Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)
Рабочая программа по физике 8 класс по ФГОС (учебник А.В.Пёрышкин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_8_klass_fgos.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района РТ
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 31.08.2021 г.
Введено приказом № __от __.08.2021 г.
Директор / Охотникова С.В./
Рабочая программа
по предмету физика для 8 класса (количество часов в неделю 2 часа, в год 70 часов)
Составитель программы:
Романов Василий Митрофанович, учитель географии первой квалификационной категории.
«Согласовано»
Зам. директора /Мартемьянова А.А./от __.08.2021 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол №__ от __.08.2021 г.
Руководитель МО / Андреева Л.Н ./
2021 г
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Тепловые явления | - понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы; - умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха; - владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества; - понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании; - понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике; - овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). | Понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс |
| Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений. Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
Агрегатные состояния вещества | - понимание и способность объяснять физические явления: плавление и отвердевание кристаллических тел, испарение и кипение; - владение экспериментальными методами исследования при определении влажности воздуха; - умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения энергии и ограниченность использования частных законов (закон Ома, закон Джоуля-Ленца); на основе приемов поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов эмпирически установленных фактов; понимать роль ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке.− Проговаривать последовательность действий на уроке.− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с− иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. − Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную− оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с− помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в− учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой− жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате− совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять− физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и− письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.− Читать и пересказывать текст. − Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать− им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).− Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых | формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех− людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на− общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно- групповой работы |
Электрические явления | - понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока; — умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление; — владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; — понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца; — понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании; — владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора; — умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности). | |||
Электромагнитные явления | понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током; — владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи; — умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности). | |||
Световые явления | — понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света; — умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы; — владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало; — понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света; — различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой; — умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС
(70 часов)
Название раздела. | Краткое содержание | Количество часов | |
Тепловые явления | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела Теплопроводность Виды теплопередачи Конвекция. Излучение Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость Лабораторная работа №1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Лабораторная работа №2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Лабораторная работа №3. Определение удельной теплоемкости твердого тела. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии | 12 | |
Агрегатные состояния вещества | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара Кипение. Влажность воздуха Лабораторная работа №4 «Измерение влажности воздуха» Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 10 | |
Электрические явления | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» Электрическое напряжение. Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения Электрическое сопротивление проводников. Лабораторная работа №6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Закон Ома для участка цепи. Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Лабораторная работа №7: Регулирование силы тока реостатом. Лабораторная работа №8: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике Лабораторная работа № 9 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | 29 | |
Электромагнитные явления | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №10. Сборка электромагнита и испытание его действия. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электрический двигатель. Лабораторная работа №11. Изучение двигателя постоянного тока | 5 | |
Световые явления | Источники света. Распространение света. Видимое движение светил Отражение света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Глаз и зрение. Изображения, даваемые линзами. Построение изображения в линзах. Лабораторная работа №12. Получение изображений с помощью линзы. | 9 | |
Повторение | 5 | ||
Всего | 70 |
Календарно – тематическое планирование 8 класс
УМК (Пёрышкин, Физика, 8 класс, М.: Дрофа, 2018)
№ п/п | Тема урока | Календарные сроки | Основные виды деятельности | |
план | факт | |||
Тепловые явления 12 часов | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ Тепловое движение. Температура. (§ 1) | 07.09 | Различают тепловые явления; анализируют зависимость температуры тела от скорости движения его молекул; наблюдают и исследуют превращение энергии тела в механических процессах; приводят примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении | |
2 | Внутренняя энергия (§ 2) | 09.09 | Объясняют изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело, совершает работу; перечисляют способы изменения внутренней энергии; приводят примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи; проводят опыты по изменению внутренней энергии; | |
