Тема урока: "Упругое и неупругое столкновение"
план-конспект урока по физике (10 класс)
Цели урока: формирование представлений о значимости упругого и неупругого столкновения в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_k_p1-konkurs_uprugoe_i_neuprugoe_soudarenie.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан учителем школы №53 Щаповой Т.И.
Упругое и неупругое столкновение
Учитель: Щапова Т.И. , г. Красноярск, Ленинский район школа № 53
Предмет: физика.
Раздел: механика.
Тема: «Упругое и неупругое столкновение».
Класс: 10.
Цели урока: формирование представлений о значимости упругого и неупругого столкновения в жизни.
Задачи:
- проверка законов сохранения на примере упругого и неупругого столкновения
- повышение интереса к физике
- показать обоснованность правил дорожного движения с точки зрения физики
Тип урока: исследование.
Используемый медиа-ресурс:
программа CD «Открытая физика» ч I (Физикон)
Минимальное техническое оснащение класса:
- компьютеры (10-12 шт.) Pentium 200;
- проектор;
- проекционный экран
Количество детей: 25 чел.
Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальный навыки пользователя ИКТ
Описание модели.
Модель 1.22. Упругие и неупругие соударения
Модель. Упругие и неупругие соударения. |
Модель предназначена для изучения законов сохранения энергии и импульса на примере упругих и неупругих соударений тележек. Изменяя начальные скорости и массы тележек, а также тип соударения (упругое или неупругое), можно проследить за движением тележек после столкновения и определить кинетические энергии и импульсы каждой тележки. Убедитесь, что при упругом соударении суммарная кинетическая энергия тележек не изменяется, а при неупругом соударении она уменьшается. Рассчитайте, какая часть первоначальной кинетической энергии при неупругом соударении движущейся и неподвижной тележек переходит в тепло и проверьте результат в компьютерном эксперименте.
Ход урока
этап | Задача этапа | Предполагаемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Средства | |
Необходимые материалы | В том числе электронные | |||||
1. Постановка проблемы | Мотивация учащихся | Положительная мотивация | Фронтальная беседа. | презентация слайд №2 | ||
2. Совместное составление плана работы | Составить план исследования | План работы | Фронтальная беседа. Познакомить с критериями оценки. | Знакомятся с описанием интерактивной модели, составляют план работы, знакомятся с критериями оценки | CD «Открытая физика» часть №1, §1.21, модель 1.22 презентация слайд №3, 4 | |
3 Исследовательская деятельность - 1 | Найти связь между переменными и зависимыми параметрами | Сформулированы и записаны выводы. | Организует работу в парах, визуально контролирует ход выполнения работы, следит за правильностью сделанных учащимися выводами на каждом этапе. | Работа в парах: за ПК с CD «Открытая физика» на листе заполняют таблицы № 1 и 2, анализируют полученные результаты, формулируют и записывают выводы. | Лист №1 с заданиями | CD «Открытая физика» часть №1, модель 1.22 |
4 Актуализация проблемы | Мотивация учащихся | Положительная мотивация | Фронтальная беседа. | Устанавливают связь между результатами исследования интерактивной модели и практикой (ПДД) | ||
5 Исследовательская деятельность - 2 | Найти связь между переменными и зависимыми параметрами | Сформулированы и записаны выводы. | Организует работу в парах, визуально контролирует ход выполнения работы, следит за правильностью сделанных учащимися выводами на каждом этапе. | Работа в парах: за ПК с CD «Открытая физика» на листе заполняют таблицы № 3 и 4, анализируют полученные результаты, формулируют и записывают выводы. | Лист №1 с заданиями | CD «Открытая физика» часть №1, модель 1.22 |
4 Подведение итогов | Разрешение проблемы | Понимание значимости упругого и неупругого столкновения в жизни на примере правил дорожного движения (ПДД) | Фронтальная беседа. | Устанавливают связь между результатами исследования интерактивной модели и практикой (ПДД) | презентация слайд № 5 | |
5 Закрепление | Тренаж | Выполнение самостоятельной работы | Организует индивидуальную работу по выполнению разноуровневых заданий | Самостоятельно выбирает задачу по своему уровню из предложенных и решает ее | Лист №2 с заданиями | |
6. Задание на дом | Составляют задачу по теме «Законы сохранения и ПДД» |
Задание | Действие | |
1 | Определить цель работы ученика | Запустить программу. Содержание. Открыть (тему) §1.21 Найти модель 1.22 Прочитать описание работы Сформулировать цель |
2 | Составить таблицы для работы. | Проанализировать ход работы: a) Сколько будет переменных параметров b) Какие из них включены в таблицу обязательно. c) Сколько зависимых параметров |
3 | Выбрать условия для исследования. | Пуск - анализ ситуации - a) Сколько соударений испытывает автомобиль? b) Какие условия выбираем для исследования? |
4 | Заполнить таблицы №1, №2 | Меняя последовательно параметры υ1 и m получить значения зависимых параметров. Сделать вывод. |
- В чем отличие между результатами таблицы 1 и таблицы 2?
Комментарий учителя: Давайте посмотрим, где в жизни эти явления имеют важное значение для нас?
Движение транспорта по дороге описывают с помощью законов сохранения. Чем больше масса автомобиля, чем больше его скорость - тем больше его импульс, его кинетическая энергия, которая может быть потрачена на работу по деформации тел. Страшным наглядным подтверждением является деформация автомобилей при ДТП - например, трагедия на Емельяновской дороге.
ΔE кин= А по деформ
В данном случае столкновение автомобилей не назовешь упругим? В чем отличие от примеров 1 и 2.
Для этого заполним табл. №3, 4.
5 | Заполнить таблицы №3, №4 | Последовательно меняя значения υ1 и m1i получить значения зависимых параметров. Сделать вывод. |
6 | §1.17 Решить задачи | Содержание -§1.17 Закладка - задачи Решить задачи №1-3 |
Подведение итогов урока | 1. Чем отличается упругое столкновение от неупругого. 2. Чему я научился на уроке |
Лист ученика №1
Упругое и неупругое столкновение
Таблица 1
m1=m2 | ||||
V1 | 0 | 1 | 0.5 | 2 |
V2 | ||||
P1 | ||||
Р2 | ||||
Pl+P2 | ||||
Ek1 | ||||
Ek2 | ||||
ΔEk |
Вывод (как меняются Ek1,2; Р1,2 при упругом столкновении, если m1= m2):
Таблица №2
m1=m2 ∙2 | ||||
V1 | 0 | 1 | 0.5 | 2 |
V2 | ||||
P1 | ||||
Р2 | ||||
Pl+P2 | ||||
Ek1 | ||||
Ek2 | ||||
ΔEk |
Вывод (как изменяются Ek1,2; Р1,2 при упругом столкновении, если m1= 2m2 ):
Таблица 3
m1=m2 | ||||
V1 | 0 | 1 | 0,5 | 2 |
V2 | ||||
P1 | ||||
Р2 | ||||
Pl+P2 | ||||
Ek1 | ||||
Ek2 | ||||
ΔEk |
Вывод (как меняются Ek1,2; Р1,2 при неупругом столкновении, если m1= m2):
Таблица №4
m1=m2∙2 | ||||
V1 | 0 | 1 | 0.5 | 2 |
V2 | ||||
P1 | ||||
Р2 | ||||
Pl+P2 | ||||
Ek1 | ||||
Ek2 | ||||
ΔEk |
Вывод (как изменяются Ek1,2; Р1,2 при неупругом столкновении, если m1=2m2):
Общий вывод (Чем отличается упругое столкновение от неупругого, правила дорожного движения и проблема выживания человека на дороге.):
Урок разработан учителем школы №53 Щаповой Т.И.
Практическая работа
Продольные и поперечные волны
Цель: формирование навыков применения ПК в физических исследованиях. Задачи:
- наблюдение продольных и поперечных волн в различных средах
- выяснить роль влияния среды на значение параметров волны
- показать значение волновых процессов в природе
Оборудование: ПК, проектор, CD «Открытая физика» ч I (Физикон)
Задание | Действие | |
1 | Определить цель работы ученика | Запустить программу. Содержание. Открыть (тему) § 2.6 Найти модель 2.5 Прочитать описание работы Сформулировать цель |
2 | Составить таблицы для работы. | Проанализировать ход работы: a) Сколько будет переменных параметров b) Какие из них включены в таблицу обязательно. c) Сколько зависимых параметров |
3 | Выбрать условия для исследования. | Анализ ситуации : a) выяснить в каких средах существует каждый тип волны b) какие параметры описывают волну с) как среда влияет на характеристики волны |
4 | Заполнить таблицы №1, №2 | Меняя последовательно параметры Т , b m получить значения зависимых параметров. Сделать вывод. |
Роль волновых процессов в нашей жизни
Защита от волн, цунами; эхо
Открыть закладку «Вопросы» и ответить на
Вопросы N 1-6
Открыть закладку «Задачи» и решить задачи N 1,3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике на тему:": ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРУГОГО И НЕУПРУГОГО УДАРОВ."
Цель урока - изучение законов сохранения импульса и энергии на примере изучения скорости пули и энергии диссипации при абсолютно неупругом ударе...
Презентация "Упругое и неупругое соударение"
Презентация "Упругое и неупругое соударение" может быит использована при изучении материала к уроку "Зокон сохранения импульса"...
Урок литературы по теме: Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе м. Горького «На дне», их трагическое столкновение.
Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащим...
Практикум "Исследование упругих и неупругих ударов тел"
Практическая работа № 1 является частью практикума 10 класса....
Экспериментальная задача "Центральный неупругий удар шаров"
Бланк для подготовки, организации проведения и оформления экспериментальной задачи в 10 классе на тему: "Применение Закона сохранения энергии и Закона сохранения импульса к решению экспериментальной з...
Тема: «Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы».
Цель урока: показать мастерство А.С.Пушкина в изображении характера цыган...
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"
Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...