Новые УМК в условиях реализации ФГОС ООО по физике
статья по физике
Анализ работы по учебникам Л.Э.Генденштейна, А.Б.Кайдалова и др. Плюсы и минусы этого УМК . Учебники нацелены на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Предназначены для изучения предмета на базовом уровне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В условиях реализации содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание педагогической общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников, как на одном из основных средств реализации образовательных программ. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития российского государства, поэтому учебник - это важнейшее средство обучения и носитель информации.
Главное, что должно соблюдаться в учебнике принципы соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту и соответствия научным представлениям, а так же он должен соответствовать основному содержательному минимуму Федерального государственного образовательного стандарта.
Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике, которые заложены в учебнике:
- формирование современных представлений об окружающем материальном мире;
- развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики.
Учебник по физике нацелен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на учебный год.
Учитель должен выбрать из массы учебников тот, по которому будет работать. Тем самым он голосует за наиболее качественный, наиболее хороший учебник. Все учебники, входящие в Федеральный перечень соответствуют предъявляемым требованиям стандарта. Есть измеритель качества учебника - Единый государственный экзамен, который может показать, достигнуты ли результаты. Конечно, учебник не предназначен для того, чтобы готовить к Единому государственному экзамену, но если в нем обобщен, систематизирован набор знаний, необходимых ученику при повторении, во время подготовки к сдаче Единого государственного экзамена он может стать хорошим помощником.
Если рассматривать учебники как объект оценивания, то у него есть определенные качества. Такими показателями-критериями качества учебника могут быть:
- Целенаправленность - соответствие учебника целям образования;
- Фундаментальность - обеспечение учебником подготовки обучающихся, как минимум, для дальнейшего обучения;
- Гуманитарность - мера ориентации учебника на развитие личности, расширение кругозора и т.п.;
- Методическая обеспеченность - методическое обеспечение учебника, например, наличие контрольно-измерительных материалов;
- Технологичность - наличие способов и средств диагностичной постановки учебных целей;
- Политехничность
- Экологичность
При выборе учебников необходимо руководствоваться следующими позициями:
- гриф Министерства Образования и Науки РФ присваивается только комплекту учебников «Физика7-9» или «Физика10-11», а все остальные составляющие УМК (программы, пособия, рабочие тетради и т.д.) не грифуются и выпускаются соответствующими издательствами для поддержки процесса обучения по данным учебникам.
- предметная линия должна быть рассчитана на 3 года в основной школе (7-9 класс) и на два года в средней школе (10-11 класс) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим.
- при переходе образовательного учреждения на профильное обучение выбранный учебник должен соответствовать федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана.
- выбранный учебник должен входить в завершенную предметную линию.
- следует обратить внимание на год присвоения грифа данному учебнику.
В переходный период к новым стандартам образования, где большое внимание оказывается личностно-ориентированному подходу в обучении, где учитель сам перестраивает свою методику обучения, используя новые инновационные технологии,выбор учебника играет большую роль.
Учебники Л.Э. Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников для 7-9 классов
Учебники по физике нацелены на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Последовательность изложения материала в этой линии распределяется так:
- 7 класс- первые сведения о механических явлениях, давление в жидкостях и газах, работа и простые механизмы;
- 8 класс- тепловые, электромагнитные, оптические явления;
- 9 класс — механические, квантовые явления, строение и эволюция Вселенной.
- 10 класс – механические явления, тепловые и электрические явления
- 11 класс – электромагнитные, оптические и квантовые явления
Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Отличительной особенностью всех книг является большое количество цветных иллюстраций.
Эти учебники предназначены для изучения физики на базовом уровне (2 урока в неделю) в соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации и предназначены для классов, в которых физика не является профильным предметом. Они содержат необходимый теоретический материал, соответствующий базовому уровню. Приведено большое число примеров, иллюстрирующих проявление основных физических законов в окружающей жизни. Авторы представили физику как важную часть общей культуры и убедительно показали, что понимание основных законов физики доступно каждому человеку. Четкая структура учебников облегчает понимание учебного материала. Приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Приведены примеры решения ключевых задач.