3 | Способы изменения внутренней энергии Теплопроводность (§ 3,4) | 14.09 | Объясняют тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории; приводят примеры теплопередачи путем теплопроводности; проводят исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делают выводы | |
4 | Конвекция. Излучение (§ 5, 6) | 17.09 | Приводят примеры теплопередачи путем конвекции и излучения; анализируют, как на практике учитываются различные виды теплопередачи; сравнивают виды теплопередачи | |
5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты (§ 7) Удельная теплоемкость (§ 8) | 21.09 | Находят связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал; работают с текстом учебника; устанавливают зависимость между массой тела и количеством теплоты | |
6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении (§ 9) | 24.09 | Рассчитывают количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении; преобразовывают количество теплоты, выраженной в Дж в кДж; кал, ккал в Дж | |
7 | Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | 28.09 | Разрабатывают план выполнения работы; исследуют изменение со временем температуры остывающей воды, представляют результаты в виде графика | |
8 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания (§ 10) | 24.09 | —Объясняют физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывают ее; приводят примеры экологически чистого топлива; классифицируют виды топлива по количеству теплоты, выделяемой при сгорании | |
9. | Лабораторная работа №2. Определение удельной теплоемкости твердого тела. | 29.09 | Разрабатывают план выполнения работы; определяют экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивают ее с табличным значением; объясняют полученные результаты, представляют их в виде таблиц; анализируют причины погрешностей измерений | |
10 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах (§ 11) | 1.10 | Приводят примеры превращения механической энергии во внутреннюю; приводят примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии; систематизируют и обобщают знания закона на тепловые процессы; применяют знания к решению задач по теме «Тепловые явления» | |
11 | Зачёт | 6.10 | Выполнение индивидуальных заданий | |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | 8.10 | Применяют знания к решению задач | |
Агрегатные состояния вещества 10 часов | ||||
13 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание (§ 12, 13) | 13.10 | Приводят примеры агрегатных состояний вещества; отличают агрегатные состояния вещества и объясняют особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; отличают процесс плавления тела от кристаллизации и приводят примеры этих процессов; проводят исследовательский эксперимент по изучению плавления, делают отчет и объяснять результаты эксперимента; работают с текстом учебника | |
14 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. (§14) | 15.10 | Анализируют табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания; рассчитывают количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации; | |
15 | Удельная теплота плавления. (§15) | 20.10 | устанавливают зависимость процесса плавления и температуры тела; объясняют процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений | |
16 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара (§ 16, 17) | 22.10 | Объяснять понижение температуры жидкости при испарении; приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара; проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы | |
17 | Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха (§ 18, 19) | 27.10 | Работать с таблицей 6 учебника; приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара; рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы; проводить исследовательский эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы | |
18 | (§ 20). Удельная теплота парообразования и конденсации Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха». | 29.10 | Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека; измерять влажность воздуха; работать в группе; классифицировать приборы для измерения влажности воздуха | |
19 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания (§ 21, 22) | 10.11 | Объяснять принцип работы и устройство ДВС; приводить примеры применения ДВС на практике; объяснять экологические проблемы использования ДВС и пути их решения | |
20 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя (§ 23, 24) | 12.11 | Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины; приводить примеры применения паровой турбины в технике; сравнивать КПД различных машин и механизмов | |
21 | Подготовка к контрольной работе | 17.11 | Применять знания к решению задач. Закрепляют тему | |
22 | Контрольная работа №2: Плавление, испарение, парообразование, КПД | 19.11 | Применять знания к решению задач | |
Электрические явления 29 часов | ||||
23 | Работа над ошибками. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел (§ 25) | 24.11 | Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов; анализировать опыты; проводить исследовательский эксперимент | |
24 | Электроскоп. Электрическое поле (§ 26, 27) | 26.11 | Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле; пользоваться электроскопом; определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу | |
25 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома (§ 28, 29) | 1.12 | Объяснять опыт Иоффе—Милликена; доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд; объяснять образование положительных и отрицательных ионов; применять знания из курса химии и физики для объяснения строения атома; работать с текстом учебника | |
26 | Объяснение электрических явлений (§ 30) | 3.12 | Объяснять электризацию тел при соприкосновении; устанавливать перераспределение заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении; обобщать способы электризации тел | |
27 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества (§ 31) | 8.12 | На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков; приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода; наблюдать работу полупроводникового диода | |
28 | Электрический ток. Источники электрического тока (§ 32) | 10.12 | Объяснять устройство сухого гальванического элемента; приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение; классифицировать источники электрического тока; применять на практике простейшие источники тока (гальванический элемент, аккумуляторы питания) | |
29 | Электрическая цепь и ее составные части (§ 33) | 15.12 | Собирать электрическую цепь; объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи; различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи; работать с текстом учебника | |
