Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом"
методическая разработка по физике (9 класс)

Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом" представляет собой технологическую карту урока с описанием действий учащихся и учителя , УУД и планируемых результатов. Деятельность учащихся основана на самостоятельном поиске и обработке информации, групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Излучение и поглощение света10.71 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2

Технологическая карта урока физики в 9 классе

"Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров".

Цели:

Предметная:

 Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора

УУД Познавательные:

Анализировать условия и требования задачи

Выбирать обобщенные стратегии решения задания

Выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задания

Искать  и обрабатывать информацию

Развивать навыки целеполагания

УУД Регулятивные:

Формулировать познавательную цель, предвосхищать результат и уровень усвоения

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Развивать навыки самомотивации

УУД Коммуникативные: 

Управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Выражать свои мысли  в соответствии с поставленной задачей

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять функции участников и способы взаимодействия, оценивать достижения других людей

УУД Личностные:

 Выдвигать гипотезы, делать умозаключения

Самостоятельность в приобретении новых знаний

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы организации учебной деятельности обучающихся

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты учебной деятельности (перечень умений)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап актуализации

Приём  отвлеченного неожиданного вопроса. Фронтальная беседа.

Здравствуйте, уважаемые друзья! Удивительно, сегодня Катя, прям, светится от счастья! Катя, у тебя сегодня праздник или ты  отлично выполнила всё домашнее задание? Друзья мои, а что значит -  светиться? Как мы определяем, что тела светятся? Как-то изменяется тело когда светится? Откуда вообще берется свет? Почему мы считаем, что человек способен светиться?

Отвечают на вопросы

Атомы тела переходят в возбужденное состояние и излучают свет

Выражать свои мысли  в соответствии с поставленной задачей

Выражают мысли в соответствии с поставленной задачей

Этап проблематизации

Фронтальная беседа.

А что происходит с атомом чтобы он излучал свет? (Может он разрушается или видоизменяется?) Что значит возбужденное состояние? А может ли атом поглотить свет?

Отвечают на вопросы.

Атом измениться не может, потому что не происходит никакой химической реакции, разрушиться тоже.

Возбужденный атом - это атом с дополнительной энергией.

Атомы могут поглощать свет той же частоты, которую сами и испускают.

Осознавать качество и уровень усвоения

Развивать навыки самомотивации

Строить гипотезы

Принимают учебную задачу

Предлагают идеи, строят гипотезы

Этап целеполагания

Работа в группах, результаты освещают на доске.

Давайте определимся с перечнем вопросов на которые у нас пока нет точного ответа.

Редактирует возникающие вопросы, определяет точный перечень общих вопросов.

Найдите ответы на вопросы в тексте параграфа, заполните предложенную таблицу

Обсуждают, выделяют главное, ставят вопросы:

Например:

1. Что дает атому дополнительная энергия? Как он её принимает?

2.  Как определить эту энергию?

3. Что изменяется в атоме в моменты излучения - поглощения света?

4. Почему атом излучает и поглощает только одну и ту же энергию?

Развивать навыки целеполагания

Анализировать условия и требования задания

Выбирать обобщенные стратегии решения задания. Управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Развивать умения выражать свои мысли

Ставят вопрос, формулируют  цель

Анализируют условия и требования задания

Конструктивно взаимодействуют в группе

Выражают мысли в соответствии с поставленной задачей

Этап концептуализации

Работа в группах

Организует работу групп

(См. Приложение 1)

Работа с текстом учебника Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов

Испытывают трудности при ответе на вопросы, заполняют таблицу

Искать  и обрабатывать информацию

 Выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задачи.

Предвосхищать результат и уровень усвоения.

 Работать в группе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять функции участников и способы взаимодействия.

Самостоятельность в приобретении новых знаний

Умение добывать нужную информацию

Готовность к саморазвитию, самообразованию

Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора

Конструктивно взаимодействуют в группе

Самостоятельно в приобретают новые знания

Этап моделирования и конструирования

Взаимопроверка, фиксация ошибок

Уважаемые друзья, необходимо  представителю рабочей группы провести экспертизу работ другой группы

Проводят экспертизу ответов группы.

Давать оценку выполнения работы другой группы по представленной таблице

Умение оценивать достижения других людей

Этап рефлексии

Фронтальная беседа

Уважаемые ребята, как вы считаете, мы смогли ответить на сложные вопросы, ответы на которые мы не знали до сегодняшнего дня?

Давайте уточним.

(См. Приложение 1)

Перечисляются вопросы созданные группами.Например:

1. Что дает атому дополнительная энергия? Как он её принимает?

2.  Как определить эту энергию?

3. Что изменяется в атоме в моменты излучения - поглощения света?

4. Почему атом излучает и поглощает только одну и ту же энергию?

А, как вы считаете, мы с вами сейчас, по завершению урока, можем светиться? Как с точки зрения физики расшифровать фразу: " Человек светится от счастья!"

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

Отвечают на вопросы

Предвосхищать результат и уровень усвоения.

