Тема урока: "Глаз и оптические приборы"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Подготовить учащихся, владеющих следующими видами деятельности:
1. Распознавать модель строения глаза в других оптических приборах.
2. Установить общие принципы получения изображения в оптических приборах(фотоаппарата, микроскопа, телескопа) и глаза;
Уметь объяснять различия сумеречного и дневного зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_glaz_i_opticheskie_pribory_-_kopiya.docx | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О | |
Место работы | МБОУ Гимназия №7 |
Должность | Учитель физики, учитель физики, учитель химии |
Предмет | Физика |
Класс | 8 класс |
УМК | Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. Физика. 8 класс. |
Тема урока | Глаз и оптические приборы. |
Цели урока | Образовательная: |
Получить учащихся знающих следующие факты: 1.Глаз представляет собой оптическую систему; 2. Хрусталик является линзой переменной кривизны. | |
Развивающая: | |
Подготовить учащихся, владеющих следующими видами деятельности:
| |
Воспитательная: | |
Подготовить учащихся убедившихся в том, что научные знания:
| |
Концепция урока: | Тип урока: |
Урок усвоения новых знаний | |
Технология | Проблемный диалог |
Средства обучения: | 1.Раздаточный материал: карточки-задания 2.Компьютер, видеопроектор, экран. |
Формы работы на уроке | 1.Групповая |
Планируемые результаты | На уровне запоминания: -знать расстояние наилучшего зрения человека без дефектов зрения. |
На уровне понимания: -объяснять особенности зрения некоторых животных: кошек, собак, крокодилов; -объяснять, что все оптические приборы дают действительное изображение; | |
На уровне применения: -строить изображение для любого оптического прибора; -выполнять гимнастику для глаз. | |
УУД | Личностные: |
Регулятивные: | |
Коммуникативные: | |
Познавательные: |
Сценарий урока
Организационный момент | Примечание | |
Учитель | Добрый день ребята! Займите свои места. Сегодня мы с вами совершим путешествие на необитаемый остров. Нас туда приглашают Робинзон Крузо и его молодой друг Пятница. Как вы думаете, почему хозяева нашего острова такие грустные? У всех народов есть традиция встречать гостей хлебом – солью. А нас на острове встретят ухой? | Слайд: дед в очках, внук без очков сидят возле незажженного костра. Над костром висит котелок с рыбкой. Не могут сварить уху. |
Ученик | Возможный ответ: Они не могут сварить уху, так как нет огня. | |
Учитель | Ребята, что мы так и будем голодными? Нам же надо как то разжечь костер? Какие будут предложения? | |
Ученик | Возможный ответ:1. Трением 2. С помощью очков дедушки | |
Учитель | Действительно, с помощью очков можно разжечь костер. А что из себя, представляют очки? | |
Ученик | Собирающие линзы(кот. часто называют зажигательным стеклом), которые в точке фокуса собирают всю энергию солнечных лучей, и если в этой точке положить сухую траву, мелкие деревянные палочки то, вся эта энергия пойдет на нагревание и воспламенение этих веществ. А значит, будет костер! А значит, будет уха!!! | |
Учитель | А какие варианты использования световой энергии собираемой линзой, в точке фокуса вы знаете еще? | |
Ученик | Возможные варианты: 1.солнечные батареи, 2.фотоаппарат, 3.глаз, 4.видеокамера, 5. телескоп, 6.проектор, 7.лупа. | |
Учитель | Все ли перечисленные приборы содержат линзу? | |
Ученик: | Возможный ответ: 1.нет 2, 3,4,5,6,7 – для получения изображения предмета | |
Учитель | Ребята, подумайте, как можно сгруппировать эти предметы (по какому признаку)? | |
Ученик | Возможный ответ:
| |
Учитель | Ребята вы готовы сформулировать тему урока? | |
Ученик | Возможный ответ: Глаз и оптические приборы. | |
Изучение нового материала | ||
Постановка проблемы №1 | ||
Учитель | Во всех этих примерах, в строении есть собирающая линза, а линзу мы использовали с вами для поджигания. А каково назначение этих приборов? | |
Ученик | Возможный ответ: эти предметы используют с другой целью. | |
Учитель | А как работает линза во всех этих предметах? | |
Ученик | Возможный ответ: 1.для получения изображения 2. для собирания лучей в фокусе 3. для концентрирования энергии | |
Учитель | Действительно, вы правы. Энергия излучения используется после преломления в линзе для получения изображения на сетчатке глаза и на светочувствительном слое в приборах. Строение глаза в курсе биологии вы уже рассматривали, с каким из оптических приборов более всего схож глаз? | |
Ученик | Возможный ответ:
| Работают в группах, выдвигают гипотезы, выносим предположения на класс. |
Учитель | У нас есть различные гипотезы, чего нам с вами не хватает, чтоб подтвердить или опровергнуть их. Какие бы вопросы вы хотели бы задать, чтобы разобраться? | . |
Ученик | Возможный ответ:
| |
Учитель | Глаз-это оптическая система, и названные приборы это тоже оптические системы, какие у них различия и сходства? | Работа с учебником(рис 30.1 и 30.2 стр. 224-225) и карточками. |
Ученик | Возможный ответ: Сходства: наличие собирающей линзы, ход лучей, перевернутое изображение, уменьшенное изображение, действительное. Различия: наводка на резкость разная. | |
Учитель | Почему при схожем строении фотоаппарата и глаза, «наводка на резкость» фотоаппарата и глаза происходит по-разному, в чем это различие? | |
Ученик | Возможный ответ: В фотоаппарате изменяется расстояние(внешней силой) между линзой и светочувствительной пленкой, а в глазу это происходит за счет деформации хрусталика(глазной мышцы) | |
Решение проблемы №1 | ||
Учитель | Ваши предположения требуют проверки. Для проверки выдвинутых гипотез распределитесь в группы по четыре человека. | Карточки – задания. Держа карандаш в руке, рассмотрите его на фоне доски. Когда мы видим четко карандаш, а когда доску? Возможно ли это одновременно? Как быстро происходит наводка на резкость? Объясните. (Аккомодация) Группа №2. Рассмотрите зрачки своих глаз в плоском зеркале при малом освещении, а затем при сильном. Что вы заметили, объясните наблюдаемое. С какой частью фотоаппарата наиболее схож зрачок?(Диафрагма) Группа №3. Рассмотрите предметы, расположенные на расстоянии вытянутой руки и очень близко к глазу. Определите расстояние наилучшего зрения.(Аккомодация) Группа №4. Почему нелегко вдеть нитку в иголку, если смотреть только одним глазом? (стр.231) (Бинокулярное зрение) Группа №5. |
Ученики | Распределяются на группы. Выполняют задания, используя предложенное оборудование и карточки-задания. Представляют свой результат на листах, прикрепляя их на доске. Делают выводы. Группа №3. Предметы расположенные непосредственно перед глазом хорошо рассмотреть нельзя. Существует определенное расстояние(предел аккомодации или расстояние лучшего зрения) приблизительно равное 25-30 см. | |
Учитель | Подведем первые итоги: (работает у доски, составляя кластер) Хрусталик имеет переменную кривизну. Для правильной оценки расстояния до предмета нужно бинокулярное зрение. | |
Постановка проблемы №2 | ||
Учитель | Ребята, Пятница зовет нас на прогулку, зайцев погонять, в речке искупаться, лошадь покормить. Мы долго бегали, но зайца так и не поймали, устали, пошли купаться в речку и уронили в неё часы, пришлось нырять, но достали не сразу. Пока доставали солнце село, пошли в лагерь, и тут девчонки дико завизжали!!!!! Ой, светится!!! А оттуда выпрыгнула всего-то кошка. Придя в лагерь, мы захотели освежиться в океане, а Робинзон нас не пустил. Давайте вы сейчас по группам обсудите и объясните что происходило. | Карточки – задания. Почему заяц косой? Группа №2. Почему лошади при приближении к ней человека поднимают голову?(карточка со схемой и информацией) Группа №3. Почему меняется зрение человека в воде? Почему пришлось долго нырять за часами? Группа №4. Почему в темноте светятся глаза у кошки? (Карточка со схемой и описанием глаз кошки) Группа №5. Почему Робинзон не пустил ребят купаться ночью?(фото крокодилов на ночной реке) |
Ученики | Выдвигают версии. | |
Решение проблемы №2 | ||
Учитель | Результаты представьте на листах, прикрепив их на доске. | |
Ученики | Группа №1. Расположение глаз зайца обеспечивает ему максимально возможный обзор, но не позволяет видеть предметы, находящиеся прямо перед ним. Для того, чтобы рассмотреть эти предметы, заяц должен повернуть голову – «скосить». Все «жертвы» в природе имеют глаза по бокам. Группа №2. Чтобы лучше его разглядеть. Хрусталик глаза лошади не способен к аккомодации в столь широких пределах, как глаз человека. Для разглядывания предметов на различных расстояниях лошадь меняет наклон головы и тем самым добивается резкого изображения на том или ином участках сетчатки. Группа №3. Преломление на границе воздух- роговица, больше чем на границе вода-роговица. Поэтому в первом случае изображение появляется на сетчатке глаза, а во втором- мимо. Группа №4. Известно, что в сумерках глаза кошек, собак и некоторых других животных светятся. Это объясняется тем, что попадающие в глаз кошки свет отражается от специального слоя. Это нужно для того, чтобы лучше видеть в темноте. В полной темноте глаза кошки не светятся. Группа №5. Робинзон не пустил нас купаться , так как ночное купание тоже любят крокодилы. И их светящиеся глаза, Робинзон хорошо видел. Строение глаз крокодилов похоже на строение глаз кошек. | |
Учитель | Подведем итоги: Глаз в разных средах видит по- разному, так как на границе среда-роговица преломление лучей разное. Ночные животные в строении глаза имеют дополнительный отражающий слой, для увеличения доли световой энергии попадающей на сетчатку. | |
Постановка учебной проблемы №3 | ||
Учитель | Сидя у костра, Пятница глядя в сторону кустов спросил Робинзона: «Почему наша кошка стала серой?» А как вы объясните пословицу «Ночью все кошки серые»? | Карточки со вспомогательным текстом. «Дневное и сумеречное зрение. В настоящее время общепринята теория двойственности зрения, согласно которой палочки и колбочки являются двумя различными аппаратами зрения. Палочки чувствительны к очень слабому свету, не различают цвета и не дают очертания изображения с четкими границами. На основании этих фактов пришли к выводу, что палочки – это аппарат сумеречного, бесцветного, скотопического зрения. Колбочки менее чувствительны к свету, они реагируют на яркий свет и обеспечивают получение четко очерченного и окрашенного изображения. Колбочки – аппарат дневного, цветного, фотопического зрения.» |
Ученики | Выдвигают версии | |
Учитель | Неуёмный Пятница воскликнул: «Хочу шапку – невидимку!», на что Робинзон сказал: «А будет ли видеть невидимка?» Кто ещё хочет быть невидимкой? Кто считает, что здесь не нарушаются законы физики? | |
Ученик | Возможный ответ: Так как невидимый человек ничего и ничем не отражает и не преломляет, а значит не поглощает, значит не получает энергии и информации. Настоящий невидимка – слепой. | |
Учитель | Подведем итоги (работа с информацией на доске): За сумеречное и дневное зрение отвечают разные клетки. Палочки- чувствительны к свету, но не различают цвет, а колбочки- менее чувствительны к свету, но реагируют на яркий цвет. Изображения на сетчатке формируется, только если она поглощает свет, а это возможно если она не прозрачная. Вековая сказочная мечта о шапке-невидимки с точки зрения физики нереальна (Пятница всплакнул) | |
Применение полученных знаний (Закрепление новых знаний) | ||
Учитель | Робинзон, с загадочным видом, утром построил всю команду на поляне и объявил: «Вы провели сутки на моем острове и много что узнали, я хочу проверить чему вы научились. Возращение домой с нашего виртуального острова возможно только в случае, если вы покажете, что вы умеете» | Карточка.
|
Ученики | а) Выполняют в группах предложенные на карточках задания и обосновывают свои решения всем группам. В случае ошибочного ответа другие группы корректируют ошибочные ответы. | |
Контроль | ||
Учитель | Робинзон: «Вы научились применять полученные знания на практике, а теперь чтобы Большая Земля вас услышала и забрала, воспользуемся почтой настоящих робинзонов. Какой это способ? Конечно бутылка с запечатанным внутри посланием. Но доплывут только те бутылки, послание в которых, соответствуют истине.» | |
Ученики | Выполняют задание на карточках, которые потом запечатывают в бутылку. | |
Учитель | Проверьте правильность выполнения задания. Оцените результат, запечатайте его в бутылку и сдайте свою работу. | |
Ученики | Выполняют самоконтроль, оценивают свою работу в соответствии с критериями и сдают работу учителю. | |
Учитель | Запишите домашнее задание. Надеюсь что знания, открытые вами на уроке, помогут вам в увлекательном путешествии на необитаемый остров. Урок окончен. | На основе полученных знаний разработайте инструкцию из трех пунктов для сохранения здоровья глаз. |
Ученики | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...
Интегрированный блок уроков (физика + информатика) по теме "Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы"
Урок построен с использованием технологии "Модульное обучение"...
Открытый урок по теме Оптические приборы
Использование проектной деятельности в старших классах...
Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"
Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....
урок изучения нового материала Тема: «Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения» 8 класс
Урок комбинированный. Общая дидактическая цель - формирование представлений о глазе как оптической системе....
презентация к открытому уроку "ГЛАЗ, КАК ОПТИЧЕСКИЙ ПРИБОР"
презентация к открытому уроку "ГЛАЗ, КАК ОПТИЧЕСКИЙ ПРИБОР" , 8 класс...