Внеурочная деятельность по физике в 10--11 классах "Точка Роста" «Роль физики в развитии медицины» .
рабочая программа по физике (10, 11 класс)
Современное медицинское образование – важнейшее звено общей системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и подготовки людей к здоровому образу жизни. Усиление фундаментализации медицинского образования обуславливает включение во внеурочную деятельность интегративных дисциплин, которые обеспечивают широкое и ёмкое восприятие их содержания, формирование научного мировоззрения, а также профессионально значимых умений.
Физико-математические дисциплины в медицинских вузах приобретают все более важные значение в связи с проникновением точных наук в медицину и смежные дисциплины. Это связано, прежде всего, с совершенствованием и усложнением методов диагностики, диагностического и лабораторного оборудования, необходимостью ясного понимания и правильной оценки результатов экспериментального исследования. Без глубокого понимания физических процессов в организме, физических основ воздействия на него внешних факторов, молекулярных законов физики невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение, рекомендовать пациенту оптимального образа и ритма жизни.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Роль физики в развитии медицины» предназначена для обучающихся 10 -11 классов и разработана на основе следующих нормативных документов.
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся на основе цифровой лаборатории, c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 145 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: На заседании МО _________/Стебунова О.А./ № 1 от 31.08.2021 г. | СОГЛАСОВАНО: __________/Т.В.Ахматова Протокол педагогического совета № 1 от 31.08.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________/Т.С.Алехина № 50.16 от 31.08.2021 г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Ростошинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Роль физики в развитии медицины»
10-11 классы (базовый уровень)
«Точка Роста»
Стебуновой О.А.
учителя высшей
квалификационной категории
МКОУ «Ростошинская СОШ»
2021 год
с. Ростоши
Пояснительная записка
Современное медицинское образование – важнейшее звено общей системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и подготовки людей к здоровому образу жизни. Усиление фундаментализации медицинского образования обуславливает включение во внеурочную деятельность интегративных дисциплин, которые обеспечивают широкое и ёмкое восприятие их содержания, формирование научного мировоззрения, а также профессионально значимых умений.
Физико-математические дисциплины в медицинских вузах приобретают все более важные значение в связи с проникновением точных наук в медицину и смежные дисциплины. Это связано, прежде всего, с совершенствованием и усложнением методов диагностики, диагностического и лабораторного оборудования, необходимостью ясного понимания и правильной оценки результатов экспериментального исследования. Без глубокого понимания физических процессов в организме, физических основ воздействия на него внешних факторов, молекулярных законов физики невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение, рекомендовать пациенту оптимального образа и ритма жизни.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Роль физики в развитии медицины» предназначена для обучающихся 10 -11 классов и разработана на основе следующих нормативных документов.
Нормативная база
∙Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
∙Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями) (далее — ФГОС СОО);
∙Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
∙Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020);
∙Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Ростошинская СОШ»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) ФГОС ( СОО)
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся на основе цифровой лаборатории, c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Новизна программы.
Данная программа внеурочной деятельности создана для учащихся 10-11 классов и включает вопросы таких дисциплины, как физика, биология, а также медицина. Предложенный вариант рассчитан на 34 часа.
Программа направлена на формирование:
- методологических качеств обучающихся (умение поставить цель и организовать её достижение);
- креативных качеств (гибкость ума, критичность мышления, наличие своего мнения);
- коммуникативных качеств (умение взаимодействовать с другими людьми, объектами окружающего мира и воспринимать информацию).
Актуальность
данной программы заключается в том, что она направлена на развитие стремления у школьников умение самостоятельно работать на основе цифровой лаборатории, c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Цели:
- Познакомить учащихся с основными тенденциями развития современной науки.
- Дать представление о взаимосвязи и взаимопроникновении наук: физики, биологии и медицины.
- Показать единство законов природы, применимость законов физики к живым организмам.
- Обзорно познакомить учащихся с устройством и принципом действия медицинских приборов, медицинской аппаратуры.
- Научить учащихся выполнять лабораторные работы с применением цифровой лаборатории ,c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Задачи:
- Расширение и углубление научного мировоззрения на основе уяснения роли взаимосвязи и взаимопроникновения наук, а также расширение кругозора школьников.
- Воспитание на основе материалов занятий упорства и настойчивости в достижении поставленной цели; формирование активной жизненной позиции.
- Выработать и развить такие компетентности, как целеполагание, планирование деятельности, поиск информации, рефлексия и самоанализ, презентация.
Общая характеристика программы
Программа «Роль физики в развитии медицины» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Основная форма занятий – лабораторные работы и самостоятельная деятельность обучающихся. Содержание знаний в программе составлено так, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Деятельность учащихся предполагает поиск нужной информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ и т.д.
Результаты
Предметными результатами являются:
- Умения проводить наблюдения, опыты,планировать и выполнять измерения, обрабатывать и представлять результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы.
- Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
- Развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать связь между измеряемыми величинами.
В результате реализации программы обучающийся научится:
- В сфере личностных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- В сфере регулятивных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- В сфере познавательных учебных действий учащиеся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, находить необходимую информацию;
- В сфере коммуникативных учебных действий учащийся научится планировать и координировать совместную деятельность с другими ее участниками;
Метапредметными результатами
освоения программы являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- Формирование умений работать в группе, паре;
Освоение приемов действий в нестандартной ситуации.
Личностные результаты выражаются:
- в сформированности познавательного интереса к практической и деятельности и основ социально-критического мышления;
- самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, понимании их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
- умение определять границы собственных знаний и незнаний
- сформировать коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
- усвоение техники безопасности и пожарной безопасности при проведении лабораторных работ, сформированности бережного отношения к школьному оборудованию.
Ожидаемые результаты:
Школьники узнают об этапах становления медицины. Получат представление о взаимосвязи и взаимопроникновении наук: физики, биологии и медицины. Также получат представление о физических факторах, применяемых с лечебно-профилактической целью, об их действии на организм человека. Научатся объяснять устройства и принцип действия простейших медицинских приборов на основе физических закономерностей. Научатся выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов. Научатся обосновывать свою точку зрения. Уметь проектировать простейшие технические и электротехнические устройства.
Основные методические особенности курса:
1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до сложных;
2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Данная программа позволяет установить связь между наукой об общих закономерностях явлений природы и совокупностью наук о болезнях, их лечении и предупреждении.
Внеурочная деятельность направлена на повышение интереса к физике, способствует лучшему усвоению материала, создает условия для самостоятельного творчества школьников.
Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний, учащиеся выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных лабораторных работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретически материалом, что позволяет школьникам самостоятельно делать обобщения и выводы.
Предлагаемые опыты рассчитаны на цифровую лабораторию ,c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Содержание программы внеурочной деятельности
Тема 1. Физика и медицина.
История медицины. Физика в медицине. Взаимосвязь наук: физики, биологии, медицины.
Демонстрации:
рентгеновские снимки, томограммы головы, фотографии («Медицинская техника», «Хирургические приборы», и др.)
Тема 2. Температура. Термометры.
История изобретения термометра. Термометры Фаренгейта, Цельсия, Реомюра. Медицинский термометр. Методы измерения температуры тела человека. Разбор вопросов по данной теме.
Лабораторная работа «Сборка действующей модели термоскопа».
Оборудование: флакон от лекарства (например от пенициллина) с резиновой пробкой, стеклянная трубка, стакан с водой.
Вопросы по теме:
- Почему врач, поставив медицинский термометр больному, смотрит показание термометра не раньше, чем через 5-7 минут?
- Номинальная температура человеческого тела около 370С. Сколько это составляет по шкале Кельвина?
- Почему на Севере для измерения температуры воздуха пользуются не ни глицериновыми и не ртутными термометрами, а спиртовыми?
Демонстрации:
ртутный, спиртовой и медицинский термометры, таблицы со шкалой Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, модель термометра.
Тема 3. Давление.
Атмосферное давление и медицина.
Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни живых организмов.
Вопросы по теме «Атмосферное давление»:
- Почему трудно пить из опрокинутой бутылки, если плотно охватить её горлышко губами?
- Как выпить сок из закрытой железной банки при помощи шила? Свои действия объясните.
- Бутылка с водой закрыта пробкой, сквозь которую пропущена стеклянная трубка (от пипетки). Нижний конец трубки опущен в воду. Почему, если подуть в трубку, а потом отстраниться, вода поднимается по трубке и разбрызгивается фонтаном?
- Если положить монету на большую плоскую тарелку и налить столько воды, чтобы она покрыла монету, то как при помощи стакана, спичек и свечи можно достать монету из тарелки, не замочив пальцев?
Решение задач по теме «Давление в жидкостях. Сообщающиеся сосуды».
- Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определить давление воды в море на этих глубинах.
- Определить по графику глубину погружения тела, соответствующую заданному давлению воды.
- Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10 м?
- Давление в газогенераторе изменилось на 1,7 · 10-2 атм. Как изменится разность уровней воды в манометре, присоединенном к генератору?
Демонстрации: проведение опытов, которые объясняют принцип работы медицинских приборов (шприц, пипетка, капельница и медицинские банки).
Измерение давления
Жидкостный манометр. Измерение давления внутри жидкости. Прибор для измерения давления крови.
Работа с карточками по теме «Манометры».
Демонстрации: жидкостный манометр. Прибор для измерения давления крови – тонометр, стетоскоп.
Тема 4. Физика сердца.
Сердце и насос
Насос. Сердце. Автоматизм сердца.
Вопросы по теме «Насосы»:
- Будут ли действовать в безвоздушном пространстве поршневые жидкостные насосы ?
- Почему у жидкостных и газовых насосов поршень должен плотно прилегать к стенкам трубки насоса?
- Определить по рисунку, куда движется поршень насоса ?
- Объясните, как работают насосы.
- По схеме объяснить действие пожарного насоса.
Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях».
Оборудование: часы с секундной стрелкой .
Демонстрации: таблицы «Поршневой жидкостный насос», «Работа сердца. Сердечный цикл», «Электрокардиограмма». Разборная модель сердца.
Тема 5. Физика зрения.
Глаз и зрение. Очки.
Значение зрения. Строение глаза. Оптическая система глаза. Зрение двумя глазами. Нарушение зрения. Очки.
Вопросы по теме «Глаз и зрение»:
- Когда наступает предел аккомодации ?
- Как называется расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения ?
- Чему равно расстояние наилучшего видения для нормального глаза ?
- Какой глаз называется близоруким ?
- Какую линзу называют рассеивающей ? Почему ?
- Какой глаз называется дальнозорким ?
- Какую линзу называют собирающей ? Почему ?
Экспериментальное задание № 1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза».
Оборудование: лист бумаги размером 40*60 мм с отверстием диаметром
2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм.
Демонстрации: таблицы «Глаз и зрение», «Зрительный анализатор». Разборная модель глаза.
Экспериментальное задание № 2 «Наблюдение изображения светового пучка на сетчатке глаза».
Оборудование: круглая колба с водой, слегка замутненной раствором мыла, источник света, две собирающие линзы с различными фокусными расстояниями, одна рассеивающая линза.
Тема 6. Магниты в медицине.
Соленоид. Способы усиления магнитного действия соленоидов. История создания электромагнитов. Применение электромагнитов. Глазной электромагнит. Электромагнитные аппараты. Магнитный интраскоп.
Вопросы по теме «Электромагниты и их применение».
- Нужно построить электромагнит, подъемную силу которого можно регулировать, не изменяя конструкции. Как это сделать ?
- Что надо сделать, чтобы изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные ?
- Как построить сильный электромагнит, если конструктору поставлено условие, чтобы ток в электромагните был сравнительно малым ?
- Используемые в подъемном кране электромагниты обладают громадной мощностью. Электромагниты, при помощи которых удаляют из глаз случайно попавшие железные опилки, очень слабы. Какими способами достигают такого различия ?
Экспериментальное задание «Сборка действующей модели простейшего электромагнита».
Оборудование: стальной болт диаметром 10 мм и длиной не менее 100 мм, 15 м медной изолированной проволоки диаметром 0,2 – 0,3 мм, толстая нить, батарейка от карманного фонаря, гвозди, булавки и другие металлические предметы.
Демонстрации: таблица «Электромагниты», опыты с соленоидом (фотографии электромагнитной аппаратуры в медицине).
Тема 7. Доктор Ток.
Открытие Гальвани. Биотоки. Вольтов столб.
Открытие Гальвани. Биотоки. Электрокадиограф. Изобретение Вольта.
Лабораторная работа «Изучение гальванического элемента».
Оборудование: гальванический элемент сухой, электроды цинковый и угольный, держатель для электродов, стакан с раствором хлорида натрия, лампа накаливания на подставке, ключ, провода с наконечниками.
Экспериментальное задание в домашних условиях «Сборка электрической батареи (батареи Вольта)».
Оборудование: пять монет достоинством один рубль, пять пятидесятикопеечных монет, промокательная или газетная бумага, крепкий раствор поваренной соли, ванночка или тарелка для раствора.
Демонстрации: фотография электрокардиографа, сравнение его на опыте с работой осциллографа, модель гальванического элемента.
Опыт. Картофельный и лимонный элементы.
Применение постоянного тока с лечебной целью
Электрический ток. Сила тока. Постоянный ток. Физико-химическая основа метода гальванизации. Лекарственный электрофорез.
Тест-задание по темам «Электрические явления», «Электрический ток».
Демонстрации: фотографии «Некоторые методики гальванизации и лекарственного электрофареза», «Аппарат Алмаг -1».
Тема 8. Доктор Луч.
Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи
Шкала электромагнитных излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения в медицине.
Вопросы по теме:
- Для чего металлизируют (покрывают прочным слоем фольги) спецодежду сталеваров, мартенщиков, прокатчиков и др. ?
- Почему сушить окрашенные изделия лучше не в печах, а в инфракрасных сушилках ?
- Почему не следует смотреть на пламя, возникающее при электросварке? Почему темное стекло предохраняет от вредного действия пламени ?
- Почему баллоны ртутных ламп ультрафиолетового излучения делают не из обычного, а из кварцевого стекла ?
- Что дает более густую тень на экране рентгеновской установки: алюминий или медь ?
- Для чего врачи-рентгенологи при работе пользуются перчатками, фартука и очками, в которые введены соли свинца ?
- Почему рентгеновскую пленку хранят в свинцовой коробке, а при съемке ее помещают в алюминиевую кассету ?
- Почему, перед тем как сделать рентгеновский снимок желудка, больному дают бариевую кашу ?
Демонстрации: шкала электромагнитных колебаний, фотографии рентгеновских снимков.
Тема 9. Будь здоров!
Физические факторы, применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека.
Физические факторы – способы борьбы человека с болезнями. Десять групп искусственно получаемых и естественных лечебных физических факторов.
Экскурсия в физиотерапевтический кабинет районной больницы
Цели: ознакомить учащихся с устройством и принципом действия медицинской аппаратуры. Показать на практике связь физики и медицины. Сформировать устойчивый интерес к изучению предмета «Физика» и ориентировать обучающихся на медицинскую специальность.
Демонстрации: фотографии; универсальный электроимпульсатор, воздействие импульсными токами на область коленных суставов и область пятки.
Тема 10. Итоговый тест по теме «Физика и медицина».
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во |
1 | Инструктаж по Технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Знакомство с современным оборудованием «Точка Роста». | 1 |
2 | История медицины. Взаимосвязь наук: физики, биологии, медицины. | 1 |
3 | Возникновение медицины и её развитие до 16 века. | 1 |
4 | Медицина в 16 -19 вв. | 1 |
5 | Развитие медицины в современном мире. | 1 |
6 | Термометры. Виды и типы термометров. Применение термометров. | 1 |
7 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Измерение температуры разных тел». | 1 |
8. | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста». «Сборка действующей модели термоскопа». | 1 |
9 | Атмосферное давление | 1 |
10 | Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. | 1 |
11 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Давление в жидкостях. Сообщающиеся сосуды». | 1 |
12 | Измерение давления. Решение задач | 1 |
13 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение давления жидкости». | 1 |
14 | Самостоятельная работа по теме «Манометры» | 1 |
15 | Сердце и насос. | 1 |
16 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Подсчет пульса в разных условиях». | 1 |
17 | Глаз и зрение. Очки | 1 |
18 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение оптической силы линзы». | 1 |
19 | Экспериментальное задание № 1 с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза» | 1 |
20 | Экспериментальное задание № 2 с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Наблюдение изображения светлого пучка на сетчатке глаза» | 1 |
21 | Магниты в медицине. Решение задач | 1 |
22 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» « Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 1 |
. 23 | Экспериментальное задание № 3 «Сборка действующей модели простейшего электромагнита». | 1 |
24 | Открытие Гальвани. Биотоки. | 1 |
25 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение электрического сопротивления резистора».. | 1 |
26 | Вольтов столб. | 1 |
27 | Лабораторная работа «Изучение гальванического элемента» с использованием современного оборудования «Точка Роста» | 1 |
28 | Применение постоянного тока с лечебной целью. | 1 |
29 | Решение тестовых заданий по темам «Электрические явления», «Электрический ток». | 1 |
30 | Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи | 1 |
31 | Физические факторы, применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека. | 1 |
32 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение мощности электрического тока». | 1 |
33 | Экскурсия в физиотерапевтический кабинет районной больницы. | 1 |
. 34 | Итоговый тест по теме «Физика и медицина» | 1 |
Итого: | 34 |
Литература:
- Антонов В.Ф., Черныш А.М. и др. Биофизика.-М.: Владос, 2000.
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачов А.Д. и др. Биология: Человек: Учеб. Для 9 кл. – М.: Просвещение, 2004.
- Блохин М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2002.
- Волобуев А.Н. Курс физики и биофизики. – Самара: ФГУП Изд-во «Самарский дом печати», 2004.
- Гальперштейн Л. Забавная физика: научно-популярная книга. – М.: Детская литература, 2003.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 2005.
- Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 2007.
- Справочник по физиотерапии/ Под ред. А.Н. Обросова – М.: Медицина, 2006.
- Элементарный учебник физики: Учебное пособие в 3 т./ Под ред. Г.С. Лансберга. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. _ М.: Наука, 2015год.
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: На заседании МО _________/Стебунова О.А./ № 1 от 31.08.2021 г. | СОГЛАСОВАНО: __________/Т.В.Ахматова Протокол педагогического совета № 1 от 31.08.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________/Т.С.Алехина № 50.16 от 31.08.2021 г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Ростошинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Роль физики в развитии медицины»
10-11 классы (базовый уровень)
«Точка Роста»
Стебуновой О.А.
учителя высшей
квалификационной категории
МКОУ «Ростошинская СОШ»
2021 год
с. Ростоши
Пояснительная записка
Современное медицинское образование – важнейшее звено общей системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и подготовки людей к здоровому образу жизни. Усиление фундаментализации медицинского образования обуславливает включение во внеурочную деятельность интегративных дисциплин, которые обеспечивают широкое и ёмкое восприятие их содержания, формирование научного мировоззрения, а также профессионально значимых умений.
Физико-математические дисциплины в медицинских вузах приобретают все более важные значение в связи с проникновением точных наук в медицину и смежные дисциплины. Это связано, прежде всего, с совершенствованием и усложнением методов диагностики, диагностического и лабораторного оборудования, необходимостью ясного понимания и правильной оценки результатов экспериментального исследования. Без глубокого понимания физических процессов в организме, физических основ воздействия на него внешних факторов, молекулярных законов физики невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение, рекомендовать пациенту оптимального образа и ритма жизни.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Роль физики в развитии медицины» предназначена для обучающихся 10 -11 классов и разработана на основе следующих нормативных документов.
Нормативная база
∙Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
∙Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями) (далее — ФГОС СОО);
∙Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
∙Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020);
∙Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Ростошинская СОШ»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) ФГОС ( СОО)
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся на основе цифровой лаборатории, c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Новизна программы.
Данная программа внеурочной деятельности создана для учащихся 10-11 классов и включает вопросы таких дисциплины, как физика, биология, а также медицина. Предложенный вариант рассчитан на 34 часа.
Программа направлена на формирование:
- методологических качеств обучающихся (умение поставить цель и организовать её достижение);
- креативных качеств (гибкость ума, критичность мышления, наличие своего мнения);
- коммуникативных качеств (умение взаимодействовать с другими людьми, объектами окружающего мира и воспринимать информацию).
Актуальность
данной программы заключается в том, что она направлена на развитие стремления у школьников умение самостоятельно работать на основе цифровой лаборатории, c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Цели:
- Познакомить учащихся с основными тенденциями развития современной науки.
- Дать представление о взаимосвязи и взаимопроникновении наук: физики, биологии и медицины.
- Показать единство законов природы, применимость законов физики к живым организмам.
- Обзорно познакомить учащихся с устройством и принципом действия медицинских приборов, медицинской аппаратуры.
- Научить учащихся выполнять лабораторные работы с применением цифровой лаборатории ,c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Задачи:
- Расширение и углубление научного мировоззрения на основе уяснения роли взаимосвязи и взаимопроникновения наук, а также расширение кругозора школьников.
- Воспитание на основе материалов занятий упорства и настойчивости в достижении поставленной цели; формирование активной жизненной позиции.
- Выработать и развить такие компетентности, как целеполагание, планирование деятельности, поиск информации, рефлексия и самоанализ, презентация.
Общая характеристика программы
Программа «Роль физики в развитии медицины» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Основная форма занятий – лабораторные работы и самостоятельная деятельность обучающихся. Содержание знаний в программе составлено так, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Деятельность учащихся предполагает поиск нужной информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ и т.д.
Результаты
Предметными результатами являются:
- Умения проводить наблюдения, опыты,планировать и выполнять измерения, обрабатывать и представлять результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы.
- Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
- Развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать связь между измеряемыми величинами.
В результате реализации программы обучающийся научится:
- В сфере личностных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- В сфере регулятивных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- В сфере познавательных учебных действий учащиеся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, находить необходимую информацию;
- В сфере коммуникативных учебных действий учащийся научится планировать и координировать совместную деятельность с другими ее участниками;
Метапредметными результатами
освоения программы являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- Формирование умений работать в группе, паре;
Освоение приемов действий в нестандартной ситуации.
Личностные результаты выражаются:
- в сформированности познавательного интереса к практической и деятельности и основ социально-критического мышления;
- самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, понимании их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
- умение определять границы собственных знаний и незнаний
- сформировать коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
- усвоение техники безопасности и пожарной безопасности при проведении лабораторных работ, сформированности бережного отношения к школьному оборудованию.
Ожидаемые результаты:
Школьники узнают об этапах становления медицины. Получат представление о взаимосвязи и взаимопроникновении наук: физики, биологии и медицины. Также получат представление о физических факторах, применяемых с лечебно-профилактической целью, об их действии на организм человека. Научатся объяснять устройства и принцип действия простейших медицинских приборов на основе физических закономерностей. Научатся выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов. Научатся обосновывать свою точку зрения. Уметь проектировать простейшие технические и электротехнические устройства.
Основные методические особенности курса:
1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до сложных;
2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Данная программа позволяет установить связь между наукой об общих закономерностях явлений природы и совокупностью наук о болезнях, их лечении и предупреждении.
Внеурочная деятельность направлена на повышение интереса к физике, способствует лучшему усвоению материала, создает условия для самостоятельного творчества школьников.
Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний, учащиеся выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных лабораторных работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретически материалом, что позволяет школьникам самостоятельно делать обобщения и выводы.
Предлагаемые опыты рассчитаны на цифровую лабораторию ,c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Содержание программы внеурочной деятельности
Тема 1. Физика и медицина.
История медицины. Физика в медицине. Взаимосвязь наук: физики, биологии, медицины.
Демонстрации:
рентгеновские снимки, томограммы головы, фотографии («Медицинская техника», «Хирургические приборы», и др.)
Тема 2. Температура. Термометры.
История изобретения термометра. Термометры Фаренгейта, Цельсия, Реомюра. Медицинский термометр. Методы измерения температуры тела человека. Разбор вопросов по данной теме.
Лабораторная работа «Сборка действующей модели термоскопа».
Оборудование: флакон от лекарства (например от пенициллина) с резиновой пробкой, стеклянная трубка, стакан с водой.
Вопросы по теме:
- Почему врач, поставив медицинский термометр больному, смотрит показание термометра не раньше, чем через 5-7 минут?
- Номинальная температура человеческого тела около 370С. Сколько это составляет по шкале Кельвина?
- Почему на Севере для измерения температуры воздуха пользуются не ни глицериновыми и не ртутными термометрами, а спиртовыми?
Демонстрации:
ртутный, спиртовой и медицинский термометры, таблицы со шкалой Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, модель термометра.
Тема 3. Давление.
Атмосферное давление и медицина.
Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни живых организмов.
Вопросы по теме «Атмосферное давление»:
- Почему трудно пить из опрокинутой бутылки, если плотно охватить её горлышко губами?
- Как выпить сок из закрытой железной банки при помощи шила? Свои действия объясните.
- Бутылка с водой закрыта пробкой, сквозь которую пропущена стеклянная трубка (от пипетки). Нижний конец трубки опущен в воду. Почему, если подуть в трубку, а потом отстраниться, вода поднимается по трубке и разбрызгивается фонтаном?
- Если положить монету на большую плоскую тарелку и налить столько воды, чтобы она покрыла монету, то как при помощи стакана, спичек и свечи можно достать монету из тарелки, не замочив пальцев?
Решение задач по теме «Давление в жидкостях. Сообщающиеся сосуды».
- Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определить давление воды в море на этих глубинах.
- Определить по графику глубину погружения тела, соответствующую заданному давлению воды.
- Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10 м?
- Давление в газогенераторе изменилось на 1,7 · 10-2 атм. Как изменится разность уровней воды в манометре, присоединенном к генератору?
Демонстрации: проведение опытов, которые объясняют принцип работы медицинских приборов (шприц, пипетка, капельница и медицинские банки).
Измерение давления
Жидкостный манометр. Измерение давления внутри жидкости. Прибор для измерения давления крови.
Работа с карточками по теме «Манометры».
Демонстрации: жидкостный манометр. Прибор для измерения давления крови – тонометр, стетоскоп.
Тема 4. Физика сердца.
Сердце и насос
Насос. Сердце. Автоматизм сердца.
Вопросы по теме «Насосы»:
- Будут ли действовать в безвоздушном пространстве поршневые жидкостные насосы ?
- Почему у жидкостных и газовых насосов поршень должен плотно прилегать к стенкам трубки насоса?
- Определить по рисунку, куда движется поршень насоса ?
- Объясните, как работают насосы.
- По схеме объяснить действие пожарного насоса.
Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях».
Оборудование: часы с секундной стрелкой .
Демонстрации: таблицы «Поршневой жидкостный насос», «Работа сердца. Сердечный цикл», «Электрокардиограмма». Разборная модель сердца.
Тема 5. Физика зрения.
Глаз и зрение. Очки.
Значение зрения. Строение глаза. Оптическая система глаза. Зрение двумя глазами. Нарушение зрения. Очки.
Вопросы по теме «Глаз и зрение»:
- Когда наступает предел аккомодации ?
- Как называется расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения ?
- Чему равно расстояние наилучшего видения для нормального глаза ?
- Какой глаз называется близоруким ?
- Какую линзу называют рассеивающей ? Почему ?
- Какой глаз называется дальнозорким ?
- Какую линзу называют собирающей ? Почему ?
Экспериментальное задание № 1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза».
Оборудование: лист бумаги размером 40*60 мм с отверстием диаметром
2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм.
Демонстрации: таблицы «Глаз и зрение», «Зрительный анализатор». Разборная модель глаза.
Экспериментальное задание № 2 «Наблюдение изображения светового пучка на сетчатке глаза».
Оборудование: круглая колба с водой, слегка замутненной раствором мыла, источник света, две собирающие линзы с различными фокусными расстояниями, одна рассеивающая линза.
Тема 6. Магниты в медицине.
Соленоид. Способы усиления магнитного действия соленоидов. История создания электромагнитов. Применение электромагнитов. Глазной электромагнит. Электромагнитные аппараты. Магнитный интраскоп.
Вопросы по теме «Электромагниты и их применение».
- Нужно построить электромагнит, подъемную силу которого можно регулировать, не изменяя конструкции. Как это сделать ?
- Что надо сделать, чтобы изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные ?
- Как построить сильный электромагнит, если конструктору поставлено условие, чтобы ток в электромагните был сравнительно малым ?
- Используемые в подъемном кране электромагниты обладают громадной мощностью. Электромагниты, при помощи которых удаляют из глаз случайно попавшие железные опилки, очень слабы. Какими способами достигают такого различия ?
Экспериментальное задание «Сборка действующей модели простейшего электромагнита».
Оборудование: стальной болт диаметром 10 мм и длиной не менее 100 мм, 15 м медной изолированной проволоки диаметром 0,2 – 0,3 мм, толстая нить, батарейка от карманного фонаря, гвозди, булавки и другие металлические предметы.
Демонстрации: таблица «Электромагниты», опыты с соленоидом (фотографии электромагнитной аппаратуры в медицине).
Тема 7. Доктор Ток.
Открытие Гальвани. Биотоки. Вольтов столб.
Открытие Гальвани. Биотоки. Электрокадиограф. Изобретение Вольта.
Лабораторная работа «Изучение гальванического элемента».
Оборудование: гальванический элемент сухой, электроды цинковый и угольный, держатель для электродов, стакан с раствором хлорида натрия, лампа накаливания на подставке, ключ, провода с наконечниками.
Экспериментальное задание в домашних условиях «Сборка электрической батареи (батареи Вольта)».
Оборудование: пять монет достоинством один рубль, пять пятидесятикопеечных монет, промокательная или газетная бумага, крепкий раствор поваренной соли, ванночка или тарелка для раствора.
Демонстрации: фотография электрокардиографа, сравнение его на опыте с работой осциллографа, модель гальванического элемента.
Опыт. Картофельный и лимонный элементы.
Применение постоянного тока с лечебной целью
Электрический ток. Сила тока. Постоянный ток. Физико-химическая основа метода гальванизации. Лекарственный электрофорез.
Тест-задание по темам «Электрические явления», «Электрический ток».
Демонстрации: фотографии «Некоторые методики гальванизации и лекарственного электрофареза», «Аппарат Алмаг -1».
Тема 8. Доктор Луч.
Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи
Шкала электромагнитных излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения в медицине.
Вопросы по теме:
- Для чего металлизируют (покрывают прочным слоем фольги) спецодежду сталеваров, мартенщиков, прокатчиков и др. ?
- Почему сушить окрашенные изделия лучше не в печах, а в инфракрасных сушилках ?
- Почему не следует смотреть на пламя, возникающее при электросварке? Почему темное стекло предохраняет от вредного действия пламени ?
- Почему баллоны ртутных ламп ультрафиолетового излучения делают не из обычного, а из кварцевого стекла ?
- Что дает более густую тень на экране рентгеновской установки: алюминий или медь ?
- Для чего врачи-рентгенологи при работе пользуются перчатками, фартука и очками, в которые введены соли свинца ?
- Почему рентгеновскую пленку хранят в свинцовой коробке, а при съемке ее помещают в алюминиевую кассету ?
- Почему, перед тем как сделать рентгеновский снимок желудка, больному дают бариевую кашу ?
Демонстрации: шкала электромагнитных колебаний, фотографии рентгеновских снимков.
Тема 9. Будь здоров!
Физические факторы, применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека.
Физические факторы – способы борьбы человека с болезнями. Десять групп искусственно получаемых и естественных лечебных физических факторов.
Экскурсия в физиотерапевтический кабинет районной больницы
Цели: ознакомить учащихся с устройством и принципом действия медицинской аппаратуры. Показать на практике связь физики и медицины. Сформировать устойчивый интерес к изучению предмета «Физика» и ориентировать обучающихся на медицинскую специальность.
Демонстрации: фотографии; универсальный электроимпульсатор, воздействие импульсными токами на область коленных суставов и область пятки.
Тема 10. Итоговый тест по теме «Физика и медицина».
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во |
1 | Инструктаж по Технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Знакомство с современным оборудованием «Точка Роста». | 1 |
2 | История медицины. Взаимосвязь наук: физики, биологии, медицины. | 1 |
3 | Возникновение медицины и её развитие до 16 века. | 1 |
4 | Медицина в 16 -19 вв. | 1 |
5 | Развитие медицины в современном мире. | 1 |
6 | Термометры. Виды и типы термометров. Применение термометров. | 1 |
7 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Измерение температуры разных тел». | 1 |
8. | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста». «Сборка действующей модели термоскопа». | 1 |
9 | Атмосферное давление | 1 |
10 | Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. | 1 |
11 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Давление в жидкостях. Сообщающиеся сосуды». | 1 |
12 | Измерение давления. Решение задач | 1 |
13 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение давления жидкости». | 1 |
14 | Самостоятельная работа по теме «Манометры» | 1 |
15 | Сердце и насос. | 1 |
16 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Подсчет пульса в разных условиях». | 1 |
17 | Глаз и зрение. Очки | 1 |
18 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение оптической силы линзы». | 1 |
19 | Экспериментальное задание № 1 с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза» | 1 |
20 | Экспериментальное задание № 2 с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Наблюдение изображения светлого пучка на сетчатке глаза» | 1 |
21 | Магниты в медицине. Решение задач | 1 |
22 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» « Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 1 |
. 23 | Экспериментальное задание № 3 «Сборка действующей модели простейшего электромагнита». | 1 |
24 | Открытие Гальвани. Биотоки. | 1 |
25 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение электрического сопротивления резистора».. | 1 |
26 | Вольтов столб. | 1 |
27 | Лабораторная работа «Изучение гальванического элемента» с использованием современного оборудования «Точка Роста» | 1 |
28 | Применение постоянного тока с лечебной целью. | 1 |
29 | Решение тестовых заданий по темам «Электрические явления», «Электрический ток». | 1 |
30 | Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи | 1 |
31 | Физические факторы, применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека. | 1 |
32 | Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение мощности электрического тока». | 1 |
33 | Экскурсия в физиотерапевтический кабинет районной больницы. | 1 |
. 34 | Итоговый тест по теме «Физика и медицина» | 1 |
Итого: | 34 |
Литература:
- Антонов В.Ф., Черныш А.М. и др. Биофизика.-М.: Владос, 2000.
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачов А.Д. и др. Биология: Человек: Учеб. Для 9 кл. – М.: Просвещение, 2004.
- Блохин М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2002.
- Волобуев А.Н. Курс физики и биофизики. – Самара: ФГУП Изд-во «Самарский дом печати», 2004.
- Гальперштейн Л. Забавная физика: научно-популярная книга. – М.: Детская литература, 2003.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 2005.
- Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 2007.
- Справочник по физиотерапии/ Под ред. А.Н. Обросова – М.: Медицина, 2006.
- Элементарный учебник физики: Учебное пособие в 3 т./ Под ред. Г.С. Лансберга. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. _ М.: Наука, 2015год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Развитие познавательных УУД на уроках физики и во внеурочной деятельности .
Данная презентация является концентрированным выражением многолетнего опыта работы по формированию у обучающихся метапредметных компетенций. В предметной области " физика" одной из важнейших компетенц...
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя - мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике. Как удивить человека, когда он профессион...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Физика для начинающих» для обучающихся 7х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Физика для начинающих»для обучающихся 7х классов...