Технологическая карта "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Рябцева Антонина Прокофьевна

Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Для успешной реализации программы по формированию универсальных учебных действий применяют различные формы проведения уроков. Если уроки строятся на деятельностной основе,  где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания, то уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учеников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

Технологическая карта урока

«Плавание тел. Условия плавание тел»

 (7 класс)

                                                                               Подготовила и провела

                                                                            учитель физики Рябцева А.П.

2020 г

Пояснительная записка

Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социального развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. И если физику не привязывать к жизни, она выхолащивается, вырождается, превращается в очень сложную, сухую, непонятную науку про что-то абстрактное. А уж когда дело доходит до решения задач, то, как правило, убивается последний интерес к науке.

Главная задача-это усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся воспитанников, вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности. И не случайно В.В. Давыдов, в своих рассуждениях об учителе, к средствам осуществления педагогической деятельности относил как «искусство организации учебной деятельности школьника», так и «правила игры»: «учитель, если он профессионал,… должен овладеть и иметь средства педагогической деятельности. То есть владеть искусством организации учебной деятельности школьника»; «и хотя учитель – это массовая профессия,… учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям по своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником. Так что в учительском труде тоже есть правила игры»                                                                            (Давыдов В.В., 1997)

В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди,  которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель

Задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового. 

«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам» (А. Грин)

От современной школы хотят не просто передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, искать пути реализации, оценивать свои достижения. Но мы прекрасно видим, что подавляющее большинство школьников не желает «учиться». Во всяком случае, не желает тому и так, чему и как мы пытаемся их учить. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» сформулированы «четыре столпа», на которых основывается образование: «Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» - это те основные глобальные компетентности, которыми должен овладеть современный человек.

«Пусть не корят меня за то, что  не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным–давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке – и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому   расположенные слова образуют новые мысли»                                                                                                Паскаль Блез, «Мысли»                                                                                                                       

Формирование универсальных учебных действий в школе – процесс чрезвычайно важный и необходимый на современном этапе развития общества. Умения работать в интенсивно развивающейся информационно насыщенной среде, способности к организации своей деятельности, к ценностно-смысловому ориентированию, коммуникативные навыки имеют сейчас огромное значение и необходимы современному учащемуся любого образовательного учреждения.

Уроки физики: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Для успешной реализации программы по формированию универсальных учебных действий применяют различные формы проведения уроков. Если уроки строятся на деятельностной основе,  где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания, то уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учеников. У каждого учителя физики ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир физики. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А   для этого необходимо научиться добывать  знания, т.е. новая ключевая задача образования – «научить учиться».                                  

Единственное, что мы меняем в преподавании – вовлекаем в деятельность практически всех присутствующих. Но для этого надо иметь в запасе много интересных вопросов «про жизнь».  И если физику не привязывать к жизни, она выхолащивается, вырождается, превращается в очень сложную, сухую, непонятную науку про что-то абстрактное. А уж когда дело доходит до решения задач, то, как правило, убивается последний интерес к науке. Учащиеся принимают активное участие в поиске решения, ищут выход из затруднительного положения, своеобразного тупика, в который мы их сознательно ставим. И уж если выход найден самостоятельно, проблема решена – способ действия не забудется.  А теперь рассмотрим формирование УУД на уроках физики при изучении темы  «Плавание тел. Условия плавания тел»

Тема урока:  «Плавание тел. Условия плавания тел»

Класс: 7

Форма проведения:  «открытие» нового знания

Тип учебного занятия:  изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Продолжительность урока: 45 мин.

Цели:

Обучающая: выяснить условия плавания тел в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующей на    тела в жидкости, а также в зависимости от плотности жидкости и тела. Усвоить их на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания.

Развивающая: развивать у учащихся творческую активность, творческие способности, умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты; умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать; формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР. создать условия для активизации мышления школьников.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества,  компьютерную грамотность, аккуратность, культуру в организации учебного труда.

