Тема урока: "Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Цель: Cформулировать понятие «атмосферное давление», понимание причин его существования, раскрыть природу и экспериментально доказать существование атмосферного давления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_atmosfer_davl11111.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока физики
Щапова Тамара Иннокентьевна, МБОУ Гимназия № 7
Класс: 7
Тема: «Атмосферное давление»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приемы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный; демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.
Цель: Cформулировать понятие «атмосферное давление», понимание причин его существования, раскрыть природу и экспериментально доказать существование атмосферного давления.
. давления.
Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
Предметных
- освоить определение атмосферное давление, вес воздуха;
- рассмотреть причины, создающие атмосферное давление;
- экспериментально доказать его наличие;
- применять полученные знания для выполнения практических работ ;
- овладевать необходимыми приемами работы с оборудованием.
Познавательных УД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать последовательность учебных действий;
- выбирать наиболее эффективные способы выполнения практических работ в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
- использовать проблемно-поисковый метод изучения нового материала;
- научиться применять имеющиеся знания в проблемных ситуациях;
Регулятивных УД:
- действовать по инструкции (алгоритму) (самостоятельно, в паре),
- планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять пошаговый контроль своих действий; оценка своей деятельности на уроке (рефлексия).
- работать в группе.
Коммуникативных УД:
- слушать и слышать другого:
- договариваться
- адекватно реагировать на замечания.
- выступать перед классом.
Оборудование: - приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: линейка, газета, стакан с водой, лист бумаги, два одинаковых воздушных шара (надутый и сдутый), весы с разновесами, насос Камовского, магдебургские полушария, стеклянный шар; оборудование для фронтального эксперимента: пипетки, медицинские шприцы, стеклянные трубочки (ливер), стаканы с водой.
1. Оборудование для демонстрационного эксперимента: стакан с водой, лист бумаги.
2. Лабораторный эксперимент: шприц медицинский, поилка для птиц, пипетка, вода, стакан, блюдце.
3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Условные обозначения:
Ф – фронтальная работа
ПП – работа в паре постоянного состава
И – индивидуальная работа, самостоятельная работа
УУД:
П. – познавательные
Р. –регулятивные
Л. – личностные
К. – коммуникативные
ДПИ – декоративно-прикладное искусство
Предлагает ответить на вопросы из карточек:
-Почему нас воздух не может раздавить своим весом?
-Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье?
-Какие существуют способы обнаружения атмосферного давления?
- Чтобы выпить сгущенное молоко из банки в ней пробивают 2 отверстия. Почему?
Учитель наблюдает за работой пар, помогает наладить коммуникацию тем, кто не может справиться сам.
Проектирование уроков и занятий с учётом требований ФГОС
(методический конструктор)
Переход к работе в информационной образовательной среде предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Поэтому основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планиpyeмoй учебной деятельности.
Как мы уже знаем, учебный процесс, построенный в информационной образовательной среде, имеет свои актуальные особенности. Они объясняются в первую очередь современными дидактическими возможностями информационной образовательной среды (гибкость, адаптивность, вариативность среды, её трансформируемость из одной «версии» в другую, настраиваемость под решение различных учебных задач и др.) на базе использования средств ИКТ, которых раньше не было в арсенале учителя.
Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определённой последовательности этапов:
- Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных);
- Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
- Выбор средств обучения, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
В помощь учителю нами была разработана Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде, учитывающее поэтапное проектирование урока. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средства представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.
Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Класс | ||
Тема урока | |||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Решаемые учебные проблемы | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | |||
Методическое название средств ИКТ | |||
Аппаратное и программное обеспечение | |||
Образовательные интернет-ресурсы | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | |||
Длительность этапа | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | |||
Методы обучения | |||
Средства ИКТ для реализации данного | |||
Форма организации деятельности учащихся | |||
Функции / роль учителя в данном этапе | |||
Основные виды деятельности учителя | |||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. | |||
Организация обратной связи | |||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | |||
Длительность этапа | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | |||
Методы обучения | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | |||
Форма организации деятельности учащихся | |||
Функции / роль учителя в данном этапе | |||
Основные виды деятельности учителя | |||
Этап 3. Практикум Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | |||
Длительность этапа | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | |||
Методы обучения | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | |||
Форма организации деятельности учащихся | |||
Функции / роль учителя в данном этапе | |||
Основные виды деятельности учителя | |||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. | |||
Длительность этапа | |||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | |||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | |||
Методы контроля | |||
Способы коррекции | |||
Форма организации деятельности учащихся | |||
Функции / роль учителя в данном этапе | |||
Основные виды деятельности учителя | |||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание. | |||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | |||
Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН
Стандарты ЗУН | Стандарты ФГОС |
Основные типы уроков | |
- урок изучение нового | - уроки «открытия» нового знания |
- урок закрепление знаний | - уроки отработки умений и рефлексии |
