Методологические основы и методика проведения физического эксперимента в школе.
методическая разработка по физике (10, 11 класс)
В статье приведены методологические основы физического эксперимента в школе. Описаны виды физических экспериментов и способы их проведения. Статья содержит следующие разделы.
1. Задачи физического эксперимента.
2. Виды физического эксперимента.
3. Требования к физическому эксперименту.
4. Техника физического эксперимента.
5. Результаты физического эксперимент
Особое внимание уделяется описанию методических приемов и рекомендаций при проведении физического эксперимента в основной и средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методологические основы и методика проведения
физического эксперимента в школе.
Физика - наука экспериментальная?
Физика – наука экспериментальная, это факт.
Отсутствие эксперимента на уроках физики
превращает ее из науки экспериментальной
в науку «мелодраматическую», то есть «меловую».
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
без помощи учителя».
Э. Хаббард
Первая задача – это мотивация.
Вторая задаче – научность знаний,
(двигаться от простого к сложному.)
Третья задача – творчество.
1. Задачи физического эксперимента
2. Виды физического эксперимента
3. Требования к физическому эксперименту
4. Техника физического эксперимента и методика его проведения
5. Результаты физического эксперимента
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди приоритетных целей и задач физического образования называется цель «приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений» (стандарт).
Физический эксперимент в школе применяется в следующих видах :
Демонстрационный эксперимент, который проводит учитель;
Фронтальный эксперимент, лабораторные работы, выполняемые учащимися в процессе изучения программного материала;
Физический практикум - работы, выполняемые учащимися в завершение предыдущих разделов курса физики или в конце всего школьного курса физики;
Экспериментальные задачи - внеклассные физические опыты: кружки, конференции, домашние экспериментальные работы.
Эта классификация складывалась постепенно: в начале был только демонстрационный эксперимент, потом ( в конце XIX в.) возникла идея фронтального физического эксперимента, которая окончательно реализовалась в школе только в 50-е гг. ХХ в., затем, 60-е гг. ХХ в был введен в школе физический практикум (1957 г.) . Сейчас школьный физический эксперимент продолжает развивается различными путями. Во-первых, возникают новые приборы, методы демонстрирования и т.п., т.е. развивается техника, применяемая в эксперименте, развивается и методика проведения эксперимента, что может вносить некоторые добавления в приведенную выше классификацию.
Основное место занимает демонстрационный эксперимент, который присутствует в том или ином виде на каждом уроке физике, демонстрируя физические явления, процессы и закономерности, Учащиеся, наблюдая, обсуждая и вникая в сущность демонстрируемого, видя и мысленно «повторяя» действия учителя при демонстрации опыта, получают и первоначальные экспериментальные умения. Следует иметь в виду, что эти умения складываются не только из того, что будет делать школьник своими руками. Даже не выполняя фронтальные лабораторные работы и работы физического практикума, школьники с помощью демонстрационного эксперимента знакомятся с экспериментальным методом в физике. А привлекая учащихся к выполнению хотя бы части демонстраций их вариантов., вызывая их для повторения того или иного опыта (или какого-то его варианта), учитель обучает их каким-то экспериментальным умениям.
Перечень фронтальных лабораторных работ приводятся в стандарте общего образования. Их достаточно много, они предусмотрены практически по каждой теме курса физики. Фронтальные лабораторные работы связаны хронологически с изучаемым материалом, рассчитаны на один урок, их можно классифицировать и выделить группы работ по:
- наблюдению физических явлений (взаимодействие магнитов, интерференция и др.);
- ознакомлению с приборами и выполнению с их помощью прямых измерений (измерение силы тока, напряжения, массы тела и др.);
-выполнению косвенных измерений физических величин (измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра, измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока и др.);
- установлению зависимостей между физическими величинами, описывающими какой-то физический процесс (исследование зависимости между силой тока и напряжением, между параметрами состояния идеального газа и др.);
- сборке и ознакомлению с принципом действия некоторых технических установок и приборов (сборка электромагнитного реле, детекторного радиоприемника и др.).
В зависимости от дидактических задач, которые решаются с помощью фронтальных лабораторных работ, их можно разделить на иллюстративные (проверочные) и исследовательские (эвристические).
Иллюстративные работы выполняются с целью «проверки» изученных закономерностей или полученного дедуктивного вывода.
Исследовательские работы выполняются с целью проверки гипотез и получения новых знаний, они могут служить основой индуктивного вывода.
Отчет учащихся о работе должен содержать:
Название работы.
Цель.
Перечень приборов и материалов.
Рисунок установки, схему цепи (там, где это необходимо).
