Тема урока: "Упругое и неупругое столкновение"
план-конспект урока по физике (10 класс)

Цели урока: формирование  представлений о значимости упругого и неупругого столкновения в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_k_p1-konkurs_uprugoe_i_neuprugoe_soudarenie.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан учителем школы №53 Щаповой Т.И.

Упругое и неупругое столкновение

Учитель:  Щапова Т.И. , г. Красноярск, Ленинский район школа № 53

Предмет: физика.

Раздел: механика.

Тема: «Упругое и неупругое столкновение».

Класс: 10.

Цели урока: формирование  представлений о значимости упругого и неупругого столкновения в жизни.

Задачи:

  •  проверка законов сохранения  на примере упругого и неупругого столкновения
  •  повышение интереса к  физике
  •  показать обоснованность правил   дорожного движения    с точки зрения физики

Тип урока: исследование.

Используемый медиа-ресурс:

программа CD «Открытая физика» ч I (Физикон)

Минимальное техническое оснащение класса:

  • компьютеры (10-12 шт.) Pentium 200;
  • проектор;
  • проекционный экран

Количество детей: 25 чел.

Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальный навыки пользователя ИКТ

Описание модели.

Модель 1.22.  Упругие и неупругие соударения

Модель. Упругие и неупругие соударения.

Модель предназначена для изучения законов сохранения энергии и импульса на примере упругих и неупругих соударений тележек. Изменяя начальные скорости и массы тележек, а также тип соударения (упругое или неупругое), можно проследить за движением тележек после столкновения и определить кинетические энергии и импульсы каждой тележки. Убедитесь, что при упругом соударении суммарная кинетическая энергия тележек не изменяется, а при неупругом соударении она уменьшается. Рассчитайте, какая часть первоначальной кинетической энергии при неупругом соударении движущейся и неподвижной тележек переходит в тепло и проверьте результат в компьютерном эксперименте.

Ход урока

этап

Задача этапа

Предполагаемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства

Необходимые материалы

В том числе электронные

1. Постановка проблемы

Мотивация учащихся

 Положительная мотивация

Фронтальная беседа.

презентация

слайд №2

2. Совместное составление  плана работы  

Составить план исследования

План работы

Фронтальная беседа.

Познакомить с критериями оценки.

Знакомятся с описанием интерактивной  модели, составляют план работы, знакомятся с критериями оценки

CD «Открытая физика» часть №1, §1.21, модель 1.22

презентация

слайд №3, 4

3 Исследовательская деятельность - 1

Найти связь между переменными и зависимыми параметрами

Сформулированы и записаны  выводы.

Организует работу в парах, визуально контролирует ход выполнения работы, следит за правильностью сделанных учащимися выводами на каждом этапе.

Работа в парах: за ПК с CD «Открытая физика» на листе заполняют таблицы № 1 и 2, анализируют полученные результаты, формулируют и записывают выводы.

Лист №1 с заданиями

CD «Открытая физика» часть №1, модель 1.22

4 Актуализация проблемы

Мотивация учащихся

Положительная мотивация

Фронтальная беседа.

Устанавливают связь между результатами исследования интерактивной модели и практикой (ПДД)

5 Исследовательская деятельность - 2

Найти связь между переменными и зависимыми параметрами

Сформулированы и записаны  выводы.

Организует работу в парах, визуально контролирует ход выполнения работы, следит за правильностью сделанных учащимися выводами на каждом этапе.

Работа в парах: за ПК с CD «Открытая физика» на листе заполняют таблицы № 3 и 4, анализируют полученные результаты, формулируют и записывают выводы.

Лист №1 с заданиями

CD «Открытая физика» часть №1, модель 1.22

4 Подведение итогов

Разрешение проблемы

Понимание значимости упругого и неупругого столкновения в жизни на примере правил дорожного движения (ПДД)

Фронтальная беседа.

Устанавливают связь между результатами исследования интерактивной модели и практикой (ПДД)

презентация

слайд № 5

5 Закрепление

Тренаж

 Выполнение самостоятельной работы

Организует индивидуальную работу по выполнению разноуровневых заданий

Самостоятельно выбирает задачу по своему уровню из предложенных и решает ее

Лист №2 с заданиями

6. Задание на дом

Составляют задачу по теме «Законы сохранения и ПДД»

Задание

Действие

1

Определить цель работы ученика

Запустить программу. Содержание. Открыть (тему) §1.21

Найти модель 1.22 Прочитать описание работы

Сформулировать цель

2

Составить таблицы для работы.

Проанализировать ход работы:

a)        Сколько будет переменных параметров
(т.е. тех, которые изменяет ученик)

b)        Какие из них включены в таблицу обязательно.

c)        Сколько зависимых параметров

3

Выбрать условия для исследования.

Пуск - анализ ситуации -

a)        Сколько соударений испытывает автомобиль?

b)        Какие условия выбираем для исследования?

4

Заполнить таблицы №1,

№2

Меняя последовательно параметры υ1 и m получить значения зависимых параметров. Сделать вывод.

- В чем отличие между результатами таблицы 1 и таблицы 2?

Комментарий учителя: Давайте посмотрим, где в жизни эти явления имеют важное значение для нас?

Движение транспорта по дороге описывают с помощью законов сохранения. Чем больше масса автомобиля, чем больше его скорость - тем больше его импульс, его кинетическая энергия, которая может быть потрачена на работу по деформации тел. Страшным наглядным подтверждением является деформация автомобилей при ДТП - например, трагедия на Емельяновской дороге.

ΔE кин= А по деформ

В данном случае столкновение автомобилей не назовешь упругим? В чем отличие от примеров 1 и 2.

Для этого заполним табл. №3, 4.

5

Заполнить таблицы №3,

№4

Последовательно меняя значения υ1 и m1i получить значения зависимых параметров. Сделать вывод.

6

§1.17 Решить задачи

Содержание -§1.17

Закладка - задачи

Решить задачи №1-3

Подведение итогов урока

1.        Чем отличается упругое столкновение от неупругого.

2.        Чему я научился на уроке

Лист ученика №1

Упругое и неупругое столкновение

Таблица 1

m1=m2

V1

0

1

0.5

2

V2

P1

Р2

Pl+P2

Ek1

Ek2

ΔEk

Вывод (как меняются Ek1,2; Р1,2  при упругом столкновении, если m1= m2):

Таблица №2

m1=m2 ∙2

V1

0

1

0.5

2

V2

P1

Р2

Pl+P2

Ek1

Ek2

ΔEk

Вывод (как изменяются Ek1,2; Р1,2  при упругом столкновении, если m1= 2m2 ):

Таблица 3

m1=m2

V1

0

1

0,5

2

V2

P1

Р2

Pl+P2

Ek1

Ek2

ΔEk

Вывод (как меняются Ek1,2; Р1,2  при неупругом столкновении, если m1= m2):

Таблица №4

m1=m2∙2

V1

0

1

0.5

2

V2

P1

Р2

Pl+P2

Ek1

Ek2

ΔEk

Вывод  (как изменяются Ek1,2; Р1,2   при неупругом столкновении, если m1=2m2):

Общий вывод  (Чем отличается упругое столкновение от неупругого,   правила дорожного движения  и проблема выживания  человека  на  дороге.):

                                                                                                                                                                                                                                 

        Урок разработан учителем школы №53 Щаповой Т.И.

Практическая работа

Продольные  и поперечные волны

Цель: формирование навыков применения ПК в физических исследованиях. Задачи:

  •  наблюдение продольных и поперечных волн в различных средах
  •  выяснить роль влияния среды на значение параметров волны
  • показать значение волновых процессов в природе

Оборудование: ПК, проектор, CD «Открытая физика» ч I (Физикон)

Задание

Действие

1

Определить цель работы ученика

Запустить программу. Содержание. Открыть (тему) § 2.6

Найти модель 2.5 Прочитать описание работы

Сформулировать цель

2

Составить таблицы для работы.

Проанализировать ход работы:

a)        Сколько будет переменных параметров
(т.е. тех, которые изменяет ученик)

b)        Какие из них включены в таблицу обязательно.

c)        Сколько зависимых параметров

3

Выбрать условия для исследования.

          Анализ ситуации :

a)        выяснить в каких средах  существует каждый тип волны

b)        какие параметры описывают волну

с) как среда влияет на характеристики волны

4

Заполнить таблицы №1,

№2

Меняя последовательно параметры  Т , b m

получить значения зависимых параметров. Сделать вывод.

 

Роль волновых процессов в нашей жизни

Защита от волн, цунами; эхо

        Открыть закладку «Вопросы» и ответить на

        Вопросы  N 1-6

                                                                                      Открыть закладку «Задачи» и решить  задачи N 1,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике на тему:": ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРУГОГО И НЕУПРУГОГО УДАРОВ."

Цель урока - изучение  законов сохранения импульса и энергии на примере изучения скорости  пули и энергии диссипации при абсолютно неупругом ударе...

Презентация "Упругое и неупругое соударение"

Презентация "Упругое и неупругое соударение" может быит использована при изучении материала к уроку "Зокон сохранения импульса"...

Урок литературы по теме: Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе м. Горького «На дне», их трагическое столкновение.

Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащим...

Практикум "Исследование упругих и неупругих ударов тел"

Практическая работа № 1 является частью практикума 10 класса....

Экспериментальная задача "Центральный неупругий удар шаров"

Бланк для подготовки, организации проведения и оформления экспериментальной задачи в 10 классе на тему: "Применение Закона сохранения энергии и Закона сохранения импульса к решению экспериментальной з...

Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"

Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...