- урок комплексного применения знаний | - уроки общеметодологической направленности |
- урок обобщения и систематизации знаний | - уроки развивающего контроля |
- урок контроля, коррекции и оценки знаний | |
Этапы урока | |
- организация начала занятия | - мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
-проверка домашнего задания | - актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
- подготовка к основному этапу занятия (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений) | - выявление места и причины затруднения |
- усвоение новых знаний и способов действий | - построение проекта выхода из затруднения |
-первичная проверка понимания | реализация построенного проекта |
- закрепление знаний и способов действий | - первичное закрепления с проговариванием во внешней речи |
- обобщение и систематизация знаний | самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
- контроль и самопроверка знаний | - включение в систему знаний и повторения |
- подведение итогов занятий | - рефлексия учебной деятельности |
- рефлексия | - домашнее задание |
- информация о домашнем задании | |
Цели урока | |
- дидактическая | -деятельностные |
- воспитательная | - содержательные |
– развивающая | - воспитательные |
- образовательные | |
- формирование УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) | |
Формы урока | |
- урок –лекция | - урок – лекция |
- урок – семинар | - урок – семинар |
- обобщающий урок | - обобщающий урок |
- урок-экскурсия | - урок-экскурсия |
исследовательская работа | - исследовательская работа |
- урок – собеседования | - урок – собеседования |
- лабораторная, практическая работа | - лабораторная, практическая работа |
- урок –конференция | - урок –конференция |
- урок – круглый стол | - урок – круглый стол |
- урок –соревнования | - урок –соревнования |
-комбинированный урок | комбинированный урок |
- контрольная работа | - контрольная работа |
- зачет | - зачет |
- коллоквиум | - коллоквиум |
- урок – викторина | - урок – викторина |
- урок – путешествие и т.д | - урок – путешествие и т.д. |
Планируемые результаты урока | |
ЗУН ( знать, уметь, понимать), ОУУН | УУД (предметные, метапредметные, личностные) |
3. Выявление места и причины затруднений (4-5 минут)
Для этого учащиеся должны уметь:
восстанавливать выполненные операции и фиксировать место, где возникло
затруднение;
соотнесение своих действий с используемым способом действий
выявление и фиксирование во внешней речи причину затруднения
Этот этап самый трудный как для учителя, так и для учащихся. Чтобы
помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место
затруднения, можно задать им вопросы. (Какое задание вы выполняли? Каким
способом? Где возникло затруднение? Почему здесь возникло затруднение?)
В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают»,
какого знания им не хватает.
4. Построение проекта выхода из затруднения (3-5 минут)
На данном этапе учащиеся обдумывают проект будущих учебных
действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ действий,
строят план достижения цели, в завершении уточняются средства, которые
нужны для проектирования.
5. Реализация построенного проекта (3-4 минут)
На этом этапе обсуждаются различные варианты, предложенные
учащимися, направленные на приобретение недостающих знаний и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного
исследования, но по составленному совместно плану и проводимого под
руководством учителя.
Здесь же уточняется, что новый способ можно использовать не только
для данного задания, но и для решения всех подобных задач данного типа.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая
формулировка новых алгоритмов действий.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-6 минут)
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала
фронтально, затем в группах или в парах - решают типовые задания с
проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией
того, что делается, как делается и всем ли понятно.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-4 минуты)
Учащиеся самостоятельно письменно выполняют задания нового типа
(объем не более 2-3 типовых заданий) и осуществляют их самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения
нового способа. Можно задать вопросы. (У кого возникли трудности? С чем
они связаны? Что удалось? У кого все получилось?)
Необходимо похвалить учащихся, так как эмоциональная
направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации
успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную
деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение (5-6 минут)
На данном этапе выясняется, в каких известных типах заданий может
быть использовано новое знание. Сначала учащимся предлагаются из набора
заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое
понятие, а затем выполняются упражнения, в которых новое знание
используется вместе с изученными ранее.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (1-2 минуты)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной
деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется
степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Системно-
деятельностный подход при планировании уроков» - широкая и основательная.
Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.__
Интернет - ресурсы "Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС"
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1.Определение темы учебного материала.
2.Определение дидактической цели темы.
3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4.Продумывание структуры урока.
5.Обеспеченность урока (таблица).
6.Отбор содержания учебного материала.
7.Выбор методов обучения.
8.Выбор форм организации педагогической деятельности
9.Оценка знаний, умений и навыков.
10.Рефлексия урока.
Карта обеспеченности урока
Раздел (учебный элемент) | Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением) | Учитель | Ученики | Время | ||
Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | |||
|
|
|
|
|
|
|
При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
• соответствие ЭОР:
- целям и задачам урока;
- основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
- научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
- эргономическим требованиям;
• научность и достоверность предоставленной информации.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
1.Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4.Сообщение нового материала.
5.Решение учебной задачи.
6.Усвоение новых знаний.
7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
8.Закрепление изученного материала.
9.Обобщение и систематизация знаний.
10.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож
- дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении.
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Приложение
Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование"
ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока* | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Организационный момент | Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | |
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
Режим доступа: [http://www.menobr.ru/materials/19/37639/]
Критерии качества оценки урока в 3 уровнях:
- требование выполнено полностью
- требование выполнено не полностью
- требование практически не выполнено
Требования к уроку | Что оценивается |
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации |
|
2.Тип, форма и содержание урока | Соответствие содержания, типа и формы урока целям и ведущим идеям урока |
3.Структура урока | Оптимальность структуры урока, логическая связь этапов |
4. Деятельность уч-ся по достижению целей урока |
|
5. Инструментарий учителя (технологии, методы, приёмы) | Адекватность выбранных методов и форм, возрастным особенностям, развитию УУД |
6. Дидактическое оснащение урока |
|
7. Формирование и развитие УУД | Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование УУД:
|
8. Организация контроля результатов | Разнообразие форм контроля на протяжении урока |
9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей |
|
10. Стиль общения | Деятельность учителя по поддержке психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником |
Проектирование урока
- Цели урока
- Необходимая база умений, знаний
- Конкретные условия (ученики, учитель)
Аспекты проектирования
| Логика развёртывания материала | Организация деятельности уч-ся | Формы учебного общения |
№ этапа урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специфика системно-деятельностного подхода
∙ Мотивация уч-ся
- Активная поисковая деятельность (учебная или практическая задача)
- Выявление способа практических действий, овладение им
- Совместно-продуктивная деятельность
- Самооценивание уч-ся
- Психологическая безопасность
Режим доступа: [http://rcpohv.ru/post/open/359]
Интернет - ресурсы "Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС"
1.Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Режим доступа: [http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/analiz-uroka-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-noo]
2.Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Режим доступа:[http://lib.podelise.ru/docs/354/index-5096.html]
3.Организация и оценка современного урока
Режим доступа: [https://docs.google.com/presentation/d/13YuzpyM2ZuDgkY4fT-lGAr03fHrTuJWwfc8efjLQz6Y/present?pli=1&;ueb=true#slide=id.i0]
4. «Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС НОО»
Режим доступа: [http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/osobennosti-organizacii-sovremennogo-uroka-v-svete-trebovaniy-fgos]
5. Особенности организации современного урока в начальной школе
Режим доступа:[http://gimn.sheledu.ru/index.php/doklady-publikatsii/133-osobennosti-organizatsii-sovremennogo-uroka-v-nachalnoj-shkole]
6. Презентация «Основополагающие изменения современного урока в связи с введением ФГОС НОО»
Режим доступа:[ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/osnovopolagayushchie-izmeneniya-sovremennogo-uroka-v-svyazi-s-vvedeniem-fgo]
7.Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Режим доступа: [http://www.ug.ru/method_article/260]
8. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Режим доступа: [http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/sovremennyi-urok-v-nachalnoi-shkole-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos]
9. Урок в соответствии ФГОС
Режим доступа:[http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/urok-v-sootvetstvii-fgos Презентация]
10. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС
Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/305985]
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Тема урока: “Великие люди России. М.В. Ломоносов”
Класс: 7
Предмет(ы) русский язык, литература, история, география, биология, физика, немецкий язык
Автор(ы): Беспалова Анастасия Викторовна, Смирнов Сергей Валентинович, Лушникова Дарья Вячеславовна, Пешина Татьяна Ивановна, Стрельникова Наталья Николаевна, Маврина Светлана Петровна, Беспалова Марина Владимировна
Целеполагание для ученика (что надо знать, что уметь после изучения темы):
1.ответить на вопрос: почему Ломоносов М.В. - один из великих людей России.Узнать о М.В. Ломоносове как ученом, литераторе, человеке;
2.познакомиться с основными этапами жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
3.уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
4. уметь определять ГП Архангельской области, описание рельефа.
6. познакомиться с городами Европы, которые связаны с именем М.В. Ломоносова
Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.):
1 научить формулировать тему, цели урока (целеполагание);
2. развивать навыки самостоятельной работы;
3.организовать работу в группах;
4.помочь осознать ценность знаний для успешности в жизни.
1. Предметные цели:
1.познакомиться с творчеством, научной деятельностью М.В. Ломоносова;
2.отработать пунктуационный навык в предложениях с причастным оборотом;
3.закрепить знания о физических явлениях;
4.закрепить лексические навыки по теме “География Европы”
2. Метапредметные цели:
1 научить применять на практике полученные знания;
2. развивать логическое мышление;
3.способствовать формированию умения работать в группах;
4.развивать у школьников ИКТ - компетенции;
5.развивать умение оценивать результаты работы, свой вклад в работу группы.
3. Цели личностные (воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие):
1.воспитание патриотизма, уважительного отношения к культурному наследию страны;
2.воспитание бережного отношения к природе;
3.формирование основ научного мировоззрения;
4.привитие интереса к стране изучаемого языка
Домашнее задание: (на выбор учащихся)
1. составить кроссворд по теме урока;
2.написать эссе о М.В. Ломоносове для школьного сайта;
3.создать презентацию о растительном и животном мире Архангельской области
Оборудование, необходимые материалы: раздаточный материал, физическая карта России, карта Европы, литературные произведения М.В. Ломоносова, коллекция горных пород и минералов, компьютерное оборудование с выходом в Интернет.
Опорные понятия, термины предметная терминология по темам: “Причастие”, “Физические явления”, “Минералы и горные породы”, “Просвещенный абсолютизм”, “Растительный и животный мир Крайнего Севера”, “Название географических объектов Европы”
Новые понятия, термины по темам: “Пунктуация при причастном обороте”, “Технологические процессы, “Понятие жанра “ода”, “Особенности приспособления животного и растительного мира к условиям Крайнего Севера”, “Московский университет”.
Этап 1. Организационный (1-2 минуты)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на урок | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу |
Этап 2. Определение темы урока, целеполагание (2 -3 минуты)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает набор слов, определяющих тему урока. Ставит задачу: определить с чьим именем можно связать данные слова. | Формулируют тему, определяют цели урока. |
Этап 3. Практическая работа “Биография М.В. Ломоносова” (7-10 минут)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организовывает работу учащихся с физической картой России. Организовывает работу учащихся с текстом, содержащим информацию о биографии М.В. Ломоносова. Организовывает работу учащихся с картой Европы, текстом на немецком языке. | Определяют по координатам географическое положение, находят объекты Архангельской области на карте. В предложенном тексте, содержащем информацию о биографии М.В. Ломоносова, вставляют знаки препинания при причастном обороте. Читают предложенный текст на немецком языке, находят на карте Европы названия, европейских городов, проговаривая их на немецком языке, связанные с именем Ломоносова М.В. (места учебы, путешествий ученого). |
Этап 4. Мини-проект “Научные открытия и творчество М.В. Ломоносова” (20 минут)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организовывает работу групп, распределяет задания (по жребию), обеспечивает раздаточными материалами, оказывает консультативную помощь при необходимости | Работают в группах по 3-5 человек 1 группа проблема: перечислить научные открытия М.В. Ломоносова, результаты работы оформить на проектном листе. (на основе фрагментов документов о научных открытиях Ломоносова) 2 группа проблема: объяснить значение понятия “Ода”, определить основной смысл отрывка “Науки юношей питают…” (на основе словаря литературных терминов, текста произведения) 3 группа проблема: определить горные породы и виды минералов, перечислить работы М.В. Ломоносова в области геологии (на основе коллекции минералов,интернет-ресурсов). Результаты работы вносятся в проектный лист |
Этап 5. Презентация работы групп (5 -7 минут)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организовывает презентацию результатов работы групп учащихся. | Представляют результат работы группы: обозначают поставленную проблему, объясняют алгоритм действий по ее решению, называют трудности, с которыми столкнулись, делают выводы, оценивают результат работы своей группы (лист оценки результатов) |
Этап 6. Заключительный (2-3 минуты)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подводит итог урока. Организовывает рефлексию. Комментирует домашнее задание. | Оценивают работу групп (лист оценки результатов). Отвечают на вопросы: что знал до урока, что узнал на уроке, что хочу узнать после урока. Выбирают вид домашнего задания |
Тема урока
“Лучше гор могут быть только горы”
_______________________________________________
Класс:____7 класс______________________________
Предмет(ы)_география, биология, физика, математика, русский язык, литература, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, история
Автор(ы): Захаренкова Ю.К., Видишева Н.А., Лихацкая Е.Ю., Прокощенкова Л.С., Иванькович Л.В., Лебедев А.Ю., Абалин В.А., Карпова Ю.А.___________________
Целеполагание для ученика (что надо знать, что уметь после изучения темы):
- познакомиться с территорией проведения Зимних Олимпийских игр “Сочи 2014”
Целеполагание для учителя : организация рабочего пространства и процесса
1. Предметные цели:
- ознакомление с техникой безопасности
- ознакомление с историей и особенностями проведения Зимних Олимпийских игр
- ознакомление с особенностями географического положения и природы района
- ознакомление с историческими аспектами развития района
- отработка навыков написания творческих работ
- повторение правописания имён собственных и географических названий
- решение реальных задач
2. Метапредметные цели:
регулятивные УУД: организация рабочего места, организация процесса, умение ставить цели и задачи
предметные УУД (обозначены в предметных целях); коммуникативные УУД: умение работать в парах, группах, умение презентовать результаты работы, умение объективно оценить работы товарищей
3. Цели личностные (воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие)
- воспитание активной гражданской позиции
- воспитание патриотизма
-воспитание толерантности
- социализация
Домашнее задание: для желающих - создание видеофильма, презентации или другого электронного ресурса для Интернет-представления
Оборудование, необходимые материалы: маркеры, ватманы, стикеры, бумага, справочные материалы, Интернет; объёмный плакат, который будет заполнен в ходе работы ( плакат в виде горы)
Этап 1. Организационный этап урока.
Продолжительность (2-3 мин).
Деятельность учителя Приложение 2 | Деятельность ученика |
приветствие озвучивание темы актуализация темы формирование групп ознакомление с регламентом и критериями | формулировка цели формирование групп подготовка к работе (внутреннее целеполагание по группам; распределение обязанностей) |
Этап 2. Парная работа по технике безопасности и правилам поведения в горах
(3 мин)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
руководство работой с материалами по ТБ (заранее заготовлены памятки по технике безопасности и правилам поведения в горах) | выбор напарника работа с материалами по ТБ (выбор средств защиты; выбор инвентаря, правила работы с ним) |
Этап №3 Работа в группах с интегрированными заданиями (15 минут)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
организация работы групп - раздача творческих заданий (написание стихотворений и эссе) - раздача практических заданий (определение географического положения; история района; растительный и животный мир; расчёт изменения температуры и атмосферного давления с высотой; история проведения Зимних Олимпийских игр; правописание имён собственных и географических объектов) | каждая группа работает с заданиями из каждой предметной области, представленной на уроке подготовка к презентации результата |
Этап 4. Презентация результатов работы (15 мин)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
соблюдение регламента выступлений | презентация (заполнение плаката информацией, полученной в ходе работы) |
Этап №5. Подведение итогов (8-9 мин)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
модератор оценка | -самооценка -взаимооценка - рефлексия |
Тема урока
Сочетание разных типов речи в тексте___________________________g___________________
Класс:___7__
_урок русского языкаПредмет(ы)__русский язык, история, физика,, физкультура, математика, информатика и ИКТ________________________________________________
Автор(ы): АлександроваО.А., Береговая Т.А., Добрякова М.В.,
Ерёменко Т.А.,Назарова Е.Н., Астафьева Р.П.,Баранова Е.В.
Целеполагание для ученика (что надо знать, что уметь после изучения темы):
_Знать о типах речи, что называется силой, как зависит удлинение пружины от силы упругости, знать понятие - физической силы,,знать историю создания прибора,биографию учёных-физиков создателей в этой области,
знать виды динамометра,
знать принцип работы компьютера,
Уметь рассказывать о динамометре, используя разные типы речи, уметь использовать силовые упражнения для физического развития с учётом физиологических особенностей человека,уметь работать с презентацией_____________________________________________________________
Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.) __Организовать работу по подгруппам, контролировать ход действий учащихся,
научить владеть информацией, делать выводы, помочь в составлении презентации _____________________________________________________________________
1. Предметные цели:_Учить правильно владеть речью, использовать разные типы речи в сообщениях, докладах, умение оценивать ответ учащихся по предмету_(физика, информатика и т.д.)____________________________________________
2. Цели, отражающие развитие ОУУН _познавательное, регулятивные, личностные, коммуникативные, ______________________________
3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели
________Воспитывать у учащихся умение работать в группе, взаимопомощи,_дать возможность каждому проявить себя по его способностям, социализировать в группе учащихся, в коллективе._______________________________________________________
Домашнее задание:__составить небольшое сообщение о динамометре_ и систематизируйте его в виде таблице__УПР № 471_________
Оборудование, необходимые материалы:__Динамометр, учебник, словарь, набор грузов по 100граммов,штатив, гантели,силомер, портреты исторических деятелей____________________
Опорные понятия, термины__Динамометр,типы речи(рассуждение, описание, повествование)______________________
Новые понятия, термины____Динамометр, силомер____________________________
http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
Овладение обучающимися воспитанниками универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Функции универсальных учебных действий включают:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и как мы с ними работаем на уроках физики в условиях детского дома-школы.
Личностные универсальные учебные действия.
Личностными результатами обучения физике являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода;
6) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.
Великий итальянский физик Г. Галилей - основоположник научного метода в исследовании явлений природы, выделил 4 этапа в его развертывании:
• Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении;
• Выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель;
• Математическое развитие гипотезы или нахождение логических следствий;
• Опытная проверка гипотезы (совершается открытие новых физических законов и явлений).
Личностным результатом обучения физике на мой взгляд становится убежденность обучающихся воспитанников в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности, к ним относятся:
− целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
− планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
− прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
− коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;
− оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
− волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя.
При подготовке учащихся 9 класса к сдаче экзамена за курс основной школы в традиционной форме или форме ГИА использую решение экспериментальных задач, которые позволяют охватить повторение большого количества учебного материала.
Задача 1. Закрепите желоб в штативе и установите наклон желоба таким, чтобы шарик проходил всю длину желоба. Используя имеющие знания, определите:
а) ускорение шарика; б) скорость шарика в конце желоба.
Укажите, как меняется следующие величины при движении шарика вверх по желобу: а) скорость; б) ускорение; в) потенциальная энергия; г) импульс; д) кинетическая энергия е) полная механическая энергия в реальных условиях (с учетом трения); ж) полная механическая энергия в идеальных условиях (без учета трения).
Задача 2. Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10с.; е) начертите схему собранной электрической цепи.
Задача 3. Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление.
Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр.
Решение экспериментальных задач, формирует у обучающихся воспитанников умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.
.Познавательные универсальные учебные действия.
Общеучебные УУД включают:
− самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
− поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
− структурирование знаний;
− выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
− рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
− смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом;
− умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
− действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Развитие общеучебных УУД на уроках физики предусматривает:
• формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Универсальные логические действия.
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение обучащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).
Совокупность логических действий представляет собой:
• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации;
• анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
• синтез - составление целого из частей;
• сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;
• классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;
• обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
• установление аналогий.
С целью реализации познавательных УУД мною используются опорные конспекты (ОК), структурно - логические схемы, работа обучающихся воспитанников над учебными проектами. В конце изучения каждой темы мы с воспитанниками составляем обобщающий опорный конспект или структурно - логическую схему, тем самым научаем ребят видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, учим умению базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всё это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся воспитанников выделять основное, а моя задача лишь направлять их мысли. Схема «рождающаяся» на глазах, воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие обучающиеся, вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему (ОК) по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме (ОК) и их единицы. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся воспитанников, растет интерес к предмету.
Коммуникативные универсальные действия.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Видами коммуникативных действий являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.
Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).
На заключительном уроке в 8 классе по теме «Световые явления» мы с ребятами проводим урок - конференцию «Слёт представителей разных профессий». Материал этой темы интересный и несложный. Тема, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебника физики и для раскрытия требует поиска разного материала в Интернете, включая иллюстрации. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовятся презентации на компьютере. На уроке - конференции воспитанники с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, проводят самооценку своей работы.
План урока-конференции.
Цели:
Образовательная: усвоение обучающимися знаний о световых явлениях, об источниках света, свойствах света и их применение.
Развивающая: развитие информационно - коммуникативных способностей, совершенствование умений самообразования, развитие умения использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представление ее в заданной форме (презентация, тест в программах Power Point)
Воспитательные: формирование ответственности и самостоятельности, воспитание эстетических чувств в процессе оформлении и подачи материала.
Задачи урока:
• сделать обучающихся активными участниками урока;
• вовлечь как можно больше ребят в самостоятельную, активную, познавательную и творческую деятельность;
• использовать материал в электронном виде, обеспечив при этом максимум наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью.
Подготовка к конференции. За 1 месяц до конференции обучающиеся выбирают одну из предложенных профессий, связанных со световыми явлениями.
Для создания презентации ученики сами подбирали из различных источников необходимый материал.
Ход конференции. В качестве жюри были приглашены директор детского дома, заместитель директора по УВР, а также обучающиеся воспитанники 9 класса. После просмотра презентации выступающему ученику задавались вопросы по его теме. Затем каждое выступление оценивалось по 3 критериям (качество оформления презентации, полнота содержания, само выступление) по пятибалльной системе оценки заносились в таблицу.
Результаты конференции. В конференции принимали участие обучающиеся 8 класса. Ребята показали свои умения работать самостоятельно, приводить примеры наблюдений световых явлений (в быту, технике, медицине, астрономии) повысился уровень информационных умений учащихся, особенно это проявилось в поиске иллюстративного материала в сети Интернет и создании презентаций. Возросли интерес к занятию, мотивация и познавательная активность обучающихся воспитанников.
Использование ИКТ позволяет удачно реализовать личностно-ориентированный подход в преподавании через самостоятельный выбор каждым обучающимся темы и содержания работы, источников информации, компьютерной программы, темпа ее выполнения.
На этом уроке - конференции мы наблюдали коммуникативные универсальные учебные действия: участие в дискуссии, краткие и точные ответы на вопросы, использование справочной литературы, интернет ресурсов и других источников информации.
Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников и руководство остаётся за учителем.
Таким образом, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя - научить детей самостоятельно добывать знания.
Задачи, которые я должна решить:
• создание условий, пробуждающих самообразовательную активность обучающихся воспитанников;
• переконструирование прежних знаний обучающихся, проблематизация учебного материала (другими словами, при деятельностном обучении происходит расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях проблемной ситуации);
• направление учебного материала не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;
• обеспечение эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы взяться за рисковое дело, т.е. высказывать свои мысли о чем-то неизвестном, эта задача выполняется за счет организации групповой работы.
Задачи для обучающихся воспитанников:
1. Образовательная:
• изучение понятий и свойств физических величин, явлений, законов;
• изучение практической направленности полученных знаний;
• формирование умений в их применении в исследовательской работе;
• формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
2. Развивающая:
• способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
• способствовать развитию логического мышления;
• развивать умению выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
3. Воспитательная:
• способствовать формированию научного мировоззрения;
• способствовать воспитанию: ответственного отношения к труду; культуры мышления и речи;
• пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
• развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
• формировать умению критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Практика работы с учащимися показала, что они не умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, для них главным методом оперирования идеями является синтез. Для формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» необходимо развивать логическое и рациональное мышление и учиться работать в коллективе. Для этого я использую методы мотивации и стимулирования обучающихся воспитанников (создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи); методы контроля (фронтальный опрос, физические диктанты, написание ОК и их восстановление по памяти).
Формы организации работы на уроках: индивидуальная и групповая. В группу входят обучающиеся воспитанники с разным уровнем развития, но эти уровни не отличаются более чем на один уровень. При этом ученики с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.
Уроки физики: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся воспитанников к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся воспитанники сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников.
3.. Применение на уроках физики учебных карт для формирования универсальных учебных действий.
Говоря о формировании у школьников универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности учащихся и руководство остаётся за учителем.
«В учебном процессе по физике возможны следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; работа с кинематическими схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов на конференции; наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство». [1]
Останавливаясь подробнее на самостоятельной работе учащихся, связанной с решением задач, необходимо подчеркнуть ведущую роль умения решать задания на распознавание и воспроизведение новых физических знаний.[2] Формирование универсальных учебных действий в данном случае достигается через использование учебных карт с пошаговой программой действий. Данная карта составляется либо учителем, либо школьниками с помощью учителя, а на третьей ступени обучения – самими учениками.
Выделив знания и соответствующие им действия по распознаванию и воспроизведению элементов физических знаний в теме 8 класса «Тепловые явления» школьного курса физики, разработаем задания-упражнения для организации видов деятельности, связанных с элементами физических знаний, подлежащих усвоению учащимися.
Пример1. Сформулируем одну из образовательных целей: учащиеся должны усвоить, что количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при остывании, пропорционально массе тела, удельной теплоёмкости и разности между конечной и начальной температурами.
Задание. Найдите числовое значение количества теплоты, которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое телом при остывании) в следующих ситуациях:
1. Чародей Теплов нагрел оловянный амулет массой 500 грамм с 20°С до 45°С. 2. Температуры воды в чайнике, массой 1,5 кг изменилась на 75°С.
3. Ученик чародея, изготовил себе пятиграммовый амулет из серебра и остудил его с 960°С до 20°С.
4. Для ковки стального меча кузнец должен нагреть 3 кг стали с 15°С до 800°С.
5. Для консервирования продуктов 0,8 литра подсолнечного масла нужно нагреть от 25°С до 150°С.
6. В холодильнике 15 грамм эфира остыли на 15°С.
7. Вечером, кирпичная стена дома, состоящая из 200 кирпичей, масса каждого 1,5 кг, остыла на 10°С.
8. В Антарктиде глыба льда 2×2×2 м нагрелась на солнце с -81°С до -35°С.[1]
9. Железный шар массой 5 кг на поверхности Луны днём нагрелся до +130° С, а ночью остыл до -170°С.
Учебная карта к выполнению задания составляется на уроке получения новых знаний обучающимися под руководством учителя. Применяется при решении всех предложенных ситуаций с увеличением доли самостоятельности при выполнении заданий. Последние 2 задачи решаются самостоятельно с внутренним проговариванием программы, и ответ контролируется учителем.
Учебная карта.
1. Выделите тело, для которого нужно рассчитать количество теплоты, которое необходимо для его нагревания (или выделяемое телом при остывании).
2. Найдите массу тела в килограммах.
3. Определите, из какого вещества сделано тело.
4. Найдите по таблице удельную теплоёмкость вещества, из которого сделано тело.
5. Определите начальную и конечную температуры тела или разность температур.
6. Рассчитайте значение количества теплоты, которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое им при остывании).
7. Сформулируйте ответ.
Пример 2.
Сформулируем одну из образовательных целей: Учащиеся должны усвоить, что общее количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива пропорционально его массе и удельной теплоте сгорания. Цель по развитию: Находить числовое значение количества теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива.
Задание. Найдите числовое значение количества теплоты, которое выделяется при сгорании топлива в следующих ситуациях:
1. Во время проведения физического опыта в спиртовке сгорело 15 грамм спирта.
2. Чародей Теплов для запуска фейерверка, использовал 1 грамм пороха.
3. За ночь для отопления частного дома используется около 30 кг сухих дров.
4. Для приготовления обеда было израсходовано 0,1 м³ природного газа.
5. Для того чтобы добраться до своего дома на машине, ученик чародея израсходовал 5л бензина.
6. Для приготовления завтрака туристы израсходовали 5 кг сухих дров.
7. Для повышения температуры в отопительной системе в котельной за сутки каменного угля стали сжигать на 100 кг больше.
8. Для путешествия на воздушном шаре чародей Теплов сжёг 20кг природного газа для подогрева воздуха в шаре.
Учебная карта.
1. Выделите вид топлива, для которого нужно рассчитать количество теплоты, выделившееся при его сгорании.
2. Найдите массу топлива в килограммах.
3. Найдите по таблице удельную теплоту сгорания данного топлива.
4. Рассчитайте значение количества теплоты, которое выделяется при сгорании топлива.
5. Сформулируйте ответ.
Очевидно, что работа по формированию универсальных учебных действий должна быть планомерной и разносторонней. Только в этом случае будут достигнуты высокие результаты в обучении, а также будут формироваться общеучебные компетенции школьников, которые будут способствовать их успешности в современном обществе.
Литература.
1. http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=8676&page=2
2. Анофрикова С.В., Стефанова Г.П. Применение задач в процессе обучения физике// М: «Прометей» МГПУ, 1981.
3. Прояненкова Л.А., Стефанова Г.П., Крутова И.А. Поурочное планирование по физике к учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной «Физика. 7класс»//М.: «Экзамен», 2006 г.
5. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сила тяжести
(Тема урока)
1. | Фамилия,имя, отчество | Безматерных Татьяна Даниловна |
2. | школа | МАОУ Гимназия , г. Нытва |
3. | должность | учитель |
4. | предмет | физика |
5. | класс | 7 |
6. | Тема урока | Сила тяжести |
7. | учебник | Физика 7(базовый уровень), Л.Э.Генденштейн изд. «Мнемозина», 2009 год |
Цель урока: сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела и расстояния до центра планеты.
Задачи:
- обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия силы тяжести, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.
-развивающие расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
-воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия, самостоятельности в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.
Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:
Личностных:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
Формировать целостную картину мира.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности ( в частности, за счет рефлексии).
Метапредметных:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Формировать умение работать с ЭОР.
Предметных:
Понимать смысл понятия сила тяжести, физической величины силы, ее эдиниц измерения.
Уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести.
Представлять результаты измерений силы тяжести с помощью таблиц и графиков.
Делать выводы на основе экспериментальных данных.
Приводить примеры практического применения и учета силы тяжести, способов ее уменьшения и увеличения.
Решать задачи на применение силы тяжести.
Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения силы тяжести.
Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютеры с выходом в Интернет.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный момент |
| Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи | Слушают | 1 мин. |
2. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний |
| Знакомит с принципами организации урока, определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий | Слушают | 1 мин |
3. | Актуализация опорных знаний |
| Проводит фронтальный опрос | Слушают, отвечают на вопросы | 3 мин. |
4. | Изучение нового материала | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html Сила тяжести (5 слайдов) (1): 1.Определение, формула, направление 2.Опыты Галилея 3.Зависимость от расстояния до центра планеты 4.Вопросы для закрепления
| Объясняет новый материал на основе компьютерных слайды.
Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения | 1)Просматривают слайды, 2)выполняют исследование с интерактивной моделью, 3)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля, 4)записывают конспект в тетрадь |
|
|
| 5.Конспект 6.Зависимость от массы тела http://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html интерактивная модель 7. Вопросы для закрепления
| . |
| 15 мин |
5. | физкультминутка |
|
| Выполняют упражнения | 1 мин |
| Применение ЗУН при решении задач. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html Решение задач на силу тяжести ( 3 слайда)
| Определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий на закрепление формул на доске | просматривают слайды, решают задачи, делают записи в тетрадь, сверяются с решением на доске | 14 мин |
1. | Подведение итогов урока, рефлексия |
| Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки. | Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение. | 3 мин |
2. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | http://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html Домашняя лабораторная работа с использованием Интернет-ресурсов | Озвучивает домашнее задание: Исследуйте зависимость силы тяжести для 4 грузов | Записывают задания в дневники | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
_ Сила тяжести
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Сила тяжести | ОМС, электронный учебный модуль контрольного типа ??ОМС, электронный учебный модуль информационного типа | интерактивная анимация, интерактивная модель
| http://www.fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html Информационный модуль посвящен теме "Сила тяжести" основного общего образования. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная анимация "Сила тяжести". |
2 | Решение задач на силу тяжести | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль практического типа | интерактивная анимация | http://www.fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html
Практический модуль содержит примеры решения расчетных задач 1 типа по теме «Сила тяжести» с возможностью их автоматизированной проверки. Модуль относится к III уровню интерактивности |
3 | самоконтроль знаний с использованием Интернет-ресурсов | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль контрольного типа | Лабораторная работа | http://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html Данный модуль предназначен для проведения экспериментов по зависимости силы тяжести от массы тела. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам атмосферное давление, воздушные массы мира
Удобно использовать для работы на ИД....
план-конспект урока "Атмосферное давление"
Урок закрепления и обобщения пройденного....
Методическая разработка урока "Атмосферное давление"
Как сместить акцент с технократического подхода на нравственно - этический? Как помочь детям пройти путем великих открытий, затрагивая самые значимые понятия - высоконравственные качества знаменитых у...
Конспект к уроку "Атмосферное давление"
Конспект к уроку "Атмосферное давление"...
Урок "Атмосферное давление" 6 класс по ФГОС
Знакомство с понятием "атмосферное давление", с причинно-следственными отношениями между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....