 Технические и дидактические средства:

  1. компьютер, проектор, экран;
  2. презентация к уроку;
  3. компьютеры с тестами  по количеству учеников;
  4. аквариум с водой;
  5. сосуды с водой (3 шт.), поваренная соль, яйцо;
  6. ареометр.

Опережающее задание: исследовательский мини - проект по теме «Условия плавания тел»; сообщение «Плавание животных и человека»

Структура урока:

  1. Этап организационный                                                                           1 мин
  2. Этап мотивации к учебной деятельности                                           2 мин
  3. Этап актуализации опорных знаний учащихся                                       4 мин
  4. Этап усвоения новых знаний и способов действий                              10 мин
  5. Этап закрепления полученных знаний и способов действий           10 мин
  6. Этап обобщения и систематизации знаний                                        5 мин

7) Этап первичной проверки понимания изученного                            9 мин

      8) Этап информации о домашнем задании                                               1 мин

      9) Этап подведения итогов занятия                                                         1 мин

     10)  Этап рефлексии                                                                      2 мин

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- готовность к равноправному сотрудничеству;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- убежденность в возможности познания природы;

- проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата

Предметные умения

-умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующие на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости;

- умение составлять план эксперимента и делать вывод;

- умение работать с текстом учебника

  1. Этап организационный

Организация начала урока. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий.

2. Этап мотивации к учебной деятельности                         

Учитель: Здравствуйте!

Дорогие семиклассники!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Из ваших знаний и умений

Мы вместе сочиним урок.

Друзья, как много людей собралось сегодня в нашем классе. Как вы думаете, что сближает  в обществе человека с человеком?

- Улыбка

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха на уроке. Присаживайтесь. Вижу у всех хорошее настроение, на улице прекрасная погода. Всем нам известно, что за весной наступит лето. Лето – одно из прекрасных времен года. С чем оно у вас ассоциируется?

Ответы учащихся (предполагаемые): солнце, тепло, вода, купание… .

Народная мудрость гласит: солнце – мать, воздух – отец, вода – жизнь.  Ребята, а кто умеет плавать?(Ответы учащихся).

 Вода – удивительное вещество.  В отличие от других жидкостей вода в твердом состоянии(лед) имеет плотность (900кг/м3) меньше, чем в жидком (1000кг/м3), что свойственно только для воды. Но сейчас мы познакомимся с волшебными свойствами воды.

3. Этап актуализации опорных знаний учащихся

  Демонстрация опыта: «Волшебное яйцо»

 - Учитель показывает три стакана с водой:

В первом стакане обычная пресная вода, во втором – солёная, в третьем – очень солёная

- Вопрос: почему тела(яйца) так расположились?

- Ответ: чем больше соли растворено в воде, тем больше выталкивающая сила, действующая на погруженное в неё тело

(зависит от плотности воды!)

- Но, вода не единственная жидкость, их много и сегодня на уроке мы выясним, почему одни тела плавают, другие тонут в одной и той жидкости. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока: «Плавание тел. Условия плавания тел.»

Слайд №1  (Учащиеся записывают в тетради)

Учитель:  

Слайд №2

Две тысячи двести лет тому назад великий физик и математик Архимед в трактате « О плавающих  телах » объяснил причины, по которым одни тела плавают в жидкости, а другие тонут. Одним из таких трудов Архимеда является сочинение «О плавающих телах». Рукопись этого перевода была обнаружена в 1884 г. в Ватиканской библиотеке в латинском переводе. Греческий же текст был найден только в 1905 г. При этом сохранилось около трех четвертей текста рукописи Архимеда

С данным явлением вы часто встречались в жизни, наблюдали за ним и поэтому эпиграфом  к нашему уроку  возьмем слова:

Слайд №3

 «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз.»                                                                                                           (Античный афоризм)

    4.  Этап усвоения новых знаний и способов действий

 Учитель: «Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Последуем совету великого мыслителя Абу-ль-Фараджа,  посмотрим с вами видеоурок  и выясним условия плавания тел.

                                                    (просмотр видеоурока)

Учитель обобщает видеоурок, учащиеся делают опорные конспекты в тетрадях

Слайды №4,5. (На доске заранее записаны условия плавания тел)

Учитель: «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»  советовал  нам Аристотель. Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Обратимся к собственному опыту. Мы с вами знаем, что несмотря на то, что на любое тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, но тем не менее одни тела плавают внутри жидкости, другие тонут, а третьи  плавают на поверхности. Сегодня мы  с вами выясним почему плавают тела, попробуем все сведения об условиях плавания тел получить из опыта. Группа экспериментаторов, получившая опережающее задание, готова поделиться результатами своей работы: беседу проводят ученики, учитель корректирует возможные неточности формулировок.

                                     (отчет учащихся с использованием доски!)

Слайд №6

Ученик 1: О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.

                                         (А. С. Пушкин)

Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, сегодня на уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.

           Задание №1

  1. Определить плотность деревянных брусков (2шт. – сосна, дуб)(массу бруска  определить с помощью весов, объем определить с помощью линейки по формуле V= abc    ; по формуле        \rho = \frac{m}{V},        определить плотность вещества)

  1. Проверить на опыте: будут ли бруски плавать в воде? (опустить бруски в воду –сделать вывод о плавании тел)

 Ученик 2: «Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им.»                                                                  

 Задание №2

  1. Определить плотность 2-х брусков (2шт. – сталь,  алюминий) )(массу брусков определить с помощью весов;  объем определить с помощью линейки по формуле  V= abc  ; по формуле      \rho = \frac{m}{V},          определить плотность вещества)
  2. Проверить на опыте: будут ли бруски плавать в воде? (опустить бруски в воду –сделать вывод о плавании тел)

           Ученик 3: «Опыт – вот учитель жизни вечной», - говорил М.В. Ломоносов,            сделавший перевод на русский  язык первого учебника по физике.
          «Опыт - отец всякой достоверности.

           Мудрость - дочь опыта» - сказал  Леонардо да Винчи.

               Задание №3

  1. Определить плотность фруктов и овощей (яблоко, груша, помидор, огурец…)

(массу определить с помощью весов;  объем определить с помощью отливного сосуда т.к. тела неправильной формы; по формуле   \rho = \frac{m}{V},              определить плотность вещества)

  1. Проверить на опыте: будут ли фрукты и овощи плавать в воде? ? (опустить фрукты и овощи в воду –сделать вывод о плавании тел)

Ученик 4:  «В любой науке, в любом искусстве

лучший учитель – опыт»       Мигель де Сервантес 

Задание №4  

  1. Определить плотность своего тела.( массу определить с помощью весов; объем тела определить по методу «Архимеда» - налить в ванну воды, отметить ее уровень и, погрузившись в воду, отметить новый уровень. Затем, выйдя из воды, доливая в ванну воду  емкостью известного объема до второй отметки, подсчитать объем тела.; по формуле     \rho = \frac{m}{V},  определить плотность своего тела).
  2. Проверить на опыте: будет ли человек  плавать в воде?

                             

 (Сообщение учащегося «Плавание животных и человека»)

Слайд №7

Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Плаванию животных в толще воды способствует также дополнительная подъемная сила, которая возникает при их перемещении в водной среде.

Различают активное и пассивное плавание. При активном плавании животные передвигаются либо с помощью имеющихся у них гребных органов, либо посредством волнообразных изгибаний тела и использования непарных плавников, либо в результате периодических выталкиваний воды. При пассивном плавании животные просто увлекаются   движущейся водой.

Слайд №8

Большую роль в передвижении рыб внутри воды играет плавательный пузырь. Меняя объем этого пузыря (а также количество газа в нем), рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на нее выталкивающую силу. Благодаря этому рыба может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения.

Киты регулируют глубину своего погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких.

Слайд №9,10

Строение человека таково, что его плотность оказывается близкой к плотности воды. У многих людей она чуть меньше, особенно когда желудок пустой, а вода соленая. В таких случаях человек способен свободно находиться на поверхности воды, не боясь утонуть. Вот что написал об этом в одном из своих рассказов американский писатель Эдгар По (1809—1849): «В среднем  человеческое тело немногим тяжелее или легче воды... Тела тучных, дородных людей с тонкими костями и тела подавляющего большинства  женщин  легче,  чем тела  худощавых  крупнокостных мужчин... Упавший в реку человек почти никогда не пойдет ко дну, если он позволит весу своего тела прийти в соответствие с весом вытесненной им воды — другими словами, если он погрузится в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались только рот и нос. Приняв подобную позу, вы обнаружите, что без всяких усилий и труда держитесь у самой поверхности. Однако совершенно очевидно, что вес человеческого  тела   и   вес  воды,   которую   оно   вытесняет,   находятся лишь в весьма хрупком равновесии, так что достаточно ничтожного  пустяка,  чтобы оно  нарушилось  в ту  или  иную сторону. Например, рука, поднятая над водой и тем самым лишенная ее поддержки, представляет собой добавочный вес, которого достаточно,  чтобы  голова  ушла  под  воду  целиком,  тогда  как  случайно схваченный даже небольшой кусок дерева  позволит вам приподнять голову и оглядеться. Человек, не умеющий плавать, обычно начинает биться в воде, вскидывает руки и старается держать голову, как всегда, прямо. В результате рот и ноздри оказываются под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие. Кроме того, большое ее количество попадает в желудок, и все тело становится тяжелее настолько, насколько вода тяжелее воздуха, наполнявшего эти полости прежде.  Как правило, этой разницы  достаточно  для  того,  чтобы  человек  пошел   ко  дну».

Слайд №11

На   Земле   есть   и   такое   море,   в   котором   вообще   невозможно    утонуть.    Это    соленое    озеро,    называемое    Мертвым морем.   Оно   настолько   соленое,   что   в   нем   отсутствует   всякая жизнь  (за исключением некоторых видов бактерий).  Если вода большинства морей и океанов содержит 2—3% соли, то в Мертвом море ее содержится более 27%! Из-за большого содержания соли плотность воды здесь оказывается больше плотности человеческого тела, и потому человек в Мертвом  море может спокойно лежать на его поверхности и читать книгу. Если же в эту воду войдет лошадь, то, как пишет Марк Твен, она оказывается в столь неустойчивом состоянии, что «не может ни плавать, ни стоять в Мертвом  море,— она тотчас же ложится на бок».    

Помимо Мертвого моря, огромной соленостью обладают также воды залива Кара-Богаз-Гол и озера Эльтон в Волгоградской области.

5.  Этап закрепления полученных знаний и способов действий

 Учитель:

 Слайд №12,13  «Ареометр»

Учёные придумали интересный прибор – ареометр. Посмотрите. Он представляет собой стеклянную трубку, запаянную с двух концов, на донышке трубки обычно насыпают песок. Прибор плавает на поверхности жидкости. Как вы думаете, для чего нужен этот прибор?

Слайд №14 «Плавание судов»

Из стали делают лишь тонкий корпус судна, а большая часть его объема занята воздухом. Среднее значение плотности судна оказывается значительно меньше плотности воды. Поэтому оно не только не тонет, но и может принимать для перевозки большое количество грузов.

Слайд №15  «Подводная лодка»

Подводная лодка имеет внутри специальные, так называемые, балластные цистерны. Расположены они в нижней части лодки. Когда балластные цистерны пусты, лодка держится на воде. Для погружения в цистерны забирают  морскую воду, лодка устремляется вниз. Регулируя количество забираемой воды, добиваются различной глубины погружения лодки. Если требуется всплыть на поверхность, воду из цистерн выгоняют сжатым воздухом заранее запасенным в специальных баллонах.

Слайд №16  «Сплав  леса» 

Лесоспла́в — вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть древесины. Лесосплав как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ  и является их заключительной стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другие виды транспорта.

Лесосплав — массовый, наиболее дешёвый, а в некоторых районах и единственный виды транспорта древесины. Различают молевой (россыпью), плотовой, кошельный лесосплав и в сплоточных единицах.  Молевой, кошельный и в сплоточных единицах — это первоначальный лесосплав. Плотовой делится на первоначальный и магистральный.

6. Этап обобщения и систематизации знаний

 Учитель:

 «Физика и лирика»

Мертва наука
без искусства,
оно ей прибавляет
чувства.

В загоне - лирики,
в почете - физики,
мне кажется, что это - ерунда,
придумали, наверно, это циники...

Мы в жизни друг без друга -
никуда...

                                А.П.Чехов «Степь»

«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх».

Вопрос: о какой силе идет речь в этом отрывке?

Ответ: выталкивающая сила

Слайд №17   К.Г.Паустовский «Кара - Бугаз»

«… Придурковатый наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе - серную кислоту.»

Вопрос: почему кок не смог погрузиться в воду залива Кара-Богаз-Гол?

Ответ: из сего обстоятельства вы можете судить, какова соленость этого залива, подобного Мертвому морю в Палестине.


 
Слайд №18   Н.А.Некрасов  «Дедушка Мазай и зайцы»

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя,  и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок

Вопрос: почему Дедушка Мазай не взял зайцев в лодку?

Ответ: сила тяжести может быть больше выталкивающей силы и лодка потонет вместе с зайцами.

Слайд №19  В.Д.Иванов «Русь изначальная»

Воин-разведчик по имени Ратибор собирается перейти на другой берег реки. Для этого он взял длинную и толстую тростинку, «чтоб дышать под водой. Ноздри и уши пловец заткнул желтым воском.

… Придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки».

Вопрос: для чего Ратибор взял тяжелый камень в руки? Может ли человек дышать через тростинку (трубку), находясь на значительной глубине?

Ответ: чтобы увеличить силу тяжести и не всплыть на поверхность воды вдали от берега; нет, избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3атм.  или  на глубине 3-х метров.

(Нам известно, что на каждые 10 метров давление увеличивается на 1 атмосферу!!!)

Слайд №20  Ю.П.Кузнецов  «Стальной Егорий»

Сквозь пустые тростинки дыша,

Притаились в реке наши деды,

Хан велел наломать камыша

На неровное ложе победы.

И осталась тростинка одна.

Сквозь одну по цепочке дышали.

Не до всех доходила она

По неполному кругу печали.                    

Слайд №21 К.Г.Паустовский «Мещорская сторона»

На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Есть крысы, совершенно седые от старости. Если тихо следить за норой, то можно увидеть, как крыса ловит рыбу. Она выползает из норы, ныряет очень глубоко и выплывает со страшным шумом. На широких водяных кругах качаются желтые кувшинки. Во рту крыса держит серебряную рыбу и плывет с ней к берегу. Когда рыба бывает больше крысы, борьба длится долго, и крыса вылезает на берег усталая, с красными от злости глазами.

Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах... Он прекрасно держит на воде даже не такую тяжесть, как крыса.

Вопрос: почему стебель куги обладает хорошей плавучестью?

Ответ: куга - болотное растение; губчатый тростник; стебель куги полон воздушных ячеек.

Слайды №22-26  «Подумайте»

7. Этап первичной проверки понимания изученного                      

А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер. (Если нет возможности использовать большое количество компьютеров на уроке, я предлагаю и печатную версию теста.

Напомнить ребятам правила работы с компьютерным тестом.

Слайд №27

Компьютерное тестирование (www.schooltests.ru)

Подведение итогов тестирования, работа над ошибками, которые показал компьютер

8. Этап информации о домашнем задании        

Домашнее задание:  Слайд №28

9. Этап подведения итогов занятия

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

10. Этап рефлексии

Оцените степень своего погружения в тему «Плавание тел». Рефлексия (карточка у каждого ученика). Как я себя чувствовал на уроке? Нарисуйте смайлик и прикрепите  на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок

Литература для учителя и учащихся:

  1. А. В. Перышкин Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 192с.
  2. Справочник школьника. Физика: М.; Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ -С», 1995.- 576 с.
  3. С.А.Тихомирова Дидактический материал по физике 7-11 класс. Физика в художественной литературе. Москва «Просвещение» 1996
  4. Зубарева В.А. Литературная  «поддержка» уроков физики. Департамент образования и науки Липецкой области, г. Липецк 2005
  5.  (www.schooltests.ru)
  6. http://class-fizika.narod.ru/
  7. http://www.youtube.com/
  8. http://vseznaichik.ru/
  9. http://festival.1september.ru/

Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока, время.

