Ионные уравнения
методическая разработка по химии (9 класс)
Урок по теме "Ионные уравнения", для учащихся в 9 классе.
В уроке представлен ряд практических и демонстрационных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_markitan_1.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Ф.И.О. Маркитан С.В. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 9 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Ионные уравнения» | |||
Цели урока: 1) обучения – познакомить с ионными уравнениями реакций, условиями, при которых реакции ионного обмена идут до конца; сформировать навыки прогнозирования возможности осуществления ионных реакций и написания молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений необратимых реакций с использованием таблицы растворимости; 2) развития – сформировать умение анализировать, делать выводы, проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; 3) воспитания – раскрыть внутреннюю противоречивость электролитов, диссоциирующих на разноименные заряженные ионы, развивать диалектические представления о веществе, химической реакции, формирование идей о познаваемости мира. | |||
Термины и понятия: реакции ионного обмена, катион, анион | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, солей, оснований», штатив с пробирками, CuSO4, NaOH, Na2CO3, H2SO4, NaCl, AgNO3, FeCl3, HNO3, HCl, фенолфталеин, карточки с заданиями | |||
Межпредметные связи: география (образование горных пород), биология (появление камней в почках) | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определения изученных понятий: «реакции ионного обмена» Уметь: составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием электролитов; наблюдать и описывать реакции между электролитами с помощью языка химии; использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ | Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять наблюдения, делать выводы, структурировать информацию. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные – формирование единой естественно-научной картины мира; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту, формирование естественнонаучной грамотности..
| ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. | Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок | |
2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний:
Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку выполнения задания. Акцентирует внимание на важных моментах, необходимых для изучения темы. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.
Составляют реакции диссоциации веществ
Выполняют задание Осуществляют коллективную проверку | |
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока: - Какие реакции называются реакциями обмена? - Найдите среди предложенных реакций реакции обмена: а) K2CO3 + H2SO4 → б) Mg + HCl → в) Na2SO4 + Ba(NO3)2 → г) NaOH + HCl → д) SO3 + MgO → - В каких случаях возможны данные реакции? - До изучения ТЭД реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. Теперь, ребята, вам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Большинство химических реакций протекает в растворах. Растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами. Демонстрирует реакцию между раствором щелочи, окрашенной фенолфталеином, и кислотой. - О чём говорит изменение окраски раствора? (В растворе нет больше щелочи, т.к. произошла реакция, поэтому окраска изменилась.) - Сегодня мы более подробно рассмотрим реакции, которые происходят между растворами электролитов. | Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы. Отвечают на вопросы учителя.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Выдвигают идеи Слушают мнения одноклассников. | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом: - Запишите уравнение реакции между гидроксидом натрия и серной кислотой. 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O - Что происходит с растворами щелочи и кислоты до их смешивания? (Щелочь и кислота являются электролитами, поэтому в водном растворе они диссоциируют) - Запишите уравнения диссоциации щелочи и кислоты: NaOH ↔ Na+ + OH- H2SO4 ↔ 2H+ + SO42- - Что является причиной диссоциации щелочи и кислоты? (Полярность молекул воды и процесс гидратации) - Какие частицы являются переносчиками электрического тока в растворах электролитов? (Ионы.) - Как вы думаете, почему в уравнениях диссоциации я поставил не знак равенства, а стрелку в двух направлениях? (Диссоциация обратима)
Организует выполнение фронтального эксперимента, при котором образуются нерастворимые вещества (осадок). - Запишите уравнение между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 - Какие частицы присутствуют в данном уравнении? (Молекулы) - Как будет называться данное уравнение? (Молекулярное уравнение) Организует объяснение записи полного ионного и сокращённого ионного уравнения. - Давайте запишем, на какие ионы распадаются электролиты, участвующие в этой реакции. Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ + 2Na+ + SO42- - Как будет называться данное уравнение? (Полное ионное уравнение) Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ - сокращенное ионное уравнение - Сокращенное ионное уравнение показывает, что на самом деле происходит в растворе: какие ионы взаимодействуют между собой. - Сформулируйте вывод. (Реакции ионного обмена идут до конца (в сторону связывания ионов), если в результате реакции выпадает осадок) Организует выполнение фронтального эксперимента, при котором выделяются газообразные вещества. - Запишите уравнение между карбонатом калия и серной кислотой. Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑ - Составьте для этого молекулярного уравнения полное и сокращённое ионные уравнения. 2Na+ + CO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2O + CO2↑ CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑ - Сформулируйте вывод. (Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате реакции выделяется газ) Организует выполнение фронтального эксперимента,, при котором образуется малодиссоциирующее вещество (вода). 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O 2Na+ +2OH- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2O OH- + H+ = H2O - Сформулируйте вывод. (Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате реакции образуется малодиссоциирующее вещество.) - Если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакции обмена не протекают до конца, т.е. являются обратимыми. MgCl2 + Na2SO4 ↔ MgSO4 + 2NaCl - Вспомните, какие реакции называются обратимыми? (Обратимые реакции – реакции, протекающие во взаимно противоположных направлениях.)
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради
Записывают уравнения реакций. Участвуют в коллективной беседе.
Выдвигают предположения
| |
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | - Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. - Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена». (Реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды) - Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных горных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животного и человека. - Широко используются реакции ионного обмена в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. Решение ситуационной задачи: Как вскипятить молоко с просроченным сроком годности, чтобы белок не выпал в осадок? Осуществляет индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Организует выполнение упражнения. Формулирует задание: - Составьте уравнения следующих реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах: а) FeCl3 + NaOH → б) Na2SO4 + Ba(NO3)2→ в) Ca(OH)2 + HNO3 → г) K2CO3 + HCl → д) KCl + NaNO3 → е) K2CO3 + CaCl2 → Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания. |
Выполняют задание
Осуществляют коллективную проверку Выполняют лабораторные работы: наблюдают явления, сопровождающие реакции; соблюдают технику безопасности; формулируют выводы | |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. | Осуществляют самоанализ деятельности Слушают учителя | |
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §6, зад.5,7,8, с.41.
| Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в 8 классе по теме "Ионные уравнения реакций"
Урок проводится в течение двух занятий, на первом занятии дается теория, подкрепляемая лабораторными опытами, а на втором занятии проводится самостоятельная работа....
Ионные уравнения
"Ионные уравнения" Иглин Александр Владимирович, учитель химии Тип урока: изучение нового материала Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах Цели урока: - зак...
Контрольная работа "Ионные уравнения и химическое равновесие"
В контрольной работе представлены задания, позволяющие оценить знания и умения учащихся составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, определить, понимают ли они сущность ионных уравнений,...
урок - презентация 8 класс по теме "Ионные уравнения реакции"
Ионные уравнения реакции...
План -конспект урока по химии в 9 классе "Ионные уравнения" с презентацией
Урок разработан с применением групповой исследовательской работы учащихся. Ребята в ходе эксперимента усваивают сущность ионного взаимодействия веществ, получают первоначальные пон...
Разработка урока химии по теме: «Ионные уравнения».
Цели урока:Познавательная: обобщить знания полученные учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации» и сформировать понятие о возможности протекания реакций в растворах...
Урок по теме "Ионные уравнения"
Данный урок проводится в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест,...