Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом"
методическая разработка по физике (9 класс)
Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом" представляет собой технологическую карту урока с описанием действий учащихся и учителя , УУД и планируемых результатов. Деятельность учащихся основана на самостоятельном поиске и обработке информации, групповой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Излучение и поглощение света | 10.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2
Технологическая карта урока физики в 9 классе
"Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров".
Цели:
Предметная:
Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора
УУД Познавательные:
Анализировать условия и требования задачи
Выбирать обобщенные стратегии решения задания
Выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задания
Искать и обрабатывать информацию
Развивать навыки целеполагания
УУД Регулятивные:
Формулировать познавательную цель, предвосхищать результат и уровень усвоения
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения
Развивать навыки самомотивации
УУД Коммуникативные:
Управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.
Выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять функции участников и способы взаимодействия, оценивать достижения других людей
УУД Личностные:
Выдвигать гипотезы, делать умозаключения
Самостоятельность в приобретении новых знаний
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приёмы организации учебной деятельности обучающихся | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты учебной деятельности (перечень умений) | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Этап актуализации | Приём отвлеченного неожиданного вопроса. Фронтальная беседа. | Здравствуйте, уважаемые друзья! Удивительно, сегодня Катя, прям, светится от счастья! Катя, у тебя сегодня праздник или ты отлично выполнила всё домашнее задание? Друзья мои, а что значит - светиться? Как мы определяем, что тела светятся? Как-то изменяется тело когда светится? Откуда вообще берется свет? Почему мы считаем, что человек способен светиться? | Отвечают на вопросы Атомы тела переходят в возбужденное состояние и излучают свет | Выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей | Выражают мысли в соответствии с поставленной задачей |
Этап проблематизации | Фронтальная беседа. | А что происходит с атомом чтобы он излучал свет? (Может он разрушается или видоизменяется?) Что значит возбужденное состояние? А может ли атом поглотить свет? | Отвечают на вопросы. Атом измениться не может, потому что не происходит никакой химической реакции, разрушиться тоже. Возбужденный атом - это атом с дополнительной энергией. Атомы могут поглощать свет той же частоты, которую сами и испускают. | Осознавать качество и уровень усвоения Развивать навыки самомотивации Строить гипотезы | Принимают учебную задачу Предлагают идеи, строят гипотезы |
Этап целеполагания | Работа в группах, результаты освещают на доске. | Давайте определимся с перечнем вопросов на которые у нас пока нет точного ответа. Редактирует возникающие вопросы, определяет точный перечень общих вопросов. Найдите ответы на вопросы в тексте параграфа, заполните предложенную таблицу | Обсуждают, выделяют главное, ставят вопросы: Например: 1. Что дает атому дополнительная энергия? Как он её принимает? 2. Как определить эту энергию? 3. Что изменяется в атоме в моменты излучения - поглощения света? 4. Почему атом излучает и поглощает только одну и ту же энергию? | Развивать навыки целеполагания Анализировать условия и требования задания Выбирать обобщенные стратегии решения задания. Управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Развивать умения выражать свои мысли | Ставят вопрос, формулируют цель Анализируют условия и требования задания Конструктивно взаимодействуют в группе Выражают мысли в соответствии с поставленной задачей |
Этап концептуализации | Работа в группах | Организует работу групп (См. Приложение 1) | Работа с текстом учебника Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов Испытывают трудности при ответе на вопросы, заполняют таблицу | Искать и обрабатывать информацию Выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задачи. Предвосхищать результат и уровень усвоения. Работать в группе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять функции участников и способы взаимодействия. Самостоятельность в приобретении новых знаний | Умение добывать нужную информацию Готовность к саморазвитию, самообразованию Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора Конструктивно взаимодействуют в группе Самостоятельно в приобретают новые знания |
Этап моделирования и конструирования | Взаимопроверка, фиксация ошибок | Уважаемые друзья, необходимо представителю рабочей группы провести экспертизу работ другой группы | Проводят экспертизу ответов группы. | Давать оценку выполнения работы другой группы по представленной таблице | Умение оценивать достижения других людей |
Этап рефлексии | Фронтальная беседа | Уважаемые ребята, как вы считаете, мы смогли ответить на сложные вопросы, ответы на которые мы не знали до сегодняшнего дня? Давайте уточним. (См. Приложение 1) Перечисляются вопросы созданные группами.Например: 1. Что дает атому дополнительная энергия? Как он её принимает? 2. Как определить эту энергию? 3. Что изменяется в атоме в моменты излучения - поглощения света? 4. Почему атом излучает и поглощает только одну и ту же энергию? А, как вы считаете, мы с вами сейчас, по завершению урока, можем светиться? Как с точки зрения физики расшифровать фразу: " Человек светится от счастья!" | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия Отвечают на вопросы | Предвосхищать результат и уровень усвоения. | Выражают мысли в соответствии с поставленной задачей Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора |
Домашнее задание | Уважаемые ребята, домашнее задание, на платформе ЯКласс предложит вам задания, чтобы вы могли объяснить излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора |
Приложение 1
Задание:
Изучить параграф "Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров"
Ранжировать вопросы по логичности последовательности и ответить на вопросы:
Что значит возбужденное состояние атома? | ||
Что такое постулат? | ||
Например: Как определить энергию получаемую атомом? | ||
Электрон в атоме водорода перешел с пятого энергетического уровня на второй. Как при этом изменилась энергия атома? Почему? | ||
Что значит основное состояние атома? | ||
Например: Что дает атому дополнительная энергия? Как он её принимает? | ||
Какой вид спектра положен в основу спектрального анализа? | ||
Для ионизации атома кислорода необходима энергия около 22,4*10-19 Дж. Найдите частоту излучения, которая может вызвать ионизацию. | ||
Напишите формулу энергии стационарного атома и распишите величины в неё входящие. | ||
Кто из ученых представил теорию о излучении и поглощении света атомом? | ||
Чем отличается атом в основном и возбужденном состоянии? | ||
Как изменилась энергия атома водорода, если электрон в атоме перешел с первой орбиты на третью, а затем вернулся обратно? | ||
Сколько постулатов представил ученый? | ||
Какие идеи содержат постулаты? | ||
Какими буквами обозначаются номера стационарных орбит? | ||
Можно ли утверждать, что энергетические уровни атомов элементов одной группы одинаковы? | ||
Что означает стационарное состояние атома? | ||
Например: Что изменяется в атоме в моменты поглощения- излучения света? | ||
Например: Почему атом поглощает и излучает одинаковые порции энергии? |
Образец для сравнения:
1 | Кто из ученых представил теорию о излучении и поглощении света атомом? | Нильс Бор -датский физик |
2 | Что такое постулат? | Утверждение не требующее доказательств (в физике) |
3 | Сколько постулатов представил ученый? | Два |
4 | Какие идеи содержат постулаты? | 1. Атом может находиться только в особых, стационарных состояниях, каждому состоянию соответствует определенное значение энергии - энергетический уровень. Находясь в стационарном состоянии атом не излучает и не поглощает. 2. Излучение света происходит при переходе атома из стационарного состояния с большей энергией в стационарное состояние с меньшей энергией. |
5 | Что значит основное состояние атома? | Все электроны атома находятся на орбитах с наименьшей возможной энергией. |
6 | Что значит возбужденное состояние атома? | Электроны атома находятся на орбитах удаленных от ядра, то есть обладают энергией большей, чем минимальная. |
7 | Что означает стационарное состояние атома? | Движение электронов в атоме по различным орбитам. |
8 | Чем отличается атом в основном и возбужденном состоянии? | В основном состоянии электроны а в атоме находятся на орбите с наименьшей энергией и максимально приближенной к ядру, в возбужденном - на других орбитах с большей энергией. |
9 | Какими буквами обозначаются номера стационарных орбит? | k, n |
10 | Обозначьте энергию стационарного состояния атома | Ek, En |
11 | Например: Как определить энергию получаемую атомом? | Ek -En = h*ʋ где h - постоянная Планка, ʋ - частота света |
12 | Например: Что изменяется в атоме в моменты поглощения- излучения света? | Электрон переходит с одной орбиты на другую. |
13 | Например: Что дает атому дополнительная энергия? Как он её принимает? | Атом поглощает дополнительную энергию. (Поглощает свет) При этом электрон в атоме переходит на орбиту удаляясь от ядра. |
14 | Какой вид спектра положен в основу спектрального анализа? | Линейчатый. Каждый атом излучает характерные только ему цветные линии. |
15 | Например: Почему атом поглощает и излучает одинаковые порции энергии? | При переходе с одного энергетического уровня на другой тратится строго определенные порции энергии. |
16 | Можно ли утверждать, что энергетические уровни атомов элементов одной группы одинаковы? | Энергетические уровни каждого атома индивидуальны |
17 | Электрон в атоме водорода перешел с пятого энергетического уровня на второй. Как при этом изменилась энергия атома? Почему? | Атом излучил свет, потеряв энергию. Электрон перешел на орбиту приблизившись к ядру. |
18 | Как изменилась энергия атома водорода, если электрон в атоме перешел с первой орбиты на третью, а затем вернулся обратно? | Атом излучил и поглотил свет одинаковой частоты. Энергия атома вернулась к прежнему значению. |
19 | Для ионизации атома кислорода необходима энергия около 22,4*10-19 Дж. Найдите частоту излучения, которая может вызвать ионизацию. | ʋ = (Ek -En)/ h ʋ = 3,4*1015 Гц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»
коспект урока по теме :«Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»Цел цель учебного материала способствовать созданию условий для...
Методическая разработка урока физики в 11 классе по теме "Преломление света"
В данном материале дается полный урок физики в 11 классе с променением оборудования для демонстрации преломления света и работой с компьютерной моделью в программе "Живая физика". Можно брать ма...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики на тему: "Свет в нашей жизни"
данный урок создан с целью:· Познакомить учащихся с понятием «свет», свойствами и источниками света ;· Познакомиться...
Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"
Разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"...
Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе
Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе...
- Мне нравится (1)