Таблицу значений измеряемых величин с указанием их единиц и погрешностей измерений.
Вычисления (необходимые формулы и расчеты).
Вычисление погрешностей результата.
Анализ результатов и выводы.
Физический практикум в программу по физике был введен только в 1957 г. Практически этот вид занятий стал внедряться после того, как были разработаны необходимое оборудование, методика проведения этих работ. В решении этой проблемы велика роль А.А. Покровского и И.М. Румянцева.
Физический практикум проводится с целью повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики; развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента; формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом.
Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, иногда - в конце первого и второго полугодий, и включает серию опытов по той или иной теме.
Несмотря на то, что изучаемые зависимости уже известны учащимся и в этом смысле работы носят иллюстративный характер, но тем не менее деятельность учащихся может быть организована в логике экспериментального исследования. В этом случае они планируют эксперимент, подбирают и обосновывают выбор приборов и т.д.
Экспериментальные задачи. Домашние экспериментальные и лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.
Главные задачи экспериментальных работ:
- формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;
- формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;
- формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;
- формирование самостоятельности и активности.
Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы в зависимости от используемого при их выполнении оборудования:
- работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.;
- работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.);
- работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью.
Давно рекомендовано учащимся иметь домашнюю лабораторию. В нее включались в первую очередь линейки, мензурка, воронка, весы, разновесы, динамометр, трибометр, магнит, часы с секундной стрелкой, железные опилки, трубки, провода, батарейка, лампочка. Однако, несмотря на то, что в набор включены весьма простые приборы, это предложение не получило распространения.
Для организации домашней экспериментальной работы учащихся можно использовать так называемую мини-лабораторию, предложенную учителем-методистом Е.С. Объедковым, в которую входят многие предметы домашнего обихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.), что доступно практически каждому школьнику. Е.С. Объедков разработал весьма большое число интересных и полезных опытов с этим оборудованием.
Кроме того, промышленностью выпускаются различные конструкторы (по оптике, электричеству, электромагнетизму), которые могут быть использованы для домашнего эксперимента.
В последнее время появились фирмы, выпускающие школьное оборудование в виде как комплектов, так и отдельных приборов. Простейшие из этих приборов могут оказаться доступными для приобретения учащимися и войти в состав домашней лаборатории.
Появилась также возможность использовать ЭВМ для проведения в домашних условиях Модельного эксперимента. Понятно, что соответствующие задания могут быть предложены тем учащимся, у которых дома есть компьютер и программно-педагогические средства.
Учащимся старших классов целесообразно предлагать работы более высокого уровня: конструкторские, исследовательские.
Результаты выполненных работ должны быть соответствующим образом оформлены (так, как это делается при выполнении фронтальных лабораторных работ). Их следует обязательно обсудить и проанализировать на уроке.
Экспериментальные задачи - физические задачи, постановка и решение которых связаны с экспериментом: с различными измерениями, воспроизведением физических явлений, наблюдениями за физическими процессами, сборкой установок электрических цепей и т.д.
Большинство таких задач строится так, чтобы в ходе решения ученик сначала высказал предложения, обосновал умозрительные выводы, а потом проверил их опытом. Такое построение вызывает у учеников большой интерес к задачам и при правильном решении большое удовлетворение своими знаниями.
Экспериментальные задачи можно разделить на следующие виды:
- Задачи, в которых для получения ответа приходится либо измерять необходимые физические величины, либо использовать паспортные данные приборов, либо экспериментально проверять эти данные.
- Задачи, в которых ученики самостоятельна устанавливают зависимость и взаимосвязь между конкретными физическими величинами.
- Задачи, в условии которых дано описание опыта, а ученик должен предсказать его результат.
- Задачи, в которых ученик должен с помощью данных ему приборов и принадлежностей показать конкретное физическое явление без указаний на то, как это сделать, или собрать электрическую цепь. Сконструировать установку из готовых деталей в соответствии с условиями задачи.
- Задачи на глазомерное определение физических величин с последующей экспериментальной проверкой правильности результата.
- Задачи с производственным содержанием, в которых решаются конкретные практические вопросы.
Значение экспериментальных задач в том, что они повышают активность учащихся на уроке, способствуют устранения формализма в знаниях, приобретению навыков исследовательского характера, формируют критический подход к оценке результатов измерений.
Требования к школьному физическому эксперименту
Экспериментальный метод в преподавании физики в средней школе является одним из основных методов обучения физики. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познаванию физических явлений. Закономерностей и процессов в науке - физике. А метод обучения есть отражение метода познания в деятельности, которая называется обучением. Как велико значение демонстрационного метода в науке физике, так оно велико в обучении физике, в преподавании учебного предмета «физика». Специфика демонстрационного метода в его наглядности, убедительности и в педагогической эффективности.
