Формирование исследовательских умений на уроках физики
методическая разработка (10 класс)

Лавнюженков Сергей Павлович

Курс физики в средних общеобразовательных учреждениях уменьшился со 140 часов нагрузки до 70 часов в год. Это привело снижению качества образования по всей образовательной цепочке. Но требования к уровню подготовки выпускников, которые прописаны в государственном стандарте, остались прежние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

Выступление

на тему:

«Развитие научно-исследовательских умений

на уроках физики»

подготовил:

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович

2019 учебный год


Курс физики в средних общеобразовательных учреждениях уменьшился со 140 часов нагрузки до 70 часов в год. Это привело снижению качества образования по всей образовательной цепочке. Но требования к уровню подготовки выпускников, которые прописаны в государственном стандарте, остались прежние.

Как выходить из этой тупиковой ситуации остаётся или проблемой для качества образовательного процесса, или проблемой преподавателя, желающего обеспечить приемлемые результаты обучения без постановки изначально тупиковых дидактических задач для учащихся.

Одним из выходов - это организовать исследовательскую работу на уроках, чтобы была активная учебная деятельность.

Все мы знаем, что однообразие, шаблон, формализм и скука на уроке ведут к снижению уровня знаний учащихся и качества преподавания предмета.

Как же оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям?

Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.

Направления исследовательской деятельности учащихся многогранны и организовать её можно на любом этапе обучения физике – на уроках:

  • - при изучении физической теории;
  • - при решении задач;
  • - при проведении демонстрационного эксперимента;
  • - при выполнении лабораторных работ.

А также и во внеурочное время:

  • исследования в литературных источниках (художественных, научно-популярных…);
  • исследования практических вопросов;
  • исследования с помощью самодельных приборов;
  • исследования дома и на улице;
  • проектная исследовательская деятельность учащихся. и т.д.

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

Следует отметить, что обучать элементам исследовательской деятельности необходимо при дифференцированном подходе к обучению физике.

В качестве начальной подготовки к обучению с элементами исследовательской деятельности важно научить учащихся:

  • ставить цель;
  • составлять план исследований;
  • подбирать необходимые приборы и материалы;
  • собирать необходимые установки;
  • проводить исследования и формулировать выводы.

А также:

Ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки:

  • - теоретическое предвидение
  • - разработка рабочей гипотезы
  • - наблюдения
  • - эксперимент
  • - анализ экспериментальных фактов и выводы из них
  • - проверка выводов на практике.

Все мы понимаем, что развить научно-исследовательские умения у школьников за короткий промежуток времени нереально. Процесс этот должен идти постепенно, день за днем, урок за уроком. От традиционных форм урочной деятельности и проблемного изложения к частично-поисковым, проектным и исследовательским методам изучения физической науки.

При этом важную роль в обучении играют и фронтальный физический эксперимент и лабораторные, практические работы, решение различных видов физических задач и т.д.

Проектно-исследовательскую деятельность обучающихся начинаю уже с 7 класса.

В 7 классе – это описание природных явлений в виде сказок, рассказов, поговорок, где учащийся рассматривают произведения с физической точки зрения. Также сюда входит создание простейших приборов на уроках конструирования. Например, при изучении темы «Давление» предлагаю сделать прибор для измерения давления внутри жидкостей. А при изучении плавания тел конструируем ареометр. В восьмом классе можно предложить изготовить термометр из колбы и отградуировать его.

В старших классах особую значимость приобретает разработка исследовательских тем «на стыке» наук, возникает необходимость изучения научных публикаций, монографий, поиск новинок, т.е. серьёзная работа с литературой. Вся эта работа ведёт к переосмыслению, обогащению и углублению содержания изучаемого предмета.

Лабораторные работы в курсе физики делаются по инструкциям, в которых даются точные указания о действиях с представленными приборами, что и как измерять и считать. На долю школьников при этом приходится только фиксация результата или умозаключение о результатах деятельности. Такие лабораторные работы, безусловно, полезны и необходимы, особенно на начальном этапе обучения физике. Однако для развития исследовательских навыков учащихся предлагаю часть работ выполнить с разработкой этапов исследования и подбором инструментария самостоятельно, ставя только цель исследования. Например, в 8 классе лабораторные работы «Определение теплоемкости воды» и «Проверка закона Ома» и т.д. «Исследовать от чего зависит сила Архимеда» в 7 классе.

Немалую роль играют домашние задания с исследовательской направленностью. «Определение пройденного пути от школы до дома», «Найти способ измерения толщины бумаги», «Определение массы и веса воздуха в комнате» - малая часть примеров заданий, с которыми школьники с интересом и без особого труда могут справиться в домашних условиях.

Полученные на уроках физики навыки проектной и исследовательской работы успешно применяются учащимися и во внеурочной деятельности в рамках школьного НОУ. Участвуют в школьных, городских олимпиадах.

Развитие исследовательских умений играет большую воспитательную роль. Дети учатся самостоятельности, ответственности, планированию своей деятельности, проявлению творческой инициативы, работе в коллективе, ответственному отношению к порученному делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование исследовательских умений и навыков на уроках биологии и химии и во внеурочное время"

Презентация к выступлению на научно-практической педагогической конференции.Представлен опыт практической исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время....

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...

Формирование исследовательских умений учащихся по физике средствами домашнего эксперимента

В современных условиях школа должна не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и создавать условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих сп...

Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках физики как основа обучения по новым образовательным стандартам

Курс физики в средних общеобразовательных учреждениях уменьшился со 140 часов нагрузки до 70 часов в год. Но требования к уровню подготовки выпускников, которые прописаны в государственном стандарте, ...

Работа с графиками как средство формирования метапредметных умений на уроках физики.

В методическом пособии представлены разные приёмы работы с графиками на уроках физики, технологические карты уроков....