Для этого комплекта характерно:
- Значительно упрощен математический аппарат;
- Отсутствуют вопросы и задачи повышенного уровня сложности;
- Введен дополнительный иллюстративный материал;
- Не содержится материал, выходящий за рамки федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
Содержание учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе, соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, федеральному компоненту, возрастным психологическим особенностям детей и научным представлениям.
В силу возрастных особенностей учащихся 7-9 классов при изучении физики больше времени следует уделить демонстрационному и лабораторному эксперименту.
В современных условиях большое значение имеет развитие информационной компетенции обучающихся, поэтому роль учебной книги возрастает. Из пассивного носителя информации учебник превращается в активную дидактическую систему, которая должна обеспечить ребенку самоконтроль, расширять информационное поле ученика, способствовать повышению интереса к окружающему миру. Являясь ведущим средством обучения, учебный текст призван обеспечить оптимальные условия для самообучения и саморазвития обучающихся и предусматривать возможность интерактивности в учебном процессе.
Как же учебник реализует системно - деятельностный подход к изучении физики?
-Каждый параграф учебника – основа сценария урока, построенного в диалоговой форме. Это позволяет ученикам стать активными участниками процесса обучения.
-Вопросы и задания органично включены в текст параграфов. Благодаря этому теоритические сведения постигаются учениками в деятельности , а не заучиваются.
-В помощь учащимся в конце учебника - задачника приведены не только ответы, но и решения некоторых задач, а также указания в виде полезных советов.
- В учебнике широко используется метод ключевых ситуаций-а это реализация учебно-исследовательской деятельности.
- В конце каждого параграфа есть рубрика «Что мы узнали», в конце каждой главы – «Главное в этой главе». Эти рубрики помогают при обобщении и повторении, а также при подготовке к контрольной работе.
- Приведены описания лабораторных работ, а также основные сведения о погрешности измерений.
- В учебнике предложены доступные большинству учащихся задания для проектно- исследовательской деятельности.
- Учебник предназначен для изучения физики на базовом уровне. Он не предназначен для подготовки к ЕГЭ по физике.
И все таки… Какой он, учебник будущего? По-моему, многие поколения учителей пытались найти ответ на этот вопрос в свое время. По каждому предмету был один учебник, одного автора, по которому занимались все школы. Хорошо это было или плохо? Во всем есть плюсы и минусы. У учителей не было свободы выбора, зато дети могли спокойно перейти из одной школы в другую, даже переехав в другой город. Сейчас всем учителям приходится искать свой учебник «будущего», который удовлетворял бы всем современным требованиям. А, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Для одного главное изложение материала, соответствие стандартам, для другого - иллюстрации, красочность оформления, новизна содержания. Поэтому, точный ответ на этот вопрос получить сложно и практически невозможно. Каждый будет отстаивать свою точку зрения.
Я расскажу об учебнике, который выбрала для себя, для своих ребят. На мой взгляд, на данный момент этот учебник удовлетворяет многим требованиям. Я работаю учителем физики уже почти 40 лет. Естественно, менялись учебники, менялись авторы, но суть преподавания физики от этого не изменилась.
В последнее время, я сама пересмотрела много учебников, пытаясь найти то, что нужно мне и будет интересно детям. Это главное, я считаю.
В наш мир компьютерных технологий очень тяжело увлечь детей, заставить их самих брать в руки книгу. Для современного ребенка нужен современный учебник. Он должен быть хорошо иллюстрирован, материал изложен на понятном ребенку уровне, удобен в применении.
Познакомившись с разными УМК (курсы, опыт работы коллег), я остановилась на учебниках Льва Элевича Генденштейна .
Что привлекло меня в первую очередь? Пожалуй, доступность подачи материала и красочность оформления. Все иллюстрации-цветные. Для семиклассников, а именно тогда начинается изучение физики, это важно! Сначала они обязательно пролистают учебник, посмотрят картинки, а потом будут читать то, что вызывает у них интерес. Но для меня, как для учителя, это, конечно, не главное.
Это – разноуровневый учебник! Первая часть параграфа обязательна для всех, а вторая- для тех, кто интересуется физикой. Вот вам, пожалуйста, дифференцированный подход в обучении, о котором так много сейчас говорят. Все вопросы и задания также разделены по уровню сложности. Ученику, нет причины бояться отвечать, так как он сам выбирает, что ему под силу. Это немаловажно!
