Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"
план-конспект урока по физике (11 класс)
Разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok11_kl_prelomlenie.docx | 762.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока в 11 классе в рамках проведения муниципального этапа конкурса «Учитель года-2019» учителя физики Гайнутдиновой Р.Н.
Урок №30
Тема урока: Закон преломления света
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемые технологии: исследовательская деятельность, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.
Цель урока. Систематизировать знания об особенностях распространения света на границе раздела двух сред, изучить закон преломления света, установить зависимость угла отражения от угла падения, ввести понятия о показателе преломления света, показать практическое применение закона преломления.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о законе преломления света, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности по изучению преломления света, регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач, формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной и символической формах, вести дискуссию, работать в группах.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о законе преломления света и практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования явления преломления света, сформировать самостоятельность в приобретении новых знаний о преломлении света, познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: понимать явление преломления света, проводить наблюдение, планировать и выполнять опыты по изучению преломления света, объяснять полученные результаты и делать выводы, обнаруживать зависимость между углом падения и углом отражения, применять знания о преломлении света на практике, докладывать о результатах своих исследований, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять явление преломления света, понимать смысл закона преломления, овладеть графическим способом построения изображений, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Демонстрации. Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку, призму.
- Организационный этап. Приветствие. (1 мин)
- Давайте поприветствуем друг друга, всем здравствуйте, присаживайтесь.
- Представлюсь: зовут меня Гайнутдинова Резеда Николаевна, надеюсь к плодотворному сотрудничеству. Готовы к работе?
- Актуализация. (3 мин)
- Я чуть-чуть волнуюсь, т.к. мы мало знакомы.
- О чем обычно разговаривают малознакомы люди? (о погоде)
- Давайте поговорим о погоде с точки зрения физики.
- Как распространяются солнечные лучи в воздухе? (прямолинейно)
- Снег сегодня сияет, слепит глаза?
- Что происходит с лучом, когда он попадает на снег? (луч света отражается)
- Каким явлением это можно объяснить? (отражение света)
- Сформулируйте закон отражения света. (луч падающий, луч отраженный,)
- Правильно, ребята, мы начали изучение новой главы «Оптика», познакомились с принципом Гюйгенса и вывели на его основе закон отражения света.
- Но сможем ли мы объяснить следующий эксперимент. У каждого на столе имеется две чаши: одна с монетой на дне, другая наполнена водой. Придвиньте монету к краю дна и расположите стакан так, чтобы вам был виден только край монеты. Теперь, не меняя положения тела, начинайте вливать воду из второго стакана.
- Что вы наблюдаете? (Монета стала видна. Дно чаши с монетой как будто приподнялись.)
- Как можно объяснить это явление?
- Можем ли мы объяснить эксперимент на основе закона отражения света?
(вызывать мотивы относительной неудовлетворенности и усилить мотивы ориентации на предстоящую работу: проводится фронтальный эксперимент с монетой на дне стакана)
Резерв. Эксперимент №2. Карандаш, опущенный в воду. Вводим понятие преломления (карандаш как бы преломился).
- Луч света попадая на границу раздела двух сред меняет свое направление – преломляется.
3. Изучение нового материала.
- На основе проделанных экспериментов, сформулируйте тему урока?
- Как вы думаете, чему мы научимся? Что узнаем? (Что такое преломление? Почему он происходит? По каким законам?
- Открываем тетради и под сегодняшней датой запишем тему урока: Закон преломления света. [Слайд 1]
- Попробуем дать определение преломления (изменение направления луча)
[Слайд 2] запись в тетради
Изменение направления распространения света при прохождении через границу раздела двух сред называют преломлением света.
- В 1620 г. голландский ученый Снелиус экспериментально установил закон преломления света, но теоретически объяснить не смог, т.к. в математике еще не были известны функции синуса и косинуса.
- Изучать данное явление мы будем на основе эксперимента, работать будем в парах. У вас на партах имеются рабочие листы, ознакомьтесь и подпишите их.
1. Таблица для самооценки с критериями.
2. Экспериментальное задание №1.
Пронаблюдать явление преломления света.
- Нам понадобятся стеклянный полуцилиндр и лазер. Выполняем в схеме экс.зад.№1.
- Получить отраженный луч.
- Обозначить угол падения.
- Обозначить угол преломления.
Учитель демонстрирует у доски правильный вариант. [Слайд 3] Обращаем внимание на угол падения, угол преломления.
- Выставляем оценки, согласно критериям.