30 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока (§ 34—36) | 17.12 | Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике; объяснять тепловое, химическое и магнитное действия тока; работать с текстом учебника; классифицировать действия электрического тока; обобщать и делать выводы о применении на практике электрических приборов | |
31 | Сила тока. Единицы силы тока (§ 37) | 22.12 | Объяснять зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени; рассчитывать по формуле силу тока; выражать силу тока в различных единицах | |
32 | Амперметр. Измерение силы тока (§ 38). | 24.12 | Определять цену деления амперметра и гальванометра; чертить схемы электрической цепи; | |
33 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения (§ 39, 40) | 12.01 | Выражать напряжение в кВ, мВ; анализировать табличные данные, работать с текстом учебника; рассчитывать напряжение по формуле; устанавливать зависимость напряжения от работы тока и силы тока | |
34 | Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения (§ 41, 42) | 14.01 | Определять цену деления вольтметра; чертить схемы электрической цепи Строить график зависимости силы тока от напряжения; | |
35 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления (§ 43). | 19.01 | Объяснять причину возникновения сопротивления; анализировать результаты опытов и графики; | |
36 | Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 21.01 | измерять силу тока на различных участках цепи; работать в группе | |
37 | Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 26.01 | собирать электрическую цепь, измерять напряжение, пользоваться вольтметром; устанавливать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника; включать вольтметр в цепь; измерять напряжение на различных участках цепи; | |
38 | Закон Ома для участка цепи (§ 44) Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление (§ 45) | 28.01 | Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника; записывать закон Ома в виде формулы; решать задачи на закон Ома; анализировать результаты опытных данных, приведенных в таблице Исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника; вычислять удельное сопротивление проводника | |
39 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения (§ 46) | 2.02 | Чертить схемы электрической цепи; рассчитывать электрическое сопротивление | |
40 | Реостаты (§ 47). Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом». | 4.02 | Собирать электрическую цепь; пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи; работать в группе; представлять результаты измерений в виде таблиц; обобщать и делать выводы о зависимости силы тока и сопротивления проводников | |
41 | Лабораторная работа № 8 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 9.02 | Собирать электрическую цепь; измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра; представлять результаты измерений в виде таблиц; работать в группе | |
42 | Последовательное соединение проводников (§ 48) | 11.02 | Приводить примеры применения последовательного соединения проводников; рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении; обобщать и делать выводы о значении силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном соединении проводников | |
43 | Параллельное соединение проводников (§ 49) | 16.02 | Приводить примеры применения параллельного соединения проводников; рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении; обобщать и делать выводы о значении силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном соединении проводников | |
44 | Решение задач | 18.02 | Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников; применять знания к решению задач | |
45 | Работа и мощность электрического тока (§ 50, 51) | 23.02 | Рассчитывать работу и мощность электрического тока; выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока; устанавливать зависимость работы электрического тока от напряжения, силы тока и времени; классифицировать электрические приборы по потребляемой ими мощности | |
46 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике (§ 52). Лабораторная работа № 9 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 25.02 | Выражать работу тока в Вт•ч; кВт•ч; измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы; работать в группе; обобщать и делать выводы о мощности и работе в электрической лампочке | |
47 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца (§ 53) | 2.03 | Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества; рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля—Ленца | |
48 | Конденсатор (§ 54) | 4.03 | Объяснять назначения конденсаторов в технике; объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора; рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора | |
49 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители (§ 55, 56) | 9.03 | Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах; классифицировать лампочки, применяемые на практике; анализировать и делать выводы о причинах короткого замыкания; сравнивать лампу накаливания и энергосберегающие лампочки | |
50 | Контрольная работа №3 Электрические явления | 11.03 | Применять знания к решению задач | |
51 | Работа над ошибками. Обобщающий урок Зачётный урок | 16.03 | Выступать с докладом или слушать доклады, подготовленные с использованием презентации: «История развития электрического освещения», «Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов», «История создания конденсатора», «Применение аккумуляторов»; изготовить лейденскую банку, выполнение индивидуальных заданий | |
Электромагнитные явления 5 часов | ||||
52 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии (§ 57, 58) | 18.03 | Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем; объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; приводить примеры магнитных явлений; устанавливать связь между существованием электрического тока и магнитным полем; обобщать и делать выводы о расположении магнитных стрелок вокруг проводника с током | |
53 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение (§ 59). Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1.04 | Называть способы усиления магнитного действия катушки с током; приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту; устанавливать сходство между катушкой с током и магнитной стрелкой; объяснять устройство электромагнита; работать в группе | |
54 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли (§ 60, 61) | 6.04 | Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа; получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов; описывать опыты по намагничиванию веществ; объяснять взаимодействие полюсов магнитов; обобщать и делать выводы о взаимодействии магнитов | |
55 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель (§ 62). Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели) | 8.04 | Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения; перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с тепловыми; собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели); определять основные детали электрического двигателя постоянного тока; работать в группе | |
