Методическая разработка: "Особенности подготовки к ОГЭ по физике в рамках ФГОС"
методическая разработка по физике (9 класс)

Филева Анна Андреевна

Рассматриваются основные компоненты подготовки к ОГЭ по физике с учетом введения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovki_k_oge_po_fizike_v_ramkah_fgos.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки к ОГЭ по физике в рамках ФГОС

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, обеспечивая формирование у обучающихся единой физической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей и подготовку к жизни в современных условиях.

Как точная наука физика изучает количественные закономерности природных явлений. Вместе с тем, физика обладает и достаточно высоким гуманитарным потенциалом, что проявляется наиболее отчетливо во влиянии знаний данного предмета на качество жизни современного человека: владение основными физическими понятиями и законами стало необходимым практически каждому в жизни.

Модернизация подходов к преподаванию физики должна обеспечиваться внедрением актуальных (согласно Концепции развития предметной области «Естественные науки. Физика») технологий обучения, таких как:

  • технология использования компьютерного моделирования в процессе исследовательского обучения;
  • технология, основанная на использовании планшетных компьютеров и мобильных телефонов;
  • технология сотрудничества в обучении (работа в малых группах сотрудничества);
  • технология «перевернутого» обучения (самостоятельное изучение нового материала до проведения урока);
  • технология дополненной реальности (виртуальные объекты и информация дополняют сведения о физических объектах и окружающей среде при проведении учебных исследований);
  • технология формирования экспериментальных умений обучающихся.

Федеральный государственный стандарт общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов основного общего образования). Необходимо учитывать, что оценка успешности освоения содержания всех учебных предметов проводится на основе системно-деятельностного подхода (то есть проверяется способность обучающихся к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач).

В связи с переходом на ФГОС СОО будет изменена структура КИМ ЕГЭ:

  • увеличится доля заданий на проверку методологических умений,
  • появятся новые модели заданий,
  • увеличится количество заданий с развернутым ответом.

В связи с этим для совершенствования образовательной деятельности на уровне среднего общего образования при реализации программ углубленного уровня рекомендуется целенаправленная работа по освоению учащимися методов решения качественных и расчетных задач, требующих от учащихся самостоятельного построения модели решения. Задачи могут носить как тематическую направленность, так и включать вопросы на использование внутрипредметных связей. Необходимо систематически реализовывать на уроке решение комплексных качественных и расчетных задач, для которых необходимо представить развернутый ответ (письменный или устный), включающий описание физических законов и закономерностей, использованных для решения задания. При реализации комплекса лабораторных работ и опытов следует обратить внимание на развитие навыков самостоятельного планирования опытов, снятия прямых показаний физических приборов, работы с реальным оборудованием, фотографиями экспериментов и опытов, а также работу с текстами физического содержания.

Формирование метапредметных результатов в ФГОС по физике предполагается через технологию сотрудничества. Технология сотрудничества играет важную роль в образовании и является одной из эффективных технологий, так как, технология сотрудничества повышает мотивацию обучающихся и учитывает возможности каждого ребенка для его развития. Главный смысл обучения в сотрудничестве – это наличие общей цели, личная ответственность, которая значит, что удача группы обусловлена лептой каждого и предусматривает взаимопомощь и поддержку, и одинаковые шансы успеха, которые дают возможность улучшать личные рекорды, что позволяет любому ученику оценивать себя на одном уровне с другими. Сильным и слабым ученикам для достижения своих уровней нужно затрачивать определенные усилия, поэтому они будут оцениваться одинаково, учитывая, что в том и другом случаи каждый сделал, что мог. Учиться вместе гораздо интереснее и эффективнее.

Обучение в сотрудничестве способствует успешному усвоению материала, позволяет лучше понять его суть. Данная технология позволяет проговорить прочитанное, выразить мысли вслух, что способствует осознанному восприятию информации. При групповой работе каждый ученик находится в поле зрения своих товарищей, это позволяет избежать ошибок.

Технология сотрудничества имеет ряд положительных моментов:

  • создание условий для активной познавательной деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • развитие уверенности в собственных силах.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся самостоятельно искать знания, научить их мыслить и делать выводы, видеть проблемы и способы их решения. Использование технологии сотрудничества позволяет достичь этого результата.

«Перевернутый класс (урок)» — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.

Применение технологии «Перевернутый класс» позволяет:

  • формировать универсальные учебные действия;
  • развивать личностные качества и общую культуру обучающегося;
  • формировать внутреннюю мотивацию и ответственность за свое обучение;
  • развивать важные качества и умения XXI века (активность, инициативность и самостоятельность, грамотность в области ИКТ, творческий подход и новаторство;
  • формировать критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, информационную грамотность, гибкость и способность к адаптации, продуктивность и вовлеченность, лидерство и ответственность).

Такая организация обучения побуждает обучающихся учиться друг у друга. Использование технологии направлено на их вовлечение в активную учебную деятельность и ситуацию успеха каждого обучающегося.

Технологии виртуальной реальности помогают сделать обучение увлекательным и интерактивным.

Актуальность применения рассматриваемых технологий в обучении связана с тем, что они позволяют повысить эффективность этого процесса, при этом обеспечив удобство и доступность практически для каждого. Кроме того, они позволяют легко организовать удаленный урок или проверку знаний.

Еще один немаловажный факт состоит в том, что тенденцией последних десятилетий является постоянное усложнение различных технических систем и, как следствие, увеличение времени и повышение требований к уровню подготовки специалистов для работы с ними. При этом использование в обучении реальных производственных систем зачастую дорого и может нести высокую степень опасности для жизни.

Одним из способов совершенствования технологий инженерного образования является применение систем виртуальной и дополненной реальности, 3D электронных обучающих систем. Это позволит существенно сократить время подготовки, повысить качество обучения и усилить практическую направленность учебного процесса.

Работа с виртуальной лабораторией по физике целесообразна при организации обучения на дому, на занятиях по организации исследовательской работы, для контроля умения измерять физические величины и наблюдать космические объекты, при организации обобщающего повторения, внеклассной работе, на учебных занятиях при формировании и закреплении практических умений, при подготовке к выпускным экзаменам.

Учителям физики, реализующим образовательные программы среднего общего образования при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, рекомендуется использовать следующие ресурсы:

  • виртуальная обучающая среда Moodle, наименее уязвимая и сохраняющая работоспособность даже в условиях повышенного спроса на информационные ресурсы;
  • ресурсы и инструменты образовательных порталов и сайтов;
  • проведения дистанционного занятия в синхронном режиме с применением аудио и видео связи, использованием сервисов Skype (https://www.skype.com/ru/), Zoom (https://zoom.us/), Discord (https://discordapp.com/).

В случае, если обучающийся планирует связать свою дальнейшую деятельность с областями, где требуется более высокий уровень освоения физики – обеспечить его доступом на специализированные образовательные ресурсы (Учи.ру, решу ОГЭ, ВПР, Фоксфорд, Якласс и т.д.) и электронными видеоматериалами.

Если обучающийся не планирует связывать свою дальнейшую деятельность с областями, в которых требуется более высокий уровень освоения физики, целесообразно ограничиться изучением предмета в рамках требований ФГОС СОО и материала  выбранного УМК.

И в том и в другом случае можно использовать сайты российской электронной школы (https://resh.edu.ru/), библиотеки видеоуроков (https://interneturok.ru/), также платформу https://cifra.school/).

Для организации исследовательской деятельности школьников целесообразно использовать коллекции виртуальных лабораторных работ.

Учителям физики при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, для организации текущего контроля успеваемости обучающихся рекомендуется:

1) Использовать электронные модели тестирования, предполагающие автоматическую обработку полученных результатов:

  • открытыми образовательными платформами с обеспечением возможности текущего контроля, такие как Учи.ру, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, Фоксфорд, Якласс и т.д;
  • использовать другие средства автоматической обработки информации (удобной и гибкой является Google форма).

2) Проводить проверку выполненных заданий выборочно (дифференцировано) с учетом освоения пройденного материала, по результатам ранее выполненных работ и необходимого количества оценок, позволяющего оценить уровень освоения образовательной программы по предмету.

3) Минимизировать количество заданий для текущего контроля успеваемости, сфокусировав внимание на оценку базовых знаний, умений, компетенций обучающихся, исходя из планируемого результата обучения. Это позволит обеспечить оценку образовательных результатов, обучающихся по базовому ядру знаний по предметам.

4) Целесообразно применять интегрированные способы оценивания (наряду с отметками по пятибалльной шкале использовать формы оценивания других видов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Особенности речевой подготовки участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»

Особенности и значение речевой подготовки на зянятиях эстрадным вокалом для обучающихся разных возрастных категорий....

Методическая разработка «Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в условиях МСВУ»

    Методическая  разработка «Особенности  реализации воспитательного компонента ФГОС  в условиях МСВУ» является  обобщением опыта работы воспитателя  по изуч...

Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике»

Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике» (Из опыта работы)...

Методическая разработка : «Особенности организации и методика проведения учебно- тренировочного занятия по футболу. Техническая и тактическая подготовка.»

Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллектив...

Методическая разработка: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

Под техникой бокса понимается совокупность приемов атакии защиты, применение которых диктуется обстоятельствами, условиями и возможностями ведения боя.Техника бокса и тактика ведения боя на ринге нахо...

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...

Авторская методическая разработка.Особенности оценивания качества географического образования при переходе на ФГОС нового поколения.

Данная разработка содержит маршрутный лист по теме "Как возникла Земля"; критерии оценивания смыслового чтения, электронной презентации, самооценки и взаимооценки....