Не забыли авторы и о том, что физика без опытов, не бывает! В этом учебнике есть рублика «Домашняя лаборатория». Описанные здесь опыты доступны каждому в домашних условиях. Это тоже развивает интерес учащихся к изучению физики. Все можно попробовать сделать самим, убедиться в справедливости законов, да еще и получить за это дополнительную оценку.
Также учебник дает возможность разноуровнего обучения. Он развивает логическое мышление, содержит и творческие задания и задания исследовательского характера. Это позволяет уже с 7 класса готовить их к исследовательской работе, участию в различных конференциях. У многих ребят появляется желание исследовать все опытным путем, использование учебника помогает им в этом.
И еще одно очень большое достоинство данного учебника. К каждому классу есть свой задачник! Ведь ни для кого не секрет, что учителю порой бывает некогда разделять задачи, ориентируясь на сильных и слабых учеников. А в задачнике все задачи к каждой теме разделены на 3 уровня сложности! Вот она радость от решения задачи и отсутствия двойки! Пусть на первом уровне, но решит он её сам! Можно начать с первого, затем перейти на второй или третий. Зато как светятся глаза ребенка, когда он с гордостью говорит о том, что решил сам, и хочет попробовать более тяжелый уровень. Задачи ,считаю,сориентированына формирование компетенций учащихся (связи, диалог с учеником, практичность)
К учебнику есть полный УМК. Разработаны тетради для контрольных и лабораторных работ. А в 10- 11 классе, есть диск, с помощью которого ребята могут подготовиться к ЕГЭ, самостоятельно повторить разделы программы.
А теперь я немного остановлюсь на том, какие результаты получаются после сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Опять же это все субъективно.
Это все плюсы учебников, но есть и минусы.
Плюсы:
- Повышение мотивации учащихся к изучению предмета.
- Получение навыков самостоятельного приобретения знаний.
- Решается проблема с успеваемостью.
- Совершенствование поисково-информационной работы.
- Развитие коммуникативных умений.
Минусы:
- Слабый математический аппарат.
- Понижается уровень самосознания, в элитарных группах возникает иллюзия исключительности.
- Деление ребят по уровню развития негуманно.
Отдельные недостатки - в изложении отдельных разделов физики, которые есть в любых учебниках. На мой взгляд, конкретно в этом они следующие: - нет ни слова о диффузии в твердых телах, а соответственно про доказательство движения молекул в твердых телах; - недостаточно прописана часть про взаимодействие молекул - у Перышкина лучше; - не прописано движение молекул в разных агрегатных состояниях; - недостаточно хорошо разобраны причины возникновения силы трения, плохо сказано про сопротивление среды и соответственно про один из важных способов уменьшения силы трения – смазку; - слабо и мало сказано о законе сохранения и изменения энергии; - ну и понятно, проблемы с понятием "инерция" в седьмом классе как существовали, так и существуют; - знакомство с простыми механизмами целесообразнее начать с рычага, правила равновесия рычага и правила моментов, а уже далее рассказывать о блоках и наклонной плоскости, как это сделано у Пёрышкина.
Так подробно я говорю о недостатках не для того, чтобы сказать, что учебник плохой - у того же Перышкина проблем не меньше. Скорее, надеюсь, что знание этих слабых мест поможет учителю их более гладко преодолеть.
Вывод : выбор учебников по которым можно работать, нужно оставить за самим педагогом. Ему решать, ему работать и реализовывать приоритетные задачи и цели ФГОС по физике в условиях реализации содержания образования .
Содержание
- Вступление.
- Основная часть:
- Задачи обучения физике.
- Критерии качества учебника.
- Руководство выбора учебников.
- Новые УМК в период реализации стандартов ФГОС.
а) содержание учебников;
б) мое мнение.
5. Реализация системно – деятельностного подхода к
изучению физики .
6.Результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ по физике.
7.Плюсы и минусы учебников.
III. Заключение.
Новые УМК в условиях
реализации ФГОС
по физике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).
Сегодня я хотела бы вспомнить о том, что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято говорить, о волонтёрской деятельности...
Новый тип урока в условиях реализации ФГОС второго поколения
Структура современного урока.Чем отличается современный от традиционного....
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящи...
Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек
Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...
Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС на уроках физики
Выступление на методическом объединении школы на тему: "Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС на уроках физики"...
Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"
Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...