбранному профилю.
Также наряду с профильным обучением детям предоставляется возможность получить общее образование, если ребенок одарен в области искусства или спорта, или не определился в выборе профиля, или имеет низкий интеллектуальный потенциал.
Учащиеся претендующие на предпрофильное обучение, проходят в конце 7 класса испытания по выбранному предмету в форме устного экзамена либо собеседования (для учащихся, выбравших общеобразовательное обучение такого испытания нет).
По результатам испытаний приглашаются родители для ознакомления с информационно-техническое сопровождение по предмету. Обсуждается, что может предоставить школа, и что необходимо дополнить к обеспечению достижения планируемых результатов (своевременный контроль за выполнением учебного плана, поддержка участия в конференциях, конкурсах, олимпиадах, получение дополнительного образования в области развития речи, компьютерной грамотности, графических навыков, и т.д.)
После сравнения желаний и возможностей и опираясь на результаты диагностики, выбирается предпрофиль. После первого полугодия проводится диагностирование уровня знаний и предлагаются меры коррекции образования (например: смены профиля или посещения дополнительных занятий.). Также смена профиля может произойти по желанию учащихся при согласовании с их родителями из-за изменений интересов или индивидуальных планов развития ребенка. Изменение профиля также начинается с испытание по вновь выбранному предмету, но уже для выяснения уровня знаний.
В отличии от профильного образования- предпрофильное не должно иметь много направлений. Я думаю что достаточно трех: гуманитарно-лингвистического, социально-экономического, и естественно - математического. Это целесообразно сточки зрения обеспечения качественного педагогического сопровождения, ведь не в каждой школе есть например, специалисты по экономике .
В осуществлении предпрофильного обучения в данном направлении должна работать команда учителей прошедших специальную подготовку не только по своему предмету, но и по сопутствующим предметам , что позволит создать единую интегрированную программу обучения, единство требований к выполнению работы, развитию метапредметных связей. Также необходимо продумать курс рекомендуемого дополнительного образования – умения перевода технических текстов на иностранные языки, выполнение графических работ с использованием современных технологий, написание и оформления научных работ, докладов, статей и т.д.
Большое значение имеет оснащенность учебного процесса. Естественно- научный цикл должен опираться на практическое, лабораторные работы. Не секрет, что школьные лаборатории не всегда обеспечивают даже выполнение общеобразовательной программы, не говоря уже о том, что введение предпрофильной подготовки должно предусматривать увеличение практической части обучения. Так как именно практические работы развивают интерес к изучаемому предмету и способствуют более глубокому усвоению знаний.
Не у всех учащихся есть возможность доступа к специальной литературе. Кроме того есть необходимость получения информации из учебников разных авторов. При ценах на современные издания не у каждого родителя есть необходимые средства. Следовательно при специализированных кабинетах должны быть созданы библиотеки на бумажных и электронных носителях, отведено специально время для занятий в этих библиотеках. Создание таких ресурсов не посильно для бюджета школы, даже при посильной помощи родителей.
Большое значение имеет и нормативно-правовая база организации предпрофильного образования. Достойный труд- должен иметь достойную оплату. Эти две проблемы требуют внимания на более высоком уровне.
Для родителей организуется система оповещения, доступная в любое время суток и из любого места - например, электронный дневник. Родитель может получить информацию не только о результатах освоения курса , но и о возможности участия в олимпиадах, конкурсах, получения дополнительных знаний и умении, проф. ориентационной подготовке и т.д.
Исходя из сказанного, необходимо продумать:
- систему отбора в предпрофильные классы.
-обеспечение педагогической эффективности моделей предпрофильного обучения,
- систему зачетных сессий .
- возможностей учреждений дополнительного образования детей.
- способов обеспечение родителей своевременной информацией
Всё это, по- моему мнению, позволит всем участникам образовательного процесса более грамотно и ответственно подойти к выбору профиля для обучения в старших классах. А следовательно и к выбору продолжения образования и будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...
Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий
Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего ж...
Ранняя профилизация школьников как основа индивидуальной траектории.
Выступление по теме...
Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната
Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального об...
Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.
Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...
Выступление на тему "Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике"
Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике...