Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)

Рабочая программа по физике 8 класс по ФГОС (учебник А.В.Пёрышкин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_8_klass_fgos.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района РТ

                                                                               «Принято»

                                                                                                    Педагогическим советом

                                                                                                                Протокол № 1 от 31.08.2021 г.

                                                                                                                           Введено приказом № __от __.08.2021 г.

                                                                                                                     Директор                    / Охотникова С.В./

Рабочая программа

                                   по предмету физика для 8 класса (количество часов в неделю 2 часа, в год 70 часов)

Составитель программы:

Романов Василий Митрофанович, учитель географии первой квалификационной категории.

«Согласовано»

Зам. директора                  /Мартемьянова А.А./от __.08.2021 г.

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол №__ от __.08.2021 г.

Руководитель МО                 / Андреева Л.Н ./  

2021 г

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Тепловые явления

- понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

- умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

- владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

-  понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

- овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

-  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс

  • навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений. Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения

Агрегатные состояния вещества

- понимание и способность объяснять физические явления: плавление и отвердевание кристаллических тел, испарение и кипение;

- владение экспериментальными методами исследования при определении влажности воздуха;

- умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения энергии и ограниченность использования частных законов (закон Ома, закон Джоуля-Ленца);

на основе приемов поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов эмпирически установленных фактов;

понимать роль ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке.  Проговаривать последовательность действий на уроке.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.  Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Читать и пересказывать текст.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).  

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых

формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно- групповой работы

Электрические явления

- понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

— умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

— понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником

с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Электромагнитные явления

понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие

проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Световые явления

— понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и

преломление света;

— умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы,

угла отражения от угла падения света на зеркало;

— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон

прямолинейного распространения света;

— различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и

рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   8 КЛАСС

(70 часов)

Название раздела.

Краткое содержание

Количество часов

Тепловые явления

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела Теплопроводность Виды теплопередачи Конвекция.  Излучение Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость Лабораторная работа    №1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Лабораторная работа №2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Лабораторная работа №3. Определение удельной теплоемкости твердого тела. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии

12

Агрегатные состояния вещества

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание.  График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара Кипение. Влажность воздуха Лабораторная работа №4 «Измерение влажности воздуха» Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

10

Электрические явления

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» Электрическое напряжение. Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения Электрическое сопротивление проводников.  Лабораторная работа №6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Закон Ома для участка цепи. Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Лабораторная работа №7: Регулирование силы тока реостатом. Лабораторная работа №8: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического тока.  Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике Лабораторная работа № 9 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

29

Электромагнитные явления

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №10. Сборка электромагнита и испытание его действия. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электрический двигатель. Лабораторная работа №11. Изучение двигателя постоянного тока

5

Световые явления

Источники света. Распространение света. Видимое движение светил Отражение света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Глаз и зрение.   Изображения, даваемые линзами. Построение изображения в линзах. Лабораторная работа №12. Получение изображений с помощью линзы.

9

Повторение

5

Всего

70

                 

Календарно – тематическое планирование    8    класс

УМК (Пёрышкин, Физика, 8 класс, М.: Дрофа, 2018)

№  п/п

Тема урока

Календарные сроки

Основные виды деятельности

план

факт

Тепловые явления 12 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ

Тепловое движение. Температура.

 (§ 1)

07.09

Различают тепловые явления;

анализируют зависимость температуры тела от скорости движения его молекул;

наблюдают и исследуют превращение энергии тела в механических процессах;

приводят примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении

2

Внутренняя энергия (§  2)

09.09

Объясняют изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело, совершает работу;

перечисляют способы изменения внутренней энергии;

приводят примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи; проводят опыты по изменению внутренней энергии;

3

Способы изменения внутренней энергии Теплопроводность (§ 3,4)

14.09

Объясняют тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории;

приводят примеры теплопередачи путем теплопроводности;

проводят исследовательский эксперимент по теплопроводности

различных веществ и делают выводы

4

Конвекция. Излучение (§ 5, 6)

17.09

Приводят примеры теплопередачи путем конвекции и излучения;

анализируют, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

сравнивают виды теплопередачи

5

Количество теплоты. Единицы

количества теплоты (§ 7) Удельная теплоемкость (§ 8)

21.09

Находят связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал;

работают с текстом учебника; устанавливают зависимость между массой тела и количеством теплоты

6

Расчет количества теплоты,

необходимого для нагревания тела

или выделяемого им при охлаждении (§ 9)

24.09

Рассчитывают количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении; преобразовывают количество теплоты, выраженной в Дж в кДж; кал, ккал в Дж

7

Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

28.09

Разрабатывают план выполнения работы;

исследуют изменение со временем температуры остывающей воды,  

представляют результаты в виде графика

8

Энергия

топлива. Удельная теплота сгорания

(§ 10)

24.09

—Объясняют физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывают ее; приводят примеры экологически чистого топлива;

классифицируют виды топлива по количеству теплоты, выделяемой при сгорании

9.

Лабораторная работа №2. Определение удельной теплоемкости твердого тела.

29.09

Разрабатывают план выполнения работы;

определяют экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивают ее с табличным значением; объясняют полученные результаты, представляют их в виде таблиц; анализируют причины погрешностей измерений

10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и

тепловых процессах (§ 11)

1.10

Приводят примеры превращения механической энергии во внутреннюю;

приводят примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии; систематизируют и обобщают знания закона на тепловые процессы;

применяют знания к решению задач по теме «Тепловые явления»

11

Зачёт

6.10

Выполнение индивидуальных заданий

12

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

8.10

Применяют знания к решению задач

Агрегатные состояния вещества 10 часов

13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание (§ 12, 13)

13.10

Приводят примеры агрегатных состояний вещества; отличают агрегатные состояния вещества и объясняют особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; отличают процесс плавления тела от кристаллизации и приводят примеры этих процессов; проводят исследовательский эксперимент по изучению плавления, делают отчет и объяснять результаты эксперимента; работают с текстом учебника

14

График плавления и отвердевания кристаллических тел. (§14)

15.10

Анализируют табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания; рассчитывают количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации;

15

Удельная теплота плавления. (§15)

20.10

устанавливают зависимость процесса плавления и температуры тела;

объясняют процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений

16

Испарение.

Насыщенный и ненасыщенный пар.

Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара (§ 16, 17)

22.10

Объяснять понижение температуры жидкости при испарении;

приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара; проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы

17

Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

(§ 18, 19)

27.10

Работать с таблицей 6 учебника; приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара;

рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы; проводить исследовательский эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы

18

 (§ 20). Удельная теплота парообразования и конденсации Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха».

29.10

Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека; измерять влажность воздуха; работать в группе; классифицировать приборы для измерения влажности воздуха

19

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания (§ 21, 22)

10.11

Объяснять принцип работы и устройство ДВС; приводить примеры применения ДВС на практике; объяснять экологические проблемы использования ДВС и пути их решения

20

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

(§ 23, 24)

12.11

Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины; приводить примеры применения паровой турбины в технике; сравнивать КПД различных машин и механизмов

21

Подготовка к контрольной работе

17.11

Применять знания к решению задач. Закрепляют тему

22

Контрольная работа №2: Плавление, испарение, парообразование, КПД

19.11

Применять знания к решению задач

Электрические явления 29 часов

23

Работа над ошибками.

Электризация тел при соприкосновении.

Взаимодействие заряженных тел (§ 25)

24.11

Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов; анализировать опыты; проводить исследовательский эксперимент

24

Электроскоп. Электрическое поле (§ 26, 27)

26.11

Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле; пользоваться электроскопом; определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу

25

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома (§ 28, 29)

1.12

Объяснять опыт Иоффе—Милликена; доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд; объяснять образование положительных и отрицательных ионов; применять знания из курса химии и физики для объяснения строения атома; работать с текстом учебника

26

Объяснение

электрических явлений (§ 30)

3.12

Объяснять электризацию тел при соприкосновении; устанавливать перераспределение заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении; обобщать способы электризации тел

27

Проводники, полупроводники и

непроводники электричества

(§ 31)

8.12

На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков; приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода; наблюдать работу полупроводникового диода

28

Электрический ток. Источники электрического тока (§ 32)

10.12

Объяснять устройство сухого гальванического элемента; приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение; классифицировать источники электрического тока; применять на практике простейшие

источники тока (гальванический элемент, аккумуляторы питания)

29

Электрическая цепь и ее составные части

(§ 33)

15.12

Собирать электрическую цепь; объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи; различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи; работать с текстом учебника

30

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока (§ 34—36)

17.12

Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике; объяснять тепловое, химическое и магнитное действия тока; работать с текстом учебника; классифицировать действия электрического тока; обобщать и делать выводы о применении на практике электрических приборов

31

Сила тока. Единицы силы тока (§ 37)

22.12

Объяснять зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени; рассчитывать по формуле силу тока; выражать силу тока в различных единицах

32

Амперметр. Измерение силы тока (§ 38).

24.12

Определять цену деления амперметра и гальванометра; чертить схемы электрической цепи;

33

Электрическое напряжение.

Единицы напряжения (§ 39, 40)

12.01

Выражать напряжение в кВ, мВ; анализировать табличные данные, работать с текстом учебника; рассчитывать напряжение по формуле;

устанавливать зависимость напряжения от работы тока и силы тока

34

Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения (§ 41, 42)

14.01

Определять цену деления вольтметра; чертить схемы электрической цепи

Строить график зависимости силы тока от напряжения;

35

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления (§ 43).