56 | Зачётный урок: электромагнитные явления | 13.04 | Применять знания к решению задач | |
Световые явления 9 часов | ||||
57 | Источники света. Распространение света (§ 63) | 15.04 | Наблюдать прямолинейное распространение света; объяснять образование тени и полутени; проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени; обобщать и делать выводы о распространении света; устанавливать связь между движением Земли, Луны и Солнца и возникновением лунных и солнечных затмений | |
58 | Видимое движение светил (§ 64) | 20.04 | Находить Полярную звезду в созвездии Большой Медведицы; используя подвижную карту звездного неба, определять положение планет; устанавливать связь между движением Земли и ее наклоном со сменой времен года с использованием рисунка учебника | |
59 | Отражение света. Закон отражения света (§ 65) Плоское зеркало (§ 66) | 22.04 | Наблюдать отражение света; проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения света от угла падения; объяснять закон отражения света, делать выводы, приводить примеры отражения света, известные из практики. Применять закон отражения света при построении изображения в плоском зеркале; строить изображение точки в плоском зеркале | |
60 | Преломление света. Закон преломления света (§ 67) | 27.04 | Наблюдать преломление света; работать с текстом учебника; проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы | |
61 | Линзы. Оптическая сила линзы (§ 68) Глаз и зрение (§ 70). | 29.04 | Объяснять восприятие изображения глазом человека; применять знания из курса физики и биологии для объяснения восприятия изображения; строить изображение в фотоаппарате; подготовить презентацию «Очки, дальнозоркость и близорукость», «Современные оптические приборы: фотоаппарат, микроскоп, телескоп, применение в технике, история их развития»; применять знания к решению задач | |
62 | Изображения, даваемые линзой (§ 69) Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз | 4.05 | Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F> f; 2F< f; F< f <2F; различать мнимое и действительное изображения. Применять знания к решению задач на построение изображений, даваемых плоским зеркалом и линзой | |
63 | Лабораторная работа № 12 «Получение изображения при помощи линзы» | 6.05 | Измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы; анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы, представлять результат в виде таблиц; работать в группе | |
64 | Контрольная работа №4 Световые явления | 11.05 | Применять знания к решению задач | |
65 | Работа над ошибками. Обобщение | 13.05 | Демонстрировать презентации; выступать с докладами и участвовать в их обсуждении | |
Повторение 5 часов | ||||
66 | Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 18.05 | Применять знания к решению задач | |
67 | Повторение тем «Тепловые явления», «Электризация» | 20.05 | Применять знания к решению физических задач | |
68 | Повторение пройденного 1 | 25.05 | Применять знания к решению физических задач | |
69 | Повторение пройденного 2 | 27.05 | Применять знания к решению физических задач | |
70 | Повторение | .05 | Применять знания к решению физических задач |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Критерии и нормы оценки устных письменных работ
Оценки устных работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценки письменных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценки лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО зам.директора по УВР
______________/ФИО/ _______________/ФИО/
Протокол №___от________2017 «___»________2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), с учётом Примерной программы по учебному предмету «Физика», одобренной решением федерального учебного - методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015г.№1/15), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 6.
Рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 8 классов.
Уровень изучения базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часов в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. В системе предметов
общеобразовательной школы курс физики представлен в предметной области «Естествознание».
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между
ними;
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного
использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
- формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и
достоверности научных методов его изучения;
- организация экологического мышления и формирование ценностного отношения
к природе;
- развитие познавательного интереса и творческих способностей учащих
- освоение знаний о тепловых, электромагнитных явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Для достижения поставленных целей в 8 классах необходимо решение следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о тепловых, электромагнитных явлениях, физиче-
ских величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и
- экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Для обучения физики в МБОУ СОШ № 6 выбрана содержательная линия
УМК «Физика» Перышкин А.В. и др. для 8 классов.
Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по физике состоят в том, что она обеспечивает преемственность курсов основной и средней школы, а также в полной мере реализует принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Для выполенения всех видов обучающих работ по физике в 8 классах в УМК имеются учебник, учебные пособия:
- Пёрышкин А.В. Физика 8 класс ДРОФА .Москва 2014 г.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 класс
Москва « Просвещение» 2010 г.
- Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К уч. Перышкина А.В. - Минькова Р.Д., Иванова В.В. «Экзамен», 2015
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:
- Волков В.А. Тесты по физике Москва «Вако» 2010 г.
- Зорин Н.И. КИМ ФИЗИКА 8 класс Москва «Вако» 2013г.
- Физика. Сборник вопросов и задач, 7-9 классы, авторы Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А., «Дрофа» 2013 г.
- Самостоятельные и контрольные работы, Л.А. Кирик 2015 г.
Методическое обеспечение учебного предмета «Физика» в 8 классах:
- Каменецкий С.Е. Орехов В.П. Методы решения задач по физике в средней школе
Москва «Просвещение» 1987г
- Физика. 8 класс. Книга для учителя, О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина Москва «Просвещение», 2010 г.
- Рабочие программы. Физика 7-9 классы, сост. Е.Н.Тихонова «Дрофа», 2013
Основные формы контроля:
Кратковременные (на 7-8 минут) тестовые тематические задания: интерактивные, обучающие, в форме ОГЭ, тематические.
Теория: зачёты, лабораторные работы, письменные опросы.
Контрольные работы: тематические в разных формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...