Видимость всеми учащимися класса. Учащиеся должны видеть все детали опыта. Для обеспечения видимости опытов демонстрационные приборы должны быть достаточно больших размеров, а если это невозможно, то следует применять специальные способы, обеспечивающие их видимость.
Наглядность - предполагает ясную и понятную постановку демонстрируемого опыта. Это достигается тем, что в демонстрационной установке удаляются или скрываются не столь существенные детали, выбирается такой вариант опыта. Который будет легче всего понят учащимися. Идеалом является тот случай, когда учащиеся с первого взгляда как бы все понимают в установке, а учитель еще дополняет это «понимание» своим рассказом, указаниями, как и где сосредоточить свое внимание при наблюдении опыта.
Кратковременность опыта - обосновывают тем, что в учебном процессе дорога каждая минута. Действительно. Время дорого. Но в показе демонстрации основное не экономия времени, а обеспечение наглядности и видимости опыта. Опыт должен длиться столько времени, сколько нужно для показа явления.
Выразительность и эмоциональность. – эксперимент должен вызывать удивление и восторг учащихся при наблюдении действий учителя.
Занимательность - эксперимент должен вызывать интерес у учащихся .
Надежность эксперимента - возможность повторного его показа (уверенность учителя в том, что эксперимент может быть осуществлен еше раз).
Убедительность эксперимента - просмотр эксперимента не должен приводить к двойственному или неправильному толкованию, а убедительно показывать то, что следовало показать.
Соответствие правилам безопасности.
Техника школьного физического эксперимента и методика его проведения
При подготовке демонстрационного эксперимента к уроку учитель обычно выполняет следующую последовательность действий:
- определяет дидактическую цель опыта и его место в структуре урока или этапе урока;
- четко формулирует, какое явление, или свойство вещества, или устройство собирается демонстрировать;
- определяет элементы экспериментальной установки: объект исследования, воздействующий элемент, управляющий элемент, индикатор;
- составляет принципиальную схему экспериментальной установки;
- определяет методом прикидки параметры элементов экспериментальной установки;
- выбирает вариант экспериментальной установки и подбирает приборы, руководствуясь их эксплуатационными возможностями и дидактическими требованиями к демонстрационному эксперименту;
- собирает демонстрационную установку;
- продумывает расположение приборов на демонстрационном столе и подбирает средства, позволяющие обеспечить наилучшую видимость демонстрации.
Каждый демонстрационный опыт должен готовиться и проверяться заранее, до урока. Готовую демонстрацию можно перенести на подвижный столик, а непосредственно перед уроком вынести в класс и переставить на демонстрационный стол.
Технология демонстрационного опыта предполагает определение этапов этой работы, которые должны следовать один за другим и при их правильном выполнении привести к конечному, запланированному результату.
Демонстрационный эксперимент может использоваться на уроках физики для решения таких дидактических задач, как:
- мотивация изучения нового материала;
- выдвижение познавательной задачи;
- создание проблемной ситуации;
- проверка гипотезы;
- получение индуктивного вывода;
- проверка дедуктивного вывода (теоретического предсказания, выведения следствия и т.п.);
- иллюстрация объяснения учителя.
Результаты школьного физического эксперимента
- создание мотивации и организация внимания учащихся;
- формулирование познавательной задачи;
- описание экспериментальной установки;
- выделение объекта наблюдения;
- выполнение эксперимента, при необходимости его повторение;
- фиксация результатов эксперимента;
- анализ и обсуждение результатов; выводы.
В зависимости от целей эксперимента и подготовки учащихся учитель выполняет эти этапы сам или привлекает учащихся, что предпочтительнее. В любом случае учащихся следует привлекать к выдвижению гипотезы, к обоснованию выбора приборов для экспериментальной установки, к фиксации и анализу результатов опыта.
На базе показанного опыта учащимся могут быть предложены как качественные, так и количественные задачи, экспериментальные задания. Эксперимент может провести сам учитель либо вызванный ученик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Содержание личностного ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности...
Теоретико-методологические основы обучения технике бега на короткие дистанции
· Цель и задачи обучения технике бега на короткие дистанции· Методическая последовательность обучения·...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Методологические основы построения содержания школьного курса математики
Методологические основы построения содержания школьного курса математики...

Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»
Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все раз...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
Статья для работников коррекционных школ...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
В статье рассказывается о психолого-педагогическом сопровождении в коррекционной школе...