Приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
О реализации принципов системно-деятельностонго подхода на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К.В.Снежинская,
учитель первой категории,
Спб, ГБОУ Лицей 126
Приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.
Не для школы, для жизни учимся.
Наша жизнь стремительно меняется. Объем накопленных человечеством знаний постоянно увеличивается. Многие педагоги и психологи отмечают противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством в целом и низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Традиционные технологии обучения остаются практически без изменений: методы передачи знаний, умений, навыков, выполнения действий по образцу (бихевиористский подход) не всегда способны справиться с требованиями и целями, которые ставит перед современным образованием общество. Способом выхода из этого противоречия служит достаточно сильная идея: учить не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения этих знаний, то есть учить умению учиться.
В своей книге «Приемы педагогической техники» Анатолий Гин приводит высказывания академика А.Л Минца (создатель синхрофазатрона). «Напичканный знаниями, но не умеющий ими пользоваться ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил он. А Бернард Шоу считал, что единственным путем, ведущим к познанию, является деятельность.
Стандарты второго поколения теперь уже прочно вошли в школьную действительность, предъявляя конкретные требования к уровню подготовки обучающихся.
Современное образование предполагает перенос акцентов с предметных знаний на формирование универсальных учебных действий и на развитие самостоятельных учебных действий. Перед современным образованием встает важная задача – подготовка решателя (А.Гин). А вторая важная задача – подготовить к встрече с важными задачами, с которыми не встречались раньше.
Путь к реализации этих идей лежит в рамках системно-деятельностного подхода.
Глобальная задача школы – научить ребенка учиться; воспитать личность, способную к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию учебной деятельности; личность, способную творчески подходить к решению задач любого уровня сложности на основе имеющихся знаний; личность, владеющую универсальными учебными действиями, которые будут помогать решать задачи вне зависимости от сферы их реализации.
«Не для школы, для жизни учимся», - это латинское выражения, на наш взгляд, как нельзя лучше отражает сущность нового подхода к школьному образованию. О развивающем обучении в школе речь идет уже давно ( Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), а системно-деятельностный подход является частной методикой развивающего обучения
Этот подход меняет привычные представления о процессе образования. Из объекта педагогического воздействия ребенок превращается в субъекта деятельности, от пассивного усвоения ученик переходит в активное восприятие информации. Автократические дидактические методы заменяются на технологию модерации процессом обучения. Ученик и учитель становятся равноправными партнерами в процессе, ведь от каждого из них зависит теперь успех деятельности.
В рамках ситемно-деятельностного подхода разработано несколько типологий уроков в зависимости от формирования того или иного учебного
действия в структуре учебной деятельности ( А.К.Дусавицкий):
1) Урок постановки учебных задач.
2) Урок решения учебной задачи
3) Моделирование и преобразование моделей
4) Урок решения частных задач с применением открытого способа действий
5) Урок контроля и оценки.
Типология уроков «Школа 2000»:
1) Урок «окрытия» нового знания
2) Урок рефлексии
3) Урок общеметодологической направленности
4) Урок развивающего контроля.
Одним из ключевых понятий системно-деятельностного подхода является понятие учебной задачи, под которой понимается такая задача, решение которой приводит к «открытию», фиксации общего способа решения задач данного класса, способа, переносимого на все конкретно-практические ситуации. При решении учебной задачи обучающиеся выполняют действия по преобразованию, моделированию, выделению серии частных практических задач, контролю и оценке своих действий. Чтобы деятельность достигла поставленной задачи, необходим мотив, значимый для конкретной личности. Мотив столкновения с неизвестным, с областью скрытых пока новых знаний, с «зоной ближайшего развития» (Занков). Ученые предлагаются следующие модели системной деятельности:
1) изучение объекта
2) составление своего образовательного продукта
3) сопоставление своего продукта с культурным аналогом
4) переосмысление своего продукта и одновременное осваивание общекультурных достижений
5) рефлексия, самооценка, оценка результата.
Изучение языка – вещь достаточно консервативная, многие наши правила и положения с точки зрения современной не поддаются объяснению, тем не менее, можно и нужно искать способы выхода на ситуации «открытия», использовать противоречия и парадоксы, «нелогичные логичности» языка.
Придя работать в 6-е классы (программа под редакцией В.В.Бабайцевой) после выпускных 9 и 11, я не стала отказываться от «научного» стиля изложения. Для объяснения сути грамматики и ее принципов идеально подходит хрестоматийный эксперимент Льва Владимировича Щербы с глокой куздрой . Разговор о законах языка с использование математических формул (2х = х+х) вызывает первоначальное недоумение, а затем живой интерес.
Изучение темы «Имя существительное» начинаем с фантастического путешествия к внеземным цивилизациям. После описания того, что видят через окошко иллюминатора, дети сами приходят к определению темы урока. Теперь уже их не надо убеждать в значимости и первостепенности этой части речи. Возникает вопрос о смысле названия части речи. Подбором однокоренных слов (существительное, существо, сущность, сущий и т.д.) проникаем в самую суть названия грамматической единицы. Аналогичную работу можно выполнять с «деепричастием», «причастием», «местоимением». Собственные догадки и открытия сверяются с теорией, выделяем существенные различия и общие места в различных трактовках явлений.
При изучении категории одушевленности – неодушевленности уместно «столкнуть» с проблемной ситуацией: дом - неодуш., волк – одуш., народ-? Мертвец-? вызывают массу вопросов и противоречий, которые дети озвучивают. Класс разделяется. После непродолжительных дебатов выходим на грамматические возможности языка.
Выведя общий признак (И.п=В.п у неодуш., Р.п.=В.п у одуш.), ребята обращаются к проблемным словам. Подбрасываю куклу, проверка в единственном числе не дает результатов, но кто-то уже вспомнил о множественном числе и сам добрался до «научного» открытия. При этом каждый в классе идет в своем собственном темпе.
В учебнике «Практика» для 6-го класса (под ред. Г.К.Лидман-Орловой) комплекса много схематичного изложения опорного материала. Используем это: учимся читать и анализировать схемы, «вытягивать» из них теоретические сведения, сверяемся с «Теорией», на основе схем составлять свои.
Большинство орфографических правил предполагает моделирование способов действий, значит, возможно составление их пошаговых инструкций.
Орфограмма «Мягкий знак на конце слов»:
1.Определяю часть речи:
Глагол – пишу Ь; существительное –
2.Определяю склонение существительного:
1или 2 – не пишу Ь; 3- пишу Ь.
Способы создания графических моделей и схем первоначально показывается педагогом, а затем дети учатся сами конструировать «свои опоры» (А.Гин), переосмысливая и раскладывая учебный материал. Можно проводить конкурсы на оптимальные модели, защиты и презентации индивидуальных и коллективных продуктов.
Детей целесообразно привлекать к анализу заданий учебника, обсуждению возможных вариантов выполнения (оформления), при этом дети будут учиться критически мыслить, отстаивать сои позиции. ( «Я считаю, что …., потому что…»).
В книге С.И.Заир-Бека, И.В.Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке» представлены различные приемы работы с информацией
(кластеры, синквейны, стратегии решения проблем «Идеал» и т.п.). Хотя авторы отмечают отличие технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) от идей развивающего обучения, но в них заложена общая идея – обучение навыкам решения нестандартных проблем, обучение навыкам коммуникативного взаимодействия и сотрудничества. Следовательно, методы РКМЧП может быть использовано в рамках системно-деятельностного подхода.
Реализация принципов системно-деятельностного подхода требует от учителя пересмотра целого комплекса методических основ процесса обучения. Школа должна не просто давать знания, но показывать возможность их применения, показывать возможности их рассмотрения в новых связях и контекстах.
Литература:
1.Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2005.
2Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шепкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.: Вита-Пресс,2008.
3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.
Об особенностях системно - деятельностного подхода на уроках русского языка....
Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...
Приемы и формы работы, активизирующие деятельность учащихся на уроках русского языка.
Выступление на постоянно действующем школьном семинаре. Много примеров интересных методических приемов для привлечения внимания, интереса к урокам русского языка....
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...
Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.
В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...
Программа самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"
Добавила в данный раздел программу моего самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС", а также рабочие листы, иг...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"
В предложенной статье предложен анализ результатов использования системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего об...