[Слайд 4 ]
- Преломление луча объясняется неодинаковой скоростью луча и зависит от свойств среды.
- Если преломленный луч в данной среде приближается к перпендикуляру, это значит, что скорость света в этой среде меньше, чем в той, из которой луч входит в данную среду. Если преломленный луч удаляется от перпендикуляра, то скорость света в этой среде больше, чем в той, из которой луч выходит. (По принципу обратимости световых лучей).
- Среда с меньшей скоростью распространения света называется оптически более плотной.
- Величина n называется относительным показателем преломления: n=υ1/υ2 – показывает во сколько раз меняется скорость распространения света при переходе из одной среды в другую. ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ!!!
- Показатель преломления среды относительно вакуума называется абсолютным показателем преломления этой среды.
- Пользуясь первой формулой, можно выразить отн.показатель преломления через абс.показатели преломления двух сред.
Запись в тетрадях: n=υ1/υ2.
- Откройте стр.179 учебников, найдите таблицу. В ней приведены показатели преломления относительно воздуха.
Формулируем закон преломления света: ФОРМУЛА sin a /sin b=v1/v2=n [Слайд 5 ]
- Падающий луч, преломленный луч и нормаль к границе раздела двух сред в точке падения лежат в одной плоскости.
- Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для этих двух сред, равная относительному показателю преломления второй среды относительно первой.
4. Закрепление изученного материала
- Убедимся экспериментально в справедливости закона преломления, измеряя углы падения и преломления и вычисляя отношение из синусов.
- Заполняем таблицу под рабочей схемой.
- Сравниваем результаты со значениями в таблице из учебника. Если опыт проведен правильно, значения должны лежать в пределах от 1,47 до 2,04. Оцениваем свою работу согласно критериям.
5. Домашнее задание. §61 (вывод закона преломления света). Найти информацию о возникновении двойной радуги. [Слайд 6 ]
6. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия «Ваш новый компьютер»
- Итак, что мы увидели сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Что вы поняли?
- Что можете сказать, возвращаясь к опыту с чашами?
- Где еще в природе и технике встречается закон преломления? (1. Дно реки кажется мельче, чем на самом деле. 2. Оконные стекла) [Слайд 7]
Отражение и преломление света мы изучали раздельно, но оба эти явления возникают одновременно. Этот факт хорошо известен из жизненного опыта. Так, например, свет, падающий на поверхность воды, налитой в сосуд, частично отражается от этой поверхности, а частично проникает в воду, иначе дно и стенки сосуда не были бы освещены. Также и оконные стекла частично отражают падающий на них солнечный свет, а частично пропускают свет в комнату. [Слайд 8]
Резерв.
Задача №1. [Слайд 9]
Угол падения светового луча на границу раздела воздух-среда равен 60°. При этом угол между отраженным и преломленным лучами равен 90° . Определите показатель преломления среды.
Ответ. 1,7.
Задача №2. [Слайд 10]
Показать ход луча света через призму.
Рабочий лист
Ф.И.учеников __________________________, __________________________________ .
- Таблица самооценивания
Задание | Экспериментальное задание №1 | Экспериментальное задание №2 | Оценка за урок |
Оценка | |||
Критерии | 5 – правильно выполнены все три задания; 4 – определены отраженный луч и один из углов; 3 – определен отраженный луч (или угол падения); 2 – работа не выполнена | 5 – найден показатель преломления стекла в пределах табличных значений; 4 – определены значения синусов углов и их отношение; 3 – определены только углы; 2 - работа не выполнена | Вычисляется как среднее арифметическое двух предыдущих оценок |
- Экспериментальное задание №1
Цель: пронаблюдать явление преломления света и выполнить задания:
- Возвести перпендикуляр в точке падения и отметить на рисунке угол падения.
- Начертить ход луча после прохождения границы раздела двух сред.
- Отметить на получившемся рисунке угол преломления.
- Экспериментальное задание №2
Цель: убедиться в правильности закона преломления света.
Значения углов (в градусах) | Значения синусов углов | Показатель преломления n | ||
Угол падения α | ||||
Угол преломления β |
- Из рисунка задания №1 определите, чему равен угол падения.
- Определите значение угла преломления.
- Из таблицы №1 найдите значения синусов соответствующих углов.
- Рассчитайте .
- Используя закон преломления света, определите относительный показатель преломления.
Таблица №1. Значения синусов некоторых углов
- Итоги урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Преломление света"
Предлагается разработка урока с использованием виртуальных учебных объектов (продукт "Интер@ктивная физика")....