Урок "Атмосферное давление" 6 класс по ФГОС
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Знакомство с понятием "атмосферное давление", с причинно-следственными отношениями между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_kl_atmosfera.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №13»
учитель географии, заместитель директора по социальной работе Селендеева Светлана Васильевна
Тема урока: «Атмосферное давление». 6 класс.
Цель урока:
Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
Образовательные задачи. Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.
Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения. Развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы, решать географические задачи.
Воспитательные задачи. Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.
Тип урока: комбинированный.
Основные термины и понятия для изучения: Атмосферное давление, барометр, изотермы, изобары.
Оборудование: барометр, видеофрагмент об атмосфере и эксперименте Э.Торричелли, учебник «География» 6 класс, А.А.Летягин.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, словесно-индуктивный, практико-индуктивный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.
2. Объяснение нового материала.
Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды в городе Ульяновске на сегодня.
- С какими элементами погоды мы уже знакомы?
- Какая t воздуха указана в прогнозе?
- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?
- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (атмосферное давление)
- Какова же будет тема нашего урока? (Атмосферное давление)
Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):
- Узнать что такое АД;
- Почему АД измеряется в мм рт.ст.;
- Зачем в прогнозах погоды указывают АД;
- Что влияет на изменение АД;
а)Просмотр видеофрагмента об атмосфере и эксперименте Э.Торричелли.
Учитель просит учащихся объяснить результат опыта.
Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения.
Учитель предлагает ответить на вопросы и выполнить задания.
1.Найдите в учебнике и прочитайте определение атмосферного давления.
2.Кем и в каком году было открыто атмосферное давление?
3.Почему ртуть не выливается из трубки?
4.Почему АД измеряется в миллиметрах ртутного столба?
5.Чему равно АД на уровне моря?
6.Кто впервые доказал, что АД меняется с высотой?
7.Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем моря, тем …АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем …АД в этой точке ».
8.Как изменяется масса воздуха с изменением температуры и что происходит с давлением? (на каждые 10,7м давление уменьшается на 1 мм).
9.Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем температура выше, тем масса воздуха …, соответственно давление будет уменьшаться».
Учитель слушает и корректирует ответы.
Учитель задает вопрос: Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?
Сообщение учителя о Кроншта́дтском футшто́ке.
Учитель демонстрирует барометр и рассказывает о способах их использования.
Учитель предлагает найти в учебнике новые понятия: «изотермы», «изобары» и записать в тетрадях.
3. Практическое задание.
а) Учитель вместе с учащимися читает задачу, разбирает её.
Задача.
Самой высокой горой в России, а, по мнению большинства учёных, и в Европе, является Эльбрус. Высота его составляет 5642 м. Находится Эльбрус на Кавказе. Местные жители называют эту гору «Минги Тау», или «Бесконечная гора мудрости и сознания». Считается, что когда-то, Эльбрус был вулканом, но несколько тысяч лет назад он потух, а затем, покрылся ледниками.
Если давление у подножья горы составляет 750 мм рт.ст., то каково давление на уровне г. Эльбрус ____________мм рт.ст. Нужно определить давление на высоте г. Эльбрус.
б) Учащиеся составляют алгоритм решения задач на определение давления.
Алгоритм решения задач по определению атмосферного давления.
- Внимательно прочтите задачу.
- Определите, что нужно найти.
- Запишите, что вам известно (высоту места, давление внизу или наверху).
- Вспомните, как меняется давление с высотой.
- Рассчитайте, на какую величину изменится давление.
- Полученную цифру отнимите (прибавьте) к известной величине
давления.
- Запишите ответ.
в) Ученик решает задачу у доски.
1. Нам известны: высота Эльбруса - 5642м, давление у подножия - 750мм рт.ст.
2.Известно, что при подъёме атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,7м.
3.5642м :10,7м х1мм рт.ст. =527,3мм рт. ст.- на столько давление понизится.
4.750 мм рт.ст.- 527,3 мм рт.ст.=222,7 мм рт.ст. (отнимаем - т. к. поднимаемся вверх)
5.Ответ: 222,7 мм рт.ст.
4.Закрепление изученного материала.
Учащиеся проговаривают основные понятия: атмосферное давление, барометр, изотермы, изобары.
Учитель задает вопрос: Почему низкое давление соответствует дождю и шторму, а высокое давление - ясной и сухой погоде?
5. Домашнее задание.
Учитель предлагает задание на выбор: § 2, составить задачу на определение атмосферного давления, составить 2 вопроса по тексту учебника.
6. Итоги урока. Рефлексия.
1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).
2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?
Литература.
1. Летягин, А.А. География. Начальный курс. 6 класс (Текст). - М.:Вентана-Граф. - 2012.
2.Летягин, А.А. Душина, И.В., Пятунин, В.Б., Таможняя, Е.А. Программа. 5-9 классы. (Текст). - М.:Вентана-Граф. - 2012.
2.Петрова, Н.Н., Максимова, Н.А.. География. Природа Земли и человек. 6 класс (Текст). - М.:Мнемозина. - 2008.
3.Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс (Текст). - М.:Вако. - 2010.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 13»
Разработка урока по географии
6 класс
«Атмосферное давление»
Учитель географии,
заместитель директора
по социальной работе
Селендеева
Светлана Васильевна
Ульяновск
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....
автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС. Учебник "География России. Население и хозяйство 9 класс"; издательство "Дрофа": авторы В.П. Дронов, А.Я. Ром (классическая линия)
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС ( классическая линия)...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса по ФГОС по учебнику «Английский в фокусе» Д. Дули, Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко ФГОС
Рабочая программа и КТП 5 класс учебник " Английскй в фокусе"...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (1-4 классы) по ФГОС для 1-4 классов.
Программа «Физическая культура» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений /Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С.Петров.-М. : Вентана – Граф, 2013. – 112с. : - (Нач...
Письмо-приглашение для 7 класса по ФГОС Мастер класс
Good morning! Today I will show you a small part of the lesson.How I teach the children to write letters. It’s for seventh grader.It’ll be an invitation letter.1 First of all, I want you ...