Выражают мысли в соответствии с поставленной задачей

Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора

Домашнее задание

Уважаемые ребята, домашнее задание,  на платформе ЯКласс предложит вам задания, чтобы вы могли  объяснить излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора

Приложение 1

Задание:

Изучить параграф "Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров"

Ранжировать вопросы по  логичности последовательности  и  ответить на вопросы:

Что значит возбужденное состояние атома?

Что такое постулат?

Например:

Как определить энергию получаемую атомом?

Электрон в атоме водорода перешел с пятого энергетического уровня на второй. Как при этом изменилась энергия атома? Почему?

Что значит основное состояние атома?

Например:

Что дает атому дополнительная энергия? Как он её принимает?

Какой вид спектра положен в основу спектрального анализа?

Для ионизации атома кислорода необходима энергия около 22,4*10-19 Дж. Найдите частоту излучения, которая может вызвать ионизацию.

Напишите формулу энергии стационарного атома и распишите величины в неё входящие.

Кто из ученых представил теорию о излучении и поглощении света атомом?

Чем отличается атом в основном и возбужденном состоянии?

Как изменилась энергия атома водорода, если электрон в атоме перешел с первой орбиты на третью, а затем вернулся обратно?

Сколько постулатов представил ученый?

Какие идеи содержат постулаты?

Какими буквами обозначаются номера стационарных орбит?

Можно ли утверждать, что энергетические уровни атомов элементов одной группы одинаковы?

Что означает стационарное состояние атома?

Например:

Что изменяется в атоме в моменты поглощения- излучения света?

Например: 

Почему атом поглощает и излучает одинаковые порции энергии?

Образец для сравнения:

1

Кто из ученых представил теорию о излучении и поглощении света атомом?

Нильс Бор -датский физик

2

Что такое постулат?

Утверждение не требующее доказательств (в физике)

3

Сколько постулатов представил ученый?

Два

4

Какие идеи содержат постулаты?

1. Атом может находиться только в особых, стационарных состояниях, каждому состоянию соответствует определенное значение энергии - энергетический уровень. Находясь в стационарном состоянии атом не излучает и не поглощает.

2. Излучение света происходит при переходе атома из стационарного состояния с большей энергией в стационарное состояние с меньшей энергией.

5

Что значит основное состояние атома?

Все электроны атома находятся на орбитах с наименьшей возможной энергией.

6

Что значит возбужденное состояние атома?

Электроны атома находятся на орбитах удаленных от ядра, то есть обладают энергией большей, чем минимальная.

7

Что означает стационарное состояние атома?

Движение электронов в атоме по различным орбитам.

8

Чем отличается атом в основном и возбужденном состоянии?

В основном состоянии электроны а в атоме находятся на орбите с наименьшей энергией и максимально приближенной к ядру, в возбужденном - на других орбитах  с большей энергией.

9

Какими буквами обозначаются номера стационарных орбит?

k, n

10

Обозначьте энергию стационарного состояния атома

Ek, En

11

Например:

Как определить энергию получаемую атомом?

Ek -En = h*ʋ

где h - постоянная Планка,

ʋ - частота света

12

Например:

Что изменяется в атоме в моменты поглощения- излучения света?

Электрон переходит с одной орбиты на другую.

13

Например:

Что дает атому дополнительная энергия? Как он её принимает?

Атом поглощает дополнительную энергию. (Поглощает свет) При этом  электрон в атоме переходит на орбиту удаляясь от ядра.

14

Какой вид спектра положен в основу спектрального анализа?

Линейчатый. Каждый атом излучает характерные только ему цветные линии.

15

Например: 

Почему атом поглощает и излучает одинаковые порции энергии?

При переходе с одного энергетического уровня на другой тратится строго определенные порции энергии.

16

Можно ли утверждать, что энергетические уровни атомов элементов одной группы одинаковы?

Энергетические уровни каждого атома индивидуальны

17

Электрон в атоме водорода перешел с пятого энергетического уровня на второй. Как при этом изменилась энергия атома? Почему?

Атом излучил свет, потеряв энергию. Электрон перешел на орбиту приблизившись к ядру.

18

Как изменилась энергия атома водорода, если электрон в атоме перешел с первой орбиты на третью, а затем вернулся обратно?

Атом излучил и поглотил свет одинаковой частоты. Энергия атома вернулась к прежнему значению.

19

Для ионизации атома кислорода необходима энергия около 22,4*10-19 Дж. Найдите частоту излучения, которая может вызвать ионизацию.

ʋ = (Ek -En)/ h

ʋ = 3,4*1015 Гц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»

коспект урока по теме :«Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»Цел     цель учебного материала  способствовать созданию условий  для...

Методическая разработка урока физики в 11 классе по теме "Преломление света"

В данном материале дается полный урок физики в 11 классе с променением оборудования для демонстрации преломления света и работой с компьютерной моделью в программе "Живая физика".  Можно брать ма...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики на тему: "Свет в нашей жизни"

данный урок создан с целью:·        Познакомить учащихся с понятием «свет», свойствами и источниками света ;·        Познакомиться...

Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"

Разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"...

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе...