Особенности подготовки выпускников к ЕГЭ по физике.
статья по физике

Особенности подготовки выпускников к ЕГЭ по физике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovki_k_ege_po_fizike.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки выпускников к ЕГЭ по физике.

Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Одним из дефицитов, выявленных в результате анализа выполнения заданий ЕГЭ по физике, является недостаточное понимание учащимися явлений и процессов, обнаруживаемых в процессе проведения демонстрационных и ученических опытов. Задания, построенные на контексте описания опытов, выполняются существенно хуже, чем проверяющие аналогичные элементы содержания теоретические вопросы.
В процессе обучения необходимо использовать больше заданий на построение графиков по результатам исследований (с учетом абсолютных погрешностей измерений), на определение по результатам эксперимента значения физических величин (косвенные измерения), на оценку соответствия выводов имеющимся экспериментальным данным, на объяснение результатов опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий. Все это возможно только при использовании в преподавании предмета лабораторных работ исследовательского характера, при выполнении которых формируется необходимая взаимосвязь всех перечисленных выше методологических умений в целом. Использование же теоретических заданий не может являться инструментом для формирования таких умений.
По всему видно, что при подготовке к итоговой аттестации следует сосредоточить внимание на обсуждении подходов к решению тех или иных типов задач, а также на выборе способов их решения и сопоставлению этих способов, проверке получаемых результатов на правдоподобие. Следует сосредоточить особое внимание на формировании умения применять полученные знания в повседневной жизни и практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
Для качественных задач в ЕГЭ по физике используется обобщенная система оценивания, которая построена на описании полного правильного решения. Полное правильное решение таких заданий должно включать в себя правильный ответ (например, что будет наблюдаться, как изменяться показания приборов, вид построенного графика), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и отражающее все этапы протекания явления или процесса) с указанием наблюдаемых явлений и законов (названий явлений и законов или необходимых формул).
Для дифференциации наиболее подготовленных выпускников в ЕГЭ используются, как правило, расчетные задачи с нетрадиционным контекстом (но несложные с точки зрения математических преобразований) или задачи, в которых в явном виде не задана физическая модель, которую можно использовать при решении. Успешное их выполнение возможно лишь в том случае, если подготовка идет не по принципу изучения как можно большего числа «типовых моделей» задач, а по принципу обучения процессу решения физических задач. Этот процесс в качестве обязательной части включает в себя анализ условия, выбор физической модели, обоснование возможности ее использования и выделение тех или иных законов или теоретических положений, которые необходимы для решения.
Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. Например:
• Широкое информирование учащихся о порядке проведения ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
• Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ЕГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ЕГЭ;
• Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на занятиях кружка;
• Организация подготовки учащихся к ЕГЭ через работу виртуального факультатива;
• Проведение мероприятий по подготовке к ЕГЭ в рамках недели физики в школе; участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;
• Организация тестирования учащихся в формате ЕГЭ по материалам РЦМКО и школы (пробные испытания);
• Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач группы С;
• Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;
• Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2;
• Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ЕГЭ.
Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты централизованного тестирования (март-апрель), результаты пробных испытаний, результаты участия в районных и республиканских олимпиадах и научно-практических конференциях и т. д.
Чтобы учитель владел картиной готовности к ЕГЭ каждого учащегося и мог выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к ЕГЭ или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике. Учителю рекомендовано ведение диагностики и мониторинга по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Для подготовки учащихся могут быть организованы и проведены следующие мероприятия:
1. Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач с учителем-предметником в течение года.
2. Особая организация учебной деятельности на уроках.
3. Домашнее задание по принципу «массив заданий».
4. Работа в системе СтатГрад Московского института открытого образования.
5. Курс интенсивной подготовки.
Остановимся подробнее на содержании каждого мероприятия.
1. Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач с учителем-предметником в течение года.
Многим учащимся иногда трудно понять до конца материал темы на уроке. Тому есть много причин. Бывает, что пробелы в знаниях появляются, например, вследствие пропусков занятий из-за болезни.поэтому учащемуся важно иметь возможность прояснить сложные моменты, узнать все из первых рук, но уже в более неформальной обстановке, после уроков. Для представления ученикам этой возможности и должны быть организованы дополнительные занятия-консультации. На консультациях часть времени отводится на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящена отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий части А. Занятия решения нестандартных задач рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению.
Структура дополнительных занятий:
• Обзор темы или раздела в целом;
• Детальное изучение некоторых особенностей и тонкостей темы;
• Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации;
• Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы;
• Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой;
• Тренинг полученных знаний на тестах;
• Итоговый контроль в виде зачетного теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...

Особенности преподавания русского языка при подготовке выпускника средней школы к ЕГЭ.

Эта статья содержит краткий отчет, как я работаю с учащимися 10-11 классов, гтовя их к сдаче ЕГЭ по русскому языку....

Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию

Я для себя решила,  что  необходимо  пересмотреть и перестроить  систему педагогической деятельности  и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «Использование возможностей современных информационных и интернет технологии для повышения качества подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ по физике»

1. Краткая аннотация проекта. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, через массо...

Основные особенности подготовки выпускников школы к выполнению заданий по речеведению.

На конкретном примере текста Шукшина В.М. "Родина" учащиеся не только повторяют, но и углубляют свои знания по особенностям жанра эссе, а также свои умения видеть структуру чужого текста, его логическ...

Особенности подготовки к ЕГЭ по химии для выпускников школ

Особенности подготовки к ЕГЭ по химии для выпускников школ...