19.01

Объяснять причину возникновения сопротивления;

анализировать результаты опытов и графики;

36

Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

21.01

измерять силу тока на различных участках цепи; работать в группе

37

Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

26.01

собирать электрическую цепь, измерять напряжение, пользоваться вольтметром; устанавливать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника; включать вольтметр в цепь; измерять напряжение на различных участках цепи;

38

Закон Ома для участка цепи (§ 44)

 Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление (§ 45)

28.01

Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника; записывать закон Ома в виде формулы; решать задачи на закон Ома; анализировать результаты опытных данных, приведенных в таблице

Исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника; вычислять удельное сопротивление проводника

39

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения (§ 46)

2.02

Чертить схемы электрической цепи; рассчитывать электрическое сопротивление

40

Реостаты (§ 47).

Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом».

4.02

Собирать электрическую цепь; пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи; работать в группе; представлять результаты измерений в виде таблиц; обобщать и делать выводы о зависимости силы тока и сопротивления проводников

41

Лабораторная работа № 8 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

9.02

Собирать электрическую цепь; измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра; представлять результаты измерений в виде таблиц; работать в группе

42

Последовательное соединение

проводников (§ 48)

11.02

Приводить примеры применения последовательного соединения проводников;

рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении; обобщать и делать выводы о значении силы тока, напряжения и

сопротивления при последовательном соединении проводников

43

Параллельное соединение проводников (§ 49)

16.02

Приводить примеры применения параллельного соединения проводников;

рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении; обобщать и делать выводы о значении силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном соединении проводников

44

Решение задач

18.02

Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников; применять знания к решению задач

45

Работа и мощность электрического тока

(§ 50, 51)

23.02

Рассчитывать работу и мощность электрического тока; выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока; устанавливать зависимость работы электрического тока от напряжения, силы тока и времени;

классифицировать электрические приборы по потребляемой ими мощности

46

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике (§ 52).  Лабораторная работа № 9 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

25.02

Выражать работу тока в Вт•ч; кВт•ч; измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы; работать в группе;

обобщать и делать выводы о мощности и работе в электрической лампочке

47

Нагревание проводников

электрическим током. Закон Джоуля—Ленца (§ 53)

2.03

Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества; рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля—Ленца

48

Конденсатор (§ 54)

4.03

Объяснять назначения конденсаторов в технике; объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора; рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора

49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители (§ 55, 56)

9.03

Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах; классифицировать лампочки, применяемые на практике; анализировать и делать выводы о причинах короткого замыкания; сравнивать лампу накаливания и энергосберегающие лампочки

50

Контрольная работа №3 Электрические явления

11.03

Применять знания к решению задач

51

Работа над ошибками.

Обобщающий урок

Зачётный урок

16.03

Выступать с докладом или слушать доклады, подготовленные с использованием презентации: «История развития электрического освещения», «Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов», «История создания конденсатора», «Применение аккумуляторов»; изготовить лейденскую банку, выполнение индивидуальных заданий

Электромагнитные явления 5 часов

52

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

(§ 57, 58)

18.03

Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем;

объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; приводить примеры магнитных явлений;

устанавливать связь между существованием электрического тока и магнитным полем; обобщать и делать выводы о расположении магнитных стрелок вокруг проводника с током

53

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение (§ 59). Лабораторная работа

№10 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1.04

Называть способы усиления магнитного действия катушки с током;

приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту;

устанавливать сходство между катушкой с током и магнитной стрелкой;

объяснять устройство электромагнита; работать в группе

54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

Магнитное поле

Земли (§ 60, 61)

6.04

Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа;

получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов;

описывать опыты по намагничиванию веществ;

объяснять взаимодействие полюсов магнитов;

обобщать и делать выводы о взаимодействии магнитов

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель (§ 62).

Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

8.04

Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения;

перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с тепловыми;

собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели);

определять основные детали электрического двигателя постоянного тока;

работать в группе

56

Зачётный урок: электромагнитные явления

13.04

Применять знания к решению задач

Световые явления 9 часов

57

Источники света. Распространение света (§ 63)

15.04

Наблюдать прямолинейное распространение света; объяснять образование тени и полутени; проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени; обобщать и делать выводы о распространении света;

устанавливать связь между движением Земли, Луны и Солнца и возникновением лунных и солнечных затмений

58

Видимое движение светил

(§ 64)

20.04

Находить Полярную звезду в созвездии Большой Медведицы; используя подвижную карту звездного неба, определять положение планет;

устанавливать связь между движением Земли и ее наклоном со сменой времен года с использованием рисунка учебника

59

Отражение света. Закон отражения света (§ 65) Плоское зеркало (§ 66)

22.04

Наблюдать отражение света; проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения света от угла падения; объяснять закон отражения света, делать выводы, приводить примеры отражения света, известные из практики. Применять закон отражения света при построении изображения в плоском зеркале; строить изображение точки в плоском зеркале

60

Преломление света. Закон преломления света

(§ 67)

27.04

Наблюдать преломление света; работать с текстом учебника; проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы

61

Линзы. Оптическая сила линзы (§ 68)

Глаз и зрение (§ 70).

29.04

Объяснять восприятие изображения глазом человека; применять знания из курса физики и биологии для объяснения восприятия изображения; строить изображение в фотоаппарате; подготовить презентацию «Очки, дальнозоркость и близорукость», «Современные оптические приборы: фотоаппарат, микроскоп, телескоп, применение в технике, история их развития»; применять знания к решению задач

62

Изображения, даваемые линзой (§ 69)

Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз

4.05

Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F> f; 2F< f; F< f <2F; различать мнимое и действительное изображения. Применять знания к решению задач на построение изображений, даваемых плоским зеркалом и линзой

63

Лабораторная работа № 12 «Получение

изображения при помощи линзы»

6.05

Измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы; анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы, представлять результат в виде таблиц; работать в группе

64

Контрольная работа №4 Световые явления

11.05

Применять знания к решению задач

65

Работа над ошибками.

Обобщение

13.05

Демонстрировать презентации; выступать с докладами и участвовать в их обсуждении

Повторение 5 часов

66

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

18.05

Применять знания к решению задач

67

Повторение тем «Тепловые явления», «Электризация»

20.05

Применять знания к решению физических задач

68

Повторение пройденного 1

25.05

Применять знания к решению физических задач

69

Повторение пройденного 2

27.05

Применять знания к решению физических задач

70

Повторение

.05

Применять знания к решению физических задач

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Критерии и нормы оценки устных письменных работ

Оценки устных работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценки письменных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценки лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

«Согласовано»                                                                                                        «Согласовано»                                                                                                                                                                                    

Руководитель ШМО                                                                                  зам.директора по УВР

______________/ФИО/                                                                           _______________/ФИО/

Протокол №___от________2017                                                             «___»________2017г.                                                              

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), с учётом Примерной программы по учебному предмету «Физика», одобренной решением федерального учебного - методического объединения по общему образованию

(протокол от 8 апреля 2015г.№1/15), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 6.

       Рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 8 классов.

Уровень изучения базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часов в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. В системе предметов

общеобразовательной школы курс физики представлен в предметной области «Естествознание».

Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между

ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о

            закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного  

            использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и

             достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и формирование ценностного отношения

             к природе;

  • развитие познавательного интереса и творческих способностей учащих
  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

Для достижения поставленных целей в 8  классах необходимо решение следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о тепловых, электромагнитных явлениях, физиче-

      ских величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и
  • экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Для обучения физики в МБОУ СОШ № 6 выбрана содержательная линия

УМК «Физика» Перышкин А.В. и др. для 8  классов.

Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по физике состоят в том, что она обеспечивает преемственность курсов основной и средней школы, а также в полной мере реализует принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

Для выполенения всех видов обучающих работ по физике в 8 классах в УМК имеются учебник, учебные пособия:

  • Пёрышкин А.В. Физика 8 класс ДРОФА .Москва 2014 г.
  • Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 класс

      Москва « Просвещение» 2010 г.

  • Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8  класс. К уч. Перышкина А.В. - Минькова Р.Д., Иванова В.В. «Экзамен», 2015

Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:

  • Волков В.А.    Тесты по физике       Москва «Вако»    2010 г.
  • Зорин Н.И.      КИМ     ФИЗИКА  8 класс   Москва «Вако» 2013г.      
  • Физика. Сборник вопросов и задач, 7-9 классы, авторы Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А., «Дрофа» 2013 г.
  • Самостоятельные и контрольные работы, Л.А. Кирик 2015 г.

Методическое обеспечение учебного предмета «Физика» в 8  классах:

  • Каменецкий С.Е. Орехов В.П.  Методы решения задач по физике в средней школе

            Москва «Просвещение» 1987г

  • Физика. 8 класс. Книга для учителя, О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина Москва «Просвещение», 2010 г.
  • Рабочие программы. Физика 7-9 классы, сост. Е.Н.Тихонова «Дрофа», 2013

Основные формы контроля:

Кратковременные (на 7-8 минут) тестовые тематические задания: интерактивные, обучающие, в форме ОГЭ, тематические.

Теория: зачёты, лабораторные работы, письменные опросы.
Контрольные работы: тематические в разных формах.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...