Технологическая карта "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Для успешной реализации программы по формированию универсальных учебных действий применяют различные формы проведения уроков. Если уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания, то уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_plavanie_tel_usloviya_plavaniya_tel.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Технологическая карта урока
«Плавание тел. Условия плавание тел»
(7 класс)
Подготовила и провела
учитель физики Рябцева А.П.
2020 г
Пояснительная записка
Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социального развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. И если физику не привязывать к жизни, она выхолащивается, вырождается, превращается в очень сложную, сухую, непонятную науку про что-то абстрактное. А уж когда дело доходит до решения задач, то, как правило, убивается последний интерес к науке.
Главная задача-это усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся воспитанников, вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности. И не случайно В.В. Давыдов, в своих рассуждениях об учителе, к средствам осуществления педагогической деятельности относил как «искусство организации учебной деятельности школьника», так и «правила игры»: «учитель, если он профессионал,… должен овладеть и иметь средства педагогической деятельности. То есть владеть искусством организации учебной деятельности школьника»; «и хотя учитель – это массовая профессия,… учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям по своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником. Так что в учительском труде тоже есть правила игры» (Давыдов В.В., 1997)
В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель
Задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.
«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам» (А. Грин)
От современной школы хотят не просто передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, искать пути реализации, оценивать свои достижения. Но мы прекрасно видим, что подавляющее большинство школьников не желает «учиться». Во всяком случае, не желает тому и так, чему и как мы пытаемся их учить. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» сформулированы «четыре столпа», на которых основывается образование: «Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» - это те основные глобальные компетентности, которыми должен овладеть современный человек.
«Пусть не корят меня за то, что не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным–давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке – и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли» Паскаль Блез, «Мысли»
Формирование универсальных учебных действий в школе – процесс чрезвычайно важный и необходимый на современном этапе развития общества. Умения работать в интенсивно развивающейся информационно насыщенной среде, способности к организации своей деятельности, к ценностно-смысловому ориентированию, коммуникативные навыки имеют сейчас огромное значение и необходимы современному учащемуся любого образовательного учреждения.
Уроки физики: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Для успешной реализации программы по формированию универсальных учебных действий применяют различные формы проведения уроков. Если уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания, то уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учеников. У каждого учителя физики ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир физики. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания, т.е. новая ключевая задача образования – «научить учиться».
Единственное, что мы меняем в преподавании – вовлекаем в деятельность практически всех присутствующих. Но для этого надо иметь в запасе много интересных вопросов «про жизнь». И если физику не привязывать к жизни, она выхолащивается, вырождается, превращается в очень сложную, сухую, непонятную науку про что-то абстрактное. А уж когда дело доходит до решения задач, то, как правило, убивается последний интерес к науке. Учащиеся принимают активное участие в поиске решения, ищут выход из затруднительного положения, своеобразного тупика, в который мы их сознательно ставим. И уж если выход найден самостоятельно, проблема решена – способ действия не забудется. А теперь рассмотрим формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Плавание тел. Условия плавания тел»
Тема урока: «Плавание тел. Условия плавания тел»
Класс: 7
Форма проведения: «открытие» нового знания
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Продолжительность урока: 45 мин.
Цели:
Обучающая: выяснить условия плавания тел в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующей на тела в жидкости, а также в зависимости от плотности жидкости и тела. Усвоить их на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания.
Развивающая: развивать у учащихся творческую активность, творческие способности, умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты; умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать; формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР. создать условия для активизации мышления школьников.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, компьютерную грамотность, аккуратность, культуру в организации учебного труда.
Технические и дидактические средства:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация к уроку;
- компьютеры с тестами по количеству учеников;
- аквариум с водой;
- сосуды с водой (3 шт.), поваренная соль, яйцо;
- ареометр.
Опережающее задание: исследовательский мини - проект по теме «Условия плавания тел»; сообщение «Плавание животных и человека»
Структура урока:
- Этап организационный 1 мин
- Этап мотивации к учебной деятельности 2 мин
- Этап актуализации опорных знаний учащихся 4 мин
- Этап усвоения новых знаний и способов действий 10 мин
- Этап закрепления полученных знаний и способов действий 10 мин
- Этап обобщения и систематизации знаний 5 мин
7) Этап первичной проверки понимания изученного 9 мин
8) Этап информации о домашнем задании 1 мин
9) Этап подведения итогов занятия 1 мин
10) Этап рефлексии 2 мин
Планируемый результат | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; - проявление творческого отношения к процессу обучения; - готовность к равноправному сотрудничеству; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - убежденность в возможности познания природы; - проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений | Познавательные: - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение; - умение прогнозировать ситуацию Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата | Предметные умения -умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующие на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости; - умение составлять план эксперимента и делать вывод; - умение работать с текстом учебника |
- Этап организационный
Организация начала урока. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий.
2. Этап мотивации к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте!
Дорогие семиклассники!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Друзья, как много людей собралось сегодня в нашем классе. Как вы думаете, что сближает в обществе человека с человеком?
- Улыбка
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха на уроке. Присаживайтесь. Вижу у всех хорошее настроение, на улице прекрасная погода. Всем нам известно, что за весной наступит лето. Лето – одно из прекрасных времен года. С чем оно у вас ассоциируется?
Ответы учащихся (предполагаемые): солнце, тепло, вода, купание… .
Народная мудрость гласит: солнце – мать, воздух – отец, вода – жизнь. Ребята, а кто умеет плавать?(Ответы учащихся).
Вода – удивительное вещество. В отличие от других жидкостей вода в твердом состоянии(лед) имеет плотность (900кг/м3) меньше, чем в жидком (1000кг/м3), что свойственно только для воды. Но сейчас мы познакомимся с волшебными свойствами воды.
3. Этап актуализации опорных знаний учащихся
Демонстрация опыта: «Волшебное яйцо»
- Учитель показывает три стакана с водой:
В первом стакане обычная пресная вода, во втором – солёная, в третьем – очень солёная
- Вопрос: почему тела(яйца) так расположились?
- Ответ: чем больше соли растворено в воде, тем больше выталкивающая сила, действующая на погруженное в неё тело
(зависит от плотности воды!)
- Но, вода не единственная жидкость, их много и сегодня на уроке мы выясним, почему одни тела плавают, другие тонут в одной и той жидкости. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока: «Плавание тел. Условия плавания тел.»
Слайд №1 (Учащиеся записывают в тетради)
Учитель:
Слайд №2
Две тысячи двести лет тому назад великий физик и математик Архимед в трактате « О плавающих телах » объяснил причины, по которым одни тела плавают в жидкости, а другие тонут. Одним из таких трудов Архимеда является сочинение «О плавающих телах». Рукопись этого перевода была обнаружена в 1884 г. в Ватиканской библиотеке в латинском переводе. Греческий же текст был найден только в 1905 г. При этом сохранилось около трех четвертей текста рукописи Архимеда
С данным явлением вы часто встречались в жизни, наблюдали за ним и поэтому эпиграфом к нашему уроку возьмем слова:
Слайд №3
«Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз.» (Античный афоризм)
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Учитель: «Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Последуем совету великого мыслителя Абу-ль-Фараджа, посмотрим с вами видеоурок и выясним условия плавания тел.
(просмотр видеоурока)
Учитель обобщает видеоурок, учащиеся делают опорные конспекты в тетрадях
Слайды №4,5. (На доске заранее записаны условия плавания тел)
Учитель: «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью» советовал нам Аристотель. Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Обратимся к собственному опыту. Мы с вами знаем, что несмотря на то, что на любое тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, но тем не менее одни тела плавают внутри жидкости, другие тонут, а третьи плавают на поверхности. Сегодня мы с вами выясним почему плавают тела, попробуем все сведения об условиях плавания тел получить из опыта. Группа экспериментаторов, получившая опережающее задание, готова поделиться результатами своей работы: беседу проводят ученики, учитель корректирует возможные неточности формулировок.
(отчет учащихся с использованием доски!)
Слайд №6
Ученик 1: О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.
(А. С. Пушкин)
Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, сегодня на уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.
Задание №1
- Определить плотность деревянных брусков (2шт. – сосна, дуб)(массу бруска определить с помощью весов, объем определить с помощью линейки по формуле V= abc ; по формуле определить плотность вещества)
- Проверить на опыте: будут ли бруски плавать в воде? (опустить бруски в воду –сделать вывод о плавании тел)
Ученик 2: «Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им.»
Задание №2
- Определить плотность 2-х брусков (2шт. – сталь, алюминий) )(массу брусков определить с помощью весов; объем определить с помощью линейки по формуле V= abc ; по формуле определить плотность вещества)
- Проверить на опыте: будут ли бруски плавать в воде? (опустить бруски в воду –сделать вывод о плавании тел)
Ученик 3: «Опыт – вот учитель жизни вечной», - говорил М.В. Ломоносов, сделавший перевод на русский язык первого учебника по физике.
«Опыт - отец всякой достоверности.
Мудрость - дочь опыта» - сказал Леонардо да Винчи.
Задание №3
- Определить плотность фруктов и овощей (яблоко, груша, помидор, огурец…)
(массу определить с помощью весов; объем определить с помощью отливного сосуда т.к. тела неправильной формы; по формуле определить плотность вещества)
- Проверить на опыте: будут ли фрукты и овощи плавать в воде? ? (опустить фрукты и овощи в воду –сделать вывод о плавании тел)
Ученик 4: «В любой науке, в любом искусстве
лучший учитель – опыт» Мигель де Сервантес
Задание №4
- Определить плотность своего тела.( массу определить с помощью весов; объем тела определить по методу «Архимеда» - налить в ванну воды, отметить ее уровень и, погрузившись в воду, отметить новый уровень. Затем, выйдя из воды, доливая в ванну воду емкостью известного объема до второй отметки, подсчитать объем тела.; по формуле определить плотность своего тела).
- Проверить на опыте: будет ли человек плавать в воде?
(Сообщение учащегося «Плавание животных и человека»)
Слайд №7
Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Плаванию животных в толще воды способствует также дополнительная подъемная сила, которая возникает при их перемещении в водной среде.
Различают активное и пассивное плавание. При активном плавании животные передвигаются либо с помощью имеющихся у них гребных органов, либо посредством волнообразных изгибаний тела и использования непарных плавников, либо в результате периодических выталкиваний воды. При пассивном плавании животные просто увлекаются движущейся водой.
Слайд №8
Большую роль в передвижении рыб внутри воды играет плавательный пузырь. Меняя объем этого пузыря (а также количество газа в нем), рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на нее выталкивающую силу. Благодаря этому рыба может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения.
Киты регулируют глубину своего погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких.
Слайд №9,10
Строение человека таково, что его плотность оказывается близкой к плотности воды. У многих людей она чуть меньше, особенно когда желудок пустой, а вода соленая. В таких случаях человек способен свободно находиться на поверхности воды, не боясь утонуть. Вот что написал об этом в одном из своих рассказов американский писатель Эдгар По (1809—1849): «В среднем человеческое тело немногим тяжелее или легче воды... Тела тучных, дородных людей с тонкими костями и тела подавляющего большинства женщин легче, чем тела худощавых крупнокостных мужчин... Упавший в реку человек почти никогда не пойдет ко дну, если он позволит весу своего тела прийти в соответствие с весом вытесненной им воды — другими словами, если он погрузится в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались только рот и нос. Приняв подобную позу, вы обнаружите, что без всяких усилий и труда держитесь у самой поверхности. Однако совершенно очевидно, что вес человеческого тела и вес воды, которую оно вытесняет, находятся лишь в весьма хрупком равновесии, так что достаточно ничтожного пустяка, чтобы оно нарушилось в ту или иную сторону. Например, рука, поднятая над водой и тем самым лишенная ее поддержки, представляет собой добавочный вес, которого достаточно, чтобы голова ушла под воду целиком, тогда как случайно схваченный даже небольшой кусок дерева позволит вам приподнять голову и оглядеться. Человек, не умеющий плавать, обычно начинает биться в воде, вскидывает руки и старается держать голову, как всегда, прямо. В результате рот и ноздри оказываются под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие. Кроме того, большое ее количество попадает в желудок, и все тело становится тяжелее настолько, насколько вода тяжелее воздуха, наполнявшего эти полости прежде. Как правило, этой разницы достаточно для того, чтобы человек пошел ко дну».
Слайд №11
На Земле есть и такое море, в котором вообще невозможно утонуть. Это соленое озеро, называемое Мертвым морем. Оно настолько соленое, что в нем отсутствует всякая жизнь (за исключением некоторых видов бактерий). Если вода большинства морей и океанов содержит 2—3% соли, то в Мертвом море ее содержится более 27%! Из-за большого содержания соли плотность воды здесь оказывается больше плотности человеческого тела, и потому человек в Мертвом море может спокойно лежать на его поверхности и читать книгу. Если же в эту воду войдет лошадь, то, как пишет Марк Твен, она оказывается в столь неустойчивом состоянии, что «не может ни плавать, ни стоять в Мертвом море,— она тотчас же ложится на бок».
Помимо Мертвого моря, огромной соленостью обладают также воды залива Кара-Богаз-Гол и озера Эльтон в Волгоградской области.
5. Этап закрепления полученных знаний и способов действий
Учитель:
Слайд №12,13 «Ареометр»
Учёные придумали интересный прибор – ареометр. Посмотрите. Он представляет собой стеклянную трубку, запаянную с двух концов, на донышке трубки обычно насыпают песок. Прибор плавает на поверхности жидкости. Как вы думаете, для чего нужен этот прибор?
Слайд №14 «Плавание судов»
Из стали делают лишь тонкий корпус судна, а большая часть его объема занята воздухом. Среднее значение плотности судна оказывается значительно меньше плотности воды. Поэтому оно не только не тонет, но и может принимать для перевозки большое количество грузов.
Слайд №15 «Подводная лодка»
Подводная лодка имеет внутри специальные, так называемые, балластные цистерны. Расположены они в нижней части лодки. Когда балластные цистерны пусты, лодка держится на воде. Для погружения в цистерны забирают морскую воду, лодка устремляется вниз. Регулируя количество забираемой воды, добиваются различной глубины погружения лодки. Если требуется всплыть на поверхность, воду из цистерн выгоняют сжатым воздухом заранее запасенным в специальных баллонах.
Слайд №16 «Сплав леса»
Лесоспла́в — вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть древесины. Лесосплав как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ и является их заключительной стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другие виды транспорта.
Лесосплав — массовый, наиболее дешёвый, а в некоторых районах и единственный виды транспорта древесины. Различают молевой (россыпью), плотовой, кошельный лесосплав и в сплоточных единицах. Молевой, кошельный и в сплоточных единицах — это первоначальный лесосплав. Плотовой делится на первоначальный и магистральный.
6. Этап обобщения и систематизации знаний
Учитель:
«Физика и лирика»
Мертва наука
без искусства,
оно ей прибавляет
чувства.
В загоне - лирики,
в почете - физики,
мне кажется, что это - ерунда,
придумали, наверно, это циники...
Мы в жизни друг без друга -
никуда...
А.П.Чехов «Степь»
«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх».
Вопрос: о какой силе идет речь в этом отрывке?
Ответ: выталкивающая сила
Слайд №17 К.Г.Паустовский «Кара - Бугаз»
«… Придурковатый наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе - серную кислоту.»
Вопрос: почему кок не смог погрузиться в воду залива Кара-Богаз-Гол?
Ответ: из сего обстоятельства вы можете судить, какова соленость этого залива, подобного Мертвому морю в Палестине.
Слайд №18 Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок
Вопрос: почему Дедушка Мазай не взял зайцев в лодку?
Ответ: сила тяжести может быть больше выталкивающей силы и лодка потонет вместе с зайцами.
Слайд №19 В.Д.Иванов «Русь изначальная»
Воин-разведчик по имени Ратибор собирается перейти на другой берег реки. Для этого он взял длинную и толстую тростинку, «чтоб дышать под водой. Ноздри и уши пловец заткнул желтым воском.
… Придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки».
Вопрос: для чего Ратибор взял тяжелый камень в руки? Может ли человек дышать через тростинку (трубку), находясь на значительной глубине?
Ответ: чтобы увеличить силу тяжести и не всплыть на поверхность воды вдали от берега; нет, избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3атм. или на глубине 3-х метров.
(Нам известно, что на каждые 10 метров давление увеличивается на 1 атмосферу!!!)
Слайд №20 Ю.П.Кузнецов «Стальной Егорий»
Сквозь пустые тростинки дыша,
Притаились в реке наши деды,
Хан велел наломать камыша
На неровное ложе победы.
И осталась тростинка одна.
Сквозь одну по цепочке дышали.
Не до всех доходила она
По неполному кругу печали.
Слайд №21 К.Г.Паустовский «Мещорская сторона»
На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Есть крысы, совершенно седые от старости. Если тихо следить за норой, то можно увидеть, как крыса ловит рыбу. Она выползает из норы, ныряет очень глубоко и выплывает со страшным шумом. На широких водяных кругах качаются желтые кувшинки. Во рту крыса держит серебряную рыбу и плывет с ней к берегу. Когда рыба бывает больше крысы, борьба длится долго, и крыса вылезает на берег усталая, с красными от злости глазами.
Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах... Он прекрасно держит на воде даже не такую тяжесть, как крыса.
Вопрос: почему стебель куги обладает хорошей плавучестью?
Ответ: куга - болотное растение; губчатый тростник; стебель куги полон воздушных ячеек.
Слайды №22-26 «Подумайте»
7. Этап первичной проверки понимания изученного
А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер. (Если нет возможности использовать большое количество компьютеров на уроке, я предлагаю и печатную версию теста.
Напомнить ребятам правила работы с компьютерным тестом.
Слайд №27
Компьютерное тестирование (www.schooltests.ru)
Подведение итогов тестирования, работа над ошибками, которые показал компьютер
8. Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание: Слайд №28
9. Этап подведения итогов занятия
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
10. Этап рефлексии
Оцените степень своего погружения в тему «Плавание тел». Рефлексия (карточка у каждого ученика). Как я себя чувствовал на уроке? Нарисуйте смайлик и прикрепите на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок
Литература для учителя и учащихся:
- А. В. Перышкин Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 192с.
- Справочник школьника. Физика: М.; Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ -С», 1995.- 576 с.
- С.А.Тихомирова Дидактический материал по физике 7-11 класс. Физика в художественной литературе. Москва «Просвещение» 1996
- Зубарева В.А. Литературная «поддержка» уроков физики. Департамент образования и науки Липецкой области, г. Липецк 2005
- (www.schooltests.ru)
- http://class-fizika.narod.ru/
- http://www.youtube.com/
- http://vseznaichik.ru/
- http://festival.1september.ru/
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока, время.
| Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1 | Этап организационный, 1 мин. | Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Обеспечивает готовность класса к уроку. Создает положительный психологический настрой. | Включаются в учебную деятельность, готовятся к восприятию нового материала. | Демонстрируют готовность и способность устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания | Осуществляют самоконтроль. |
2 | Этап мотивации к учебной деятельности, 2 мин. | Создание проблемной ситуации. Определить цель и задачи урока. | Предлагает учащимся ответить на вопрос: почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие – тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок? | Фиксируют проблему. Ставят перед собой цель: выяснить условия, при которых тела тонут, всплывают и плавают внутри жидкости. | Выражают свои мысли. Сотрудничают с учителем и со сверстниками. | Самостоятельно формулируют познавательную цель урока. |
3 | Этап актуализации опорных знаний учащихся, 4 мин | Исследование зависимости глубины погружения тела в жидкость от соотношения значений сил Fa и Fm (дем.опыт) | Выяснить, какое положение будет занимать тело, находясь в жидкости, если:
| Проверить уровень знаний учащихся по темам: «Сила тяжести», «Архимедова сила», «Результирующая двух сил, направленных по одной прямой». Предлагает учащимся для каждого случая:
записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, опираясь на знания. | Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию. Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания. | Умение слушать и выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. |
4 | Этап «Открытия» новых знаний, усвоения новых знаний и способов действий, 10 мин. | Выяснить условия плавания тел. | Организует показ видеоурока «Плавание тел. Условия плавания тел» | Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию. Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания. | Участвуют в обсуждении проблемы. Учатся формулировать собственное мнение и позицию, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы. |
5 | Этап закрепления полученных знаний и способов действий, 10 мин | Экспериментально исследовать условия плавания тел. | Организует лабораторное исследование. Направляет работу учащихся, помогает им, консультирует. Класс разбивается на группы по уровням подготовки учащихся. Наблюдает за их работой, оказывает необходимую помощь Определяет, в какой последовательности группы будут отчитываться | Каждая группа проводит эксперимент, решает свою практическую задачу. Развивают творческое мышление Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу | Работают в группе. Общаются с учителем и с учащимися. Отстаивают свою точку зрения в диалоге. Умеют представить информацию в письменной и устной форме. | Фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов. |
6 | Этап обобщения и систематизации знаний, 5 мин. | Продолжить формирование умений решения задач. Развитие творческих способностей у учащихся. Выявление пробелов и их коррекция | Организация решения задач с использованием мультимедийных технологий | Применение полученных знаний в решении задач, развитие интереса к предмету | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Проводят самооценку, коррекцию знаний. |
7 | Этап первичной проверки понимания изученного, 9 мин | Проверить степень усвоения учащимися изучаемого материала и выявить пробелы | Организует работу учащихся на компьютерах, инструктирует, контролирует выполнение заданий, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты проверочной работы | Учатся применять изученный материал, принимать самостоятельные решения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. |
8 | Этап информации о домашнем задании, 1мин. | Дать информацию и инструктаж по выполнению домашнего задания | Формулирует задание, комментирует его, инструктирует учащихся по его выполнению. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используют знаково-символические средства, проводят сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают | Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, используют речь для регуляции своего действия. | Организация учащимися своей учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей |
9 | Этап подведения итогов занятия,1 мин. | Организует обсуждение результатов занятия | Формулируют выводы о достижении цели урока | Умение обобщать, формулировать вывод | Нравственно-этическое оценивание | Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
10 | Этап рефлексии, 2 мин. | Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса | Самооценка. Рефлексия по уроку (задает вопросы учащимся):
| Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Оценка – выделение и осознание учеником того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Умение выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»
Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...