                 

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1

Этап организационный,

1 мин.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Обеспечивает готовность класса к  уроку.

Создает положительный психологический настрой.

Включаются  в учебную деятельность, готовятся к восприятию нового материала.

Демонстрируют готовность и способность устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания

Осуществляют самоконтроль.

2

Этап мотивации

 к учебной деятельности,                                  

2 мин.

Создание проблемной ситуации.

Определить цель и задачи урока.

Предлагает учащимся ответить на вопрос: почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие – тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок?

Фиксируют проблему. Ставят перед собой цель: выяснить условия, при которых тела тонут, всплывают и плавают внутри жидкости.

Выражают свои мысли.

 Сотрудничают с учителем и со сверстниками.

Самостоятельно формулируют познавательную цель урока.

3

Этап актуализации опорных знаний учащихся, 4 мин

Исследование зависимости глубины погружения тела в жидкость от соотношения значений сил Fa и Fm (дем.опыт)

Выяснить, какое положение будет занимать тело, находясь  в жидкости, если:

  1. FА > Fт;
  2. FА = Fт;
  3. FА < Fт.

 Проверить уровень знаний учащихся по темам: «Сила тяжести», «Архимедова сила», «Результирующая двух сил, направленных по одной прямой». Предлагает учащимся  для каждого случая:

  1. FА > Fт;
  2. FА = Fт;
  3. FА < Fт          

записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, опираясь на знания.

Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Умение слушать и выражать свои  мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

4

Этап «Открытия» новых знаний, усвоения новых знаний и способов действий, 10 мин.

Выяснить условия плавания тел.

Организует показ видеоурока «Плавание тел. Условия плавания тел»

Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Участвуют в обсуждении проблемы.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию,

продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы.

5

Этап закрепления полученных знаний и способов действий,

10 мин

Экспериментально исследовать  условия плавания тел.

Организует лабораторное исследование. Направляет работу учащихся, помогает  им,  консультирует. Класс разбивается на группы по уровням подготовки учащихся. Наблюдает за  их работой, оказывает необходимую помощь Определяет, в какой последовательности группы будут отчитываться

Каждая группа проводит эксперимент, решает свою практическую задачу.

Развивают творческое мышление

Проявляют  учебно – познавательный интерес к новому материалу

 Работают в группе.

Общаются с учителем и с учащимися. Отстаивают свою точку зрения в диалоге.

Умеют представить информацию в письменной и устной форме.

Фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов.

6

Этап обобщения и систематизации знаний, 5 мин.                                                

Продолжить формирование умений решения задач. Развитие творческих способностей у учащихся. Выявление  пробелов и их  коррекция

Организация решения задач с использованием мультимедийных технологий

Применение полученных знаний в решении задач, развитие интереса к предмету

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проводят самооценку, коррекцию знаний.

7

Этап первичной проверки понимания изученного,  9 мин                    

Проверить степень усвоения  учащимися изучаемого материала и выявить пробелы

Организует  работу учащихся на компьютерах, инструктирует, контролирует выполнение заданий, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты проверочной работы

Учатся применять изученный материал, принимать самостоятельные решения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

8

Этап информации о домашнем задании, 1мин.

Дать информацию и инструктаж по выполнению домашнего  задания

Формулирует задание, комментирует его, инструктирует  учащихся по его выполнению.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используют знаково-символические средства, проводят сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, используют  речь для регуляции своего действия.

Организация учащимися своей учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

9

Этап подведения итогов занятия,1 мин.

Организует обсуждение результатов занятия

Формулируют выводы о достижении цели урока

Умение обобщать, формулировать вывод

Нравственно-этическое оценивание

Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем

10

Этап рефлексии,

2 мин.

Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса

Самооценка.

Рефлексия по уроку (задает вопросы учащимся):

  1. Что нового узнали?
  2. Что понравилось на уроке?
  3. Что было самым трудным?

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Оценка – выделение и осознание учеником того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Умение  выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...