Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий
статья (10 класс) по теме
Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего жизненного пути и принятия самостоятельных решений, потребность в целенаправленной образовательной деятельности, учатся осознанно строить свои жизненные и профессиональные планы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Учитель МБОУ СОШ № 1 С.М. Нисова
В начале выступления следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего жизненного пути и принятия самостоятельных решений, потребность в целенаправленной образовательной деятельности, учатся осознанно строить свои жизненные и профессиональные планы. В то же время построение образовательного процесса с ориентацией на индивидуальное образовательное развитие ученика требует нового педагогического мышления, соответствующих знаний и умений педагогов. Для реализации последнего необходимо спланировать работу педагогов по повышению компетентности в данных вопросах.
Индивидуальная образовательная траектория рассматривается – как персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании (позиция А. В. Хуторского), а так же - это разработанная старшеклассником совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, предметной направленности образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями общества, результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности.
Педагогическое сопровождение - это педагогическая деятельность, суть которой заключается не только в примитивном научении старшеклассника самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии.
Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) осуществляется в определенной последовательности.
1. Педагог (при необходимости — совместно с психологом) на основе личных наблюдений, изучения документов ученика, заявления ученика с выбором предметов, в том числе его портфолио, анализирует индивидуальные особенности старшеклассника: стиль его межличностного общения, качественную динамику учения за все годы, образовательные предпочтения (учебные и внеурочные), проектирует возможную направленность его индивидуальной образовательной траектории и прогнозирует темп и результаты ее реализации. Таким образом, педагог в первом приближении разрабатывает собственную версию ИОТ для учащегося.
2. В процессе организованной педагогом серии индивидуальных бесед или групповых обсуждений он совместно со старшеклассником обсуждает его возможности и перспективы построения ИОТ, мотивируя учащегося на формулирование его собственного видения пути индивидуального развития, корректируя при необходимости и свои представления, и самооценку обучающегося.
3. Для формирования готовности обучающихся к ответственному свободному выбору содержания ИОТ и развития соответствующих навыков педагог моделирует педагогические ситуации (тренинги общения, деловые игры и прочее) или использует те, которые спонтанно возникают в учебно-воспитательном процессе в микро- или макрогруппах, куда включен учащийся.
4. Старшеклассник и педагог совмещают свои представления об ИОТ корректируют, определяя последовательность, темп выполнения запланированной деятельности и прочие ее аспекты. Результаты фиксируются в индивидуальной образовательной программе (ИОП). Важным моментом является нормативное закрепление намерений обучающегося о реализации индивидуального образовательного маршрута через утверждение его директором школы и фиксацию обязательств всех сторон (школы, семьи обучающегося) в договоре, после чего начинается этап реализации индивидуальной образовательной программы.
5.Педагог удостоверяется в том, что старшеклассник понимает и принимает на себя ответственность за результаты выбора (беседы, наблюдения за поступками в учебной и внеурочной сфере), и разрешает ему действовать самостоятельно в процессе реализации «пробной» (кратковременной) ИОТ, консультируя при необходимости. При этом он наблюдает за характером межличностного общения ученика, фиксирует и изучает динамику его продвижения по траектории и при необходимости создает мотивирующие ситуации для стимулирования активности учащегося
6. Мотивация и коррекция продвижения старшеклассника по ИОТ происходит в процессе микрогрупповых и индивидуальных консультаций, дебатов, дискуссий для обучающихся. При этом анализируются как типичные проблемы обучающихся, связанные с особенностями старшего школьного возраста, так и специфичные для ситуации индивидуальных траекторий проблемы общения и учения (индивидуальные способы достижения успеха, сочетание индивидуальных образовательных интересов с требованиями государственного стандарта образования в части минимального его содержания, межличностные отношения в процессе выполнения групповых проектов и др.).
7. Со своей стороны, реализуя запланированную деятельность, обучающиеся встречаются с проблемными ситуациями учения и межличностного общения, которые не могут разрешить самостоятельно. Обращаясь с запросом о поддержке к педагогу, они вступают в ситуацию взаимодействия с ним, активно участвуют в смоделированных им ситуациях деятельности и общения. В результате ими разрабатывается индивидуальный алгоритм самостоятельного разрешения проблемы или же они приобретают необходимый для этого опыт.
8. Оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).
Я являюсь классным руководителем 10 класса, не ведущим уроков в нем. В этом есть много положительных и отрицательных сторон, но одним из положительных моментов есть то, что я могла быть тьютером для ребят, помочь им разобраться с самим собой, с выбором. Большую помощь в этой работе мне оказывал психолог школы Каменева Т.И. В нашей практике разработки и реализации индивидуальных траекторий обучения, воспитания и развития эффективным показал себя процесс, когда взрослый совместно с подростком выясняет: где именно и как можно и нужно расширить самостоятельность и права растущего человека, повысить его требовательность по отношению к самому себе, увеличить зону его индивидуальной свободы и ответственности.
Что же нами было предпринято для того, чтобы помочь десятиклассникам построить свою образовательную траекторию.
- при приеме в 10 класс учащиеся определялись с выбором факультативов.
- проведен анализ выборов, поступающих в 10 класс, в соответствии с ним спланирована база факультативов и элективных курсов.
математика | русский | общ-во | ОБЖ | история | химия | биология | физика | инф-ка | физкул | литерат | МХК | англ. яз. | география |
19 | 13 | 10 | 6 | 6 | 6 | 6 | 8 | 5 | 4 | 3 | 1 | 2 | - |
- проанализирована занятость во внеурочной деятельности, все учащиеся после уроков посещают факультативы, спортивные секции.
- проведен опрос учащихся по выявлению отношения десятиклассников к изучаемым предметам через месяц с начала обучения. Проанализировав результаты, можно сделать вывод: в классе дезадаптированных 5 человек, три из них по 1 предмету.
- В конце первой четверти учащиеся самостоятельно планировали свой индивидуальный учебный план. Ученикам была представлена возможность сделать выбор предметов для углубленного изучения. Педагогам предложено провести тестирование учащихся на готовность к обучению на профильном уровне. Посмотрев индивидуальные учебные планы:
- например, обществознание -10 человек, при разговоре с педагогом никто не ходит на факультатив; русский язык – 6 человек (3 из них не ходят на факультатив). Эти факты говорят о том, что ученики не понимают, что значит обучение на профильном уровне.
- Изменился выбор дополнительных занятий во внеурочное время:
математика | русский | общ-во | ОБЖ | история | химия | биология | физика | инф-ка | физкул | литрат | МХК | англ. аз. | география | |
При приеме в 10 кл. | 19 | 13 | 10 | 6 | 6 | 6 | 6 | 8 | 5 | 4 | 3 | 1 | 2 | - |
Конец 1 четверти 10 кл. | 10 | 19 | 13 | 8 | 12 | 9 | 6 | 6 | 8 | 8 | - | 3 | 6 | 7 |
Индивидуальную образовательную траекторию более реально обеспечить на уроках (29 часов по плану) и факультативах и элективных курсах, чем организовать профиль. С будущей профессией определилось 10 человек (30%). По плану нужно провести анкету «Информированность о профессиях». Проведены классные часы:
- «Планирование индивидуальной траектории»;
- «Анализ выбора учащихся»;
- Тренинги;
- Индивидуальные беседы по индивидуальным учебным планам.
- Анкеты «Информированность о профессиях»:
- Игра «Профессии современного мира»
Мы прогнозировали, что реализация ИОТ поможет самоопределиться старшеклассникам, поэтому совершили ряд экскурсий: на Оханскую Газокомпрессорную станцию, магазины ГОРПО г. Оханска, выставку «Образование и карьера» в краевой центр г. Пермь, районную больницу и другие учреждения.
В ходе работы по ИОТ некоторые учащиеся дважды изменяли свой индивидуальный план в начале 3 четверти и в конце 3 четверти, корректировали, анализировали свое продвижение. В конце учебного года десятиклассникам необходимо было сдать экзамен по предмету по выбору, который был заявлен в ИОТ. Качество сдачи экзамена составило 75 %.
Процесс становления личности непрерывен, поэтому необходимо всячески способствовать в самопознании и самоактуализации. Согласно рекомендациям Е.Александровой «для сохранения психического и физического здоровья ребенка взрослым рекомендуется придерживаться позиции друга и принципа команды. Не ограничивать инициативу подростка, не глушить проявления его «Я», а содействовать становлению. То есть совершать вместе с ним реальные совместные действия.
Итак, адекватное отношение окружающих к процессу взросления и, в первую очередь, понимание ситуации взрослыми непосредственным образом влияет на физическое и психическое благополучие подростка. Поэтому, на наш взгляд, стоит прислушаться к совету П.Д. Юркевича — совету почти 200-летней давности, но до сих пор актуальному в отношении общения с подростком: «Его не нудят, не толкают: им не командуют, и он находит себя самостоятельным и свободным»».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...
«Сопровождение одаренных детей через разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута»
Индивидуализация образования является идеальной формой, ведущей одарённую личность по пути самореализации...
Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната
Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального об...
Проблемы ранней профилизации как фактор реализации индивидуальных образовательных траекторий
Проблемы предпрофильного образования в общеобразовательной школе, возможно решить при создании материально-технической базы, при наличии подготовленных педагогически...
Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.
Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...
Выступление на тему "Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике"
Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике...